ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.09.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Она называется Кумбхака-пранаяма. Кумбхака имеет восемь вариантов.
kumbhaka aShTa prakAra ke, prAna vAyu kA dhyAna| tina mein kevala shreShTha hai amrit kI pahacAna||
Эти восемь вариантов: сурья ведхана, удджаи, ситкара, щитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и кевала. Концентрация остается на жизненном дыхании. Почтенный мудрец Амритнатха утверждает, что из этих восьми вариант с кевалой является наилучшим.
Первое - сурья ведхана:
sUrya vedhana prathama kumbhaka hai bheda kahU~n| sukha Asana lAya ise karate jo saNta hain||
sUrya mArga dvArA jo shanaih shanaih khInca shvAsa| caNdra patha hokara jo tyAge guNavanta hain||
udara ke roga sabhI ndUra hoya nishcaya hI| vAyu hoya shuddha isase pAte satpaNtha hain|| satguru se prema hoya, nishidina niroga rahai| amrit kI shikShA suna shaNkara ananta hain||
Из всех вариантов кумбхаки сурья ведхана идет первой. Она должна выполняться в сукхасане - комфортной позе. Следует медленно вдыхать через правую через правую ноздрю и выдыхать через левую. Эта практика очищает ветер в теле и излечивает болезни желудка, если они есть. Жар возрастает в результате этой пранаямы. Чтобы сбалансировать его, нужно выпить молока.
УДДЖАИ КУМБХАКА
Ujai kumbhaka ke rUpa lAbha suno saNt, taja kara abhimAna bheda, satguru se pAiye|
dono~n svara dvAra bhara prANana ko peta mA~nhi, kaNthana mein roka kuchha kAla tyAga dIjiye|
isa prakAre karane se vritti shuddha hotI hai, shvAsa roga nashe isase svasthya lAbha lIjeye| nidrA ko jIte taba amrit AnaNda mile,
shaMkara santa shikShA ko nishcaya kara mAniye||
Есть много пользы от кумбхаки, называемой удджаи. Следует понять ее природу и принять, что существует много выгод от нее. Для ее выполнения следует сесть в удобную позу. Вдохните воздух через обе ноздри и заполните им живот. Задержите его на некоторое время в районе голосовых связок. Затем медленно выдохните. Такая практика помогает при лечении астмы, при увеличении селезенки, увеличении желез в брюшной полости. Иначе говоря, инстинкты очищаются и успокаиваются. Практикующий достигает контроля над сном.
СИТКАРА КУМБХАКА
shitakar kumbhak sukhadAyaka sharIra ko hai, sat guru se shikShA le, bhai bhAti kIjiye| donon svara roka oShTha jivhA se khInca vAyu, roke kucha kAla shanaih shanaih tyaga dIjiye|
hote adhikAr kShudhA tR^iShAdi vyAdhina para, nAshe jvAra roga mukha sundaratA lIjiye|
sukha Asana lAya mana guruke caranon lagAya vyApe viSha nA hai sadA, amrit rasa pIjiye||
Закрыв обе ноздри, ученик должен вдохнуть через проход между губами и языком, который превращает в своего рода узкое отверстие. Удерживая воздух некоторое время, затем надо медленно его выпустить.
Практика снижает лихорадку до нормальной температуры. Яд не оказывает влияния на человека, если он практикует эту пранаяму. Это охлаждающая пранаяма, она порождает прохладу.
ЩИТАЛИ КУМБХАКА
shItalI kumbhaka lAya jIbha tAlu mein lagAya, shanaih shanaih prANAyvAyu pIve sukha hovegA, ghrANa dvArA hoya tyAge tilI, tApa dUra bhAge, golA Adi rogana ko mUla sahit khovegA, vR^idhatA na Ave shweta bAla hoye nahI, kShudhA TR^iShA Adin se sukhI hoya soyegA, guruwar kI shikShA se yukti ko jAna leya
amrit bakhAne shaNkara dukhI nahin hoveg||
В этих стихах автор Шанкара описывает технику и пользу пранаямы щитали-кумбхаки и говорит, что следует для ее выполнения прижать язык к твердому нёбу и всасывать воздух через рот. Затем надо выпустить его через ноздри. Такая практика освобождает от таких заболеваний, как увеличенная селезенка, лихорадка. Устраняется чрезмерная жажда и голод. Человек будет наслаждаться спокойным сном. Практикующий йогу будет сохранять процесс старения во временном бездействии. Его волосы не поседеют. Это охлаждающее дыхательное упражнение. Оно должно выполняться в летнее время.
