Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 778

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

них? И, конечно, если они остаются до конца такими, на ка-

17

кие дано было согласие, то совершенно необходимо, чтобы

мы оставались при согласии на них и принимали следствие

из них. <...>"

Ведь уже и не у нас и не в соответствии с на:\1И 18-19

получается это заключение, поскольку мы отказались от со-

 

гласия на посылки. Так вот, следует ознакомиться и с такими

20

особенностями посылок, с таким изменением и изменяе­

 

мостью их, благодаря чему в самом ходе вопросов или отве-

 

тов или умозаключения, или чего-то другого такого они, по­

 

лучая изменения, сбивают с толку несмыслящих людей, не

 

видящих следствия. Для чего? Чтобы в этом вопросе мы не

21

вели себя противно надлежащему, необдуманно и путано.

 

 

И то же самое относится к условиям и условным рассуж-

22

дениям. Ведь иногда бывает необходимо выставить исход-

 

ным требованиемj какое-то условие как средство подступа к

 

последующему рассуждению. Так на всякое ли допущенное

23

условие следует соглашаться или не на всякое? И если не на

 

всякое, то на какое? Чего касается рассмотрение? Надлежа-

 

щег04• А согласившемуся следует ли оставаться всегда при

24

сохранении его или иногда следует отказываться, но след-

 

ствия принимать, а противоречия не принимать? - Да. -

Но

25

кто-то говорит: «Я сделаю так, что ты, приняв условие воз­

 

можного, будешь приведен к невозможному». Разве мудрый

 

человек не снизойдет до него, а станет избегать исследования

 

и обсуждения? Да кто еще иной способен к рассуждению,

26

искусен в вопросах и ответах и, клянусь 3евсом, недоступен

 

для обманов и софистических уловок? Снизойдет, конечно,

27

но разве не будет обращать внимания на то, чтобы не вести

 

себя в рассуждении необдуманно и как попало? Как же он

 

тогда будет таким, каким мы мыслим его? Однако без опре-

28

деленного в таких вещах упражнения и подготовленности в

 

состоянии ли он соблюдать последовательность? Пусть до-

29

кажут это, и тогда все эти правила излишни, они, оказывает-

 

ся, до нелепости несообразны с понятием о мудром человеке.

 

Что мы еще бездеятельны, беспечны, ленивы и ищем

30

предлогов не проводить ночей в усиленных трудах над со-

 

вершенствованием своего разума? - Так если я запутаюсь в

31

таких вещах, разве я убил отца, значит? - Рабское ты

су­

 

щество, да где тут был отец, чтоб ты убивал его? Что же сде-

 

,lал ты? Единственную ошибку, которую можно было допус-

 

тить в этом вопросе, ты и допустил. Как раз то же и я сказал

32

Руфу, когда он порицал меня за то, что я не мог найти одно

 

упущение'

в каком-то силлогизме. «Как будто бы, - гово-

 

рю, - я поджег Капитолий». А он: «Рабское ты существо, -

 

говорит, -

тут упущение есть Капитолий». Или только это и

33

есть ошибки, что спалить Капитолий да убить отца, а необ-

53


думанно, бессмысленно, как попало пользоваться своими

представления ми, не следить внимателыю за рассуждением,

доказательством, софистической уловкой, словом, не видеть

того, что в соответствии с нами и что не в соответствии с на­

ми, в ходе вопросов и ответов, все это не ошибки?

8. Что способности У необразованных не безопасны ДЛЯ них

Сколькими способами можно преобразовывать равно­

сильные между собой высказывания, столькими же возможно

преобразовывать в рассуждениях и виды эпихейрем и энти- 2 мем 1. Вот, например, такой способ: «Если ты взял в долг и не

вернул, значит, ты должен мне деньги» - «Неверно это вы­

сказывание: "ты взял в долг и не вернул". Следовательно, ты

3не должен мне денег». И умело делать это никому не прили­

чествует более, чем философу. Ведь если энтимема есть не­

полный силлогюм, ясно, что тот, кто освоил упражнениями

полный силлогизм, ничуть не менее был бы в состоянии

освоить и неrlOЛНЫЙ.

4 Так почему же мы не упражняем себя и друг друга в

5этом? Потому что сейчас, даже не занятые упражнениями в этих вещах и не отвлекаемые, во всяком случае мной, от за­

боты о нравственности, мы все же ничуть не преуспеваем в

6добродетели. Чего же ожидать, если бы мы еще и за это заня­

тие взялись? И особенно потому~ что это стало бы не только

каким-то дополнительным занятием, отвлекающим от более

необходимых, но и основанием для самомнения и спеси не

7обыкновенным. Великая сила ведь способность доказывать

приведением доводов и убедительно рассуждать, и особенно

если она будет развита упражнением и вдобавок приобретет

~какое-то и великолепие речи. Потому что и вообще всякая

способность, если она у 'необразованных и слабых, опасна

для них в том отношении, что может повести к высокомер-

9 ной и тщеславной гордости ею. Каким ведь еще средством

можно убедить молодого человека, отличающегося в этих

вещах, что следует не самому стать приложением к ним, а их

1О сделать ПРИJIожением к себе? Разве он не расхаживает высо­

комерно и надменно перед нами, поправ все эти доводы и не

терпя, если кто-то принимается за него, напоминая, от чего

он отдалился и куда склонился?

