Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 777

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

,.Руководству" ')IIИКТСЛI» (lIредставляющему собой краткое извлечение из ~~Бесед ')Пllктста»), IJ коммеllтарии к главе IХ, сообщает: «Сам говорящий это 'Эпиктет

БШI 11 рабом, 11 телом lIемощеll, 11 хромым смолоду (ЕК VЕЩ; i}Лlкiас;), и жил в Kpafillcii БСI\НОСТlI, так что el'oЖIIЛИЩУ в PIIMC не требовалось замка, поскольку в IICM IIC было IШЧСГО, кромс соломеНIIОЙ подстилки и циновки, на которых он CIlaJI», В словарс «с);щ» (Х - ХI ВВ, 11, э.) тоже сообщается (под словом ~OIIlIKTCT»), что ')IIИКТСТ 11'1 ГиераllОЛЯ во Фригии (области Малой Азии), раб ')lIафродита, ощю[о 11'1 «гелохраlНпелeii царя Нерона», охромевший смолоду от «рсвмаТlI'IМ3» «(то рсu~щtос;), жил В IIИКОllоле в ')пире (текст здесь очень сомни­ ТСЛСII). В [IIICII)\IIII (лрсвнeii области Малоii АН1I1, к югу от Фригии), там где не­ КOIла было СВЯТlIЛllще Аполлона, были обнаружены высеченные на скале стихо­

ГlJOpHыe ['рсчсскис

lIa/\I1IIOI, Tpll из которых - посвящения Аполлону

некоего

Jlеонтиаllа, 11 oJIlla -

восхвалеllие I1СТlIННОЙ свободы в духе стоиков, в

19 строк

(автор lIe Н'1'Iван). ')то СТllхотворение обращено к путнику, В пяти ПОСl1едних строках его - восхвалеНllе ')пиктета, который «был рожден от матери-рабыню), «ста!! БОЖССТВСIШЫМ» (8(c)ioc; уЕvи'.), 'ЭТlI наДl1l1СИ даТlIРУЮТСЯ второй половиной

11 в. н.), (см.: К а i Ь е 1 G. InscllГitien alls Pisidien. HeГlnes, Т. XXII[, Berlin, 1888,

S5. 532-545). Может быть, боUЛос;... YEV0I111V в приведенной выше автоэпитафии '')llIIKTeTa(переведенное здесь: «Был... я рабом...») следует понимать в букваль­ ном смысле: «Я ... родился рабом ... » (?), но обычно считают, что YEV0I111V здесь О'3начает «был». ОРl1ген (один 111 отцов церкви, 11 - II[ вв. н. э.) в своем сочине­ III1И «ПРОТI1В Цельса» (У[[, 53) привоДlIТ свидетельство Цельса об 'Эпиктете, со­ державшееся в СОЧl1не1Н1I1 Цельса «Истинное C~10BO», направленное против хрис­ ТllaH (оно не сохраНIIЛОСЬ). Цельс ЖIIЛ в середине 11 в. н. э. (точнее неизвестно; 'Но не Корнелий Цельс, ')НциклопеДI1СТ 1 в. н. э.), был другом Лукиана. Цельс (у Оригена) пишет: «Вот вам 'Эпиктет, который, когда его хозяин выкручивал его ногу, улыбаясь спокойно ГОВОРIIЛ: "Сломаешь", и когда тот сломал, он сказал:

.,I-Iе говорил я, что сломаешь'?"» (Здесь хозяин 'Эпиктета - ЭпаФродит.) Это сви­ детельство Цельса, может быть, более достоверно (ср.: Беседы 'Эпиктета, [, 2930). Все свидетельства об Эпиктете собраны в Ilздании Шенкля (Е р i с t е t 1I s. Dissertationes аЬ Arгiano digestae. Rec. 1-1. Schenkl. [jpsiae, 1894. В разделе Testimonia).

с Борей -

северный ветер. ЗефllР - западный ветер. 30,7 - бог ветров (см.:

Одиссея, Х, 21

- 22).

'Плавтий Лаmера/l - сенатор, участник неудачного 'Заговора Писона против

Нерона (б5 г. н. э.), казнен в том же году. См.: Т а ц и т, Анналы, ХУ, 49 и ба.

4 3nафродum - могущественный вольноотпущенник I-Iерона. Эпиктет в мо­

лодости был рабом этого 'ЭпаФродита.

Текст *20 испорчен. Возможно, что лот случай относится не к Латерану, а к

ком),-то другому. Перевод сделан по исправленному тексту.

