Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 701

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление.

Глава 3. Теория потребительского спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

Глава 1. Введение в микроэкономику

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории

1.2. Методы экономического анализа

1.3. Логическая структура курса

Часть I. Предложение и спрос.

Глава 2. Теория производства и предложения благ

2.1. Производственная функция и техническая результативность производства

2.2. Затраты производства и функция затрат

2.3. Прибыль и условия ее максимизации

2.4. Функция предложения и излишек производителя

Глава 3. Теория потребительского спроса

3.1. Построение функции спроса на основе гипотез количественного измерения полезности (кардиналистская концепция)

3.2. Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)

3.3. Эффект замены и эффект дохода

3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7

3.5. Выявление предпочтений потребителя

3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности

4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования

4.3. Величина равновесной цены

4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции

4.5. Последствия государственного регулирования цен

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

5.1. Цена, максимизирующая прибыль

5.2. Ценовая дискриминация

5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли

5.4. Отсутствие функции предложения

5.5. Последствия государственного регулирования

Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции

6.1. Монополистическая конкуренция

6.2. Олигополия предложения

6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага

6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага

6.3. Олигополия в свете теории игр

Глава 7. Ценообразование факторов производства

7.1. Предложение факторов производства

7.2. Спрос на факторы производства

7.3. Прокатная цена фактора производства

7.4. Функциональное распределение результатов производства

7.5. Капитальная цена фактора производства

Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

8.1. Цены частичного и общего равновесия

8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса

8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние

8.4. Первая теорема общественного благосостояния

8.5. Вторая теорема общественного благосостояния

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

9.1. Причины отказов рынка

9.2. Интернализация внешних эффектов

9.3. Производство общественных благ

9.4. Асимметричность информации

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

10.1. Основы международного разделения труда

10.1.1. Исходная модель Рикардо

10.1.2. Усовершенствованная модель Рикардо

10.1.3. Модель Хекшера-Олина

10.2. Теория импортных пошлин

10.3. Ценообразование на валютном рынке

Рис. 3.20. Выявление предпочтений потребителя

Из первых двух наблюдений можно сделать вывод, что поведение потребителя соответствует стремлению к максимизации полезности покупаемого набора: когда он покупал набор I, ему был недоступен набор II (точка II расположена выше первой бюджетной линии); в момент второго наблюдения экономические условия позволяли приобрести набор II и потребитель реализовал эту возможность.

Если при третьем наблюдении потребитель выбирает набор III а, то он нарушает правило максимизации: этот набор он мог купить и в условиях наблюдения II (6·4 + 3·16 = 72). Потребитель, стремящийся к максимизации, должен в условиях третьего наблюдения выбрать набор, недоступный при предыдущих наблюдениях, например, набор III б.

Когда потребительская корзина содержит более двух благ, представлять результаты наблюдения за покупателем в графическом виде нецелесообразно. В этом случае для анализа его поведения используют табличную форму. В качестве примера в табл. 3.3 приведены данные о расходах на покупку трех видов благ.

Таблица 3.3

Результаты наблюдения за покупателем трех благ, стремящемся к максимизации полезности

Наблюдение

PA

PB

PC

QA

QB

QC

M

I

15

10

12

40

36

20

1200

II

20

10

14,5

34

43

20

1400

III

20

10

15

38

44

20

1500

IV

32,5

11

15

26

50

27

1800


Чтобы узнать, стремиться ли покупатель к максимизации полезности, посмотрим, были ли ему доступны другие наборы благ в момент покупки одного из них. Для этого в правой части табл. 3.4 представлена стоимость каждой потребительской корзины в каждой системе цен. По диагонали располагаются суммы, уплаченные в момент наблюдения. Остальные цифры в каждой строке показывают стоимость других наборов благ в действовавших на момент наблюдения ценах. Цифры, отмеченные звездочкой, представляют те наборы, которые потребитель мог купить, но предпочел им другой набор.

Таблица 3.4

Стоимость потребительских корзин при различных системах цен

M

Цена

Корзина (QA; QB; QC)

PA

PB

PC

I: (40; 36; 20)

II: (34; 43; 20)

III: (38; 44; 20)

IV: (26; 50; 27)

1200

15

10

12

1200

1180*

1250

1214*

1400

20

10

14,5

1450

1400

1490

1411,5

1500

20

10

15

1460*

1410*

1500

1425

1800

32,5

11

15

1996

1878

2019

1800


На основе первого наблюдения можно сделать вывод, что потребитель предпочитает корзину I корзине II: он мог купить этот набор, но выбрал корзину I. Второе и четвертое наблюдения ничего не говорят о предпочтениях индивида. Из третьего наблюдения следует, что среди всех рассмотренных наборов самым полезным для потребителя является набор III. В целом поведение данного индивида на рынке благ не противоречит принципу максимизации.

В табл. 3.5 и 3.6 приведены данные о покупках индивида, поведение которого не соответствует принципу максимизации.

Таблица 3.5

Результаты наблюдения за покупателем трех благ, не стремящимся к максимизации полезности

Наблюдение

PA

PB

PC

QA

QB

QC

M

I

15

10

12

40

36

20

1200

II

20

10

14,5

34

43

20

1400

III

20

10

15

15

75

30

1500

IV

32,5

11

15

26

50

25

1800

Таблица 3.6

Стоимость потребительских корзин при различных системах цен


M

Цена

Корзина (QA; QB; QC)

PA

PB

PC

I: (40; 36; 20)

II: (34; 43; 20)

III: (15; 70; 30)

IV: (26; 50; 27)

1200

15

10

12

1200

1180*

1335

1214*

1400

20

10

14,5

1450

1400

1485

1411,5

1500

20

10

15

1460

1410*

1500

1425*

1800

32,5

11

15

1996

1878

1762,5*

1800

Из табл. 3.6 следует, что при третьем наблюдении потребитель предпочел корзину III корзине IV, а в условиях четвертого он выбрал корзину IV, хотя мог купить корзину III. Следовательно, потребитель не имеет критерия максимизации. Формальным показателем несоблюдения правила максимизации является наличие в правой части табл. 3.6 одновременно двух отмеченных звездочками чисел, одно из которых расположено на пересечении столбца i и строки j, а второе на пересечении строки i и столбца j (в рассматриваемом примере эти цифры выделены курсивом).


Разобраться в этом Вам поможет 3.11.

На основе наблюдений потребителем, стремящимся к максимизации можно вывести его функцию полезности. Так, данные представленные в табл. 3.3 свидетельствуют о том, что при изменении цен и дохода потребитель практически не меняет пропорцию распределения бюджета между отдельными благами (табл. 3.7).

Таблица 3.7

Распределение бюджета между отдельными благами

Наблюдение

M

PAQA

PBQB

PCQC

I

1200 (100)

600 (50)

360 (30)

240 (20)

II

1400 (100)

680 (48,6)

430 (30,7)

290 (20,7)

III

1500 (100)

760 (50,7)

440 (29,3)

300 (20)

IV

1800 (100)

875 (48,6)

550 (30,6)

375 (20,8)

Примечание: В скобках даны значения в процентах.

Такое поведение, как было показано в 3.1, соответствует максимизации функции полезности U = QA0,5QB0,3QC0,2 и получаемым из нее функциям спроса