БХАСТРИКА
bhastrikA kumbhaka padma Asana lagAya kare, rAkhe mukha banda shvAsa ghrAna se caDhaiye| pingala se pUraka kara tyAgdeya idA dvAr,
bAra bAra aise abhyAsa ko baDhaiye|
pitta aur kapha ke saba roga dUra hoya yAse, kuNDalinI shakti mA~nhi catanatA pAiye| vIrya ko baDhAve vR^itti sundara banAya deta amrit caitanya hoya shaNkara sat mAniye||
Вспоминая Амритнатхаджи, автор Шанкара утверждает, что бхастрика кумбхака должна быть выполнена в падмасане. Во время выполнения ученик должен держать рот закрытым, вдохнуть воздух через правую ноздрю и задержать его на некоторое время, затем он должен освободить его через левую ноздрю. Повторяя это, он может избавиться от болезней, связанных с основными дошами - вата, пита и кафа. Постепенно силы, дремлющие в сушумне, пробуждаются. Это увеличивает количество семени в организме. Инстинкты успокаиваются и уравновешиваются. Этот вариант является одинаково охлаждающим и согревающим, и поэтому может выполняться в любой сезон.
БХРАМАРИ КУМБХАКА
bhrAmarI kumbhaka siddha Asana se siddha hoya, karate jo yogi jana nishvalatA lAya ke|
ubhaya ghrANa dvArana se vega sahit khInca shvAsa, bhR^iNga ke samAna bho~n-bho~n shabda uThAye ke| roke kucha kAla tR^ikuTi mA~nhi shanaih shanaih tyAge, hove mana shANta svAda amR^it kA pAya ke|
yogina ko pyArA hai, sukha denahArA hai,
shaNkara bhR^ikutI mein dekh nayana ko jamAya ke||
Шанкара в этих строках описывает технику, необходимую для успеха в Бхрамари-кумбхаке. Он говорит, что это пранаяма выполняется йогом в сиддхасане. В этой позе сначала нужно достичь непоколебимого спокойствия. Тогда нужно вдыхать воздух через обе ноздри с некоторой силой. Одновременно создавать гудящий звук, подобно пчеле. Йогин должен задерживать воздух в области слияния
межбровья, основания носа и лба на некоторое время и затем выдохнуть через ноздри. Практика усмиряет ум, который вкусил нектар. Во время практики йогин должен фиксировать глаза в месте, называемом бхрикути, где соединяются брови. Это упражнение очень ценится йогами. Оно дает удовлетворенность и счастье.
МУРЧХА КУМБХАКА
mUrchA kumbhaka ko nirjana mein shANta hoya, sukha se Asana lagAy yoga raNgarAte hain|
vega sahit khI~nca shvAsa kaNtha tale kara nivAsa, bAra-bAra khI~nce aru tyAge sukha pAte hain| hotA adhikAra dashon pavana para isake bala, kAyA nirga kAma krodha thaka jAte hain|
baNka nAla pAve shikhara loka ke kapAta khule, amrit nija rUpa mile, lauta nahin Ate hain||
Этот вариант пранаямы должен выполняться в уединенном месте. Практикующий должен принять удобную, комфортную позу, известную как сукхасана. Затем с силой он должен вдыхать воздух в обе ноздри и удерживать его в течение некоторого времени в области ниже голосовых связок. Затем его нужно выдохнуть с силой через ноздри. Это следует повторять несколько раз. Это увеличивает контроль над всеми десятью ветрами. Пороки, подобные похоти и гневу, устраняются. Тело становится здоровым. Изогнутый проход, сушумна, открывается и практикующему открываются двери для проявляющегося Брахмана. Мудрец Амритнатха свидетельствует: кто входит туда, никогда не возвращается в прежнее состояние.
