Файл: 1.Симфоническое творчество Дебюсси.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Симфоническое творчество Дебюсси

1) Дебюсси вывел франц. музыку в лидеры (Париж - музыкальный центр).

2) Дебюсси - основоположник антиромантизма

- отсутствие тем исповедальности, борьбы, одинокого героя

- отсутствие автобиографичности

3) Дебюсси первый повернул к мифологизму

- его герои - Фавн, Ундина, наяды, сирены

4) Карнавальная поэтика и концепция Игры

- видение мира через народно-праздничный пласт (как реакция на трагизм)

- истоки - средневековый карнавал

- примеры:

Кукольный кэк-уок 

Маски 

Менестрели

Празднества...

5) Влияния 

- Вагнер (Тристан, Парсифаль)

- русская музыка (Мусоргский, Борис Годунов)

- Бизе, Кармен  (соч. Дебюсси: Ворота Альгамбры, Вечер в Гренаде, Прерванная серенада, Иберия)

6) Дебюсси - основатель муз. импрессионизма (почти полностью перекликается с импрессионизмом в живописи)

- главная тема - пейзаж, шире, - внешний мир

- царство светового колорита у художников/царство тембрового колорита у Дебюсси

- поднял значение одного звучащего аккорда как сонорного элемента 

- художники избавились от точного рельефа/Дебюсси - от рельефной мелодии 

- в живописи исчез темный фон, густой мазок/у Дебюсси - плотная массивная фактура.

7) Дебюсси предвосхитил неоклассицизм 

- воскресил тип старинной сюиты

- фактуру клавирной музыки

- исп. старинные формы

8) В оркестровой музыке отошел от жанра симфонии, от сонатных принципов, создав тип полупрограммной одночастной или циклической пьесы, открыв эру импрессионистического оркестра (на первый план выходят деревянные духовые, струнные теряют главенствующую роль)  

Симфонические партитуры Дебюсси – «Послеполуденный отдых фавна» (1892), «Ноктюрны» (1897-1899), три симфонических эскиза «Море» (1903-1905), «Иберия» из серии «Образы» – принадлежат к его наиболее репертуарным сочинениям.

«Ноктюрны» представляют собой симфонический триптих: «Облака», «Празднества» и «Сирены». Цикл объединен тональным единством: I часть написана в h-moll, финал – в одноименном H-dur. Имеются также образные и интонационные связи: обе крайние части носят пейзажный характер (картины облаков и моря), они обрамляют жанровую среднюю часть танцевально-игрового склада.

Первый ноктюрн – «Облака» – задуман автором как картина «неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут облака».


В оркестровке ведущая роль принадлежит низким тембрам деревянных духовых и засурдиненным струнным. Особо выделяются многократно повторяемое «загадочное» соло английского рожка и холодноватые краски флейты. В группе медных инструментов – лишь квартет валторн.

Форма «Облаков» типична для Дебюсси – трехчастная с малоконтрастной серединой и сокращен­ной «угасающей» репризой синтетического склада.

Музыку экспозиции образуют два тематических элемента: нисходящие фразы кларнетов и фаготов, которым отвечает уже упомянутый краткий мотив-сигнал английского рожка, сменяющийся отдаленным отзву­ком валторн.

Средняя часть «Облаков» звучит прозрачно и чуть отрешенно. Меланхолически певучая мелодия флейты (и арфы) мерно движется по ступеням пентатонного звукоряда (на черных клави­шах); ее повторяют, как эхо, три солирующих струнных – скрипка, альт и виолончель

Заметно укороченная «синтетическая» реприза воспроизводит знакомые тематические элементы всех предшествующих разделов, но в иной последовательности.

Резкий контраст «Облакам» образует вторая пьеса цикла – «Празднества» – картина торжественного шествия, уличного лико­вания веселящейся толпы[1]. Здесь используется более мощный оркестровый состав с трубами и тромбонами, тарелками, литаврами и малым барабаном.

В противоположность смутным, статичным звучностям «Обла­ков», эта пьеса отличается сочностью песенно-танцевальных образов, близких итальянскому фольклору. Зажигательный ритм тарантеллы господствует в крайних разделах развернутой трехчастной формы.

