ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.09.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

материала небытия – материала, называемого физическим, умственным или даже интеллектуальным. Бытие превосходит их все, становится Бытием в Бытии - состоянием Чистой Радости.

ЧЕТЫРЕ СОСТОЯНИЯ

ВОПРОС:

turiyA kisako kahate hain, dayA sindhu guru deva | mujhako bheda batAiye, karU~n caraNa kI seva ||1||

О, мой учитель! Океан сострадания! Божество знания, пожалуйста, веди меня к истине четвертого состояния сознания, я слуга у Ваших ног, Амрит.

ОТВЕТ:

jAgrat svapna suShupti hai, suno lagAkara dhyAna | guNatIta turiyA kahU~n, cAra avasthA jAna ||

Слушай меня внимательно. Есть четыре состояния сознания: состояние бодрствования, состояние сновидений, состояние глубокого сна и четвертое состояние, находящееся за рамками причинных атрибутов (гун).

Душа, другое название которой – сознание как личность (человек), имеет четыре состояния: джаграт - состояние бодрствования, свапна - состояние сновидений, сушупти - состояние глубокого сна и, наконец, турья - четвертое состояние. По правде говоря, душа или сознание является чистым, полностью осознающим и всегда превосходящим рамки трех гун, атрибутов. Но из-за контакта с атрибутами и элементами оно забывает свою истинную природу. Свойства, принятые от внешнего и надетые как маска, делают его играющим роль страдающего от боли и любителя удовольствий. Он попадает в ловушку похоти и проходит четыре фазы жизни. Из-за этого явления визуализируется иллюзорное проявление. Когда душа получает знание истинного себя, она не подпадает больше под влияние атрибутов и элементов. Она восстанавливает истину самой себя – неизменное, чистое сознание за пределами всех изменений и следствий. Тогда дуализм исчезает. В таком состоянии он остается во веки веков.

Но, поскольку она находится под влиянием атрибутов, элементов (махабхут) и их свойств, она действует так, будто играет драму, играя бесчисленные роли, создавая бесчисленные ситуации, проживая их одну за другой - в игровой обители Всемогущего Творца. В этом состоянии дживатма в условиях практической жизни имеет четыре состояния: бодрствование, основанное на тамогуне; состояние сновидений, основанное на раджогуне; состояние глубокого сна, основанное на саттвагуне и четвертое состояние, в основе которого лежит смесь трех гун. Теперь эти четыре состояния будут рассматриваться отдельно.

jAgR^ata mA~nhi sthUla sharIrA, pandraha tatva jagat kI pIrA | cetana shakti nayana ke mA~nhi, mukhyatayA rahatI ik ThA~nhi | ismen koSha annamaya jAno, aura baikharI vAnI mAno | ahaMkAra se isakI racanA, satya jAna amrit ke vacanA ||

В джаграт-авастха - бодрствующем состоянии сознания - человек выполняет работу, связанную с поддержанием тела, ума и души. Такая деятельность связана с грубым телом. Спектр грубого тела достаточно велик. Пятнадцать составляющих грубого тела: это пять махабхут - земля, вода, огонь, небо, воздух, и десять индрий, органы восприятия и органы деятельности. Грубое тело поддерживается водой и пищей. Оно называется техническим термином аннамаякоша. Это грубое тело использует вариант речи Vaikhari. Эту речь говорить и понимать очень легко. Чайтанья-шакти или сознание прибывает, в основном, в глазах. Почитаемый мудрец Амрит Натхаджи говорит, что первоначальное эго отвечает за вступление в существование этого грубого тела.



СОСТОЯНИЕ СНОВИДЕНИЯ

sthUla sharIra svapna ke mA~nhI, jAna prANa kaNThon ke thA~nhI | ghaTa mein nAnA khela racAye, koSha prANamaya isamen pAve || rahe medhyamA vANI yA mein, nava tattvon kI shakti tA mein | aShraya hai buddhi ke jAno, satya vacana amR^it ke mAno ||

Состояние сновидений возникает во время сна. Тонкое тело проявляется, когда грубое тело переходит в сон. Тонкое тело состоит из (A) пяти танматр - звук, осязание, форма, вкус, запах; (B) четыре внутренних аспекта сознания - разум, интеллект, сознание, осознание себя. Чайтанья или сознание пребывает в джатхар-агни, и использует вариант речи мадхьяма. Душа остается в пранамая-коше, то есть в витальной оболочке. В таком состоянии многие игры происходят за счет интеллекта.

Действия, совершенные в состоянии бодрствования, и впечатления оставленные ими, оживают на экране сознания в форме снов. Невоплощенные желания, запрещенные надежды, потакание сексуальной жажде или много таких вещей, которые остались из предыдущих воплощений или дней, прожитых и пережитых в этой жизни, возникают как мечты, используя все виды символов. Душа радуется или страдает от радости и боли, прибылей и убытков, счастья и бед, и многих подобных вещей. В таких и аналогичных вещах тратится время, прожитое или выстраданное. Чувства участвуют в этой игре. Иногда будущие события также заглядывают в настоящее время, как предчувствие из тьмы неизвестности.

