ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 782
Скачиваний: 0
Разве кто-нибудь, имея все это перед глазами, ночей не |
31 |
спит, i.:a ворочается туда сюда?"' Чего желая или по чему |
|
тоскуя? По Патроклу, или по Антилоху, или по Менелаю?5 |
|
Когда же считал он бессмертным кого-то из друзей? Когда |
|
же не имел он перед глазами, что завтра или послезавтра |
|
должен или сам он умереть или тот? «Да, - говорит, - но я |
32 |
думал, что он переживет меня и вырастит моего сына6». По- |
|
тому что ты был глупец и думал то, что неясно. Так что же |
|
ты не винишь самого себя, но сидишь и плачешь, как девчон- |
|
ки? «Но он подавал мне есть\). Потому что он жил, глупец |
33 |
ты, а теперь не может. Но тебе будет подавать Автомедонт. А |
|
если и Автомедонт умрет, найдешь другого. А если тот гор- |
34 |
шок, в котором варилось для тебя мясоR, разобьется, ты с голо- |
|
ду должен умереть, оттого что у тебя нет привычного для тебя
горшка? Разве не посылаешь ты покупать другой, новый?
Горше зло я иное |
35 |
говорит, -
едва ль испытаю"
8 этом, значит, для тебя зло? И вот вместо того, чтобы
устранить его, ты винишь свою мать за то, что она не пред
сказала тебе ero lO , так что с тех пор пребываешь в мучениях?
Как вы думаете, не намеренно ли сочинил все это Гомер,
чтобы мы увидели, что благороднейшим, сильнейшим, бога
тейшим, красивейшим, когда у них нет должных мнений, ни-
что не мешает быть несчастнейшими и злополучнейшими?
11. О чистоплотности
Некоторые оспаривают мнение о том, что обществен
ность содержится в природе человекаl • Однако даже сами они
едва ли, по-моему, станут оспаривать, что чистоплотность-то
несомненно содержится, и если человек чем-то вообще отли чается от животных, то и этим тоже. Поэтому, когда мы ви дим, как какое-то животное чистится, мы обычно приговари ваем с удивлением: «Как человек!» И напротив, если кто
нибудь винит какое-то животное, мы тотчас обычно, как бы
оправдывая животное, говорим: «Да не человек же это!» 80Т таким образом мы считаем, что в отношении человека су
ществует нечто исключительное и что получаем мы это пер
вым от богов". 8едь поскольку они по своей природе чисты и
беспримесны, то, насколько люди приближены к ним по ра
зуму, настолько способны придерживаться и чистоты и чис топлотности. А поскольку невозможно, чтобы сущность лю
дей была совершенно чистой, так как она смешана с такой их
36
:2
,
-'
4
9* |
259 |
|
материей, разум, полученный ими, старается довести эту ма |
|
терию до чистоплотного состояния насколько возможно. |
5 |
Так вот, первая и высшая чистота - это чистота, явившаяся |
|
в душе, и точно так же - нечистота. Однако нечистоту души |
|
ты не нашел бы такой, как нечистоту тела, а как нечистоту |
|
души что иное нашел бы ты, как не то, что делает ее грязной |
6 |
в своих делах? А дела души - влечься, невлечься, стремить |
|
ся, избегать, подготавливаться, намереваться, соглашаться. |
7Так что же именно есть то, что делает ее в этих делах грязной
8и нечистой? Не что иное, как скверные суждения ее. Так что
нечистота души - негодные мнения, а очишение ее - выра
батывание должных мнений. Чистая же душа - это душа,
имеюшая должные мнения: только она одна в делах своих
незапятнана инезамарана.
