Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 781

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

действительно ты хочешь заниматься рассмотрением своих

40

мнений. А что это - дело не одного часа или дня, ты пони­

 

маешь и сам.

 

12. О довольстве

 

Относительно богов есть такие, которые говорят, что бо­

 

жества и не существует, другие говорят, что хотя и су­

 

ществует, однако недеятельно и незаботно и не занято про-

2

мыслом ни О чем, третьи говорят, что и существует и занято

 

промыслом, но лишь О важных и небесных делах, а о земных

 

делах - ни о каких, четвертые говорят, что - и о земных и о

 

человеческих делах, однако только в общем, а не и о каждом

3

в частности, пятые, в числе которых были и Одиссей и Со­

 

крат, говорят:

 

от тебя не сокрыты

 

Все движенья моиl .

4

Прежде всего необходимо рассмотреть каждый из этих

5

взглядов, здраво или не здраво он высказывается~. Ведь если

 

боги не существуют, то как может быть uелью следование

 

богам? А если они хотя и существуют, однако ни о чем не

(,

заботятся, то и в таком случае как это будет здраво? Если же

 

они и существуют и заботятся, но от них ничего не распро­

 

страняется на людей, и клянусь 3евсом, и на меня лично, то

 

как и в таком случае тоже это здраво?

7

Так вот добродетельный человек, рассмотрев все ')то,

 

подчиняет свое сознание управителю вселенной, как добрые

хграждане -- 'закону города. А получающий образование дол­

жен ПРIIХОДИТЬ получать образование с таким намерением:

«Как бы мне во всем сле;10вать богам, как бы мне быть до­ вольным божественным управлением, как бы мне стать сво-

9 бодным?» Ведь свободный это тот, У кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может по- 1О мешать. Что же, сумасбродство ли свобода? Ни в коем слу-

11чае! Ведь безумие и свобода несовместимы. «Но я хочу, что­

бы все, что мне угодно, получалось, как бы мне ни было

12угодно». Ты сошел с ума, помешался. Разве ты не знаешь, что

свобода ')ТО нечто прекрасное и замечательное? А мне желать как попало, чтобы все то, что мне оказалось угодно как попа­ ло, происходило, - это, пожалуй, не только не прекрасно, но

13даже безобразнее всего. Ведь как мы поступаем, когда дело

касается грамоты? Разве я желаю писать имя «Дион» так, как хочу? Нет. Меня обучают хотеть так, как оно должно писать-

14ся. Как, когда дело касается музыки? Точно так же. Как во­

обще, где существует какое-то искусство или знание? А ина-

62


че совершенно не стоило бы при06ретать какие-то знания,

если бы каждый применял их по своей прихоти. Так, значит,

15

только здесь, когда дело касается величайшего и главней-

 

шего - свободы, мне позволено хотеть как попа.lО? Никоим

 

образом. ПО;lучать же образование это и значит учиться хо-

 

теть все так, как оно происходит. А как оно происходит? Как

16

устроил все это устроитель. А устроил он так, чтобы БЫ.1И

 

лето и зима, плодородие и неплодородие, добродетель и по-

 

рок и всякие такие вот противоположности Д,lЯ СОГ.lасован­

 

ности во все.1енноЙ, и дал каждому из нас тело и части Te.la,

 

имущество и общество.

 

Так вот, о таком устройстве памятуя, нужно приходить

17

получать образование, не Д.1Я того чтобы мы изменили усло-

 

вия (это ведь и не дано нам и не лучше), а для того чтобы при

 

таком положении окружающего нас, как оно есть по своей

 

природе, сами мы сообразовали свое сознание со всем проис-

 

ходящим. В самом деле, можно ли избежать людей? И как

18

это возможно? А общением с ними изменить их? И кто дает

 

нам такую власть? Что же остается, или какой может быть

19

найден способ для обхождения с ними? Такой, по которому

 

они будут делать то, что представляется им, а мы тем не ме-

 

нее будем в состоянии соответствия с природой. А ты невы-

20

нослив и всем недоволен, и если ты один, то зовешь это оди­

 

ночеством, а если с людьми, то называешь их коварными и

 

разбойниками, жалуешься даже на своих родителей, детей,

 

братьев, соседей. Тогда как следовало бы, оставаясь одному,

21

называть это спокойствием и свободой и считать себя подоб-

 

ным богам, а находясь среди множества людей, называть это

 

не сутолокой, суматохой и неприятностью, а праздником и

 

всеобщим празднеством, и вот так все принимать с доволь­

 

ством. Каково же наказание тем, кто не принимает? Быть та-

 

кими, какие они есть. Недоволен кто-то тем, что он один?