«Тарантельная» тема уже во вступлении и в широко развитой экспозиции подвергается тембровым и ладовым превращениям: она звучит то в дорийском или миксолидийском, то в целотонном ладу; ровное движение в размере 12/8 сменяется более прихотливыми – трехдольными и даже пятидольными формулами. Внутри экспозиции возникает жан­ровый контраст – новая, остро пунктирная мелодия в духе серенады, играющая роль «побочной партии».

Чисто театральный эффект нарастающего марша-шествия пред­ставлен в среднем разделе «Празднеств». На фоне мерно отстукиваемого органного пункта (арфы, литавры и струнные pizzicato) вступает упругая фанфарная мелодия трех засурдиненных труб.

Праздничное движение становится все более мощным: вступает тяжелая медь, и в качестве подголоска к маршевой теме присоеди­няется «тарантельная» тема из первого раздела.


Музыка «Сирен», третьего из «Ноктюрнов», снова навеяна со­зерцанием природы, на этот раз – стихии моря. Образ фантастических морских красавиц представлен здесь партией женского хора, поющего без слов (восемь сопрано и восемь меццо-сопрано). Оркестр «Сирен» богат деко­ративно-изобразительными эффектами.

В сравнении с «Облаками» и «Празднествами» форма «Сирен» менее контрастна, более монотематична. В ее основе – секундовый нис­ходящий «мотив морской волны». Из него вырастает и хроматическая фраза английского рожка, многократно повторяе­мая во вступлении, и призывно манящий напев женского хора, открывающий собой экспозицию пьесы:

Ладовое своеобразие темы сирен представлено лидомиксолидийским звукорядом (H-dur с повышенной IV ступенью и пониженной VII), близким к целотонному ладу, столь любимому импрессионистами.

Оба мотива, господствующие в экспозиции, сохраняют свою ведущую роль и в среднем разделе «Сирен» (Ges-dur).

Реприза и кода «Сирен», как обычно у Дебюсси, отличаются подчеркнутой сжатостью. Новое здесь – в возвращении некоторых характерных мо­тивов из «Облаков» (в частности, слегка видоизмененного мотива английского рожка).

Море

1) 1905 - год написания

2) Три части 

-От зари до полудня на море

- Игры волн

- Диалог ветра и моря

3) Первая часть

- начинается медленным вступлением в h-moll

- на тихом, колеблющемся фоне струнных звучит тема (у трубы с сурдиной и английского рожка, цифра 1), объединяющая отдельные эпизоды (как бы лейтмотив "от автора", появляющийся в финале

- основной раздел в Des-dur с темой у валторн с сурдинами (цифра 3)

- новые краски вносит средний эпизод в B-dur (соло виолончелей divisi, цифра 9)

- заключительный эпизод не повторяет основной Des-dur'ный раздел, а только возвращает к нему тонально (Tres modere, унисон солирующих английского рожка и виолончели, 4-й такт после цифры 13)

- тема у валторн (хорал), поддержанная медными и фаготами (цифра 14, появится в 3-й части)

 4) Вторая часть

- основные две темы: цифра 16 и 3-й такт после цифры 21, соло английского рожка 

- третья тема: цифра 25, соло гобоя 

- после ряда ярких взлетов в оркестре, в коде звучность "истаивает", звучит унисон солирующих арф

5) Третья часть

- драматургия: картина бури на море; сквозь порывы ветра как бы доносятся сигналы бедствия с корабля (соло трубы с сурдиной, цифра 44)

- симфоническое Allegro, cis-moll, цифра 46, начинается после удара литавр


- тема ветра представлена хроматизированными фразами деревянных, которые медленно развертываются и как бы завывают 

- наиболее ярко диалог стихий в цифре 51 (кульминация) 

- в это время появляется лейтмотив "от автора" (цифры 49-50)

- после спада звучности начинается средний раздел в Des-dur (тема ветра меняет свой характер)

- в заключительном разделе (после цифры 57) вновь оживляется движение, но уже лишенное беспокойных, драматических черт (картина торжества появляющегося солнца)

- кода построена на хоральной теме валторн из первой части (цифры 60-61)

6) Состав оркестра 

2 Flauti 

Flauto piccolo  

2 Oboi

Corno inglese 

2 Clarinetti (A, B)

3 Fagotti

Contra-fagotto (записан в действительном звучании!)

4 Сorni (F)

2 Cornetti

3 Trombe

3 Tromboni 

Tuba

Timpani 

Triangolo 

Piatti

Gran Cassa   

Tamtam 

Campanelli (Celesta) 

2 Arpe 

Archi