11 - Что же, разве Платон не был философ? - Да разве Гиппократ не был врач? Однако ты видишь, какой слог у

12Гиппократа. Так ра"Зве у Гиппократа такой слог в силу того,

что он врач? Что же ты смешиваешь вещи, случайно соче-

13тающиеся в ТОI'O же рода людях? Если Платон был красивым

исильным, то разве и мне следовало бы засесть и усердно

54


добиваться того, чтобы стать красивым или чтобы стать

сильным, будто это необходимо для философии, поскольку

некий философ был вместе и красивый и философ? Не хо-

14

чешь ли ты осознавать и различать, в силу чего люди стано­

 

вятся философами и что у них случайное? Ну а если бы я был

 

философ, разве вам следовало бы и хромыми стать?С Что же,

15

отвергаю ли я эти способности? Ни в коем случае! Не отвер-

 

гаю ведь я способность к зрению. Но все же, если ты спро-

сишь меня, что есть благо человека, я не могу сказать тебе

 

иного, кроме того, что это определенная свобода воли'.

 

9. К каким можно придти следствиям, исходя из того,

 

что мы родственны богу

 

Если то, что говорится философами о родстве бога и лю­

 

дей, истинно, что иного остается людям, кроме следования

 

Сократу: никогда на вопрос «откуда родом?» не говорить,

 

что «афинянин» или «коринфянин», а что «мирозданянию>?l

 

В самом деле, почему ты говоришь, что ты афинянин, а не из

2

того только угла, в который было брошено твое рожденное

 

бренное тело? Не ясно ли, что, исходя из более главного и

3

объемлющего не только тот самый угол и весь твой дом, но и

 

вообще тот край, где твой род предков дошел до тебя, нахо­

 

дишь ты какое-то основание называть себя афинянином или

 

коринфянином? Стало быть, если кто понял устроение миро-

4

здания и постиг, что самое великое, самое главное и самое

 

всеобъемлющее среди всего это система, состоящая из людей

 

и бога, а от него семена попали не в отца моего только и в

 

деда, но во все рождающееся и растущее на земле, а как в

5

имеющие главное значение -

в существа, обладающие ра­

 

зумом, потому что только они по своей природе причастны к

 

сопребыванию с богом, связанные с ним по разуму, то поче-

б

му бы тому не назвать себя мирозданянином? Почему не сы-

 

ном бога? А почему страшиться чего-то, что происходит сре-

 

ди людей? Родства с цезарем или кем-нибудь другим из мо-

7

гущественных людей в Риме достаточно, чтобы можно было

 

проводить жизнь В безопасности, не пренебрегаемыми, не

 

боящимися ничего, а что бог -

наш создатель, отец, опека-

 

тель, это уже не избавит нас от печалей и страхов?

 

«А где мне взять поесть, -

говорит, -

если у меня ничего

8

нет?» А как рабы, как беглые, на что полагаются они, убегая

 

от хозяев? На свои земли, или на слуг, или на серебряную ут­

 

варь? Только на самих себя. И всё же они не остаются без пи-

 

щи. А философу нашему разве придется на других полагаться

9

и уповать в чужих краях, а не самому о

себе заботиться, и

 

быть хуже и малодушнее по сравнению с не наделенными ра-

55


ЗУ\1О\1 звеРЯ\1И, каждый из которых, сам себе довлея, не ис­

пытывает затруднений ни с пищей, свойственной ему, ни с обраЗО\1 жизни, соответственным и в соответствии с при­

родой'?

1о Я-то ДУ\1аю, что старому человеку следова.,10 бы сидеть

здесь, не к тому направляя все свои усилия, чтобы вы не были

о себе низкого мнения и не предавались каким-нибудь низким

11и неб.lагородным рассуждениям о самих себе, а к тому, чтобы среди вас не оказалось каких-нибудь таких молодых людей,

которые, узнав родство с богами и что мы как некими окова­

\ш связаны телом и его имуществом и всем тем, что ради них

бывает нам необходимо для устройства и пребывания в жиз­

ни, захотели бы отбросить все это как некое бремя, тягостное

12и бесполезное, и уйти к родным. И вот какой следовало бы

вести спор вашему учителю и наставнику, если бы только он представлял собой что-то. Вы приходите и говорите: «Эпиктет, мы больше не можем выносить того, что мы скова­ ны этим бренным телом, кормим и поим его, покоим и содер­ жим в чистоте, да еще водим его общаться с теми-то и с теми-

