Файл: Бела Барток Концерт для оркестра (1943).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бела Барток (1881 - 1945)

Концерт для оркестра (1943)

1. по заказу Бостонского симфонического оркестра

2. период американской эмиграции 

3. идея "от мрака к свету"

4. цикл из пяти частей

5. нечетные части - драматургическая ось сочинения

6. первая часть 

- Интродукция 

- сонатное аллегро с прологом

- две контрастные сферы: 

  1) драматическая главная тема (динамизм, взрывчатый напор)

  2) лирическая побочная (покой, колыбельная в народном стиле)

7. вторая часть 

- Игра пар 

- игровое начало, шутка, забава 

- пары инструментов

- пять эпизодов (в обрамлении барабанного соло)

- начало нового эпизода знаменует новая пара 

- флейты играют параллельными квинтами, гобои - терциями, кларнеты - септимами, фаготы - секстами, трубы с сурдинами излагают свою темы в секундовом удвоении 

- есть небольшой контрастный раздел - хорал медных инструментов (ироничный подтекст в виде отзвуков барабанной дроби)

8. третья часть 

- Элегия

- плач по истерзанной родине - сложная трехчастная форма

- импрессионистический пейзаж в характере ноктюрна + трагический образ средней части 

9. четвертая часть 

- Прерванное интермеццо 

- атмосфера спокойной жизни внезапно нарушается внедрением грубого чужеродного начала 

- первая тема - созерцательность, лиризм, изящность, песенность и танцевальность, близка венгерскому фольклору, отчасти (ритм) болгарскому 

- вторая тема - чувственный лиризм, в духе вербункош (серенада)

-  эти две темы соотносятся с карикатурной полькой (в ее основе - тема из Веселой вдовы  Легара, та же, что и в теме "нашествия" из 7-й Д.Д.) 

10. пятая часть

- сонатная форма с использованием полифонических форм (в частности фугированных)

- обилие тем: венгерско-мадьярские, румынские хороводные, блюзовые 

- реминисценции из первой части и третьей