ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 778
Скачиваний: 0
них? И, конечно, если они остаются до конца такими, на ка- |
17 |
кие дано было согласие, то совершенно необходимо, чтобы
мы оставались при согласии на них и принимали следствие
из них. <...>"
Ведь уже и не у нас и не в соответствии с на:\1И 18-19
получается это заключение, поскольку мы отказались от со- |
|
||
гласия на посылки. Так вот, следует ознакомиться и с такими |
20 |
||
особенностями посылок, с таким изменением и изменяе |
|
||
мостью их, благодаря чему в самом ходе вопросов или отве- |
|
||
тов или умозаключения, или чего-то другого такого они, по |
|
||
лучая изменения, сбивают с толку несмыслящих людей, не |
|
||
видящих следствия. Для чего? Чтобы в этом вопросе мы не |
21 |
||
вели себя противно надлежащему, необдуманно и путано. |
|
|
|
И то же самое относится к условиям и условным рассуж- |
22 |
||
дениям. Ведь иногда бывает необходимо выставить исход- |
|
||
ным требованиемj какое-то условие как средство подступа к |
|
||
последующему рассуждению. Так на всякое ли допущенное |
23 |
||
условие следует соглашаться или не на всякое? И если не на |
|
||
всякое, то на какое? Чего касается рассмотрение? Надлежа- |
|
||
щег04• А согласившемуся следует ли оставаться всегда при |
24 |
||
сохранении его или иногда следует отказываться, но след- |
|
||
ствия принимать, а противоречия не принимать? - Да. - |
Но |
25 |
|
кто-то говорит: «Я сделаю так, что ты, приняв условие воз |
|
||
можного, будешь приведен к невозможному». Разве мудрый |
|
||
человек не снизойдет до него, а станет избегать исследования |
|
||
и обсуждения? Да кто еще иной способен к рассуждению, |
26 |
||
искусен в вопросах и ответах и, клянусь 3евсом, недоступен |
|
||
для обманов и софистических уловок? Снизойдет, конечно, |
27 |
||
но разве не будет обращать внимания на то, чтобы не вести |
|
||
себя в рассуждении необдуманно и как попало? Как же он |
|
||
тогда будет таким, каким мы мыслим его? Однако без опре- |
28 |
||
деленного в таких вещах упражнения и подготовленности в |
|
||
состоянии ли он соблюдать последовательность? Пусть до- |
29 |
||
кажут это, и тогда все эти правила излишни, они, оказывает- |
|
||
ся, до нелепости несообразны с понятием о мудром человеке. |
|
||
Что мы еще бездеятельны, беспечны, ленивы и ищем |
30 |
||
предлогов не проводить ночей в усиленных трудах над со- |
|
||
вершенствованием своего разума? - Так если я запутаюсь в |
31 |
||
таких вещах, разве я убил отца, значит? - Рабское ты |
су |
|
|
щество, да где тут был отец, чтоб ты убивал его? Что же сде- |
|
||
,lал ты? Единственную ошибку, которую можно было допус- |
|
||
тить в этом вопросе, ты и допустил. Как раз то же и я сказал |
32 |
||
Руфу, когда он порицал меня за то, что я не мог найти одно |
|
||
упущение' |
в каком-то силлогизме. «Как будто бы, - гово- |
|
|
рю, - я поджег Капитолий». А он: «Рабское ты существо, - |
|
||
говорит, - |
тут упущение есть Капитолий». Или только это и |
33 |
есть ошибки, что спалить Капитолий да убить отца, а необ-
53
думанно, бессмысленно, как попало пользоваться своими
представления ми, не следить внимателыю за рассуждением,
доказательством, софистической уловкой, словом, не видеть
того, что в соответствии с нами и что не в соответствии с на
ми, в ходе вопросов и ответов, все это не ошибки?
8. Что способности У необразованных не безопасны ДЛЯ них
Сколькими способами можно преобразовывать равно
сильные между собой высказывания, столькими же возможно
преобразовывать в рассуждениях и виды эпихейрем и энти- 2 мем 1. Вот, например, такой способ: «Если ты взял в долг и не
вернул, значит, ты должен мне деньги» - «Неверно это вы
сказывание: "ты взял в долг и не вернул". Следовательно, ты
3не должен мне денег». И умело делать это никому не прили
чествует более, чем философу. Ведь если энтимема есть не
полный силлогюм, ясно, что тот, кто освоил упражнениями
полный силлогизм, ничуть не менее был бы в состоянии
освоить и неrlOЛНЫЙ.