По мере возможности следует избегать спать чрезмерно много. Во время сна частота дыхания растет и продолжительность жизни укорачивается.

Когда человек заходит в тупик по причине путаницы жизни, он хочет выйти из него. Для этого он ищет руководство Гуру. Он просит покоя. Если обстоятельства благоприятны для реализации плодов его благочестивых дел в этой жизни или предыдущих, он принимает Гуруджи, который благосклонно показывает ему способ созерцания на "Я". Если он верен и усердно посвящает себя достижению, он достигает некоторой стабильности в этом процессе. Он становится способен концентрироваться на своем Я. Его ум получает освобождение от закрепощений мирских обязательств. Прогресс на пути может привести его к достижению четвертого состояния сознания.

jaba turiyAbanane lage, hoya koSha Ana~Nda | brahma nadi ke Ashraya, koSha rahat nirdvandva |

Когда четвертое состояние начинает проявляться за счет поддержки со стороны брахма-нади, сушумны, практикующий начинает чувствовать анандамая-кошу, оболочку чистого блаженства. В этой оболочке душа не сталкивается с какой-либо двойственностью боли и удовольствия, она остается единой в чистоте блаженства, и сушумна поддерживает ее на пути.

turiyA avasthA amR^it gAve, nAbhi kamala se sthAna citAve | mahAkAraNa hai sharIra yAkA, vANI parA bheda hai vAkA || cit se hai caitanya sadA hI, Apa Apa kuch dUja nahIn ||

pAnco koSha yahAn nahIn rAje, nishi din sa~Nta gagana mein gAje | nAbhi shikhara bica sahaM japA, japata rahi chute nija ApA, || ba~Nka nAla sohaM kI bATA, khule sikhara men vajra kapATA | R^itu hai eka nahIndina rainA, dekha prakAsha thakata hai nayanA || nirguNa bhAva Apako pAve, cahu~n disi apana rUpa lakhAve | amR^it mile shAnta ho jAve, gunAtIta nishcala pada pAve ||

turiyA mein kuch kAla taka, ramaNa kare jo dhIra | kevala mein kevala rahe, turiyA jAgrat vIra || bhAva nahIn apanA bane, mana vAnI thaka jAhi~n |

amR^it anubhava se mile, kahana sunana se nAhi~n ||


Когда четвертое состояние - турья-авастха - начинает возникать, то оболочка удовольствия - каузальная структура - начинает раскрываться. Эта структура целиком зависит от духовного блаженства. Сушумна, брахма-нади поддерживает стремление искателя, и он поглощается своей интенсивной практикой.

Важный жизненный фактор действует от пупа до высшего (апикального) центра. Осознание базируется

восновном на свойстве читты. В этом состоянии действует речь "пара". Эта фаза является основной и ни одна идея, мысль или концепция не возникает для выражения. Это турья-авастха, четвертое состояние, достигает кульминации, уровня всестороннего развития, когда стремящийся практикующий

всостоянии повторять семенное слово Сохам-сохам в течение значительного периода времени, и дыхание остается даже в процессе вдоль позвоночника, где сушумна, обвиваемая идой и пингалой, дает ему основную поддержку.

Втечение этого периода пять кош остаются в забвении. Атман в своем чистом состоянии, которое по сути лишено всех атрибутов и качественных факторов, появляется во всей славе. Мирские иллюзорные проявления исчезают. Только "Я" остается - что тоже без тени. Путаница и недоумение "я" и "ты"

исчезают. Время, сезон, погодные условия, действия и т.д. исчезают. Жажда секса, во всех ее фазах и степенях, разрушается навсегда. Это состояние абсолютного единства - кайвалья, как описано учеными йоги и веданты. Это освобождение или спасение при жизни. Это Дживанмукти. Это турия, четвертое состояние, во время бодрствования. При этом условии двойственность превращается в одно абсолютное единство. Это можно только пережить и не может быть описано словами или осмыслено разумом.

В состоянии бодрствования могут быть циклы бодрствования, сновидения и глубокого сна. В состоянии сновидений проявлены фазы сновидений, бодрствования и глубокого сна. Это редко случается. Бдительный ум может понять это состояние. В состоянии глубокого сна могут возникать состояния бодрствования и сновидений. Когда состояние бодрствования сливается с четвертым состоянием, все другие состояния исчезают. Такой человек достигает состояния сарваджня – все знающий, и в полной мере осознает и живет в унисон с сердцами всех живых существ. Это истина, которую можно только пережить.

ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА: ПОКЛОНЕНИЕ ИЗНАЧАЛЬНОМУ ЗВУКУ

dash prakAra ka nada, vayu yoga ka khela | jisane paya svada, amR^It tanmaya hogaya ||

Слово нада означает звук, слово или резонанс. Пространство между небом и землей наполнено звуком. В начале кальпы произошли некоторые трения между жизненным воздухом и небом. Таким образом проявился звук. Он называется нада – резонанс. В результате отражения эхо возникли атомы. Этот видимый грубый мир состоит из атомов. В конце кальпы обратное движение уничтожит творение.