9 Следует, однако, какое-то подобно этому тшание прила-
гать и по отношению к телу по возможности. Невозможно
было\ чтобы не текли сопли у человека, поскольку такое у
него смешение. Для этого руки сделала природа и самые ноздри как каналы для выделения влаги. Поэтому, если кто
|
то хлюпает носом, я говорю, что он не делает человеческое |
||
1О |
дело. Невозможно было, чтобы ноги не пачкались в грязи и |
||
|
вообше не марались, поскольку они ходят по чему-то такому. |
||
11 |
Для этого воду предоставила она, для этого - |
руки. Невоз |
|
|
можно было, чтобы от еды не засорялись зубы. Для этого: |
||
|
«Сполосни, - говорит она, - зубы». Для чего? Чтобы |
ты |
|
12 |
был человеком, а не зверем и не свиньей. Невозможно, чтобы |
||
|
от пота и соприкосновения с одеждой не оставалось на теле |
||
|
чего-то грязного и требуюшего отчишения. Для этого - |
во |
|
|
да, оливковое масло, руки, полотенце, скребок, |
нитр-l, а то и |
13всякие иные средства для очишения его. Но нет, кузнец, вот,
очистит от ржавчины железо, и приспособления будут у него для этого, да и сам ты помоешь плошку, когда собираешься
есть, если ты не совершенно нечистоплотный и грязный, а
бренное тело свое ты не помоешь и не сделаешь чистым? -
14Для чего? - говорит. - Опять скажу тебе: прежде всего,
чтобы ты жил по-человечески, затем, чтобы ты не причинял
15неприятность окружаюшим. Вот нечто такое делаешь ты и
здесь, и не осознаешь этого. Ты считаешь самого себя до стойным вони. Пусть так, будь достоин. Разве и сидяших ря-
16дом, разве и возлежаших рядом, разве и целуюших тебя? А то уйди куда-нибудь в пустыню, которой ты достоин, и проводи жизнь один, упиваясь своей вонью. Справедливо ведь, чтобы
своей нечистоплотностью ты один услаждался. А жить в го
роде и вести себя так неряшливо и вздорно кому, по-твоему,
17свойственно? А если бы природа вверила тебе коня, ты оста вил бы его в небрежении и заброшенности? Ну вот и считай,
260
что твое тело как конь поручено тебе. Помой его, отчисть,
сделай так, чтобы никто не отворачивался от тебя, никто не
сторонился тебя. А кто не сторонится человека грязного, во- |
18 |
||
нючего, с дурным цветом еще больше, чем замаранного наво- |
|
||
зом? |
Та вонь - приставшая |
извне, а эта - из-за неряшли |
|
вости исходящая изнутри и словно от прогнившего. |
|
||
- |
Но Сократ мылся редко'. - Но тело его блистало здо- |
19 |
|
ровьем, но оно у него было так обаятельно и приятно, что в |
|
||
него влюблялись находящиеся в самой цветущей поре и са- |
|
||
мые благородные и предпочитали возлежать рядом с ним, |
|
||
чем рядом с самыми красивымиб• Ему можно было и не мыть- |
|
||
ся и не ополаскиваться, если он так хотел. Однако и редкое |
|
||
мытье имело свое деЙствие7• - |
Но Аристофан говорит: |
20 |
Тех бледных, тех босоногих имею я в видуR.