4 Так почему же мы не упражняем себя и друг друга в
5этом? Потому что сейчас, даже не занятые упражнениями в этих вещах и не отвлекаемые, во всяком случае мной, от за
боты о нравственности, мы все же ничуть не преуспеваем в
6добродетели. Чего же ожидать, если бы мы еще и за это заня
тие взялись? И особенно потому~ что это стало бы не только
каким-то дополнительным занятием, отвлекающим от более
необходимых, но и основанием для самомнения и спеси не
7обыкновенным. Великая сила ведь способность доказывать
приведением доводов и убедительно рассуждать, и особенно
если она будет развита упражнением и вдобавок приобретет
~какое-то и великолепие речи. Потому что и вообще всякая
способность, если она у 'необразованных и слабых, опасна
для них в том отношении, что может повести к высокомер-
9 ной и тщеславной гордости ею. Каким ведь еще средством
можно убедить молодого человека, отличающегося в этих
вещах, что следует не самому стать приложением к ним, а их
1О сделать ПРИJIожением к себе? Разве он не расхаживает высо
комерно и надменно перед нами, поправ все эти доводы и не
терпя, если кто-то принимается за него, напоминая, от чего
он отдалился и куда склонился?
11 - Что же, разве Платон не был философ? - Да разве Гиппократ не был врач? Однако ты видишь, какой слог у
12Гиппократа. Так ра"Зве у Гиппократа такой слог в силу того,
что он врач? Что же ты смешиваешь вещи, случайно соче-
13тающиеся в ТОI'O же рода людях? Если Платон был красивым
исильным, то разве и мне следовало бы засесть и усердно
54
добиваться того, чтобы стать красивым или чтобы стать
сильным, будто это необходимо для философии, поскольку
некий философ был вместе и красивый и философ? Не хо- |
14 |
||
чешь ли ты осознавать и различать, в силу чего люди стано |
|
||
вятся философами и что у них случайное? Ну а если бы я был |
|
||
философ, разве вам следовало бы и хромыми стать?С Что же, |
15 |
||
отвергаю ли я эти способности? Ни в коем случае! Не отвер- |
|
||
гаю ведь я способность к зрению. Но все же, если ты спро- |
1б |
||
сишь меня, что есть благо человека, я не могу сказать тебе |
|
||
иного, кроме того, что это определенная свобода воли'. |
|
||
9. К каким можно придти следствиям, исходя из того, |
|
||
что мы родственны богу |
|
||
Если то, что говорится философами о родстве бога и лю |
|
||
дей, истинно, что иного остается людям, кроме следования |
|
||
Сократу: никогда на вопрос «откуда родом?» не говорить, |
|
||
что «афинянин» или «коринфянин», а что «мирозданянию>?l |
|
||
В самом деле, почему ты говоришь, что ты афинянин, а не из |
2 |
||
того только угла, в который было брошено твое рожденное |
|
||
бренное тело? Не ясно ли, что, исходя из более главного и |
3 |
||
объемлющего не только тот самый угол и весь твой дом, но и |
|
||
вообще тот край, где твой род предков дошел до тебя, нахо |
|
||
дишь ты какое-то основание называть себя афинянином или |
|
||
коринфянином? Стало быть, если кто понял устроение миро- |
4 |
||
здания и постиг, что самое великое, самое главное и самое |
|
||
всеобъемлющее среди всего это система, состоящая из людей |
|
||
и бога, а от него семена попали не в отца моего только и в |
|
||
деда, но во все рождающееся и растущее на земле, а как в |
5 |
||
имеющие главное значение - |
в существа, обладающие ра |
|
|
зумом, потому что только они по своей природе причастны к |
|
||
сопребыванию с богом, связанные с ним по разуму, то поче- |
б |
||
му бы тому не назвать себя мирозданянином? Почему не сы- |
|
||
ном бога? А почему страшиться чего-то, что происходит сре- |
|
||
ди людей? Родства с цезарем или кем-нибудь другим из мо- |
7 |
||
гущественных людей в Риме достаточно, чтобы можно было |
|
||
проводить жизнь В безопасности, не пренебрегаемыми, не |
|
||
боящимися ничего, а что бог - |
наш создатель, отец, опека- |
|
|
тель, это уже не избавит нас от печалей и страхов? |
|
||
«А где мне взять поесть, - |
говорит, - |
если у меня ничего |
8 |
нет?» А как рабы, как беглые, на что полагаются они, убегая |
|
||
от хозяев? На свои земли, или на слуг, или на серебряную ут |
|
||
варь? Только на самих себя. И всё же они не остаются без пи- |
|
||
щи. А философу нашему разве придется на других полагаться |
9 |
||
и уповать в чужих краях, а не самому о |
себе заботиться, и |
|
быть хуже и малодушнее по сравнению с не наделенными ра-
55
ЗУ\1О\1 звеРЯ\1И, каждый из которых, сам себе довлея, не ис
пытывает затруднений ни с пищей, свойственной ему, ни с обраЗО\1 жизни, соответственным и в соответствии с при
родой'?