22

Пусть будет в одиночестве. Недоволен кто-то родителями?

 

Пусть будет плохим сыном и сокрушается. Недоволен кто-то

 

детьми? Пусть будет плохим отцом. «Брось его в тюрьму».

23

Какую тюрьму? Где он сейчас находится. Он ведь находится

 

там противясь. А где человек находится противясь, это ему

 

тюрьма. И потому-то Сократ не находился в тюрьме, - он

 

ведь находился там не противясь. «Так, значит, пусть нога у

24

меня оказалась изувеченной!» Рабское ты существо, и из-за

 

одной бренной ноги ты винишь мироздание? Разве ты не по­

 

жертвуешь ее вселенной? Не откажешься от нее? Не с ра-

 

достью уступишь ее тому, кто дал ее тебе? А будешь возму-

25

щаться и будешь недоволен теми устроениями Зевса, кото-

 

рые он определил и установил при совместном участии

 

Мойр, прявших нить твоего рождения? Разве ты не знаешь,

26

63


какую малую частицу ты представляешь собой по сравнению с вселенной? Однако это по телу, тогда как по разуму-то ты ничуть не хуже богов и не меньше: ведь величина разума

27определяется не длиной и не высотой, а мнениями. Так не

хочешь ли ты, по чему ты равен богам, там где-то полагать

28благо? «Несчастный я! Такой у меня отец и такая мать!» Что

же, разве дано было тебе явиться прежде, выбрать их себе и

сказать: «Пусть такой-то сойдется с такой-то в такой вот час,

29чтобы я родился»? Не дано было. Но прежде должны были

сушествовать твои родители, и вот тогда должен был быть

30рожден ты. От каких это? От таких, какими они были. Что

же, раз они такие, никакого тебе не дано средства? Ну вот,

если бы ты не знал, для чего ты обладаешь способностью к

зрению, то был бы несчастным и жалким, если бы закрывал

глаза, когда перед тобой оказываются цвета, а если ты не зна­ ешь, что у тебя есть величие духа и благородство для всего

31этого, разве ты не более несчастный и жалкий? Перед тобой оказывается соответственное той способности, которая у тебя

есть, а ты отворачиваешь ее именно тогда, когда она у тебя

должна бы быть открытой и смотрящей. Не лучше ли тебе

быть благодарным богам за то, что они дали тебе быть выше

всего того, что они и не сделали зависящим от тебя, а объ­

явили тебя ответственным только за то, что зависит от тебя?

33Они дали тебе не быть ответственным за родителей, и за бра­

34тьев, и за тело, имущество, смерть, жизнь. Так ответственным за что сделали они тебя? Только за то, что зависит от тебя,­

35за пользование, как должно, представлениями. Так что же ты берешь на себя то, за что ты не ответствен? Вот это и есть доставлять самому себе хлопоты.

13. Как все делать так, чтобы это было угодно богам

А когда кто-то спросил, как можно есть, так чтобы это было угодно богам, он сказал: Если это делается с соблюде­

нием справедливости и доброжелательности, а равно воздер­

жанности и порядочности, не значит ли также, что это угодно

2 богам? А когда ты потребуешь горячей воды, и раб не по­

слушается или, послушавшись, принесет тепловатой, или ее и

не окажется в доме, то не разражаться негодованием не зна-

"3

чит ли,

что это угодно богам? - Так как

же стерпеть та­

 

ких? -

Рабское ты существо, разве ты не будешь терпим к

 

брату своему, который имеет прародителем 3евса, и как сын

4

произошел от тех же семян и того же посева свыше, а если ты

 

назначен на какое-то такое место превосходящее, тотчас по­

 

ставишь себя тираном? Разве ты не будешь памятовать о том,

 

кто ты

такой и над кем властвуешь? Что -

над родными,

64


что -

над братьями по природе, что -

над

потомками

 

3евса'?

«Но у меня есть купчая на них, а у

них

на меня -

5

нет». Видишь, куда ты смотришь? Что - на землю, что - в

пропасть, что - на эти несчастные законы, законы мертве-

цов, а на законы богов не смотришь?

