Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 712
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 3. Теория потребительского спроса
Часть II. Цена отраслевого равновесия
Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции
Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке
Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства
Глава 10. Микроэкономика внешней торговли
Глава 1. Введение в микроэкономику
1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории
1.2. Методы экономического анализа
1.3. Логическая структура курса
Глава 2. Теория производства и предложения благ
2.1. Производственная функция и техническая результативность производства
2.2. Затраты производства и функция затрат
2.3. Прибыль и условия ее максимизации
2.4. Функция предложения и излишек производителя
Глава 3. Теория потребительского спроса
3.3. Эффект замены и эффект дохода
3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7
3.5. Выявление предпочтений потребителя
3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса
Часть II. Цена отраслевого равновесия
Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции
4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности
4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования
4.3. Величина равновесной цены
4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции
4.5. Последствия государственного регулирования цен
Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке
5.1. Цена, максимизирующая прибыль
5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли
5.4. Отсутствие функции предложения
5.5. Последствия государственного регулирования
Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции
6.1. Монополистическая конкуренция
6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага
6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага
6.3. Олигополия в свете теории игр
Глава 7. Ценообразование факторов производства
7.1. Предложение факторов производства
7.2. Спрос на факторы производства
7.3. Прокатная цена фактора производства
7.4. Функциональное распределение результатов производства
7.5. Капитальная цена фактора производства
Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние
8.1. Цены частичного и общего равновесия
8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса
8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние
8.4. Первая теорема общественного благосостояния
8.5. Вторая теорема общественного благосостояния
Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства
9.2. Интернализация внешних эффектов
9.3. Производство общественных благ
9.4. Асимметричность информации
Глава 10. Микроэкономика внешней торговли
10.1. Основы международного разделения труда
10.1.1. Исходная модель Рикардо
Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции
4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности
Рынок совершенной конкуренции – это открытый рынок гомогенного блага, на котором большому числу покупателей товар могут предлагать много продавцов и все участники торгов обладают полной информацией о ценах и объемах сделок. Чтобы определить, при какой цене на таком рынке установится равновесие, нужно приравнять друг к другу функции отраслевого спроса и предложения и решить равенство относительно цены.
Пусть рыночное предложение представлено функцией QS = -3 + 5Р, а рыночный спрос - QD = 32 - 2Р. Тогда цена равновесия определится из следующего равенства:
-3 + 5Р = 32 - 2Р Р* = 5.
При такой цене объем спроса равен объему предложения
Q* = 32 - 2·5 = -3 + 5·5 = 22.
Графическое определение отраслевого равновесия показано на рис. 4.1.
4.1 напомнит Вам о факторах, определяющих формирование спроса и предложения.
|
Наличие отраслевых функций спроса и предложения не гарантирует существования отраслевого равновесия (рис. 4.2). Ситуация, когда производители готовы поставить на рынок товар, а потребители согласны его покупать, но стороны рыночной сделки не могут прийти к согласию по вопросу о цене этого товара представлена на рис. 4.2, а. Такое часто случается при разработке дорогостоящих лекарств. В ситуации, отраженной на рис. 4.2, б, возникновению рынка препятствуют расхождения линей потребителей и производителей по поводу объема продаж; это например объясняет, почему авиакомпании не обслуживают небольшие населенные пункты. |
|
Цена равновесия обеспечивает максимально возможный при заданных функциях спроса и предложения объем продаж. Наглядно (рис. 4.3). При Р > Р* объем спроса (QD) меньше, а объем предложения QS больше Q* и на рынке возникает избыток (рис. 4.3, а). При Р < Р*, наоборот, объем предложения меньше, а объем спроса больше Q* и образуется дефицит (рис. 4.3, б). Объем продаж при неравновесных ценах определяется «короткой» стороной рынка: при избытке «укороченным» спросом покупателей, при дефиците «укороченным» предложением продавцов. |
|
В состоянии отраслевого равновесия сумма излишков потребителей и производителей (площадь треугольника mEg на рис. 4.1) достигает максимума. Это означает, что в состоянии равновесия участники рыночных сделок имеют наибольший суммарный выигрыш. |
Законы спроса и предложения
Однажды установившееся равновесие не остается постоянным. В случае изменения спроса или предложения произойдет сдвиг их графиков и точка отраслевого равновесия займет новое положение.
