Файл: Девятая симфония Шостаковича .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Девятая симфония Шостаковича

!

!

С миниатюрной, скерцозной Девятой симфонии (1945) начинается новый этап в творчестве Шостаковича, для которого характерно усиление обмена между

отдельными жанрами и даже их функциональное взаимодействие.

!

Должна была родиться монументальная героическая песня Победы. Получилось произведение-антипод: небольшое, не торжественное, камерно-

облегченное по стилю.

!

Цикл имеет сюитно-контрастную логику чередования частей.

Тематизму симфонии присуща более прямолинейная жанровая окрашенность,

чем тематизму других симфоний Шостаковича.

!

Миниатюрные масштабы Девятой симфонии (22 минуты) обусловлены

отсутствием открытого драматического конфликта и «тезисностью» ее образов.

!

Сонатное аллегро I части по сжатости не имеет себе равных в музыке Шостаковича.

Повторение экспозиции дает полный перевес над разработкой.

Очевидно главенство функции показа над развитием.

!

Главная и побочная партии разграничены весьма наглядно. Обе партии трехчастны.

Контраст между партиями осуществляется простейшими средствами, через

выбор характеристической оркестровой фактуры, тембров и ритма.

!

Главная партия имеет типичные формулы бодрой музыки классической эпохи. Побочной партии предшествует сдвиг главной в ми минор.

Звук ми переосмысливается во вводный звук к доминанте будущего си-бемоль мажора побочной партии.

Так простейшее классическое соотношение ГП и ПП здесь поставлено в новые

условия и освежено.

!

С побочной партии в музыкальное действие вступает новый стилевой элемент

- песенка, основу которой составляют четыре звука.

!

В быстром развертывании I части очень заметными слуховыми ориентирами являются «выходы» новых тембров персонажей.

Струнной группе поручена почти вся ГП в экспозиции с ее настроением веселой массовой суеты.

ПП - выход важных солистов.

Основное сценическое пространство принадлежит флейте-пикколо. Тромбон, с его квартовыми возгласами, все время вмешивается в действие.

Таким образом, налицо контраст легкомысленного и грубого.

!

Вразработке намечается тенденция к колебаниям от простого к сложному.

Впервом своем разделе разработка вполне соответствует правилам добропорядочной раннеклассической разработки (оминоривание ядра ГП, последовательное включение тем).

Передом наступает в ц.14.

Во втором разделе грубому гротескному искажению подвергается ПП.

Втретьем - к зачину ГП (в обращении) прицеплена новая ритмоинтонация - разнузданный плясовой мотив в басах, который слегка ритмически варьирует

мотив некогда популярной польки «Ойра».

!

В репризе ГП не в состоянии вернуть свою прежнюю наивность и безмятежность, после разработки.

А ПП партии, источник смуты чувствует себя прекрасно.

Она даже немного смягчилась благодаря передаче мелодии солирующей скрипке.

Реприза ПП опущена, вместо этого начинается кода.


Центральное - и кульминационное - положение в коде занимает ПП в ее гротескном искажении, что и в разработке, и вдобавок сопровождаемая воинственным ритмом барабана.

Концовка коды - нечто абсолютно неожиданное.

После полной ладофункциональной дезориентации, накопления гармонической, тембровой и ритмоинтонационной неустойчивости эта оптимистическая

громогласная концовка явно имеет оттенок иронии.

!

II часть представляет собой сонату без разработки - А В А В - со связками переходами, сглаживающими и без того не слишком большой контраст между двумя образами, с тонально объединяющей репризой (h - f - h - H) и кодой на

материале главной темы.

!

Интересно, что в репризе оба образа мало изменены (целых 33 такта

повторяются точно - редкий случай у Шостаковича).

!

III часть (Скерцо) построена в сложной трехчастной форме с ярко контрастным средним эпизодом в духе тарантеллы (соло трубы) и столь же

ярким тональным контрастом (G - fis).

!

Ярким конструктивным элементом III части является мотив «скачки», который полностью пронизывает первый эпизод Скерцо, превращая его в сплошное нагнетание.

В репризе мотив «скачки» интересно перевоплощается. Он заметно смягчается.

Из него исчезают тритоны.

!

Окончание Скерцо полностью приглушено, размыта и attacca переходит в IV

часть.

!

IV часть, Largo, имеет очень интересное строение.

Она настолько мала по своей протяженности и структурно настолько импровизационно-свободна, что могла бы служить интродукцией к финалу.

Однако, значимость IV части в цикле очень велика.

!

В Largo два образно-интонационных элемента.

Их чередование A B A1 B1 исчерпывает всю музыку IV части. Первый из них - мощные унисонные фразы тромбонов и тубы.

Второй - скорбный монолог фагота.

!

Менее самостоятельную, но все-таки существенную роль в Largo играет еще один выразительный элемент: гулкие хоральные аккорды, завершающие унисонные фразы тромбонов.

Хоральность усиливает возвышенность происходящего.

!

Переход от Largo к финалу оттенен перевоплощением главного действующего лица - фагота, который сразу после своего проникновенного монолога заводит

юмористическую главную партию финала.

!

Трактовка формы сонатного аллегро в финале во многом перекликается с I частью: неконфликтное соотношение ГП и ПП, трехчастное строение главной,

перевес повторности над развитием.

!

В экспозиции есть одна особенность: ПП предваряет мотив польки «Ойра», знакомый по разработке и коде I части, но здесь окончательно приближенный к

первоисточнику.

!

!

!

!