КЕВАЛА КУМБХАКА
kevala saba kumbhaka mein uttama sukha dAyaka hai, pUrNa brahmacarya dhAra isako jo karatA hai|
nAbhi shikhara bIca prANa vAyu mA~nhi tanmaya ho, dhyAna dhara svayaMbhU kA nayaNa ghrANa dharatA hai| taja kara saba AshA sohaM sohaM kA jApa kare,
sat guru ke sharaNa meru daNda patha vicartA hai| khAna-pAna vAnI arU Asana dR^iDha dhAra leya, amara loka pAve amR^it jIvana sudhartA hai||
Кевала кумбхака является лучшим из всех вариантов Кумбхака-пранаямы. Она дарует счастье. Тот, кто соблюдает строгий целибат, фиксирует взгляд на кончике носа, повторяет биджу Сохам - Сохам вдоль канала позвоночника, доводит дыхание до верхней чакры, сахасрары, и концентрируется на абстрактной Атмарупе, становится освобожденным при жизни и в этом мире. Но он не преуспеет в своих усилиях, пока он не будет сохранять культуру своего питания чистой, говорить правду, и от которой не страдают чувства слушателя или то, о чем говорится. Эти кардинальные принципы следует всегда помнить. Они соблюдаются не только ограниченный отрезок времени, но все время. Постоянная практика в течение длительного времени обращает внутрь внешние проявления.
Помимо этих восьми, есть еще одна, называемая Плавини.
ПЛАВИНИ КУМБХАКА
Она выполняется в падмасане. Обе руки должны быть прямыми по всей длине. Следует вдыхать через обе ноздри. Задержать дыхание на некоторое время. Во время этого практикующий должен лежать на полу и завести свои руки под голову наподобие подушки. Левая рука должна находиться под правой рукой. Во время кумбхаки тело должно наполняться светом. Затем нужно медленно выдохнуть. Практика позволяет держаться на поверхности воды.
Только Кевала-кумбхака рекомендуется в обычной ситуации. Она должна выполняться для достижения самореализации. Другие пранаямы могут применяться для лечения заболеваний, связанных с ватой, питтой и капхой. Для нее не нужно специального места. Это обеспечивает все преимущества, которые могут возникать из других видов пранаямы. Самореализация и достижения духовного блаженства - это основные цели всех йогических практик.
Есть четыре разновидности бандх: махабандха, мулабандха, джаландхарабандха и уддиянабандха.
МАХАБАНДХА
prANa vAyu hR^idaya mein dhAra gaumukha lagA, mahAba~Ndha karneko Urdhva dhAve|
tR^ikutI mein dhyAne dhara cibuka ko hR^idaya para, sUrya aur candra sama Aya jAve~N|
kShudhA ho tIvra arU vR^itti main shA~Nti ho, bhR^ikutI ke mA~nhi Ana~Nda pAve|
kAma ke vega ko rokate sa~Nta jana, nAtha amrit yahI bheda gAve||
Практикующий должен сесть в гомукхасану, которая была подробно описана ранее. Он должен вдохнуть воздух и удерживать его в области сердца. Его концентрация должна быть в области трикути и подбородок должны быть зафиксирован и надавливать на пищевод. Затем нужно выдохнуть воздух обе ноздри. Эта пранаяма увеличивает аппетит; желания похоти уменьшается и инстинктивные проявления успокаиваются.
