Файл: барокко корелли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.09.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жанры барокко[править | править исходный текст]

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo.

Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, кактоккаты и фуги.

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

Инструменты[править | править исходный текст]

Основная статья: Музыкальные инструменты эпохи барокко

Основным музыкальным инструментом барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Также широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные (виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас), а также деревянные духовые инструменты: различные флейты, кларнет, гобой, фагот. В эпоху барокко функции такого распространённого щипкового струнного инструмента, как лютня, были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Колёсная лира, потерявшая в предыдущую эпоху ренессанса свою популярность и став инструментом нищих и бродяг, получила второе рождение; вплоть до конца XVIII века колёсная лира оставалась модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.


Список жанров музыки барокко[править | править исходный текст]

Инструментальные жанры[править | править исходный текст]

Концерт

Кончерто гроссо

Фуга

Сюита

Аллеманда

Куранта

Сарабанда

Жига

Гавот

Менуэт

Соната

Камерная соната Sonata da camera

Церковная соната Sonata da chiesa

Трио-соната

Классическая соната

Увертюра

Французская увертюра (фр. Ouverture)

Итальянская увертюра (итал. Sinfonia)

Партита

Канцона

Фантазия

Ричеркар

Токката

Прелюдия

Чакона

Пассакалия

Хоральная прелюдия

Вокальные жанры[править | править исходный текст]

Опера

Сарсуэла

Опера-буфф

Опера-балет

Маска

Оратория

Страсти

Кантата

Ария

Месса

Гимн

Мотет

Хор

Музыка раннего барокко (1600—1654)

Карло Джезуальдо, Джованни Габриэли, Генрих Шютц,

Музыка зрелого барокко (1654—1707)

Джованни Баттиста Люлли, Композитор и скрипач Арканджело Корелли (1653—1713) известен своей работой над развитием жанра кончерто гроссо.  Генри Пёрселла Дитрих Букстехуде

Музыка позднего барокко (1707—1760) Формы, открытые предыдущим периодом, достигли зрелости и большой вариативности; концерт, сюита, соната, кончерто гроссо, оратория, опера и балет уже не имели резко выраженных национальных особенностей. Повсеместно устоялись общепринятые схемы произведений: повторяющаяся двухчастная форма (AABB), простая трёхчастная форма (ABC) ирондо.

Филиппа Рамо Антонио Вивальди Доменико Скарлатти  Георг Фридрих Гендель Иоганн Себастьян Бах