ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 779
Скачиваний: 0
6. О промысле |
|
По всему происходящему в мироздании легко восхвалить |
|
промысл, если в ком есть два эти свойства: способность уяс |
|
нять все происшедшее с каждым и чувство благодарности. |
|
Иначе один не увидит полезности всего происшедшего, а |
2 |
другой не будет благодарным за все это, даже если увидит. |
|
Если бы бог цвета создал, а способность видеть их не создал |
3 |
бы, какая в этом была бы польза? Совершенно никакой. Но |
4 |
если бы, наоборот, эту способность он создал, а все су |
|
шествуюшее создал бы недоступным этой способности ви- |
|
деть, и так какая была бы польза? Совершенно никакой. А |
5 |
что, если бы и то и другое он создал, а свет не создал бы? И |
|
так не было бы никакой пользы. Кто же тот приспособивший |
6 |
это К тому и то к этому? А кто тот приспособивший меч к |
|
ножнам и ножны к мечу? Никто? Да ведь по самому уст- |
7 |
ройству изделий мы обыкновенно заявляем, что это несом |
|
ненно творение какого-то мастера, а не необдуманно устро- |
|
енное. Так неужели каждое из них обнаруживает мастера, а |
8 |
зримое, зрение, свет не обнаруживает? А мужской пол и жен- |
9 |
ский пол, их взаимное влечение к соитию и способность |
|
пользоваться частями, устроенными для этого, все это тоже |
|
не обнаруживает мастера? Но это-то ладно. А, вот, такое |
1О |
устройство мышления, благодаря которому мы, воспринимая |
|
чувственные предметы, не просто получаем отпечатки их, |
|
производимые ими, но и отбираем что-то, отнимаем, добав |
|
ляем, составляем то-то и то-то посредством их и, клянусь |
|
Зевсом, переходим от одного к другому, каким-нибудь обра- |
|
зом близкому, разве и этого недостаточно, чтобы побудить |
|
некоторых не колеблясь признать мастера? Или пусть они |
11 |
растолкуют нам, что такое то создаюшее все это или каким |
|
образом возможно, чтобы все это столь поразительное и ма |
|
стерское происходило не вследствие обдуманности, само со- |
|
бой. |
|
Что же, только ли по отношению к нам происходит это? |
12 |
Многое - только по отношению к нам, именно то, что ис |
|
ключительно нужно было существу, обладающему разумом, |
|
а многое ты найдешь общим для нас с существами, не наде- |
|
ленными разумом. Так разве и понимают происходящее они? |
13 |
Отнюдь. Ведь одно дело пользование, другое дело понима- |
|
ние. Они нужны были богу как пользующиеся представле- |
|
ниями, а мы - как понимаюшие в пользовании. Поэтому для |
14 |
них достаточно есть, пить, спать, совокупляться и все прочее, |
|
что совершает по-своему каждое из них, а для нас, которых |
|
он наделил и способностью понимания, этого уже не доста- |
|
точно, но если мы не будем поступать сообразно, порядком и |
15 |
49
соответственно природе и устройству каждого, то мы уже не
16достигнем своей цели. Ведь чьи устройства различны, раз-
17личны 11 I1Х дела и цели. Стало быть, чье устройство предназ
начено только для пользования, тому вполне достаточно
пользоваться так или иначе, а чье - и для понимания в поль
зовании, то если у него не будет и сообразности, тот никогда
18не достигнет своей цели. Какова же цель тех? Каждое из них
он устраивает так, чтобы одно поедалось, другое служило в
земледелии, то давало сыр, а иное для иной подобной надоб ности. Какая для всего этого надобность в том, чтобы пони-
19мать представления и мочь различать их?1 А человека он ввел
с{верцателем его и творений его, и не только созерцателем,
20но и истолкователем их. Поэтому постыдно человеку начи
нать и заканчивать там, где и существа, не наделенные ра
зумом, но скорее отсюда следует начинать, а заканчивать на
21 том, на чем закончила по отношению к нам и природа. А за
кончила она на созерцании, понимании и согласном с приро-
Т') дой образе жизни. Смотрите же, как бы вы не прожили до
самой смерти так и не став созерцателями всего этого.