МУЛАБАНДХА
mUla ke ba~Ndhana mein sidhiAsana lagA, gudA kI vAyu ko nAbhi lAo|
milAkar prANa ko roka kucha kAla taka, nAda aur bindu ko eka pAo|
tyAga sa~Nkoca jaba bAra hI bAra ho,
yuvA ho vR^iddha ho bhrama koTa DhahAo| Ayu kI vR^iddhi ho jaThar kI shuddhi ho, nAtha amrit kahe bheda pAo||
Мулабандха осуществляется в позе, известной как сиддхасана. Ветер, который обитает в области прямой кишки, нужно остановить в точке пупка и жизненно важный ветер должен быть ослаблен в вышеупомянутой точке, оба нужно задержать там некоторое время, затем отпустить. В этой пранаяме слышится мистический звук и бинду также осознается. Затем надо прекратить сокращение ануса. Это упражнение следует повторять. Количество семени в организме увеличивается. Переживается опыт спокойствия ума. Секрет мистического звука и бинду реализуются.
ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА
kaNTha ke cakra mein jala~Ndhara ba~Ndha ho, adho aru urdhva kI vAyu lAve|
udara ke mA~nhi matha vega se tyAga de, cibuka para lAya rasanA
udara se hR^idaya mein hR^idaya se kaNTha mein, isI vidhi brahma ke pa~Ntha dhAve|
nAtha amrit nahin janma arU maraNa ho, guru kI sharaNa mein bheda pAve||
Джаландхара бандха выполняется в области гортани. В этом упражнении оба вайю, и прана и апана, направляются в живот и после тщательного смешивания там некоторое время выводятся через ноздри. В этом упражнении язык нужно высунуть до подбородка. Практикующий должен сидеть в падмасане. Таким образом, от живота к сердцу, от сердца к гортани, он должен смешивать вайю и отпускать их (выдыхать). Упражнение дает ясность и показывает путь проникновения (пронзания) шести колес или кругов. Наконец, ученик достигает брахмарандхры, верхнего места в сахасрара чакре#.
Почтенный Йоги Амритнатхаджи говорит, что нет смерти или рождении для того, кто получает секрет и практику этого знания, который владеет искусством и мастерством проникновения шести чакр в системе.
УДДИЯНА БАНДХА
mukti ho prApta arU bheda nAshe, ba~Ndha uDayAna laga jAya jaba sAdhu ke|
damana kara indriyAn arU vAsanA tyAga kara, shikhara arU nAbhi rama shvAsa shvAse| nayana ko nAsikA lAya lavalIne ho,
piNda brahmANda saba eka bhAse| nAtha amrit kahe Apa hI Apa hai, bheda kucha nA rahe dvandva nAshe||
Почтенный Йоги Шри Амритнатха говорит, что если и когда практикующий достигает успеха в уддияна бандхе, он мгновенно добивается освобождения с помощью знаний. Двойственность субъекта
иобъекта исчезает, и он постигает истину во время этой пранаямы. Легко достигается подавление чувств и похоти. Он передвигается от пупка до верхней сахасрара-чакры в каждом дыхании, он поглощается в концентрации взгляда на кончике носа, и видит изначальное единство индивидуального
иуниверсального сознания. Он видит все как одно. В сознании исчезает различие. Вечный мир заполняет все существо.
ПЯТАЯ ЧАСТЬ ЙОГИ - ПРАТЬЯХАРА pa~ncama pratyAhAra hai, yoga prApti ke mUla,
indriyan ke saMyama binA mite na bhava ke shUla|
shabda, sparsha, rasa, rUpa, gandha yah pA~nchon viShaya kahAte hain| inase nahIn bace usako ye bhava jala mA~nhi bahAte hain|
isaliye prathama inDriyagaNa para DR^iDhata se jo adhikAra kare, sadgati ko vaha nara pAtA hai, jo guru shikShA svIkAra kare| saMyama ko pratyAhAra kahe, main apane anubhava se kahatA,
bina khAna pAna sudhare na shA~Nta mana hotA hai bahatA rahatA,| ati saMga yoga mein bAdhaka hai vR^itti ko ca~Ncala karatA hai, amrit ekAkI rahe sadA, taba hi to ja~mna sudharatA hai||
Пратьяхара является пятой частью йоги. Это означает отведение ума от мирских удовольствий. Пока чувства не взяты под контроль, страдания не могут быть облегчены. Мучения агонии не могут быть удалены из жизни, пока чувства наслаждаются (I) звуком (II), ощущением прикосновения, (III) вкусом, (IV) красотой и (V) ароматом. Это пять сфер чувств. Всегда нужно беречь себя от них. В противном случае человек втягивается в текущую жизнь и его несет в ее потоке. Надо сперва использовать чувства, а затем приступить к осуществлению программы самоочищения и корректировки. Надо верить в учение истинного Гуру. Самоограничение называется Пратьяхара. Исходя из моего личного опыта я заявляю, и как говорил Шри Амрит Натхаджи, что без улучшения культуры питания ум не может быть в мире с самим собой. Он мечется от одного к другому. Чрезмерная социализация пагубно отражается на прогрессе личности. Импульсивные проявления остаются беспокойными. Поэтому ученик, если он хочет развиваться в духовном плане, должен придерживаться уединенной жизни.
