Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 782

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разве кто-нибудь, имея все это перед глазами, ночей не

31

спит, i.:a ворочается туда сюда?"' Чего желая или по чему

 

тоскуя? По Патроклу, или по Антилоху, или по Менелаю?5

 

Когда же считал он бессмертным кого-то из друзей? Когда

 

же не имел он перед глазами, что завтра или послезавтра

 

должен или сам он умереть или тот? «Да, - говорит, - но я

32

думал, что он переживет меня и вырастит моего сына6». По-

 

тому что ты был глупец и думал то, что неясно. Так что же

 

ты не винишь самого себя, но сидишь и плачешь, как девчон-

 

ки? «Но он подавал мне есть\). Потому что он жил, глупец

33

ты, а теперь не может. Но тебе будет подавать Автомедонт. А

 

если и Автомедонт умрет, найдешь другого. А если тот гор-

34

шок, в котором варилось для тебя мясоR, разобьется, ты с голо-

 

ду должен умереть, оттого что у тебя нет привычного для тебя

горшка? Разве не посылаешь ты покупать другой, новый?

Горше зло я иное

35

говорит, -

едва ль испытаю"

8 этом, значит, для тебя зло? И вот вместо того, чтобы

устранить его, ты винишь свою мать за то, что она не пред­

сказала тебе ero lO , так что с тех пор пребываешь в мучениях?

Как вы думаете, не намеренно ли сочинил все это Гомер,

чтобы мы увидели, что благороднейшим, сильнейшим, бога­

тейшим, красивейшим, когда у них нет должных мнений, ни-

что не мешает быть несчастнейшими и злополучнейшими?

11. О чистоплотности

Некоторые оспаривают мнение о том, что обществен­

ность содержится в природе человекаl • Однако даже сами они

едва ли, по-моему, станут оспаривать, что чистоплотность-то

несомненно содержится, и если человек чем-то вообще отли­ чается от животных, то и этим тоже. Поэтому, когда мы ви­ дим, как какое-то животное чистится, мы обычно приговари­ ваем с удивлением: «Как человек!» И напротив, если кто­

нибудь винит какое-то животное, мы тотчас обычно, как бы

оправдывая животное, говорим: «Да не человек же это!» 80Т таким образом мы считаем, что в отношении человека су­

ществует нечто исключительное и что получаем мы это пер­

вым от богов". 8едь поскольку они по своей природе чисты и

беспримесны, то, насколько люди приближены к ним по ра­

зуму, настолько способны придерживаться и чистоты и чис­ топлотности. А поскольку невозможно, чтобы сущность лю­

дей была совершенно чистой, так как она смешана с такой их

36

:2

,

-'

4

9*

259


 

материей, разум, полученный ими, старается довести эту ма­

 

терию до чистоплотного состояния насколько возможно.

5

Так вот, первая и высшая чистота - это чистота, явившаяся

 

в душе, и точно так же - нечистота. Однако нечистоту души

 

ты не нашел бы такой, как нечистоту тела, а как нечистоту

 

души что иное нашел бы ты, как не то, что делает ее грязной

6

в своих делах? А дела души - влечься, невлечься, стремить­

 

ся, избегать, подготавливаться, намереваться, соглашаться.

7Так что же именно есть то, что делает ее в этих делах грязной

8и нечистой? Не что иное, как скверные суждения ее. Так что

нечистота души - негодные мнения, а очишение ее - выра­

батывание должных мнений. Чистая же душа - это душа,

имеюшая должные мнения: только она одна в делах своих

незапятнана инезамарана.

9 Следует, однако, какое-то подобно этому тшание прила-

гать и по отношению к телу по возможности. Невозможно

было\ чтобы не текли сопли у человека, поскольку такое у

него смешение. Для этого руки сделала природа и самые ноздри как каналы для выделения влаги. Поэтому, если кто­

 

то хлюпает носом, я говорю, что он не делает человеческое

1О

дело. Невозможно было, чтобы ноги не пачкались в грязи и

 

вообше не марались, поскольку они ходят по чему-то такому.

11

Для этого воду предоставила она, для этого -

руки. Невоз­

 

можно было, чтобы от еды не засорялись зубы. Для этого:

 

«Сполосни, - говорит она, - зубы». Для чего? Чтобы

ты

12

был человеком, а не зверем и не свиньей. Невозможно, чтобы

 

от пота и соприкосновения с одеждой не оставалось на теле

 

чего-то грязного и требуюшего отчишения. Для этого -

во­

 

да, оливковое масло, руки, полотенце, скребок,

нитр-l, а то и

13всякие иные средства для очишения его. Но нет, кузнец, вот,

очистит от ржавчины железо, и приспособления будут у него для этого, да и сам ты помоешь плошку, когда собираешься

есть, если ты не совершенно нечистоплотный и грязный, а

бренное тело свое ты не помоешь и не сделаешь чистым? -

14Для чего? - говорит. - Опять скажу тебе: прежде всего,

чтобы ты жил по-человечески, затем, чтобы ты не причинял

15неприятность окружаюшим. Вот нечто такое делаешь ты и

здесь, и не осознаешь этого. Ты считаешь самого себя до­ стойным вони. Пусть так, будь достоин. Разве и сидяших ря-

16дом, разве и возлежаших рядом, разве и целуюших тебя? А то уйди куда-нибудь в пустыню, которой ты достоин, и проводи жизнь один, упиваясь своей вонью. Справедливо ведь, чтобы

своей нечистоплотностью ты один услаждался. А жить в го­

роде и вести себя так неряшливо и вздорно кому, по-твоему,

17свойственно? А если бы природа вверила тебе коня, ты оста­ вил бы его в небрежении и заброшенности? Ну вот и считай,

260



что твое тело как конь поручено тебе. Помой его, отчисть,

сделай так, чтобы никто не отворачивался от тебя, никто не

сторонился тебя. А кто не сторонится человека грязного, во-

18

нючего, с дурным цветом еще больше, чем замаранного наво-

 

зом?