14. Что божество видит всех

А когда кто-то спросил, как можно убедиться в том, что каждое его действие видно богу, он сказал: Не считаешь ли 2 ты, что все связано воедино? - Считаю, - сказал тот. - А

что, не считаешь ли ты, что земные явления находятся в

определенном взаимоотношении с небесными'?\ - Счи-

таю, -

сказал тот. - В самом деле, отчего растения с таким

3

постоянством, как по приказанию бога, когда он скажет им

 

цвести, цветут, когда скажет давать ростки, дают ростки,

 

когда плодоносить, плодоносят, когда созревать, созревают,

 

когда, напротив, отцветать, сбрасывать листья и, замкнув­

 

шись в себе, оставаться в покое и отдыхать, остаются в покое

 

и отдыхают? А отчего в зависимости от прибывания и убы-

4

вания луны и приближения и отдаления солнца наблюдается

 

такая перемена и изменение в противоположное земных яв-

 

лений? Растения, вот, и наши тела так связаны с вселенной и

:;

находятся в определенном взаимоотношении с ней, а разве

 

души

наши -

не гораздо более? Души, вот, так связаны и

6

соединены с богом, поскольку они частицы и сколки его, а

 

разве не всякое движение их замечает бог, поскольку оно

 

свойственно и присуще ему? Ты, вот, можешь размышлять о

7

божественном управлении и о каждом из божественных дел,

 

а вместе с тем и о человеческих делах, и быть движимым

 

тьмой вещей как чувственно, так и мыслительно, с тем-то

 

соглашаясь, то-то отрицая или при том-то воздерживаясь от

 

суждения, хранишь в своей душе столько отпечатков таких

8

многочисленных и разнообразных вещей и, движимый ими,

 

приходишь к понятиям однородным с первично давшими от­

 

печаток и к искусствам, одному за другим, и сохраняешь в

 

памяти тьму вещей, а разве бог не в состоянии видеть все,

9

быть при всем и уловить то, что как-то распространяется от

 

всего? Солнце, вот, в состоянии освещать такую часть всей

совокупности", оставляя неосвещенной лишь небольшую

 

часть, которая может быть покрыта тенью, падающей от зем-

 

ли, а разве тот, кто создал и круговращает само это солнце,

 

представляющее собой малую частицу его по сравнению с

 

вселенной, не может замечать все?

 

-

Но я, -

говорит, - не могу следить за всем этим од-

11

новременно. - А разве кто-нибудь и говорит тебе это, что у

 

3 Беседы Эп иктета

65

 


12тебя равная с 3евсом способность? Но тем не менее он и по­

печителем к каждому приставил божество каждого, поручив ему хранить его, причем неусыпным и неподдающимся об-

13ману. В самом деле, какому иному лучшему и более заботли­

вому хранителю мог бы он поручить каждого из нас? Так что,

когда вы запираете двери и создаете темноту внутри, помни-

14 те, что никогда нельзя говорить, что вы одни: не одни вы, но

бог внутри и ваше божество. И к чему им свет на то, чтобы

15 видеть, что вы делаете?' Этому богу и вы должны бы давать

присягу, какую воины дают цезарю. Они, вот, получая наем­ ную плату, присягают в том, что выше всего будут ставить

спасение цезаря, а вы, удостоенные стольких и таких даров,

разве не присягнете или, присягнув, не сохраните верность

16 присяге? И в чем вы присягнете? Никогда не оказывать непо­

виновен ия, не винить, не жаловаться ни на что. ниспосланное

17 им, не противясь делать или претерпевать все неизбежное. Да

сравнима ли эта присяга с той? Там присягают в том, что

выше его не будут ставить другого, а здесь - что себя будут

ставить выше всего.

15. Что обещает философия

Когда один спрашивал совета, как убедить брата больше

2 не сердиться на него, он сказал: Философия не обещает дать

человеку ничего того, что относится к внешнему миру. Иначе

она взялась бы за то, что вне ее собственного предмета. Ведь

как дерево -

предмет плотника, медь - скульптора, так

3своя жизнь каждого - предмет искусства жизни. - Что же

жизнь брата? - Опять-таки, она - предмет его собственного

искусства жизни, а по отношению к твоему искусству жизни

она представляет собой то, что относится к внешнему миру, подобно земле, подобно здоровью, подобно доброй славе. А

4 ничего этого философия не обещает. «При всяком обстоя­

тельстве, - говорит она, - я сохраню верховную часть ду­

шиl в состоянии соответствия с природой». Чью? «Того, в

5ком я нахожусь». - Как же быть, чтобы он не гневался на меня? - Приведи его 'Ко мне, и я ему скажу, а тебе относи­

тельно его гнева я ничего не могу сказать.

6 А когда спрашивавший совета сказал: «Я ищу то, как бы мне и при его непримиримости быть в состоянии соответ- 7 ствия с природой», он ответил: Ничто важное не рождается сразу вдруг, если уж даже ни виноград, ни смоква. Если ты

мне сейчас станешь говорить: «Хочу смоквы», я отвечу тебе:

«Нужно время». Дай сначала зацвести смоковнице, потом

8 пустить плод, потом плоду поспеть. И вот плод смоковницы

не достигает зрелости сразу вдруг и в один час, а плод созна-

66