ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.09.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Жанры барокко[править | править исходный текст]
Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo.
Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, кактоккаты и фуги.
Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями.
Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».
Инструменты[править | править исходный текст]
Основная статья: Музыкальные инструменты эпохи барокко
Основным музыкальным инструментом барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Также широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные (виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас), а также деревянные духовые инструменты: различные флейты, кларнет, гобой, фагот. В эпоху барокко функции такого распространённого щипкового струнного инструмента, как лютня, были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Колёсная лира, потерявшая в предыдущую эпоху ренессанса свою популярность и став инструментом нищих и бродяг, получила второе рождение; вплоть до конца XVIII века колёсная лира оставалась модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.
Список жанров музыки барокко[править | править исходный текст]
Инструментальные жанры[править | править исходный текст]
Концерт
Кончерто гроссо
Фуга
Сюита
Аллеманда
Куранта
Сарабанда
Жига
Гавот
Менуэт
Соната
Камерная соната Sonata da camera
Церковная соната Sonata da chiesa
Трио-соната
Классическая соната
Увертюра
Французская увертюра (фр. Ouverture)
Итальянская увертюра (итал. Sinfonia)
Партита
Канцона
Фантазия
Ричеркар
Токката
Прелюдия
Чакона
Пассакалия
Хоральная прелюдия
Вокальные жанры[править | править исходный текст]
Опера
Сарсуэла
Опера-буфф
Опера-балет
Маска
Оратория
Страсти
Кантата
Ария
Месса
Гимн
Мотет
Хор
Музыка раннего барокко (1600—1654)
Карло Джезуальдо, Джованни Габриэли, Генрих Шютц,
Музыка зрелого барокко (1654—1707)
Джованни Баттиста Люлли, Композитор и скрипач Арканджело Корелли (1653—1713) известен своей работой над развитием жанра кончерто гроссо. Генри Пёрселла Дитрих Букстехуде
Музыка позднего барокко (1707—1760) Формы, открытые предыдущим периодом, достигли зрелости и большой вариативности; концерт, сюита, соната, кончерто гроссо, оратория, опера и балет уже не имели резко выраженных национальных особенностей. Повсеместно устоялись общепринятые схемы произведений: повторяющаяся двухчастная форма (AABB), простая трёхчастная форма (ABC) ирондо.
Филиппа Рамо Антонио Вивальди Доменико Скарлатти Георг Фридрих Гендель Иоганн Себастьян Бах