Та вонь - приставшая

извне, а эта - из-за неряшли­

 

вости исходящая изнутри и словно от прогнившего.

 

-

Но Сократ мылся редко'. - Но тело его блистало здо-

19

ровьем, но оно у него было так обаятельно и приятно, что в

 

него влюблялись находящиеся в самой цветущей поре и са-

 

мые благородные и предпочитали возлежать рядом с ним,

 

чем рядом с самыми красивымиб• Ему можно было и не мыть-

 

ся и не ополаскиваться, если он так хотел. Однако и редкое

 

мытье имело свое деЙствие7-

Но Аристофан говорит:

20

Тех бледных, тех босоногих имею я в видуR.

-Да ведь он говорит также, что Сократ воздухошествует

и ворует плащи из палестры9• Однако ж все писавшие о Со-

21

крате вовсе противоположное свидетельствуют в его пользу,

 

что приятно было не только слушать его, но и смотреть на

 

него. Да и о Диогене пишут то же самое. 8едь следует даже

22

видом тела не отпугивать толпу от философии, но как во

 

всем остальном выказывать себя бодрым и невозмутимым,

 

так и в отношении тела: «80Т посмотрите, люди, ничего у

23

меня нет, ни в чем я не нуждаюсь. 801' посмотрите, как я, без

 

дома, без города, изгнанник, если так придется, без очага,

 

живу невозмутимее и благоденственнее всех родовитых и

 

богачей. Но и бренное тело мое, вот смотрите, не изнурено от

 

суровой жизни». А если мне это будет говорить кто-нибудь с

24

видом и лицом человека осужденного, кто из богов убедит

 

меня обратиться к философии, коли она делает вот такими?

 

Ни в коем случае! Даже если бы я мог стать мудрецом, и то

 

не захотел бы.

 

 

Я-то, клянусь богами, предпочитаю, чтобы молодой чело-

25

век, впервые испытывающий побуждение к философии,

 

пришел ко мне с уложенными кудрями, чем исчахшим и

 

грязным. 8едь в нем видно какое-то представление о пре-

 

красном, видна и тяга к пристоЙности. А где он представляет

26

себе его, там он и прилагает тщание. Стало быть, указать

 

только нужно ему, сказать: «Юноша, ты ищешь прекрасное,

 

и хорошо делаешь. Так знай же, что оно рождается там, где у

 

тебя разум. Ищи его там, где у тебя влечения иневлечения,

 

где у тебя стремления, избегания. 8едь именно это в тебе ис-

27

ключительное, а тело по своей природе есть брение. Что ты

 

усердствуешь напрасно над ним? 80 всяком

случае, со вре-

 

менем-то ты узнаешь, что оно есть ничто».

А если ко мне

28

придет замаранный навозом, грязный, с усами до колен, что

261


могу я сказать ему, из какого исходя подобия привести его к

29этому заключению? В самом деле, чем он серьезно занят по­ добным прекрасному, чтобы я мог переменить его, сказать: «Не здесь заключается прекрасное, но вот здесь»? Хочешь, чтобы я ему говорил: «Не в замаранности навозом заключа­ ется прекрасное, но в разуме»? Да разве есть у него тяга к прекрасному? Да разве есть у него какие-то проявления его?

Поди поговори со свиньей, чтобы она не валялась в грязи!

30Потому и подействовали на Полемона рассуждения Ксено­

крата, что юноша этот был любителем прекрасного:!О он ведь пришел с проблесками рвения к прекрасному, но иша его в

31ином. Право же, даже животных, с которыми люди водятся, природа не создала грязными. Разве конь валяется в грязи,

разве собака породистая? Нет, свинья, пакостные гусишки,

черви, пауки, удаленные подальше от сопребывания с

32людьми. Так, значит, ты, существом человек, даже одним из

животных не хочешь быть, с которыми люди водятся, но предпочитаешь быть червем или паучишкой? Не помоешься ли ты как-нибудь наконец, как хочешь, не ополоснешься ли,

и если горячей водой не хочешь, то холодной? Не придешь

ли ты чистым, чтобы окружающие были рады тебе? Но ты и в

святилища вместе с нами входишь вот таким, где ни плевать

не положено, ни сморкаться, ты, весь целиком плевок и

сопля?

33 Так что же, разве кто требует украшать себя? Ни в коем случае! Только лишь то, что мы по природе рождены укра­ шать, - разум, мнения, действия, а тело - лишь до чисто-

34плотности, лишь до неоскорбительности. Но если услышишь, что не следует носить пурпурных одежд, поди измарай в на­

 

возе свой потертый плащ или издери его! - Но где мне взять

 

приличный плащ? - Человек, у тебя есть вода, постирай его.

35

Вот молодой человек, достойный любви, вот старец, достой­

 

ный любить и в ответ быть любимым, кому можно отдать на

 

обучение своего сына, к кому будут ходить дочери, молодые

 

люди, может статься11, чтобы он в уборной вел школьные за-

36

нятия! Ни в коем случае! Всякое отклонение бывает от чего­

 

то человеческого, а это вот -

близко к нечеловеческому.

 

12. О внимательности

 

Когда ты оставляешь на некоторое время внимательность,

 

ты не это представляй себе, что возобновишь ее, когда захо­

 

чешь, но руководствуйся тем, что вследствиеl сегодня допу­

 

щенной ошибки дела у тебя

во всем остальном неизбежно

2должны идти хуже. Ведь прежде всего зарождается опасней­

шая из всех привычка быть невнимательным, затем - при-

262