Следующий образ действий способствует духовной эволюции:
(I) Исправление культуры питания.
(II) Отвлечение чувств от их сфер страсти или отвращения.
(III)Выполнение кумбхаки под названием "Кевала" и регулярной практики Удияна-бандха. (IV)Жизнь в уединении
(V) Соблюдение тишины
ШЕСТАЯ ЧАСТЬ ЙОГИ - ДХАРАНА
jaba main kahatA dhAraNA chaThA yoga kA a~Nga binA vR^itti ke sthira hue bane na sAdhana Dha~Nga,
citta vR^itti rodhana karane kA nAma dhAraNA hai jAno, yatna pUrvaka ca~NcalatA ko meTa lakshya eka ura Ano, sthAna dhAraNA ke kahatA, suna lenA dhyAna lagA kara ke, icchAnukUla cuna lenA, nija suvidhA anumAna lagA kara ke,
hR^idaya kamala, nAsA, bhR^ikutI mein vR^itti sthira jo karate hain, ve jyoti camaktI pAte hai, bhava ke duhkHa apane harate hain,
jo candra aura dhurva mein apanI vR^itti ko Thahara pAte hain, saba nakShatron tArAgaNa kI gati aura vidhi lakha jAte hain, jo yogi rAvi ke maNdala mein dhAraNA vR^itti ko karate hain woh apane Asana pare baitha trailokya dekhate rahate hain, nAbhi kamala mein jo yogi dhAraNa kare anurAgI hon,
apane ghata kI racanA ko dekha ati baDabhAgI ho,
gagana, vAtu, jala, agni, bhUmi, mein saNta surati jo ThaharAte inake, samAna ho jAte hain yA inmein gati ko pA jAte||
hain anya dhAraNA sthAna kaI, guruvara se apane suna lenA, ho samucita AhAra vihAra mukhya shikShA amrit kI suna lenA||
Дхарана является шестой частью йоги. Пять частей, описанные выше, являются внешними частями. В то время как шестая часть является внутренней. Это относится как к телу, так и к душе. Дхарана - это концентрация стремлений внутреннего я или преданность мыслительного процесса одному предмету. Конечной целью йоги является концентрация стремления или стремлений в одной точке, тем самым ограничивая их блуждания и беспокойства и посвятив их цели, которая не относится к поиску чувственных удовольствий. Это превосходное состояние не станет реальностью без связи с мудрецами. Дхарана, таким образом, предназначена для того, чтобы вытащить из инстинктивных стремлений к объектам их удовольствия, чтобы сделать их внутренними, посвятить их поиску себя или зафиксировать их в точке - физического, божественного или абстрактного характера, с тем чтобы привлечь их к цели более высокой, чем удовольствие от мирских вещей. Чтобы уменьшить беспокойство ума и зафиксировать его на какой-то момент, необходимо место, и это место концентрации называется точкой Дхараны. Место или точку концентрации следует выбирать согласно интересам.
