Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 779

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. О промысле

 

По всему происходящему в мироздании легко восхвалить

 

промысл, если в ком есть два эти свойства: способность уяс­

 

нять все происшедшее с каждым и чувство благодарности.

 

Иначе один не увидит полезности всего происшедшего, а

2

другой не будет благодарным за все это, даже если увидит.

 

Если бы бог цвета создал, а способность видеть их не создал

3

бы, какая в этом была бы польза? Совершенно никакой. Но

4

если бы, наоборот, эту способность он создал, а все су­

 

шествуюшее создал бы недоступным этой способности ви-

 

деть, и так какая была бы польза? Совершенно никакой. А

5

что, если бы и то и другое он создал, а свет не создал бы? И

 

так не было бы никакой пользы. Кто же тот приспособивший

6

это К тому и то к этому? А кто тот приспособивший меч к

 

ножнам и ножны к мечу? Никто? Да ведь по самому уст-

7

ройству изделий мы обыкновенно заявляем, что это несом­

 

ненно творение какого-то мастера, а не необдуманно устро-

 

енное. Так неужели каждое из них обнаруживает мастера, а

8

зримое, зрение, свет не обнаруживает? А мужской пол и жен-

9

ский пол, их взаимное влечение к соитию и способность

 

пользоваться частями, устроенными для этого, все это тоже

 

не обнаруживает мастера? Но это-то ладно. А, вот, такое

1О

устройство мышления, благодаря которому мы, воспринимая

 

чувственные предметы, не просто получаем отпечатки их,

 

производимые ими, но и отбираем что-то, отнимаем, добав­

 

ляем, составляем то-то и то-то посредством их и, клянусь

 

Зевсом, переходим от одного к другому, каким-нибудь обра-

 

зом близкому, разве и этого недостаточно, чтобы побудить

 

некоторых не колеблясь признать мастера? Или пусть они

11

растолкуют нам, что такое то создаюшее все это или каким

 

образом возможно, чтобы все это столь поразительное и ма­

 

стерское происходило не вследствие обдуманности, само со-

 

бой.

 

Что же, только ли по отношению к нам происходит это?

12

Многое - только по отношению к нам, именно то, что ис­

 

ключительно нужно было существу, обладающему разумом,

 

а многое ты найдешь общим для нас с существами, не наде-

 

ленными разумом. Так разве и понимают происходящее они?

13

Отнюдь. Ведь одно дело пользование, другое дело понима-

 

ние. Они нужны были богу как пользующиеся представле-

 

ниями, а мы - как понимаюшие в пользовании. Поэтому для

14

них достаточно есть, пить, спать, совокупляться и все прочее,

 

что совершает по-своему каждое из них, а для нас, которых

 

он наделил и способностью понимания, этого уже не доста-

 

точно, но если мы не будем поступать сообразно, порядком и

15

49


соответственно природе и устройству каждого, то мы уже не

16достигнем своей цели. Ведь чьи устройства различны, раз-

17личны 11 I1Х дела и цели. Стало быть, чье устройство предназ­

начено только для пользования, тому вполне достаточно

пользоваться так или иначе, а чье - и для понимания в поль­

зовании, то если у него не будет и сообразности, тот никогда

18не достигнет своей цели. Какова же цель тех? Каждое из них

он устраивает так, чтобы одно поедалось, другое служило в

земледелии, то давало сыр, а иное для иной подобной надоб­ ности. Какая для всего этого надобность в том, чтобы пони-

19мать представления и мочь различать их?1 А человека он ввел

с{верцателем его и творений его, и не только созерцателем,

20но и истолкователем их. Поэтому постыдно человеку начи­

нать и заканчивать там, где и существа, не наделенные ра­

зумом, но скорее отсюда следует начинать, а заканчивать на

21 том, на чем закончила по отношению к нам и природа. А за­

кончила она на созерцании, понимании и согласном с приро-

Т') дой образе жизни. Смотрите же, как бы вы не прожили до

самой смерти так и не став созерцателями всего этого.

23В Олимпию вы уезжаете, чтобы видеть творение Фидия",

икаждый из вас считает несчастьем прожить до самой смер-

24ти так и не осмотрев все это. А там, откуда и уезжать не надо,

где вы находитесь уже и присутствуете перед творениями, у

 

вас не будет

страстного желания созерцать и

постичь

их?

25

Стало быть,

вы не осознаете ни кто вы такие,

ни для

чего

рождены, ни что такое то, к созерцанию чего вы допуще-

26ны? - Но в жизни существуют всякие неприятности и труд­ ности. - А в Олимпии не существуют? Не страдаете вы от

жары? Не теснитесь? Не кое-как моетесь? Не мокнете, когда

идет дождь? А шума и гама и вообще всяких трудностей не

27натерпеваетесь? Но я думаю, что все это вы, сопоставляя с

28замечательностью зрелища, переносите и выдерживаете. Ну а способности такие вы не получили, благодаря которым мо­

жете переносить все случающееся? Величие духа не получи-

29ли? Мужество не получили? Стойкость не получили? Да ка­

кое еще дело мне, наделенному величием духа, до всего того,

что может выйти? Что лишит меня самообладания или при­ ведет в смятение или что покажется мучительным? Разве я не стану пользоваться той способностью, которую я получил

для этого, а стану сокрушаться и стенать по поводу того, что

30выходит? «Да, но у меня текут сопли». Так для чего же у тебя

руки, рабское ты существо? Не для того ли, чтобы ты и смор-

31кался? «Так разве это разумно, что в мироздании существуют

32сопли?» Да насколько JLучше высморкаться тебе, чем винить!