'Свобода вО.711 - npoaipEolC;. Точное значение этого термина в стоической

философии неизвестно. В буквальном смысле ло слово можно понимать или как «предвыбор» или. скорее, как ~<nредпочтительный выбор». Его переводят no- разному: «свобода волю), «волю), «выбор» и другими описательными выраже­ ниями в зависимости от интерпретации. Олдфюер в своем издании Эпиктета (в Лёбовской серии) переводит: тогаl purpose (<<нравственная воля»?). Очень мно­

гие возражают против перевода (и понимания) его как «свобода волю). Суиле в

своем издании Эпиктета (с которого сделан лот перевод) переводит выражением personne тогаl в его философском смысле, как оно определяется в словаре

А. Лаланда (L а 1а n d е А. Vocabulaire de Philosophie), и сейчас обычно принимает­ ся этот перевод. См.: R i s t J. М. Stoic philosophy. Cambridge, 19б9, рр. 219232. У Эпиктета npoaipEOIC; человека может быть правильной (и тогда человек-

270


добродетельный) или неправильной (и тогда человек - порочный). Значение этого термина определяется главным образом по употреблению его (очень часто­

му) у Эпиктета.

(, Публий Клодий Трасея Пет - сенатор, последователь стоической филосо­

фии, находившийся в резкой оппозиuии к Нерону, выражавшейся в молчаливом

осуждении. В 66 г. н. э. был

при говорен к смерти. См.: Т а U и т, Анналы, XVI,

24 - 35.

 

7 Гай (?) Мусоний Руф -

римский философ-стоик 1 в. н. э., учитель Эпикте­

та. В 65 г. н. э., обвиненный в причастности к заговору Писона, он был изгнан на

Гиары (см.

при меч. 2

к 1, 25), после низвержения Нерона вернулся из изгнания,

но изгнан

во второй

раз Титом, затем опять вернулся в Рим. Мусоний Руф

(насколько известно о нем) был, строго говоря, учителем стоической философии (как и Эпиктет). У него было очень много учеников, в числе которых были, кроме Эпиктета, Дион Хрисостом (см. примеч. 2 к 111, 23), Эвфрат (см. примеч. 3 к 111,

15) и др.

8 Квинт Паконий Агриппин - обвинявшийся вместе с Трасеей Петом (см.

выше, примеч. 6) и другими, был приговорен к изгнанию из Италии (после низ­

вержения Нерона вернулся в Рим). См.: Т а u и т, Анналы, XVI, 28, 29 и 33.

<) Одиннадuать часов утра (римляне день начинали считать с шести часов ут­

ра по современному счету).

10 АРll1(ия - город на Аппиевой дороге в 16 римских милях к юго-востоку от

Рима. Очевидно, первая остановка выезжавших из Рима (см.: Г о р а u и Й, Сати­ ры, 1, 5, 1 - 3).

Глава 2

1 Ежегодное бичевание мальчиков-спартиатов перед алтарем Артемиды Ор­

тии предписывалось законами Ликурга для приучения к физической выносли­ вости. Некоторые полагают, что первоначально этот обычай имел религиозное

значение как замена человеческих жертвоприношений Артемиде.

2 Как видно из «Бесед», Эпиктет под обраюванuс.w (1tаIБЕiа - «воспитание»)

имеет в виду философское образоваНflе (подразумевается - стоическое).

.'Общее ПО//ЯП1l1е - так здесь и далее переведено слово 1tрол.Тl'VI<; (<<пред­

восхищение»). Наряду с ним ')пиктет употребляет (реже) и слово ЕУУОIQ, которое переведено как «понятие». Но между этими словами есть какая-то разниuа (см.: 11, 17, 7, где они соединены союзом «и»). Кроме того, иногда Эпиктет определяет слово ЕУУОIQ прилагательными Е~ЦЩТО<; (<<врожденный») или <рuспко<; (<<при­ родныЙ»). Плутарх (О противоречиях стоиков, 17) говорит о «врожденных об­ щих понятиях» (тroу E~<pUtrov... 1tрол.Тl'VЕС)V) у Хрисиппа. Но это противоречит

учению стоиков, по которому человек рождается ничего не знающим, поэтому

некоторые считают, что E~<PUtO<; в этом сочетании означает не «врожденный», а «укоренившийся» (iпgгаiпеd) или «насажденный, Вl1едренный; внушенный» (implanted). Обо всем лом см.: R i s t J. М. Указ. соч. (в примеч. 5 к 1, 1), с.

133 - 151, где разбирается и литература по лому вопросу.

4 А<'рumш// - см. примеч. 8 к 1, 1. Ф.70Р - отождествить его с известными

одноимеННЫМf1 лиuами затруднительно.

; Имеется в виду пурпурная полоса туники и тоги сенаторов и высших долж­

ностных лиu (см. примеч. 2 к 1, 24).