23В Олимпию вы уезжаете, чтобы видеть творение Фидия",
икаждый из вас считает несчастьем прожить до самой смер-
24ти так и не осмотрев все это. А там, откуда и уезжать не надо,
где вы находитесь уже и присутствуете перед творениями, у
|
вас не будет |
страстного желания созерцать и |
постичь |
их? |
25 |
Стало быть, |
вы не осознаете ни кто вы такие, |
ни для |
чего |
рождены, ни что такое то, к созерцанию чего вы допуще-
26ны? - Но в жизни существуют всякие неприятности и труд ности. - А в Олимпии не существуют? Не страдаете вы от
жары? Не теснитесь? Не кое-как моетесь? Не мокнете, когда
идет дождь? А шума и гама и вообще всяких трудностей не
27натерпеваетесь? Но я думаю, что все это вы, сопоставляя с
28замечательностью зрелища, переносите и выдерживаете. Ну а способности такие вы не получили, благодаря которым мо
жете переносить все случающееся? Величие духа не получи-
29ли? Мужество не получили? Стойкость не получили? Да ка
кое еще дело мне, наделенному величием духа, до всего того,
что может выйти? Что лишит меня самообладания или при ведет в смятение или что покажется мучительным? Разве я не стану пользоваться той способностью, которую я получил
для этого, а стану сокрушаться и стенать по поводу того, что
30выходит? «Да, но у меня текут сопли». Так для чего же у тебя
руки, рабское ты существо? Не для того ли, чтобы ты и смор-
31кался? «Так разве это разумно, что в мироздании существуют
32сопли?» Да насколько JLучше высморкаться тебе, чем винить!
А то чем, по-твоему, вышел бы Геракл, если бы не существо
вало такого льва, гидры, лани, вепря, всяких несправедливых
50
и звероподобных людей, от которых он избавил и очистил |
|
землю? И что бы он делал, если бы ничего такого не суще-' |
33 |
ствовало? Не ясно ли, что спал бы закутавшись? Значит, |
|
прежде всего, он не стал бы Гераклом, дремля всю жизнь в |
|
такой неге и покое, Ну а если бы даже и стал, что толку было |
|
бы в нем? Какое применение нашли бы эти его руки и вооб- |
34 |
ще вся его мощь, стойкость и благородство, если бы какие |
|
нибудь такие обстоятельства и предметы не встряхнули его и |
|
не закалили упражнениями? Что же, он сам должен был |
35 |
устраивать их себе и искать, откуда бы привести льва в свой |
|
край, вепря, гидру? Глупость это и безумие! Но существую- |
36 |
щие и обнаруженные, они оказались полезными к тому, что- |
|
бы показать и закалить упражнениями Геракла. |
|
Ну, так вот, и ты, осознав все это, взгляни на способ- |
37 |
ности, которые у тебя есть, и, разглядев их, скажи: «Подавай |
|
теперь, Зевс, какое хочешь обстоятельство:) у меня есть под |
|
готовленность, данная мне от тебя, и возможности для того, |
|
чтобы украсить себя благодаря всему, что получается». Но |
38 |
нет, вы сидите трепеща в страхе, как бы не случилось того- |
|
то, горюя, сокрушаясь и стеная, когда случается то-то. И вы |
|
еще вините богов! Действительно, какое может быть иное |
39 |
следствие из такого неблагородства, как не нечестивость? А |
40 |
между тем бог-то не только дал нам эти способности, благо- |
|
даря которым мы можем переносить все, что получается, не |
|
становясь от этого униженными и сломленными, но, что бы- |
|
ло достойно доброго царя и поистине отца, дал нам это не |
|
подвластным помехам, неподвластным принуждениям, не |
|
подвластным препятствиям, сделал это, целиком, зависящим |
|
от нас, даже не оставив за собой никакой силы для того, что- |
|
бы помешать или воспрепятствовать. Имея все это свобод- |
