ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 1125
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования города москвы
1. Организационно - методический раздел:
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.
Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов
Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 11. Культурно-просветительная и социальная
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 13. Социально-культурная деятельность в
Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности
Тема 24. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной
2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.
Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья
Тема 5. Социально-культурный уклад россии
Тема 8. Клубные традиции культурной жизни
Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции
Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.
Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Тема 17. Сущность и основные задачи социально-
Тема 19. Общая характеристика средств, форм и
Тема 20. Содержание социально-культурной
Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Тема 23. Социально-культурная деятельность
Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности
4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:
6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)
6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы
Структура и содержание реферативного обзора.
6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:
7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:
8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
8.1. Рекомендации для преподавателей:
8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):
9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.
V1: Клубные формы в культуре средневековья.
V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.
V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.
V1: История социально-культурной деятельности
V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.
V1: Теория Социально-культурной деятельности
V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.
V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.
V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.
V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.
V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.
9.2. Уровень требований и критерии оценок:
10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
10.1. Рекомендуемые нормативные акты:
10.3.Рекомендуемая основная литература:
10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:
2. Требования к содержанию курсовой работы
3.2. Оформление титульного листа
3.5. Оформление иллюстративного материала
3.8. Оформление списка использованных источников и литературы
3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.
1. Подготовка и проведение лекций:
1.2. Подготовка и проведение лекции:
2.Подготовка и проведение семинаров:
Заключительное слово преподавателя должно содержать:
ЭКСПОНАТ - (от лат. exponatus - выставленный напоказ), предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.
ЭПОС (греч. ezpos - слово, повествование, рассказ),
1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. Э., как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, - хода событий персонажей.. Специфическая же черта Э.- в организующей роли повествования, носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах "рассказывания" обычно отсутствуют. "Дух повествования" часто бывает "... невесом, бесплотен и вездесущ...". В древней и средневековой словесности весьма влиятельным был народный героический эпос. Его формирование знаменовало полное и широкое использование возможностей эпического рода.
2) В более узком и специфическом смысле слова - героический Э. как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический Э. бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников Э. имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический Э. часто называют народным Э. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы Э. имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а безусловно относимые к народному Э. баллады, исторические предания и песни, народный роман и т. п. могут считаться героическим Э. лишь с существенными оговорками.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - культура, ориентированная, по мысли ее создателей, на восприятие элитой как лучшей частью общества, обладающей особой художественной восприимчивостью; форма культуры, включающая изящные искусства, литературу, музыку и предназначенная для высших слоев общества.
ЭСКАПИЗМ - (от англ. escapism; escape - уход от действительности, побег, избавление, спасение; to escape - убежать, избежать) - уход от действительности в вымышленный или «параллельный» мир (напр., уход от внешнего мира в малый семейный мирок - как это было у «молчаливых»; в «выдуманный» мир - у толкинистов; в «исторический мир» - у ностальгистов, реставраторов и т.д.). Для эс-капизма характерна аполитичность. Есть также варианты -«эскейпизм», «эскепизм».
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - культура людей, связанных между собой общностью происхождения и территории, т.е. единством «крови и почвы».
ЭТНОГРАФИЯ - (от греч. ethnos - народ + графия = дословно: «описание народа») -наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений народов.
ЭТНОЛОГИЯ - (от греч. ethnos - народ + logos - знание, слово, учение) - название науки, практически являющееся синонимом этнографии. Западные и начиная с 90-х гг. ХХв. отечественные ученые преимущественно используют термин «этнология». Существует точка зрения, согласно которой этнография более тяготеет к описательности, а этнология - к теории. На практике же в отечественной науке до 90-х гг. такого различения не проводилось: в СССР использовался термин «этнография», на Западе - «этнология».
ЭТНОС - (от греч. ethnos - племя, народ) - исторически сложившаяся устойчивая группировка людей: племя, народность, нация. Этнические явления и процессы в социальной жизни наиболее консервативны. Культурная общность этносов обуславливает единство их психического склада (принцип «мы» - «они»). Обязательные условия возникновения этноса -общность территории и языка. Характерные черты этноса:
•самосознание, которое может восходить к наименованию территории;
•территориальная целостность как условие формирования этноса;
•расовые признаки;
•культурные особенности (орудия труда, жилище, одежда, пища, язык, народное искусство).