Дискуссия о нада и бинду очень стара среди йогических ученых. Они выдвигают свои аргументы за и против каждый со свойственной ученым горячностью. Прежде всего возник звук, все объекты после. Бинду - это нулевая точка на шкале времени. Это также пустота в пространстве. Некоторые ученые пытаются говорить, что бинду – это семя. Они хотят доказать, что мир возник из капли семени (спермы).

Существует нектар бессмертия, стекающий из высшей точки под черепом. Он делает это мгновенно. Его тоже называют бинду, он носит также название "сома раса". Теоретики обеих сторон немного ошибаются. Нектар и семя бывают двух вариантов - грубый и тонкий. Тонкий вариант происходит из нады. Нада тоже бывает двух видов - грубая и тонкая. По моему мнению (по мнению автора издания на хинди) нада является основной, поскольку в отсутствие нады, бинду не может появиться. Нада зовется Праной – жизненным фактором. Эта Прана - Сохам. Прана может быть незначительной или запредельной по размерам, но творение не может существовать без нее.

Значение бинду не может быть переоценено. Как бы то ни было, нектар в высшем центре или семя в организме, и то и другое будет столь же тщательно защищено и сохранено, насколько это возможно. И


насколько здоровым, мощным, чистым и тонким оно будет, настолько уверенно, быстро и беспрепятственно будет происходить реализация себя. Но какую роль может играть бинду в теле, которое лишено нады, праны? Поэтому нада – которая есть Прана, в конечном итоге – очень важна.

Йогические ученые называют смешение праны и апаны, дыханием нады. Или это может называться Сохам. Нада проникает во все поры на теле. Это известно как аджапа-джапа. Исходящие тенденции – это внешнее выражение праны.

В зависимости от того, какая степень их будет вовлечена, в зависимости от того, в какой степени нада будет восприниматься изнутри, или слышаться, в зависимости от того, в какой мере прана будет функционировать внутри, в таком же диапазоне или пределе будет переживаться восторг чистоты Атмана.

Нада рассматривалась как имеющая десять видов в соответствии с местом и условиями происхождения. Как результат притяжения и сжатия, когда прана из хридая-чакры и апана из адхарачакры сливаются в манипура-чакре в пупке, слово "сохам" обретает форму.

prANa apAna kA mela ho nAbhi mein, nAda sune jaise bolata pakShI | vR^itti Tike kucha kAla tahAn, taba aisi sune jaise gunjat maksI || surati jo cakra anAhada Ave, nAda rU sh~nkha kA shabda samaksI |

kaNTha mein vINa o tAla kA shabda hai, Aj~nA mein shabda sunai sohi dakShI | muralI nagADA pakhAvaja bAjat, Trikuti ke mA~nhi sunai sohi pUrA ||

megha sI garjana hota sadA tAko, gangana ke madhya lahai sohi pUrA || amR^it nitya kalol karai jAne, yukti se pAye daso vidhi tUrA |

jIvan mukta hai soI, jAse, hoya kabhI nahIn sha~Nkara dUrA ||[/i]

Смешав прану, витальный ветер, с апана-вайю следует пытаться стабилизировать наклонности ума в камале в области пупка. Сделав это на некоторое время, человек услышит звук, похожий на щебетание птиц. Слушая этот звук в течение некоторого времени, можно затем услышать, как будто пчелы гудят. Это первый и второй тип нады.

Когда практикующий достигает успеха в стабилизации настроения или ума в чакре сердца, он слышит наду звона колокольчика и шума раковины. Это третья и четвертая вариации нады.

Когда осознание концентрируется в области горла продолжительное время, практикующий воспринимает звуки вины (вина - струнный инструмент), и звучание ударных инструмента. Это пятая и шестая вариации нады.

Когда практикующий может собрать направленность ума и обратить к медитации на аджна-чакре, он услышит звуки флейты, литавров и мриданги. Это седьмая, восьмая и девятая вариации нады.

Когда осознание достигает тысячелепесткового лотоса в высшей точке, практикующий слышит глухой рев льва и раскаты грома. Это десятый вариант нады. Смельчаки, которые в состоянии услышать ее, всегда купаются в океане нектара. Таким образом, йогин, который способен воспринимать десять вариаций нады, достигает освобождения при жизни. Все благоприятные самскары не уходят прочь и не отстраняются от него.

pahile mein gadgada, duje mein Alasa, fije mein prema kI uThana laharI |

cauthe mein khUba caDHai hai nashA, arU pa~ncama nAda mein amR^it laharI || nAda chaThe mein jhare hai abhI pAve anubhave gupta ko saptama praharI | aShTama nAda ko yogI sunai taba vishva kA shabda sunai vidhi gaharI ||

nAda nave ko sunai jaba hai gati sukShma hoya jAnai koi | hoya agocara dR^iShTi na Avata, deva vibhUti ko pAvata soI ||

nAda khule dasavA~n ghaTa mein, dvandva mite duvidhA saba dhoI | amR^It Apa mein Apa ramai hai, jIvanmukta sadA sukha hoI ||