1о Я-то ДУ\1аю, что старому человеку следова.,10 бы сидеть
здесь, не к тому направляя все свои усилия, чтобы вы не были
о себе низкого мнения и не предавались каким-нибудь низким
11и неб.lагородным рассуждениям о самих себе, а к тому, чтобы среди вас не оказалось каких-нибудь таких молодых людей,
которые, узнав родство с богами и что мы как некими окова
\ш связаны телом и его имуществом и всем тем, что ради них
бывает нам необходимо для устройства и пребывания в жиз
ни, захотели бы отбросить все это как некое бремя, тягостное
12и бесполезное, и уйти к родным. И вот какой следовало бы
вести спор вашему учителю и наставнику, если бы только он представлял собой что-то. Вы приходите и говорите: «Эпиктет, мы больше не можем выносить того, что мы скова ны этим бренным телом, кормим и поим его, покоим и содер жим в чистоте, да еще водим его общаться с теми-то и с теми-
13то. Не безразличные ли это вещи и не имеющие никакого от ношения к нам, и смерть - не зло'? Не родные ли мы некие
14бога и не оттуда ли пришли'? Дай нам уйти туда, откуда мы
пришли, дай освободиться, наконец, от этих оков, зависимых
15и обременяющих. Здесь разбойники, воры, суды, так назы
ваемые тираны, которым кажется, будто они имеют какую-то
власть над нами из-за бренного тела и его имущества. Дай мы
16покажем им, что они ни над кем не имеют власти». А я на это
говорю: «Люди, подождите бога. Когда он даст знак и освобо дит вас от этого служения, тогда отбывайте к нему. А пока вы
должны вынести то, что вы обитаете в том месте, куда он вас
17поставил. Коротко ведь это время обитания и легко для тех, у кого такое отношение. Да какой еще тиран, или какой вор,
или какие суды страшны тем, кто вот так ни во что не ста
вит тело и его имущество? Останьтесь, не уходите безрас
судно».
18Вот что примерно должно бы получаться между наставни-
19ком и одаренными молодыми людьми. А в действительности
что получается? Мертв наставник - мертвы вы. Когда вы на
кормитесь сегодня, вы сидите и плачете о завтрашнем дне, где
20вам взять поесть. Рабское ты существо, если достанешь, то бу дет, если не достанешь, то уйдешь: дверь открыта. Что ты со
крушаешься? Где тут еще место слезам? Какое тут еще осно
вание для лести'? Почему завидовать друг другу'? Почему пре
клоняться перед имущими или поставленными у власти, осо-
21бенно если они проявляют насилие и гнев? Да что они нам
сделают? Все что они могут сделать, на это мы не станем об-
56
ращать внимания. Все что важно для нас, этого они не могут. |
|
Так кто еще будет властен над тем, у кого такое отношение? |
|
Как Сократ относился ко всему этому? Да как иначе, чем |
22 |
так, как и следовало убежденному в том, что он родственник |
|
богов? «Если, - говорит он, - вы станете говорить мне сей- |
23 |
час: "Мы отпускаем тебя с тем условием, чтобы ты больше |
|
никогда не вел этих разговоров, которые вел до сих пор, и не |
|
приставал с ними ни к молодым, ни к старым у нас", я отвечу: |
|
"Смешны вы, все считающие, что, если бы меня поставил в |
24 |
какое-то место в строю ваш военачальник, я должен был бы |
|
блюсти и хранить его и предпочитать умереть много тысяч раз, |
|
чем оставить его, а что, если назначил на какое-то место и за- |
|
нятие бог, мы должны оставить его"»'. Вот что такое человек |
25 |
поистине родственник богов! Ну а мы - словно чрева, словно |
26 |
утробы, словно срамные части, так о себе мыслим, когда стра |
|
шимся, когда жаждем: тем, в чьей возможности оказывать нам |
|
содействие во всем этом, мы льстим, и их же боимся. |
|
Один попросил меня написать за него в Рим. Его, по по- |
27 |
нятиям толпы, постигло несчастье, а именно: прежде видный |
|
и богатый, он впоследствии лишился всего и жил здесь'. И я |
28 |
написал за него в унизительном духе. А он, прочитав письмо, |
|
вернул его мне и сказал: «Я хотел от тебя какой-то помощи, |
|
вовсе не жалости. А зла в положении моем никакого неп>. |
|
Так и Руф, испытывая меня, говаривал: «Достанется тебе то- |
29 |
то и то-то от хозяина4». И когда я ему отвечал: «Человече- |
10 |
ское», он: «Так что же мне еще просить его, если я могу до- |
|
биться этого с помощью тебя?» Действительно ведь, того, |
31 |
что человек может сам своими силами, излишне и бессмыс- |
|
ленно добиваться с помощью другого. Так вот, если я сам |
32 |
своими силами могу добиться величия духа и благородства, |
|
стану ли я добиваться с твоей помощью земли, денег или ка |
|
кой-то должности? Ни в коем случае! Я не буду настолько |
|
неосознающим, чем я владею. Но когда человек малодушен и |
з3 |
низок, что иного остается, кроме необходимости писать |
|
письма за него как за мертвеца: «Помилуй ради нас труп и |
|
кружку кровишки такого-то»? Действительно ведь, такой че- |
34 |
ловек это труп и кружка кровишки, и больше ничего. А если |
|
бы он был чем-то больше, то осознавал бы, что человек не |
|
бывает несчастным из-за другого человека. |
|
10. Сопоставление с теми, кто серьезно занят
деловыми продвижениями в Риме
Если бы мы с таким же рвением напрягали все свои уси
лия в своем деле, как сенаторы в Риме в тех делах, которыми они серьезно заняты, то, пожалуй, и мы достигали бы чего-
57