Файл: Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - Микроэкономика, 4-е изд., 2006.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 693
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 3. Теория потребительского спроса
Часть II. Цена отраслевого равновесия
Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции
Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке
Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства
Глава 10. Микроэкономика внешней торговли
Глава 1. Введение в микроэкономику
1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории
1.2. Методы экономического анализа
1.3. Логическая структура курса
Глава 2. Теория производства и предложения благ
2.1. Производственная функция и техническая результативность производства
2.2. Затраты производства и функция затрат
2.3. Прибыль и условия ее максимизации
2.4. Функция предложения и излишек производителя
Глава 3. Теория потребительского спроса
3.3. Эффект замены и эффект дохода
3.4. Компенсационное и эквивалентное изменения дохода и излишки потребителя 7
3.5. Выявление предпочтений потребителя
3.6. Рыночный спрос и эластичность спроса
Часть II. Цена отраслевого равновесия
Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции
4.1. Отраслевое равновесие и его разновидности
4.2. «Паутинообразная» модель ценообразования
4.3. Величина равновесной цены
4.4. Особенности рынка совершенной конкуренции
4.5. Последствия государственного регулирования цен
Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке
5.1. Цена, максимизирующая прибыль
5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли
5.4. Отсутствие функции предложения
5.5. Последствия государственного регулирования
Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции
6.1. Монополистическая конкуренция
6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага
6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага
6.3. Олигополия в свете теории игр
Глава 7. Ценообразование факторов производства
7.1. Предложение факторов производства
7.2. Спрос на факторы производства
7.3. Прокатная цена фактора производства
7.4. Функциональное распределение результатов производства
7.5. Капитальная цена фактора производства
Глава 8. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние
8.1. Цены частичного и общего равновесия
8.2. Модель общего экономического равновесия Вальраса
8.3. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние
8.4. Первая теорема общественного благосостояния
8.5. Вторая теорема общественного благосостояния
Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства
9.2. Интернализация внешних эффектов
9.3. Производство общественных благ
9.4. Асимметричность информации
Глава 10. Микроэкономика внешней торговли
10.1. Основы международного разделения труда
10.1.1. Исходная модель Рикардо
Глава 9. Отказы рынка и аллокативная роль государства
В данной главе рассматриваются обстоятельства, препятствующие рыночному механизму обеспечивать оптимальное по Парето-эффективное использование производственного потенциала общества, и рассматриваются возможности государства воздействовать на межотраслевое распределение факторов производства.
9.1. Причины отказов рынка
Из проведенного в разд. 8.5 анализа можно заключить, что в рыночном хозяйстве для сочетания экономической эффективности с социальной справедливостью экономическая роль государства может ограничиваться дистрибутивной функцией. По ряду причин это не так. Назовем основные из них.
Во-первых, в ходе проведенного анализа не раз обращалось внимание на то, что оптимальная по Парето аллокация (межотраслевое распределение факторов производства и распределение благ между индивидами) возникает только на конкурентных рынках. Поскольку рыночный механизм сам по себе не исключает возможности возникновения монополий, а по мере развития технического прогресса становится все больше объективных и субъективных предпосылок монополизации производства, то к числу важнейших экономических задач государства относятся антимонопольная политика и регулирование деятельности естественных монополий. Основными экономическими инструментами воздействия государства на деятельность естественных монополий являются налоги и дотации, последствия введения которых были рассмотрены в разд. 5.1.
Во-вторых, до сих пор при исследовании механизма функционирования рыночного хозяйства неявно предполагалось, что рыночная цена, с одной стороны, отражает все затраты, возникающие в хозяйстве в связи с производством некоторого блага, а с другой, - характеризует всю полезность, извлекаемую потребителями из данного блага. В действительности при производстве и потреблении благ часто возникают внешние эффекты, не находящие отражение в ценах. Так, в издержках производства электроэнергии на Красноярской ГЭС не учитываются возросшие затраты жителей города на борьбу с коррозией, возникшие после строительства ГЭС из-за существенного повышения влажности атмосферы. С другой стороны, отпускная цена электроэнергии не отражает те выгоды, которые получили жители верховья Енисея в результате улучшения условий навигации.
Чтобы с позиций общества оценить экономические результаты определенного вида хозяйственной деятельности нужно, к частным затратам и доходам добавить внешние затраты и выгоды:
частный доход |
- |
частные затраты |
= |
частная прибыль |
+ |
|
+ |
|
+ |
внешние выгоды |
- |
внешние затраты |
= |
внешняя прибыль |
|
|
|||
доход общества |
- |
затраты общества |
= |
прибыль общества |
При наличии внешних затрат в нерегулируемом рыночном хозяйстве будет производиться и потребляться продукции больше оптимального для общества объема. Это иллюстрирует рис. 9.1, на котором кривые МСвн, МС и МСоб представляют, соответственно предельные внешние, предельные частные и предельные общественные затраты производства некоторого блага. Оптимальной для общества является комбинация P1,Q1, в то время как рыночное равновесие установится при P0,Q0. Площадь заштрихованного треугольника отображает чистые потери общества, возникающие из-за производства продукции больше Q0 ед.
