Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 724

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление.

Глава 3. Теория потребительского спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

Глава 1. Введение в микроэкономику

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории

1.2. Методы экономического анализа

1.3. Логическая структура курса

Часть I. Предложение и спрос.

Глава 2. Теория производства и предложения благ

2.1. Производственная функция и техническая результативность производства

2.2. Затраты производства и функция затрат

2.3. Прибыль и условия ее максимизации

2.4. Функция предложения и излишек производителя

Глава 3. Теория потребительского спроса

3.1. Построение функции спроса на основе гипотез количественного измерения полезности (кардиналистская концепция)

3.2. Построение функции спроса на основе гипотез порядкового измерения полезности (ординалистская концепция)

3.3. Эффект замены и эффект дохода

3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7

3.5. Выявление предпочтений потребителя

3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса

Часть II. Цена отраслевого равновесия

Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности

4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования

4.3. Величина равновесной цены

4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции

4.5. Последствия государственного регулирования цен

Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке

5.1. Цена, максимизирующая прибыль

5.2. Ценовая дискриминация

5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли

5.4. Отсутствие функции предложения

5.5. Последствия государственного регулирования

Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции

6.1. Монополистическая конкуренция

6.2. Олигополия предложения

6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага

6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага

6.3. Олигополия в свете теории игр

Глава 7. Ценообразование факторов производства

7.1. Предложение факторов производства

7.2. Спрос на факторы производства

7.3. Прокатная цена фактора производства

7.4. Функциональное распределение результатов производства

7.5. Капитальная цена фактора производства

Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

8.1. Цены частичного и общего равновесия

8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса

8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние

8.4. Первая теорема общественного благосостояния

8.5. Вторая теорема общественного благосостояния

Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства

9.1. Причины отказов рынка

9.2. Интернализация внешних эффектов

9.3. Производство общественных благ

9.4. Асимметричность информации

Глава 10. Микроэкономика внешней торговли

10.1. Основы международного разделения труда

10.1.1. Исходная модель Рикардо

10.1.2. Усовершенствованная модель Рикардо

10.1.3. Модель Хекшера-Олина

10.2. Теория импортных пошлин

10.3. Ценообразование на валютном рынке

При функции полезности, представленной выражением (3.8), функция Лагранжа имеет вид

.

Она достигает максимума при

Разделив уравнение (1) на уравнение (2), после преобразований получим

.

(4)

При делении уравнения (1) на уравнение (3) имеем:

.

(5)

Подставим в бюджетное уравнение правые части выражений (4) и (5)

.

(6)

Решив равенство (6) относительно QA, получим функцию спроса на товар A

.

(7)

Заменив в выражениях (4) и (5) QA на его значение в выражении (7), найдем функции спроса на другие товары

;


.

При функции полезности, представленной выражением (3.9), функция Лагранжа имеет вид

.

Условиями ее максимизации являются

(8)

(9)

Из условий (8) и (9) следует, что: . Подставим это значениеQS в бюджетное уравнение и решим его относительно QH, тогда

Теперь

.

При функции полезности, представленной выражением (3.10), функция Лагранжа имеет вид

.

Она достигает максимума при

.


Из бюджетного уравнения получаем

.


Часть II. Цена отраслевого равновесия

Рассмотренные выше функции предложения и спроса представляют планы производителей и потребителей продать или купить определенное количество некоторого блага при заданных значениях аргументов функции. Согласование планов продавцов и покупателей происходит на рынке.

Рынок - это социально-экономический институт, обеспечивающий возможность осуществить торговую сделку. Поскольку объекты сделок и условия их осуществления многообразны, то существует множество типов рынков.

По объектам сделок различают рынки потребительских товаров, факторов производства и финансовых инструментов (ценных бумаг).

Условия осуществления сделок зависят от того:

  • является ли рынок открытым для всех желающих участвовать в торговле или доступ на него ограничен (открытые и закрытые рынки);

  • обладают ли все участники торга полной информацией о свойствах товара и предлагаемых ценах или она распределена ассиметрично (рынки с симметричной и ассиметричной информацией);

  • торгуют ли на рынке товаром, каждая единица которого ничем не отличается от другой, или потребители видят различия в отдельных экземплярах данного вида товара (рынки гомогенного и гетерогенного товаров).

Существенное влияние на условия торговых сделок оказывает число покупателей и продавцов на рынке. От того, присутствует ли на каждой из сторон рынка один, несколько или много субъектов, зависит способ согласования их планов. Говорят, что покупателей или продавцов «несколько», если при выработке стратегии своего поведения на рынке они могут учитывать возможные варианты ответных реакций конкурентов на свои действия. Когда из-за большого числа конкурентов такой учет невозможен, считается, что их «много». Всевозможные состояния, возникающие на рынке гомогенного товара при различных количественных сочетаниях продавцов и покупателей, приведены в таблице.

Типы рынков

Продавцы

Покупатели

один

несколько

много

Один

Двухсторонняя монополия

Ограниченная монополия

Монополия

Несколько

Ограниченная монопсония

Двухсторонняя олигополия

Олигополия предложения

Много

Монопсония

Олигополия спроса

Совершенная конкуренция

Определенное сочетание отдельных характеристик рынка образует его тип.

В процессе согласования планов продавцов и покупателей образуется цена товара, уравнивающая объемы его предложения и спроса, т.е. цена рыночного равновесия. Рыночное (отраслевое) равновесие - это состояние рынка, при котором планы продавцов и покупателей совпадают.

В этой части учебника исследуется механизм функционирования рынка отдельного товара с целью получить ответы на вопросы: как устанавливается рыночная цена и чему она равна?