Каждый этнос образует определенную культурную целостность, предполагающую включение в этническое самосознание представлений об общности происхождения всех членов этноса, т.е. совместную историческую практику их предков.
ЭТОС - (от греч. ethos - обычай, нрав, характер) - обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения. Согласно А.Креберу, этос является общим качеством культуры, пронизывающим ее подобно запаху. Этос представляет собой систему идеалов и ценностей, доминирующих в культуре, и стремящуюся контролировать поведение ее носителей.
ю
ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА - библиотека универсального профиля, организующая библиотечное обслуживание населения в возрасте от 14 до 20 лет, а также читателей, занимающихся проблемами молодежи.
Я
ЯРМАРКА - (от нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок), регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов. Я. возникли в Европе в раннее средневековье в условиях господства натурального хозяйства и экономической разобщённости, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер и обслуживала преимущественно состоятельные слои общества, снабжая их главным образом редкими и дорогостоящими привозными товарами. Узость рынка и небезопасность торговых путей побуждали купцов объединяться в караваны для совместной торговли, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), где собирались значительные массы людей: на пересечении торговых путей и в местах, где проходили народные собрания, большие церковные праздники и другие публичные события. В раннее средневековье, особенно там, где ещё не сложились города как центры ремесла и торговли, Я. играли существенную роль как единственные крупные пункты сосредоточения обмена. Значение Я. возросло в 10-11 вв. с возникновением и развитием городов, ростом городского ремесленного производства, зарождением внутреннего рынка и усилением международных торговых связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения. Наряду с крупными Я. - центрами оптовой торговли, где всё большее место занимали т. н. тяжёлые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукно), существовали областные (региональные) и мелкие местные Я., где сбывалась сезонная продукция (в некоторых случаях эти формы совмещались).
ЯДРО КУЛЬТУРЫ - основа, сердцевина культурной системы, проявляющаяся в единстве доминирующих черт составляющих ее элементов. Ядро культуры представляет собой неантагонистическую, стабильную целостность ведущих ценностных ориентации, от иерархии которых зависит его специфика. Ядро культуры выражается в феноменах культуры (науке, искусстве, религии, морали, праве, философии, экономике, политике и др.), в организациях (политической и социальной), в образе жизни и менталитете носителей культуры. Ядро культуры обеспечивает устойчивость и стабильность конкретных типов культуры.
ЯЗЫК - система знаков, посредством которых в рамках культур кодируется, сохраняется и передается информация. Язык служит средством человеческого общения, мышления, развития культуры; он способен выразить всю совокупность знаний, верований и представлений человека о мире и о себе самом.
ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ - формы, знаки, символы, тексты, которыепозволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве и времени культуры. Языки культуры представляют собой пласт коммуникативной области культуры, формирование которого происходит в процессе взаимодействия совместно проживающих людей, когда общие для них представления обретают общепринятое выражение и статус разделяемых знаковых единиц, использование которых подчиняется определенным, установленным, обязательным правилам. Языки культуры не являются природным, априори данным человеку средством получения, хранения и передачи информации. Человечество в процессе развития создает различные (вербальные, графические, пластические и т.п.) языки культуры, которые предназначены для того, чтобы не только выделять в жизненном потоке устойчивые единицы и представления, но и объединять их.
ЯЗЫЧЕСТВО - наиболее древние формы религии, основанные на многобожии.
ЯППИ - (от англ. young urban professionals, YUPpies) - молодые городские профессионалы. Изначально так в США называлась лишь техническая элита, которая действовала со знанием дела, в результате чего зарабатывала очень приличные деньги. В 80-х гг. — амбициозные члены молодежного движения; «антихиппи». Их отличает деловитость, стремление к материальному vcnexv. карьеризм, в том числе и политический.