Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 735

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление.

Глава 3. Теория потребительского спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

Глава 1. Введение в микроэкономику

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории

1.2. Методы экономического анализа

1.3. Логическая структура курса

Часть I. Предложение и спрос.

Глава 2. Теория производства и предложения благ

2.1. Производственная функция и техническая результативность производства

2.2. Затраты производства и функция затрат

2.3. Прибыль и условия ее максимизации

2.4. Функция предложения и излишек производителя

Глава 3. Теория потребительского спроса

3.1. Построение функции спроса на основе гипотез количественного измерения полезности (кардиналистская концепция)

3.2. Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)

3.3. Эффект замены и эффект дохода

3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7

3.5. Выявление предпочтений потребителя

3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности

4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования

4.3. Величина равновесной цены

4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции

4.5. Последствия государственного регулирования цен

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

5.1. Цена, максимизирующая прибыль

5.2. Ценовая дискриминация

5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли

5.4. Отсутствие функции предложения

5.5. Последствия государственного регулирования

Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции

6.1. Монополистическая конкуренция

6.2. Олигополия предложения

6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага

6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага

6.3. Олигополия в свете теории игр

Глава 7. Ценообразование факторов производства

7.1. Предложение факторов производства

7.2. Спрос на факторы производства

7.3. Прокатная цена фактора производства

7.4. Функциональное распределение результатов производства

7.5. Капитальная цена фактора производства

Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

8.1. Цены частичного и общего равновесия

8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса

8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние

8.4. Первая теорема общественного благосостояния

8.5. Вторая теорема общественного благосостояния

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

9.1. Причины отказов рынка

9.2. Интернализация внешних эффектов

9.3. Производство общественных благ

9.4. Асимметричность информации

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

10.1. Основы международного разделения труда

10.1.1. Исходная модель Рикардо

10.1.2. Усовершенствованная модель Рикардо

10.1.3. Модель Хекшера-Олина

10.2. Теория импортных пошлин

10.3. Ценообразование на валютном рынке

3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7

При выделении эффекта замены по Хиксу из общего эффекта изменения цены (см. рис. 3.11) определяется приращение бюджета потребителя, необходимое для сохранения его благосостояния неизменным. Это приращение называют компенсационным изменением дохода. Его величину можно рассчитать, умножив вертикальное расстояние между двумя параллельными бюджетными линиями на цену товара, располагаемого на оси ординат. Для упрощения примем цену этого товара за единицу. Тогда в верхней части рис. 3.17 отрезок M0 представляет величину номинального бюджета потребителя, а отрезок MkM - величину компенсационного изменения дохода.

Рис. 3.17. Компенсационное изменение дохода

В нижней части рис. 3.17 построены соответствующие заданным предпочтениям потребителя кривые спроса по Маршаллу (DМ) и по Хиксу (DH).

Докажем, что величина компенсационного изменения дохода равна приращению излишка потребителя, измеренному по кривой спроса Хикса, т.е. длина отрезка MkM в верхней части рис. 3.17 равна площади PB1GFPB0 в нижней его части, равны одному и тому же числу.

Расходы на покупку блага В при цене PB0 соответствуют в верхней части рис. 3.17 отрезку Mm0 (произведению катета m0E0 = QB0 на tg=PB0), а в нижней части - площади PB0FQB00.

Расходы на покупку блага В после повышения цены до PB1 и компенсации бюджета по Хиксу соответствуют в верхней части рис. 3.17 отрезку Mkm1 (произведение катета m1E' = Q'B на tg=PB1), а в нижней части - площади PB1GQ'B0.

Если в нижней части рис. 3.17 к площади прямоугольника PB1GQ'B0 прибавить площадь трапеции GFQB0Q'B и из полученной суммы вычесть площадь прямоугольника PB0FQB00, то получим приращение излишка потребителя, измеренного по кривой спроса Хикса - площадь PB1GFPB0.

Если в верхней части рис. 3.17 к отрезку Mkm1 прибавить отрезок m1m0 и из полученной суммы вычесть отрезок Mm0, то получится отрезок MkM.

Поэтому если длина отрезка m1m0 равна площади трапеции GFQB0Q'B, то отрезок MkM равен приращению излишка потребителя по кривой спроса Хикса.


Рис. 3.18. Фрагмент рисунка 3.17

Интересующий нас фрагмент рис. 3.17 отдельно представлен на рис. 3.18. Из существа кривой безразличия U0 следует: когда потребитель имеет Q'B единиц товара В, тогда за следующую единицу этого товара он согласен заплатить не больше m1a денег; еще за одну единицу он отдаст не больше ab единиц и т.д. Следовательно, отрезок m1m0 представляет максимальную сумму денег, которую индивид согласен заплатить за прирост потребления блага В на (QВО - Q'B) при компенсации дохода по Хиксу после повышения цены этого блага. Таков же смысл площади трапеции GFQB0Q'B. Следовательно, компенсационное изменение дохода равно изменению потребительского излишка по кривой спроса по Хиксу.