После длительной непрерывной строгой практики концентрации на уровне "анахата-чакры", лотосе, кончике носа или соединении бровей, носа и лба, когда практикующий в состоянии преобразовать склонность из внешнего во внутреннее состояние бытия, он получает видение удивительной вспышки и опыт радости, которая выходит за рамки интеллектуального познания или описания. Это открывает путь для возвращения души к своему естественному и присущему истинному состоянию. Когда он достигает этого состояния, он навсегда остается в нем. Это наполняет Атман блаженством освобождения, при жизни в этом мире.
Тот, который концентрирует свои стремления на Луне и полярной звезде непоколебимо, смотрит на нее, не мигая, позволяя уму принять ее форму и состояние после идентификации с луной или полярной звездой, познает и предугадывает движения планет и звезд полностью. Сегодня исследователям
космического пространства и небесных тел остается полагаться полностью на наблюдения только за их телами.
В былые времена древним астрономам и астрологам удалось усовершенствовать свои теории о планетах и звездах только на основе этой простой и прямой йогической техники. В наши дни люди могут знать о небесных тел лишь на основе теории, заявленных в книгах по Джьотишу, которые рассматривают источники света. В будущем также знания, содержащиеся в этих книгах, будут и далее сохранять ценность и просвещать людей на законные основаниях. Древние мудрецы сделали эту великую услугу человечеству, и знания, которые они приобрели, еще имеют огромную ценность.
Если бы астрологам наших дней добавить практику йоги к их знаниям, Йогическую практику, они и человечество в целом получили бы больше пользы. Движения луны, звезд и планет имеют отношение к земле и жизни на ней. В наши дни радио-передачи, беспроводная телеграфия и телефонные системы и т.д. являются грубыми и видимыми результатами и эффектами действия этих сил. Древние люди могли знать и предугадывать вещи и события, происходящих в далеких землях и будущем. Эти научные достижения не чужды индийцам.
Люди, которые концентрируют свои силы на Солнце и достигают успеха в устойчивости практики, получают возможность сканировать действия природных явлений, происходящих в трех сферах. Они могут заглянуть в прошлое, настоящее и будущее. Они наделены божественным пониманием слоев времени, пространства и земли. Только на основании признаков они способны мгновенно погружаться в медитацию на личность, место и объект. Они одарены божественны видением и могут читать мысли другого человека или людей.
Аналогичным образом, йоги, которые практикуют дхарану в манипура-чакре, лотосе в области пупка, способны знать внутреннюю и внешнюю структуру их тела. Они исправляют свое незнание о себе.
Аналогичным образом те, кто способны выполнять свою дхарану на пяти элементах, «панча Махабхута», земля, вода, огонь, пространство и воздух, и выявить свои взаимосвязи с любым из этих пяти, способны достичь мощи, силы и энергии, которую они воплощают в себе.
Может быть много других объектов дхараны, но она должна практиковаться под руководством способного проводника, надлежащего наставника. Но следует также помнить, что пока соответствующая и чистая культура принятия пищи и прозрачность в этих вопросах не привита, практика не будет приносить свои плоды.
Кроме того, существует пять мудр, или положений, которые практикующие йогу могут выбрать для дхараны. Они известны как Кхечари, Бхучари, Чачари, Агочари и Унмани. Это позиции или Мудр Дхараны. Они полезны для йога.
КХЕЧАРИ МУДРА
kahUn main khecharI mudrA vilakShaNa bhAva hai jiskA| kare satguru se shikSha le, banA mukha sthAna hai isakA||
Сейчас я опишу мудру, известную как Кхечари; идея этой мудры является уникальной и необыкновенной. До начала практики, ученику следует со смирением получить инструкции об этом. Она расположена внутри рта.
vR^itti dhAraNa kare mukha mein, nayana bhrukuTI mein ThaharAe| kare chaH mAsa yaha sAdhana, hUa dR^iDha prema hai jisakA||
Он должен сосредоточить ментальные тенденции в своем рте. Он должен зафиксировать взгляд в районе соединения бровей и носа внизу лба. Тот, кому нравится делать так, пусть практикует в течение шести месяцев.