-Да ведь он говорит также, что Сократ воздухошествует
и ворует плащи из палестры9• Однако ж все писавшие о Со- |
21 |
|
крате вовсе противоположное свидетельствуют в его пользу, |
|
|
что приятно было не только слушать его, но и смотреть на |
|
|
него. Да и о Диогене пишут то же самое. 8едь следует даже |
22 |
|
видом тела не отпугивать толпу от философии, но как во |
|
|
всем остальном выказывать себя бодрым и невозмутимым, |
|
|
так и в отношении тела: «80Т посмотрите, люди, ничего у |
23 |
|
меня нет, ни в чем я не нуждаюсь. 801' посмотрите, как я, без |
|
|
дома, без города, изгнанник, если так придется, без очага, |
|
|
живу невозмутимее и благоденственнее всех родовитых и |
|
|
богачей. Но и бренное тело мое, вот смотрите, не изнурено от |
|
|
суровой жизни». А если мне это будет говорить кто-нибудь с |
24 |
|
видом и лицом человека осужденного, кто из богов убедит |
|
|
меня обратиться к философии, коли она делает вот такими? |
|
|
Ни в коем случае! Даже если бы я мог стать мудрецом, и то |
|
|
не захотел бы. |
|
|
Я-то, клянусь богами, предпочитаю, чтобы молодой чело- |
25 |
|
век, впервые испытывающий побуждение к философии, |
|
|
пришел ко мне с уложенными кудрями, чем исчахшим и |
|
|
грязным. 8едь в нем видно какое-то представление о пре- |
|
|
красном, видна и тяга к пристоЙности. А где он представляет |
26 |
|
себе его, там он и прилагает тщание. Стало быть, указать |
|
|
только нужно ему, сказать: «Юноша, ты ищешь прекрасное, |
|
|
и хорошо делаешь. Так знай же, что оно рождается там, где у |
|
|
тебя разум. Ищи его там, где у тебя влечения иневлечения, |
|
|
где у тебя стремления, избегания. 8едь именно это в тебе ис- |
27 |
|
ключительное, а тело по своей природе есть брение. Что ты |
|
|
усердствуешь напрасно над ним? 80 всяком |
случае, со вре- |
|
менем-то ты узнаешь, что оно есть ничто». |
А если ко мне |
28 |
придет замаранный навозом, грязный, с усами до колен, что
261
могу я сказать ему, из какого исходя подобия привести его к
29этому заключению? В самом деле, чем он серьезно занят по добным прекрасному, чтобы я мог переменить его, сказать: «Не здесь заключается прекрасное, но вот здесь»? Хочешь, чтобы я ему говорил: «Не в замаранности навозом заключа ется прекрасное, но в разуме»? Да разве есть у него тяга к прекрасному? Да разве есть у него какие-то проявления его?
Поди поговори со свиньей, чтобы она не валялась в грязи!
30Потому и подействовали на Полемона рассуждения Ксено
крата, что юноша этот был любителем прекрасного:!О он ведь пришел с проблесками рвения к прекрасному, но иша его в
31ином. Право же, даже животных, с которыми люди водятся, природа не создала грязными. Разве конь валяется в грязи,
разве собака породистая? Нет, свинья, пакостные гусишки,
черви, пауки, удаленные подальше от сопребывания с
32людьми. Так, значит, ты, существом человек, даже одним из
животных не хочешь быть, с которыми люди водятся, но предпочитаешь быть червем или паучишкой? Не помоешься ли ты как-нибудь наконец, как хочешь, не ополоснешься ли,
и если горячей водой не хочешь, то холодной? Не придешь
ли ты чистым, чтобы окружающие были рады тебе? Но ты и в
святилища вместе с нами входишь вот таким, где ни плевать
не положено, ни сморкаться, ты, весь целиком плевок и
сопля?
33 Так что же, разве кто требует украшать себя? Ни в коем случае! Только лишь то, что мы по природе рождены укра шать, - разум, мнения, действия, а тело - лишь до чисто-
34плотности, лишь до неоскорбительности. Но если услышишь, что не следует носить пурпурных одежд, поди измарай в на
|
возе свой потертый плащ или издери его! - Но где мне взять |
|
|
приличный плащ? - Человек, у тебя есть вода, постирай его. |
|
35 |
Вот молодой человек, достойный любви, вот старец, достой |
|
|
ный любить и в ответ быть любимым, кому можно отдать на |
|
|
обучение своего сына, к кому будут ходить дочери, молодые |
|
|
люди, может статься11, чтобы он в уборной вел школьные за- |
|
36 |
нятия! Ни в коем случае! Всякое отклонение бывает от чего |
|
|
то человеческого, а это вот - |
близко к нечеловеческому. |
|
12. О внимательности |
|
|
Когда ты оставляешь на некоторое время внимательность, |
|
|
ты не это представляй себе, что возобновишь ее, когда захо |
|
|
чешь, но руководствуйся тем, что вследствиеl сегодня допу |
|
|
щенной ошибки дела у тебя |
во всем остальном неизбежно |
2должны идти хуже. Ведь прежде всего зарождается опасней
шая из всех привычка быть невнимательным, затем - при-
262