(, Гай Ге.7ьвuдиЙ Приск, Старший - убежденный последователь стоической

философии, зять Трасеи Пета (см. примеч. 6 к 1, 1). Был изгнан Нероном в 66 г., но возвращен из изгнания новым rtринuепсом Гальбой в 68 г. За свои резкие вы­ ступления против Веспасиана, пришедшего к власти в 69 г., он был изгнан Вес-

271



пасианом в ссылку, где 11 был убит по приказу ПРIIнцепса в 73 или 74 г. (правда,

другой его приказ,

отменявший этот, запоздал). См.: Т а ц и т,

История, IV, 4 -

1О, 11, 91; Анналы, XIII, 28, XVI, 28, 29, 33, 35; С в е т о н и Й, Веспасиан, 15.

7Веспасиан -

принцепс 69 - 79 гг.

 

х Начиная с ПРIIнцепса Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.)

принцепсы нюы­

вались и цезарями.

"Бат - по-видимому, какой-то известный в то время учитель гимнастики.

По надписям известен один или два гладиатора с этим именем. В изданиях при­

нята конъектура «Батон», но ни о нем, ни о Бате сведений нет.

10 Борода и потертый плащ «прибою» считались внешним отличием философов. 11 Текст неясен и сомнителен. Может быть, испорчен. Предлагается много

KOH~,eKTYP· _

- МU.70Н - '3наменитыи атлет и силач из Кротона (греческой колонии в юж­ ной Италии), живший в УI в. до н. Э.

Глава 3

... /{а/{ ЮlеЮЩllе ,'.7авное значение... - nРОl1УОЩ1ЕVОО<; (наречие). Т. е. в проти­

воположность животным, которые не наделены разумом и созданы в услужение

человеку (см., напр.: 11, 8, 6). Очень часто употребляемое у 'Эпиктета слово npol1yoUI1EVOV (переведено: «имеющее главное значение»), и наречие, означает

главную сущность вещей по отношению к их остальным сторонам или к осталь­ ным вещам. Человек это - имеющее главное значение по отношению к осталь­ ным живым существам и вещам. Но у самого по себе человека имеющее главное значение - это разум по отношению к его бренному телу, не имеющему никакой

ценности.

Глава 4

I Совершеl1ствУЮЩl1ЙСЯ - О npOKOn'toov.По-видимому, так называлllСЬ стар­

шие ученики, проходившие завершающий этап обучения, и, вероятно, именно им

учитель поручал вести занятия с начинающими учеlJlIками (как «аудиторы» В

луховных училишах России). См.: 1,26, 13.

Ниже «неподверженность страстям» - 'toаnаЭЕ<;, но обычно аnаЭЕIa. Точ­ нее - «бесстрастие», т. е. отсутствие «страстей». Слово nаЭо<; (<<страсть») проис­ ходит от глагола nаахоо (<<терпеть, испытывать»), самое общее значение которо­ го: испытывать воздействие чего-то (т. е. обозначает страдательность, пассивность; активное воздействие обозначается глаголом n01Eiv - «делать»). Учение о страстях (существовавшее и в других философских школах) особенно тщательно было разработано в стоической школе. Стоики расклассифицировали все «cTpaCТl1» на положительные (сообразные с ра'3У~ЮМ и с природой движеlJlIЯ души) и соответственные отрицательные (несообразные с разумом и с природой движения души). Отрицательные «страсти» рассматривались ими как недуги «верховной части I\УШИ» (см. примеч. 1 к 1, 15). Наличие положительных «страстей» они нюывали ЕlmаЭЕlа ( «благострастие»). ПРIIЧИНОЙ ОТРlщатеЛЫIЫХ

«страстей» СТОИКII СЧIПaJllI ложные суждения и мнения (не в отдельности, а как

мировоззрение человека), следовательно, «бесстрастие» доступно только МУдре­ цу. Таким обрюом, «бесстрастие» как философский TepMIIH не имеет никакого отношения к «бесчувственностю>. Подробно см.: В о n h о ГГе г, указ. соч. в при­

меч. 3 (ниже), с. 261 СЛЛ., R i s t, указ. соч. в ПРIIмеч. 5 к 1,1, с. 22 слл.

с XPl1C11l1l1- из Сол (в Киликии, области Малой Азии), 281/277 - 208/20411'.