|
Когда производство продукции сопровождается внешней выгодой, тогда выпуск, определяемый рынком, не достигает оптимальных с точки зрения общества размеров. Такая ситуация показана на рис. 9.2. Допустим, что изображенная на нем линия MR характеризует готовность абитуриентов платить за обучение в вузе. Она выражает предельную полезность обучения для желающих учиться. Но кроме индивидуальной полезности образование молодежи имеет и общественную полезность. Прямая MRоб отображает изменение общественной предельной полезности обучения студентов. Без субсидий государства в рассматриваемом случае будут учиться Q0 студентов, в то время как с позиций общества оптимальное число студентов равно Q1. |
|
В-третьих, до сих пор анализ механизма функционирования рыночного хозяйства основывался на предположении, что в экономике производится лишь одна категория благ - частные блага. Конституирующими характеристиками частных благ выступают два свойства: с одной стороны, они являются объектом конкуренции потребителей (частные блага «конкурентны»), с другой, для тех потребителей, которые не готовы заплатить за их обладание рыночную цену, они недоступны (частные блага «исключаемы»). Большинство экономических благ являются частными. Но кроме них существуют «неконкурентные» и «неисключаемые» блага, которые называются «общественными». Так, прослушивание радиопередачи одним обладателем радиоприемника не мешает слушать эту же передачу всем другим радиолюбителям (радиотрансляция «неконкурентна»). С другой стороны, у радиостанций нет возможности воспрепятствовать кому-то пользоваться её услугами на том основании, что он не оплатил их (радиотрансляция «неисключаема»). |
Классическими примерами общественных благ служат установление и поддержание общественного правопорядка, обеспечение национальной безопасности, строительство и эксплуатация маяков. «Неисключаемость» общественных благ приводит к тому, что их производство не может быть организовано на рыночных основах. Возместить затраты производства общественных благ можно лишь посредством системы налогообложения и государственного финансирования.
Кроме чисто частных и чисто общественных благ существуют промежуточные (смешанные) блага, не обладающие в полной мере ни свойствами частных, ни свойствами общественных благ. Классификация благ по вышеуказанным двум свойствам приведена в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Типы благ
|
конкурентны |
неконкурентны |
исключаемы |
частные блага |
смешанные блага I |
неисключаемы |
смешанные блага II |
общественные блага |
Когда производство «неконкурентных», но «исключаемых» благ регулируется рынком, тогда эти блага предоставляются обществу в меньшем по сравнению с оптимальным объеме. Так, затраты на создание и эксплуатацию кабельного телевидения не увеличиваются по мере подключения новых пользователей. Поэтому максимальную пользу от данного вида затрат общество получает при полном насыщении потребностей в этом виде услуг. Но при введении платы за пользование кабельным телевидением объем потребляемых услуг может оказаться меньше оптимального объема.
Противоположная ситуация возникает при использовании «конкурентных», но «неисключаемых» благ. К таковым прежде всего относятся природные ресурсы. При свободном доступе к этим ресурсам нередко возникает чрезмерная нагрузка на природную среду, доводящая её до разрушения.
В-четвертых, к числу условий, определяющих эффективное функционирование конкурентных рынков, относится симметричное распределение информации между покупателями и продавцами о всех обстоятельствах совершения сделок. В действительности, как уже отмечалось при анализе рынка олигополии, это не всегда так.
Рассмотрим основные методы решения проблем, возникающих при отказах рыночного механизма.
9.2. Интернализация внешних эффектов
Под внешним эффектом экономической активности субъекта подразумевается неопосредованное рынком или договором воздействие ее на экономическую активность других субъектов.
Если на рынке олигополии лидер меняет цену, то меняется объем выпуска не только лидера, но и аутсайдеров. Однако это не является примеров внешнего эффекта, так как изменение поведения лидера повлияло на аутсайдеров через механизм рынка.
При модельном представлении внешний эффект проявляется в том, что среди аргументов функции полезности или производственной функции одного субъекта появляется переменная, значение которой определяется другим субъектом.
Предположим, химический завод на каждую единицу изготавливаемых красителей сливает в реку h ед. отравляющих веществ. Чем меньше химический завод загрязняет реку, тем выше его затраты производства из-за расходов на очистные работы, т.е. его функция затрат производства имеет вид
|
|
|
Вследствие производственной деятельности химического завода у станции водоснабжения увеличиваются затраты на очистку воды и её функция затрат имеет вид
|
|
|
Хотя затраты производства станции водоснабжения зависят от величины загрязнений h, она в отличие от химического завода не может влиять на эту величину. Определим, к какой аллокации приведет конкурентный рынок в рассматриваемом примере.
Прибыль завода равна:
k = PkQk + Phh - Ck(Qk,h), Ph = 0.
Она достигает максимума при
|
;. |
|
(9.1) |