13то. Не безразличные ли это вещи и не имеющие никакого от­ ношения к нам, и смерть - не зло'? Не родные ли мы некие

14бога и не оттуда ли пришли'? Дай нам уйти туда, откуда мы

пришли, дай освободиться, наконец, от этих оков, зависимых

15и обременяющих. Здесь разбойники, воры, суды, так назы­

ваемые тираны, которым кажется, будто они имеют какую-то

власть над нами из-за бренного тела и его имущества. Дай мы

16покажем им, что они ни над кем не имеют власти». А я на это

говорю: «Люди, подождите бога. Когда он даст знак и освобо­ дит вас от этого служения, тогда отбывайте к нему. А пока вы

должны вынести то, что вы обитаете в том месте, куда он вас

17поставил. Коротко ведь это время обитания и легко для тех, у кого такое отношение. Да какой еще тиран, или какой вор,

или какие суды страшны тем, кто вот так ни во что не ста­

вит тело и его имущество? Останьтесь, не уходите безрас­

судно».

18Вот что примерно должно бы получаться между наставни-

19ком и одаренными молодыми людьми. А в действительности

что получается? Мертв наставник - мертвы вы. Когда вы на­

кормитесь сегодня, вы сидите и плачете о завтрашнем дне, где

20вам взять поесть. Рабское ты существо, если достанешь, то бу­ дет, если не достанешь, то уйдешь: дверь открыта. Что ты со­

крушаешься? Где тут еще место слезам? Какое тут еще осно­

вание для лести'? Почему завидовать друг другу'? Почему пре­

клоняться перед имущими или поставленными у власти, осо-

21бенно если они проявляют насилие и гнев? Да что они нам

сделают? Все что они могут сделать, на это мы не станем об-

56


ращать внимания. Все что важно для нас, этого они не могут.

 

Так кто еще будет властен над тем, у кого такое отношение?

 

Как Сократ относился ко всему этому? Да как иначе, чем

22

так, как и следовало убежденному в том, что он родственник

 

богов? «Если, - говорит он, - вы станете говорить мне сей-

23

час: "Мы отпускаем тебя с тем условием, чтобы ты больше

 

никогда не вел этих разговоров, которые вел до сих пор, и не

 

приставал с ними ни к молодым, ни к старым у нас", я отвечу:

 

"Смешны вы, все считающие, что, если бы меня поставил в

24

какое-то место в строю ваш военачальник, я должен был бы

 

блюсти и хранить его и предпочитать умереть много тысяч раз,

 

чем оставить его, а что, если назначил на какое-то место и за-

 

нятие бог, мы должны оставить его"»'. Вот что такое человек

25

поистине родственник богов! Ну а мы - словно чрева, словно

26

утробы, словно срамные части, так о себе мыслим, когда стра­

 

шимся, когда жаждем: тем, в чьей возможности оказывать нам

 

содействие во всем этом, мы льстим, и их же боимся.

 

Один попросил меня написать за него в Рим. Его, по по-

27

нятиям толпы, постигло несчастье, а именно: прежде видный

 

и богатый, он впоследствии лишился всего и жил здесь'. И я

28

написал за него в унизительном духе. А он, прочитав письмо,

 

вернул его мне и сказал: «Я хотел от тебя какой-то помощи,

 

вовсе не жалости. А зла в положении моем никакого неп>.

 

Так и Руф, испытывая меня, говаривал: «Достанется тебе то-

29

то и то-то от хозяина4». И когда я ему отвечал: «Человече-

10

ское», он: «Так что же мне еще просить его, если я могу до-

 

биться этого с помощью тебя?» Действительно ведь, того,

31

что человек может сам своими силами, излишне и бессмыс-

 

ленно добиваться с помощью другого. Так вот, если я сам

32

своими силами могу добиться величия духа и благородства,

 

стану ли я добиваться с твоей помощью земли, денег или ка­

 

кой-то должности? Ни в коем случае! Я не буду настолько

 

неосознающим, чем я владею. Но когда человек малодушен и

з3

низок, что иного остается, кроме необходимости писать

 

письма за него как за мертвеца: «Помилуй ради нас труп и

 

кружку кровишки такого-то»? Действительно ведь, такой че-

34

ловек это труп и кружка кровишки, и больше ничего. А если

 

бы он был чем-то больше, то осознавал бы, что человек не

 

бывает несчастным из-за другого человека.

 

10. Сопоставление с теми, кто серьезно занят

деловыми продвижениями в Риме

Если бы мы с таким же рвением напрягали все свои уси­

лия в своем деле, как сенаторы в Риме в тех делах, которыми они серьезно заняты, то, пожалуй, и мы достигали бы чего-

57