1\0 Н. Э., выдающийся философ Древней Стои, ученик Клеанта (см. ПРlIмеч. 2 к 1,

272


17), lюсле смерти которого стал главой школы (в 232/231 г. до н. 1.). ХРИСflПП был выдаЮШI1МСЯ JЮПIКОМ, и стоическая логика в своих достижениях обязана Iлавным образом ему, полому Хрисиппа считали вторым основателем Стои

(<<ЕСЛl1 бы не было Хрисиппа, не было бы Стою>, -

передает Диоген ЛаеРТСЮ1Й,

VII, lRЗ. В :t;L1Ыfейшем -

Дног. Л.). Ему

ПРIНlИСЫВалось БОЛЫlJе 700 кннг (СМ.:

Д 11 О г. Л.,

VII, 180; l]epe'feHb11Х - Ta~1 же,

189 слл.).

 

',,,п(!рвые БОI1/}()('Ы... -

по всей видимостн, «первые два вопроса». Первый

вопрос -

ЭТО вопрос о стреМ,lениях 11 юбегаНllЯХ (БРЕ~\(; и ЕккА.ю\(;), второй - о

влечениях и невлечениях (op~i1 и i1!j)op~i1),

третий -

о согласиях (ОUУКQта8Е(Ш;:

но здесь в рукописях читается 1tp08eOEI, которое исправляют на 1tp008eoEI). См.

особенно: 11,17,15 - 1611 слл., 111, 2,1 сл!]., 111,12,13 ел;]. и др. В этих вопросах нужно рювиваться, чтобы стать совершенным че,10веком, мудрецом. Разница \lежду БРЕ~\(; н op~i1 у стоиков неясна, перевод условный. См.: В о n h о I·t'e r А.

Epictet LlПd die Stoa. Stllttgart. 1890, Ss. 232 11'. (факсимильное переюдаНl1е: Stutt-

gагt. Вап Саппstаtt, 1968).

~ Пр(!д.неm - UA.ll (<<материя; предмет»). Т. е. предмет, объект, с KOTOPЫ~I

имеет де!lO чt:ClOвек. В переводе здесь и далее имеется в виду )то значение.

'Соком llUJ.,ymIJI (ядовитого травянистого растения семейства ЗОНПfЧНЫХ) в

Афинах отравляли приговоренных к смерти. К )Тому виду казни был приговорен

Сократ (в 399 г. до н. 1.), которого И имеет здесь в виду Эпиктет.

(, См.: П л а т о н, Критон, 43d (не совсем точная цитата. Слова Сократа kjm- mO/I)~ в тюрьме, где Сократ содержался в ожидании смертной казни).

нВероятно, пропущено слово. Предлагается конъектура: «что 11СТИННО и...» ТРllпmол(!.н - мифический царь Элевсина (города около Афин). Богиня

зеМЛl1 Деметра дала ему семена пшеницы, и он, юобретя плуг, по велению Де­

метры научил людей земледелию.

Глава 5

I AI,:(/(k.HII~·1I -- платоники, последователи школы Платона (Академии), осно­

ванной им ок. 385 г. до н. Э. В Академии (см. примеч. 3 к 'У, 4). Эпиктет критикует

акадеМI1КОВ еще в 1, 27 и 11, 20. Здесь критика Эпиктета направлена не против ака­

демиков вообще, а пропlВ скептицизма в Средней и Новой Академии. Хронологи­

,'Iеские раМЮ1 в периодизации Академии на Древнюю, Среднюю и Новую (а также

Г!озднюю) устанавливаются по-разному. Скептическое направление в Академии на'fинается с Аркесилая (315 - 240 гг. до н. э.), которого относят к Средней Акаде­ мии, а особенное развитие получило у Карнеада (214 - 129 гг. до н. э.), которого считают основателем Новой Академии. Академики пришли к скептицl1ЗМУ в ре­ зультате полемики с догматическими учениями других философских школ, особен­ но стоической, и под ВЛl1Яlfllем скептической школы Пиррона (см. примеч. 1 к 1, 27),

но скеПСI1С aKa,leMIIKoB ОТЛllча.пся от скеПСllса пирроников признаванием вероят­

НОСПI, ОТНОСllте:IЫЮГО критерия ИСПfНЫ (достаточного для практической жизни); см. в примеч. 6 к 1, 27. Ilозднее академики (Антиох из Аскалона, 1 в. до н. э.) отсту­ пают от скеППfШl'3ма, сближаясь с перипатетиками (школа Аристотеля) и стоиками.

Глава 6

I См. также: 1,20,7,11,22,5, особенно 'У, 4,13. По всей видимост.и, Эпиктет

имеет в виду ра'3личение предrтавлеЮfЙ постигающих и непостигающих. См.: 111,

8,4 с ПРlIмеч. 2.

")то Зевс ОmfМПI1ЙСКИЙ, знаменитая колоссальная хрисоэлефантинная (из

'юлота н слоновой кости) культовая статуя Зевса в храме Зевса в Олимпии, соз-

273