ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
Бела Барток (1881 - 1945)
Концерт для оркестра (1943)
1. по заказу Бостонского симфонического оркестра
2. период американской эмиграции
3. идея "от мрака к свету"
4. цикл из пяти частей
5. нечетные части - драматургическая ось сочинения
6. первая часть
- Интродукция
- сонатное аллегро с прологом
- две контрастные сферы:
1) драматическая главная тема (динамизм, взрывчатый напор)
2) лирическая побочная (покой, колыбельная в народном стиле)
7. вторая часть
- Игра пар
- игровое начало, шутка, забава
- пары инструментов
- пять эпизодов (в обрамлении барабанного соло)
- начало нового эпизода знаменует новая пара
- флейты играют параллельными квинтами, гобои - терциями, кларнеты - септимами, фаготы - секстами, трубы с сурдинами излагают свою темы в секундовом удвоении
- есть небольшой контрастный раздел - хорал медных инструментов (ироничный подтекст в виде отзвуков барабанной дроби)
8. третья часть
- Элегия
- плач по истерзанной родине - сложная трехчастная форма
- импрессионистический пейзаж в характере ноктюрна + трагический образ средней части
9. четвертая часть
- Прерванное интермеццо
- атмосфера спокойной жизни внезапно нарушается внедрением грубого чужеродного начала
- первая тема - созерцательность, лиризм, изящность, песенность и танцевальность, близка венгерскому фольклору, отчасти (ритм) болгарскому
- вторая тема - чувственный лиризм, в духе вербункош (серенада)
- эти две темы соотносятся с карикатурной полькой (в ее основе - тема из Веселой вдовы Легара, та же, что и в теме "нашествия" из 7-й Д.Д.)
10. пятая часть
- сонатная форма с использованием полифонических форм (в частности фугированных)
- обилие тем: венгерско-мадьярские, румынские хороводные, блюзовые
- реминисценции из первой части и третьей