Так как кривая спроса по Хиксу круче кривой спроса по Маршаллу, то при повышении цены изменение потребительского излишка по первой больше его изменения по второй (площадь PB1GFPB0 больше площади PB1LFPB0), т.е. компенсационное изменение дохода превышает приращение «классического» (по кривой спроса по Маршаллу) потребительского излишка. Соответственно при снижении цены соотношение этих величин обратное.

Воздействие изменения цены товара на благосостояние потребителя можно также измерить посредством эквивалентного изменения дохода - максимальной суммы денег, которую потребитель согласен заплатить за предотвращение изменения цены. Эквивалентное изменение дохода представлено в верхней части рис. 3.19 отрезком MMe: если бюджет потребителя уменьшится на MMe единиц, то он окажется на той же кривой безразличия, на которой он будет после повышения цены товара В. В случае повышения цены потребитель купит набор Е1, содержащий QB1 единиц товара В. В исходной системе цен для обеспечения благосостояния на уровне U1 нужно купить набор Е', т.е. после эквивалентного изменения дохода потребитель покупает Q'B ед. блага В.


Рис. 3.19. Эквивалентное изменение дохода

На основе аналогичных выше проведенным рассуждений можно доказать, что отрезок MMe равен площади PB1GHPB0, т.е. эквивалентное изменение дохода тоже равно изменению потребительского излишка по кривой спроса по Хиксу. Но в этом случае последняя строится на основе кривой безразличия, соответствующей благосостоянию индивида при повышении цены, и изменение потребительского излишка по кривой спроса по Хиксу оказывается меньше, чем по кривой спроса по Маршаллу (площадь PB1GHPB0 меньше площади PB1GFPB0).

Общий вывод из проведенного в данном разделе анализа таков. При повышении цены товара эквивалентное изменении дохода (EV) меньше приращения потребительского излишка по кривой спроса Маршалла (R), которое меньше компенсационного изменения дохода (CV):EV < R < CV. Соответственно при снижении цены товара соотношение между рассматриваемыми величинами выражается неравенством: CV < R < EV.

При небольших изменениях цены различия между величинами CV, R и EV незначительны.

Как правило, компенсационное изменение дохода не равно эквивалентному. Это объясняется тем, что ценность денег для потребителя зависит от величины его реального бюджета. При повышении цены товара размер необходимой компенсации определяется с позиций реально обедневшего индивида, а эквивалентное изменение дохода он определяет при исходном уровне благосостояния.

Компенсационное изменение дохода равно эквивалентному, а следовательно, и изменению потребительского излишка по кривой спроса Маршалла при квазилинейных предпочтениях потребителя, когда спрос на товар не зависит от бюджета, например, при функции полезности U = QA + QB0,5.



3.5. Выявление предпочтений потребителя

В 3.1 и 3.2 индивиду присваивалась количественная или порядковая функция полезности, из максимизации которой при заданном бюджетном ограничении выводилась функция индивидуального спроса, определяющая поведение потребителя на рынке благ.

Рассмотрим теперь проблему в обратной последовательности: можно ли на основе наблюдений за поведением потребителя на рынке благ заключить, что при составлении плана покупок он максимизирует нечто (полезность, удовлетворенность, благосостояние), и установить зависимость максимизируемой категории от определяющих ее факторов? Будем полагать, что предпочтения индивида за период наблюдения за ним не меняются. Объект наблюдения - количества покупаемых благ при независящих от покупателя ценах и заданном бюджете.

Для максимизирующего нечто потребителя характерно то, что он из всех доступных ему наборов благ всегда выбирает наилучший, максимизирующий целевой показатель.

В наиболее простом случае - при фиксированном бюджете и неизменных ценах - потребитель, стремится к максимизации, должен выбирать один и тот же набор благ при каждой покупке; если при неизменных условиях он переходит от одного набора к другому, то это не соответствует поведению такого потребителя.

Сложнее обстоит дело, когда между двумя моментами наблюдения изменяются доход потребителя и цены благ. В этом случае стремление потребителя к максимизации полезности при распределении бюджета между различными благами проявляется в том, что он переходит от одной потребительской корзины к другой только тогда, когда в момент выбора первой вторая была ему экономически недоступна.

В табл. 3.2. представлены результаты трех наблюдений за поведением потребителя, покупающего два блага А и В при различных ценах и размерах бюджета (рис. 3.20).

Таблица 3.2

Результаты наблюдения за покупателем двух благ

Наблюдение

PA

PB

QA

QB

M

I

4

5

12

6,4

80

II

6

3

5,6

12,8

72

III a

8

2

4

16

64

III b

8

2

3

20

64