ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.10.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
28. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XI – XIII в.
Особенности др. русской архитектуры ярче всего проявились в культовом строительстве. Хотя первые каменные храмы на Руси строили византийские мастера, русские зодчие, в последствии переняв основные принципы строительства, придавали арх. сооружению свой неповторимый национальный характер. Десятинная церковь ( храм успения богоматери) - первый каменный храм на Руси. Сооружена по желанию князя Владимира (989—996) Не сохранилась. Однако раскопки позволили установить план. Первоночально это был трехнефный крестовокупольный храм; в 1039 г., при князе Ярославе, он был расширен и стал пятинефным. Внешний облик воссоздать не удалось. Предположительно храм был построен из плинфы, внутри богато декорирован фресками и мозаиками.
Собор св. Софии в Киеве – главный собор Киевской Руси. Построен в 1037г. Дошел до нас в совершенно измененном виде. Это пятинефный крестово-купольный храм; 5 апсид, 2 галереи, хоры, 13 куполов, на барабане центрального 12 окон, тройные аркады. Стены храма сложены из плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку (характерно для зодчества Киевской Руси). Собор характеризуется целостностью архитектурного замысла: массы храма ступенчато нарастали по направлению к центральному куполу. Западный фасад собора фланкировали 2 башни, завершенные шатровыми позолоченными верхами. Они еще больше подчеркивали идею державности и величия храма и Руси.
Собор св. Софии в Новгороде. Построен с 1045 по 1050г. Значительно отличается от киевской Софии. Она лаконичнее, строже, проще композиция масс здания, вместо 13 куполов – 5 шлемовидных. Для храма характерна (как и для всей новгородской арх.) монолитность, ясность форм, четкая ограниченность объемов, конструктивность (благодаря мощным лопаткам, идущим от закомар к земле). Первоначально новгородский храм не был отштукатурен, что придавала ему особую суровость. Стены храма сложены из неправильных блоков грубо отесанныйх камней, скрепленных розоватым известковым раствором. В последствии храм побелили, благодаря чему, он приобрел торжественный вид.
1
Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Одна из характерных черт черниговского зодчества - сочетание кирпичной кладки с белокаменными резными деталями, любовь к величавым пропорциям и богатому убранству здания. Спасо-Преображенский собор был заложен около 1036. Прообразом его стала Десятинная церковь. Черниговский Спас – это большой трехнефный собор с тремя алтарными апсидами и позакомарным покрытием. (Закомары - полукруглое или килевидное завершение наружной стены церкви, соответствующие внутренней форме свода. Ложная , то есть не повторяющая внутренней формы свода, закомара называется кокошником.) 5 куполов — круглый средний и граненые угловые. Кладка стен из плинфы с утопленными рядами (византийская техника). (Утопленные ряды - слой кладки из плинфы, чуть утопленный вглубь и замазанный раствором.)
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (разрушен бомбой, реконструкция) - это четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с тремя входами и лестницей на хоры в западной стене. Церковь построена на рубеже XII – XIII в. В ее архитектуре наиболее ярко проявились новые течения в русской архитектуре. Храм отличается высоко поднятой центральной частью и высоким барабаном. Вертикальная ступенчатость композиции стала возможна благодаря аркам под барабаном , размешенным выше цилиндрических сводов. Снаружи конструкция выражена вторым ярусом закомар, отражающих ступенчатые подпружные арки. Наконец, над ними, в основании барабана по осям здания поставлены четыре декоративных кокошника. Кроме этого особую нарядность храму придают декоративные вставки и пояски из кирпича.
2
Новгородские храмы. Изменение социальной структуры Новгородских земель привело к изменению в архитектуре, в том числе и в культовом строительстве. В качестве заказчиков теперь выступают не только архиепископы и бояре, но и объединения купцов или ремесленников, жители одной улицы — уличане. Начиная с 1170-х годов происходят изменения в характере культового строительства, проявляющиеся прежде всего в уменьшении размеров построек и переходе к более простым четырехстолпным, однокупольным храмам , с позакомарным покрытием и тремя апсидами. Рассчитанные на меньшее количество людей, объединенных территориально или по профессиональному признаку, каменные церкви отражали более простые запросы и художественные идеалы посадского люда. Они служили общественными и композиционными центрами отдельных участков города. Церковь св. Георгия в Старой Ладоге (Ладога – один из древнейших городов северо-западной Руси.) является одним из примеров уличанской постройки.
Ее почти кубический объем расчленен лопатками. Характерные особенности: предельная лаконичность форм, тяжеловесность целостной массы контрастирует с незначительной величиной храма. План храма сжат до предела, восточные ячейки основного квадрата заняты боковыми апсидами, над западными расположены отгороженные от внутреннего пространства помещения. Вместо хоров, которые были не нужны для посадского храма, в угловых частях на втором ярусе устраивались приделы, посвященные небесному покровителю основного заказчика, и каморки для хранения ценностей. Стремление к простым экономичным постройкам привело к постепенному понижению боковых апсид, а затем и к полному отказу от них.
Церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде. Храм находится на невысоком холме, прекрасно вписываясь в ландшафт. Княжеская постройка, но небольшая. Объемно-пространственная структура заметно упрощена: боковые апсиды понижены, парадные хоры отсутствуют, внутреннее пространство уменьшено. В интерьере церкви почти целиком сохранились фрески. Все поверхности стен расписаны. Это редчайший пример живописного убранства интерьера XII века.
3
Характерные особенности псковских храмов. Псковские храмы обычно невелики. Их строили на средства горожан — купцов и ремесленников. Часто храм образовывал сложный асимметричный комплекс с галереей, притворами, приделами, звонницей, хозяйственными пристройками, превращаясь в прихотливую и живописную группу. Церкви эти служили не только целям культа, но и местом хранения ценностей, документов, книг; поэто-мы они построены, как правило, очень экономно и каждое их помещение имеет свое определенное назначение. Еще одной особенность были звонницы в виде стенки с пролетами для колоколов. Они ставились на одну из стен храма или над его крыльцом, а иногда их возводили отдельно от церкви на одной из стен небольшого хозяйственного помещения. Звонницы имели до пяти пролетов разной ширины, в зависимости от размеров колоколов. Собор Спаса Преображения Мирожского монастыря в Пскове. Мирожский монастырь основан в начале XI в., между 1136 и 1156 новгородским архиепископом св. Нифонтом сооружается Спасо-Преображенский собор. Крестовокупольный храм, одноглавый, строился из местного плитняка и плинфы. Арочные перемычки и закомары выкладывались из кирпича, образуя орнаментальные обрамления, четко выделявшиеся на затертой известковым раствором белой стене. Эти детали добавили живописности храму.
4