41 |
ным и своим, вы не пользуетесь им и даже не осознаете, что |
|
вы получили и от кого, но сидите сокрушаясь и стеная, одни |
42 |
слепо не видя самого подателя и не узнавая благодетеля, а |
|
другие по своему неблагородству обращаясь к жалобам и об- |
|
винениям против бога. А между тем, что касается величия |
43 |
духа и мужества, я докажу тебе, что у тебя есть для этого |
|
основания и подготовленность, но вот какие у тебя основания |
|
для того, чтобы жаловаться и винить, докажи мне ты. |
|
7. О нужности изменяющихсяl , условных |
|
и тому подобных рассуждений |
|
Большинству и неведомо, что занятие изменяющимися, |
|
условными, а также приводящими к умозаключению путем |
|
вопросов и всеми вообще такого рода рассуждениями касает- |
|
ся надлежащего. Ведь мы ищем, как во всяком предмете доб- |
2 |
51
родетельному человеку найти надлежащую в этом предмете
3линию поведения. Так вот, или пусть скажут, что мудрый
человек не снизойдет до вопросов и ответов, или что если и
снизойдет, то ему не придется беспокоиться о том, как бы не вести себя в ходе вопросов и ответов необдуманно и как по-
4пало, а не принимающим ни того ни другого из этих утверж
дений необходимо признать, что следует заниматься каким
то рассмотрением той топики, к которой главным образом
|
относятся вопросы и ответы. |
5 |
Ведь что требуется в рассуждении? Устанавливать истин- |
|
ное, отвергать ложное, воздерживаться от суждения при не- |
б |
ясном. Так достаточно ли усвоить только это? - Достаточ |
|
но, - говорит. - Так, значит, и желающему в пользовании |
|
монетой не допускать оплошности достаточно услышать это: |
|
«Настоящие драхмы принимай, а поддельные отвергай»?- |
7Недостаточно. - Что же нужно к этому еще? Да что иное, как не умение одобрять и различать настоящие и поддельные
8драхмы? Так, значит, и что касается рассуждения, недоста
точно сказанного, но необходимо стать умелым в одобрении
и в различении истинного, ложного инеясного? - Необхо-
9димо. - Кроме этого, что еще требуется в рассуждении? Принимай следствие из правильно допущенных тобой посы-
10 лок. Ну так достаточно ли и тут узнать это? Недостаточно, а
нужно усвоить, как то-то становится следствием того-то и
того-то и тогда-то одно следует из одного, а тогда-то из мно-
11гого вместе. Так не необходимо ли еще и это тому, кто наме
рен вести себя в рассуждении понятливо, самому доказывать
каждое положение, следить внимательно за доказательствами
других и не давать вводить себя в заблуждение софистиче-
12скими уловками, будто бы доказывающими? Таким образом,
у нас появилось занятие умозаключающими рассуждениями
и их схемами и упражнение в них, и это оказалось явно необ
ходимым.
13 Но вот бывает так, что мы здраво допустили посылки и из
них получается такое-то заключение, и хотя оно ложное, тем
14не менее оно получается. Так что же мне надлежит делать?
15Принимать ложное? И как это возможно? Или говорить: «Я не здраво согласился на признание допущенных посылою>?
Да ведь и это недопустимо. Или: «Такого заключения не по
лучается из тех допущенных посылок, на которые дано со-
lб гласие»? Но и это недопустимо. Так что же в таких случаях
следует делать? Не подобно ли тому, как недостаточно взять
в долг сверх того, что еще должны, но следует добавить так
же, что остаются при долге и он не погашен, так и недоста
точно, сверх того, что следует соглашаться на заключение,
допустить посылки, а следует оставаться при согласии на
52