Из рис. 4.4 следует, что при фиксированном предложении увеличение спроса (D0D1) сопровождается повышением равновесной цены (P0P1), а уменьшение спроса (D0D2) - ее снижением (P0P2).
|
|
|
Если при неизменном спросе на благо растет его предложение, то (рис. 4.5), цена равновесия снижается, а уменьшение предложения ведет к повышению цены.
Таким образом, при увеличении спроса цена блага повышается, а при росте предложения снижается, и наоборот. В этом суть законов спроса и предложения.
Когда происходят одновременные изменения спроса и предложения, тогда цена равновесия может изменяться в любом направлении (рис. 4.6, а, б) или оставаться на прежнем уровне (рис. 4.6, в) в зависимости от расстояния сдвигов линий спроса и предложения.
|
|
Проследите за этим: 4.2.
Прогнозирование цены на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения
Проведенный анализ реакции рыночной цены на изменения спроса и предложения выполнен при условии знания функций отраслевого спроса и предложения в явном виде. Однако спрогнозировать реакцию участников рыночных сделок на изменение цены от ее максимального значения до нуля практически очень трудно. В то же время в странах с развитой рыночной экономикой статистические и маркетинговые службы регулярно проводят расчеты коэффициентов прямой эластичности спроса и предложения по отдельным благам. Поскольку при небольших изменениях цены функции спроса и предложения допустимо считать линейными, то их явный вид около точки равновесия можно определить на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения по цене.
При линейной функции спроса QD=a-bPв состоянии равновесияeD= -b(P*/Q*), следовательно,b= -eD(Q*/P*). Тогда:a=QD+bP=Q* -eD(Q*/P*)P* =Q*(1 -eD).
Соответственно при линейной функции предложения QS=m+nPв точке равновесияeS=n(P*/Q*),n=eS(Q*/P*) . Тогдаm=Q* -eS(Q*/P*)P* =Q*(1 -eS).
Таким образом, зная равновесные значения цены и объема продаж (P*,Q*), а также коэффициенты прямой эластичности спроса и предложения (eDиeS), можно определить константы одноименных линейных функций и представить их алгебраический. При заданных в явном виде функциях спроса и предложения легко предсказать, как изменится цена в случае изменения предпочтений потребителей или затрат на производство блага.
Устойчивость и неустойчивость равновесия
Рыночное равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво.
|
Чтобы проверить, соответствует ли ситуация, представленная на рис. 4.7, устойчивому равновесию, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 - Q1. По поводу того, что произойдет вслед за этим, существуют две версии: Л. Вальраса и А. Маршалла. Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей они начнут снижать цену. По мере уменьшения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0,Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие. |
По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), фирмы получат прибыль, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рис. 4.7 представляет устойчивое рыночное равновесие.
По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно А.Маршаллу, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Однако два рассмотренных варианта диагностики устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного кривой спроса. Когда положения этих кривых не соответствуют «нормальным», оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и Маршаллу не совпадают. Четыре варианта таких состояний показаны на рис. 4.8.
|
Ситуации, представленные на рис. 4.8, а, в, могут возникнуть в условиях растущего эффекта масштаба, когда производители могут снижать цену предложения по мере увеличения выпуска. Положительный наклон кривой спроса в ситуациях показанных на рис. 4.8, б, г, может отражать парадокс Гиффена или эффект сноба. По Вальрасу отраслевое равновесие, представленное на рис. 4.8, а, является неустойчивым. Если цена поднимется до P1, то на рынке возникнет дефицит: QD > QS. В таких условиях конкуренция покупателей вызовет дальнейшее повышение цены. Если цена опустится до P0, то предложение превысит спрос, что по Вальрасу должно привести к дальнейшему понижению цены. По Маршаллу сочетание P*,Q* на рис. 4.8, а представляет устойчивое равновесие. При меньшем, чем Q*, предложении цена спроса окажется выше цены предложения, а это стимулирует увеличение выпуска. В случае превышения Q* цена спроса станет ниже цены предложения, поэтому оно уменьшится. |
В варианте, представленном на рис. 4.8, б, равновесие в точке P*,Q* по Вальрасу тоже не устойчиво, а по Маршаллу устойчиво по тем же причинам, которые были приведены для рис. 4.8, а.
Когда кривые спроса и предложения расположены так, как показано на рис. 4.8, в, по логике Вальраса равновесие в точке P*,Q* устойчиво, поскольку при P1 > Р* возникает избыток, а при P0 < Р* - дефицит. По логике Маршалла варианты отражают неустойчивое равновесие. Так как при Q < Q* цена предложения оказывается выше цены спроса, предложение будет уменьшаться, а в случае Q > Q* - наоборот.