ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Вопрос 11 РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
В начале XIX в. термин «романский стиль» введен франц.археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима.отсюда «романский» — римский. Стиль сложился на территории нынешней Франции. Отсюда он распространился в прирейнскую западную область Германии. На этих территориях романские постройки отличались лаконичными формами, суровым, замкнутым обликом.
Характеристика стиля: Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу. Массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня —
донжон(центральная постройка в крепости) .. Наряду с оборонительной функцией, донжоны обычно являлись непосредственным жилищем (плюс оружейные, главный колодец, пищевые склады.
Конструктивные особенности (соборы): наличие каменного свода, толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки –впечатление мощности и приземленности в отличие от готического стиля.
Весьма массивны. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Главной задачей зодчего романского стиля было создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика):
1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт (от лат. trans — за и septum — ограда). 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение). Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными.
В период расцвета романского стиля свод стал уже распространенной конструкцией. Центральный зал церкви перекрывался простым цилиндрическим сводом, а боковые - более сложными крестовыми сводами, которые были известны еще в Древнем Риме
Центральный неф отличался большими размерами. Храм был очень светлым (источник света — окна). Боковые нефы также хорошо освещались. Интерьер подчеркивал значимость центрального нефа.
1
крестовый свод |
донжон в |
|
Лильбонне |
Несмотря на некоторые национальные различия основа у романских соборов всегда одна
—все эти постройки относятся к базиликальному типу (от гр. basilike — царский дом) (. Базилика
—это вытянутое в плане сооружение, внутреннее пространство которого обычно разделяется столбами-колоннами на три части — нефа (на схеме 6, 7). Базилика возникла в Древнем Риме, но первоначально не являлась культовым сооружением, а несла чисто светскую функцию. Но уже раннесредневековые храмы, возведенные в Риме, имеют базиликальную форму.
Центральный неф ( 6) всегда шире боковых ( 7). В больших соборах может быть и пять нефов. Каждый неф завершается полукруглой апсидой ( 13). В апсиде располагаются алтарь (13) или капеллы (11). Базилика, как и любой христианский храм, всегда ориентирована на восток. Романская базилика имеет форму латинского креста — крест получается за счет поперечного нефа — трансепта (на схеме 9). Место пересечения нефов — средокрестие (8). Средокрестие венчается башней.
Вход в храм всегда располагается с западной стороны, он обозначается двумя башнями
— этот комплекс называется вестверком (3,4).
2
1. Третья церковь в Клюни: Стремительное увеличение количества монахов ордена Клюни требовало зданий в широких масштабах. Пример такого аббатства, как Клюни оказывал сильное на архитектуру Западной Европы с десятого по двенадцатый века. Три процветающие церкви, названные Клюни I, II и III; при сооружении здания для третьей, последней церкви Клюни, монастырь соорудил здание, считавшееся самым большим вплоть до реконструкции собора святого Петра в Риме в 16 веке.
собор в клюни |
реконструкция клюни-3 |
2. Сен-филибер в турню
Церковь Сен Филибер в Турню (начало 11 в.) отличается более сложными формами: между двумя фланкирующими фасад башнями расположен большой двухъярусный нартекс; в нижнем его ярусе применены полуцилиндрические и крестовые своды, в то время как главный неф имеет плоское перекрытие. Для церкви Богоматери в Мане характерно применение обхода (так называемого деамбулатория) вокруг алтаря, что получило в дальнейшем широкое распространение в ряде церквей развитого романского стиля.
3. собор Сен-Фрон – Перигее — резко выделяющийся среди французских средневековых храмов своей пятикупольной архитектурой в византийском духе. Собор был возведён в XII веке на месте сгоревшего в 1120 г. аббатства св. Фронта по образцу венецианской базилики св. Марка (в свою очередь, воспроизводящей очертания константинопольского
3
храма Двенадцати Апостолов). С юга к собору примыкают романская колокольня и готические клуатры. Нынешний облик собора — результат многочисленных поновлений и реставраций, последняя из которых закончилась в 1901 г. Главным храмом в древнейшей (юго-западной) части города является церковь св. Стефана, также выстроенная в XII веке и до 1669 г. имевшая статус соборной вид церкви.
4: Нотр-Дам де Пуатье: Портал церкви богато украшен каменной резьбой и глубоко утоплен внутрь фасадной стены. Считается, что подобные порталы возникли под влиянием мавританской архитектуры. Второй и третий ярусы фасада занимают глухие аркады со статуями апостолов, местных святых и епископов. На фронтоне фигура Иисуса в окружении символов евангелистов. Северная и южная башни завершаются коническими пинаклями.
Во внутреннем убранстве церкви привлекают внимания колонны, украшенные геометрическим орнаментом. На своде апсиды - большая фреска XII в. - «Дева Мария с Младенцем», за главным алтарем - особо почитаемая фигура Пречистой Девы Клефской (XVI); в часовне (XV), справа от хора - каменная скульптурная композиция «Положение во гроб» (XVI).
----------
Ссылки:
4
http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st019.shtml
http://ufa.shikremont.ru/dizain/istarhit1.php
http://employees.oneonta.edu/farberas/arth/arth212/First_Romanesque.html
http://fr.wikipedia.org/wiki/Abbaye_Saint-Philibert_de_Tournus
http://bibliotekar.ru/Iskuss1/33.htm
5