А то чем, по-твоему, вышел бы Геракл, если бы не существо­

вало такого льва, гидры, лани, вепря, всяких несправедливых

50



и звероподобных людей, от которых он избавил и очистил

 

землю? И что бы он делал, если бы ничего такого не суще-'

33

ствовало? Не ясно ли, что спал бы закутавшись? Значит,

 

прежде всего, он не стал бы Гераклом, дремля всю жизнь в

 

такой неге и покое, Ну а если бы даже и стал, что толку было

 

бы в нем? Какое применение нашли бы эти его руки и вооб-

34

ще вся его мощь, стойкость и благородство, если бы какие­

 

нибудь такие обстоятельства и предметы не встряхнули его и

 

не закалили упражнениями? Что же, он сам должен был

35

устраивать их себе и искать, откуда бы привести льва в свой

 

край, вепря, гидру? Глупость это и безумие! Но существую-

36

щие и обнаруженные, они оказались полезными к тому, что-

 

бы показать и закалить упражнениями Геракла.

 

Ну, так вот, и ты, осознав все это, взгляни на способ-

37

ности, которые у тебя есть, и, разглядев их, скажи: «Подавай

 

теперь, Зевс, какое хочешь обстоятельство:) у меня есть под­

 

готовленность, данная мне от тебя, и возможности для того,

 

чтобы украсить себя благодаря всему, что получается». Но

38

нет, вы сидите трепеща в страхе, как бы не случилось того-

 

то, горюя, сокрушаясь и стеная, когда случается то-то. И вы

 

еще вините богов! Действительно, какое может быть иное

39

следствие из такого неблагородства, как не нечестивость? А

40

между тем бог-то не только дал нам эти способности, благо-

 

даря которым мы можем переносить все, что получается, не

 

становясь от этого униженными и сломленными, но, что бы-

 

ло достойно доброго царя и поистине отца, дал нам это не­

 

подвластным помехам, неподвластным принуждениям, не­

 

подвластным препятствиям, сделал это, целиком, зависящим

 

от нас, даже не оставив за собой никакой силы для того, что-

 

бы помешать или воспрепятствовать. Имея все это свобод-

41

ным и своим, вы не пользуетесь им и даже не осознаете, что

 

вы получили и от кого, но сидите сокрушаясь и стеная, одни

42

слепо не видя самого подателя и не узнавая благодетеля, а

 

другие по своему неблагородству обращаясь к жалобам и об-

 

винениям против бога. А между тем, что касается величия

43

духа и мужества, я докажу тебе, что у тебя есть для этого

 

основания и подготовленность, но вот какие у тебя основания

 

для того, чтобы жаловаться и винить, докажи мне ты.

 

7. О нужности изменяющихсяl , условных

 

и тому подобных рассуждений

 

Большинству и неведомо, что занятие изменяющимися,

 

условными, а также приводящими к умозаключению путем

 

вопросов и всеми вообще такого рода рассуждениями касает-

 

ся надлежащего. Ведь мы ищем, как во всяком предмете доб-

2

51


родетельному человеку найти надлежащую в этом предмете

3линию поведения. Так вот, или пусть скажут, что мудрый

человек не снизойдет до вопросов и ответов, или что если и

снизойдет, то ему не придется беспокоиться о том, как бы не вести себя в ходе вопросов и ответов необдуманно и как по-

4пало, а не принимающим ни того ни другого из этих утверж­

дений необходимо признать, что следует заниматься каким­

то рассмотрением той топики, к которой главным образом

 

относятся вопросы и ответы.

5

Ведь что требуется в рассуждении? Устанавливать истин-

 

ное, отвергать ложное, воздерживаться от суждения при не-

б

ясном. Так достаточно ли усвоить только это? - Достаточ­

 

но, - говорит. - Так, значит, и желающему в пользовании

 

монетой не допускать оплошности достаточно услышать это:

 

«Настоящие драхмы принимай, а поддельные отвергай»?-

7Недостаточно. - Что же нужно к этому еще? Да что иное, как не умение одобрять и различать настоящие и поддельные

8драхмы? Так, значит, и что касается рассуждения, недоста­

точно сказанного, но необходимо стать умелым в одобрении

и в различении истинного, ложного инеясного? - Необхо-

9димо. - Кроме этого, что еще требуется в рассуждении? Принимай следствие из правильно допущенных тобой посы-

10 лок. Ну так достаточно ли и тут узнать это? Недостаточно, а

нужно усвоить, как то-то становится следствием того-то и

того-то и тогда-то одно следует из одного, а тогда-то из мно-

11гого вместе. Так не необходимо ли еще и это тому, кто наме­

рен вести себя в рассуждении понятливо, самому доказывать

каждое положение, следить внимательно за доказательствами

других и не давать вводить себя в заблуждение софистиче-

12скими уловками, будто бы доказывающими? Таким образом,

у нас появилось занятие умозаключающими рассуждениями

и их схемами и упражнение в них, и это оказалось явно необ­

ходимым.

13 Но вот бывает так, что мы здраво допустили посылки и из

них получается такое-то заключение, и хотя оно ложное, тем

14не менее оно получается. Так что же мне надлежит делать?

15Принимать ложное? И как это возможно? Или говорить: «Я не здраво согласился на признание допущенных посылою>?

Да ведь и это недопустимо. Или: «Такого заключения не по­

лучается из тех допущенных посылок, на которые дано со-

lб гласие»? Но и это недопустимо. Так что же в таких случаях

следует делать? Не подобно ли тому, как недостаточно взять

в долг сверх того, что еще должны, но следует добавить так­

же, что остаются при долге и он не погашен, так и недоста­

точно, сверх того, что следует соглашаться на заключение,

допустить посылки, а следует оставаться при согласии на

52