ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 1125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования города москвы

Москва – 2010 г.

Содержание:

1. Организационно - методический раздел:

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

4. Программа дисциплины

3. Объём дисциплины и виды учебной работы Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Тема 6. Исторические предпосылки зарождения первых клубов

Тема 7. Влияние европейских культурных традиций и на становление клубных форм в россии Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 11. Культурно-просветительная и социальная

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 13. Социально-культурная деятельность в

Тема 14. Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Тема 15. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 18. Функции и принципы социально-культурной деятельности

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной деятельности.

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Профессиональные и непрофессиональные формы работы в сфере культурно-досуговой деятельности

Тема 24. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

2. Социально-культурная деятельность на руси в X - XIV вв.

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Вопросы для обсуждения:

Список литературы:

Тема 4. Клубные формы в культуре средневековья

Тема 5. Социально-культурный уклад россии

Список литературы

Тема 8. Клубные традиции культурной жизни

Тема 9. Социально-культурная политика в период октябрьской революции

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Тема 12. Просветительная работа и социально- культурные процессы в 1956-1990 гг.

Тема 16. Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности

Тема 17. Сущность и основные задачи социально-

Тема 19. Общая характеристика средств, форм и

Тема 20. Содержание социально-культурной

Тема 21. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности

Тема 22. Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

Тема 23. Социально-культурная деятельность

Тема 25. Современный статус специалиста организатора социально-культурной деятельности

4.Тематика рефератов, эссе и других письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

5.Тематика курсовых работ:

6.Самостоятельная работа студентов (слушателей)

6.1. Методические указания по изучению студентами основной и дополнительной литературы («заполнению рабочей тетради»)

6.2. Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Структура и содержание реферативного обзора.

6.3. Методические указания по написанию студентами эссе:

7.Используемые инновационные методы в процессе преподавания:

8. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

8.1. Рекомендации для преподавателей:

8.2. Рекомендации для студентов (слушателей):

9. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

9.1. Перечень контрольных вопросов: Вопросы для подготовки и проведения зачёта по итогам изучения 1-й части курса «Социально-культурная деятельность»

Тесты для проверки остаточных знаний по итогам изучения 1-й части учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V2: Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

V1: Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена.

V1: Клубные формы в культуре средневековья.

V1:Социально-культурный уклад России в XV- XVII вв.

V1: Исторические предпосылки зарождения первых клубов.

Вопросы для подготовки и проведения экзамена по итогам изучения курса «Социально-культурная деятельность»

V1: История социально-культурной деятельности

V2: Зарождение досуговых форм социальной организации человека в Древнем мире.

V1: Теория Социально-культурной деятельности

V2: Теория Социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.

V2: Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.

V2: Функции и принципы социально-культурной деятельности.

V2: Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

V2: Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

V2: Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы.

V2: Современный статус специалиста – организатора социально-культурной деятельности.

9.2. Уровень требований и критерии оценок:

10.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

10.1. Рекомендуемые нормативные акты:

10.2. Базовые учебники:

10.3.Рекомендуемая основная литература:

10.4.Рекомендуемая литература дополнительная:

10.5. Ресурсы internet

10.6. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.П.

1. Общие положения:

2. Требования к содержанию курсовой работы

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4.Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала

3.6. Оформление формул

3.7. Оформление сносок

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы

3.9. Оформление приложений

3.9.1. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, при этом перед номером приложения знак «№» не ставится, например «Приложение 1».

3.9.2. Страницы приложений не нумеруются.

4. Защита курсовой работы:

1. Подготовка и проведение лекций:

1.1. Общие положения:

1.2. Подготовка и проведение лекции:

2.Подготовка и проведение семинаров:

План проведения семинара.

Заключительное слово преподавателя должно содержать:

При разборе выступлений студентов рекомендуется:

Глоссарий

ЭКСПОНАТ - (от лат. exponatus - выставленный напоказ), предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.

ЭПОС (греч. ezpos - слово, повествование, рассказ),

1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. Э., как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, - хода событий персонажей.. Специфическая же черта Э.- в организующей роли повествования, носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах "рассказывания" обычно отсутствуют. "Дух повествования" часто бывает "... невесом, бесплотен и вездесущ...". В древней и средневековой словесности весьма влиятельным был народный героический эпос. Его формирование знаменовало полное и широкое использование возможностей эпического рода.

2) В более узком и специфическом смысле слова - героический Э. как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический Э. бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников Э. имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический Э. часто называют народным Э. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы Э. имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а безусловно относимые к народному Э. баллады, исторические предания и песни, народный роман и т. п. могут считаться героическим Э. лишь с существенными оговорками.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - культура, ориентированная, по мысли ее создателей, на восприятие элитой как лучшей частью общества, обладающей особой художественной восприимчивостью; форма культуры, включающая изящные искусства, литературу, музыку и предназначенная для высших слоев общества.


ЭСКАПИЗМ - (от англ. escapism; escape - уход от действительности, побег, избавление, спасение; to escape - убежать, избежать) - уход от действительности в вымышленный или «параллельный» мир (напр., уход от внешнего мира в малый семейный мирок - как это было у «молчаливых»; в «выдуманный» мир - у толкинистов; в «исторический мир» - у ностальгистов, реставраторов и т.д.). Для эс-капизма характерна аполитичность. Есть также варианты -«эскейпизм», «эскепизм».

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - культура людей, связанных между собой общностью происхождения и территории, т.е. единством «крови и почвы».

ЭТНОГРАФИЯ - (от греч. ethnos - народ + графия = дословно: «описание народа») -наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений народов.

ЭТНОЛОГИЯ - (от греч. ethnos - народ + logos - знание, слово, учение) - название науки, практически являющееся синонимом этнографии. Западные и начиная с 90-х гг. ХХв. отечественные ученые преимущественно используют термин «этнология». Существует точка зрения, согласно которой этнография более тяготеет к описательности, а этнология - к теории. На практике же в отечественной науке до 90-х гг. такого различения не проводилось: в СССР использовался термин «этнография», на Западе - «этнология».

ЭТНОС - (от греч. ethnos - племя, народ) - исторически сложившаяся устойчивая группировка людей: племя, народность, нация. Этнические явления и процессы в социальной жизни наиболее консервативны. Культурная общность этносов обуславливает единство их психического склада (принцип «мы» - «они»). Обязательные условия возникновения этноса -общность территории и языка. Характерные черты этноса:

•самосознание, которое может восходить к наименованию территории;

•территориальная целостность как условие формирования этноса;

•расовые признаки;

•культурные особенности (орудия труда, жилище, одежда, пища, язык, народное искусство).

Каждый этнос образует определенную культурную целостность, предполагающую включение в этническое самосознание представлений об общности происхождения всех членов этноса, т.е. совместную историческую практику их предков.

ЭТОС - (от греч. ethos - обычай, нрав, характер) - обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения. Согласно А.Креберу, этос является общим качеством культуры, пронизывающим ее подобно запаху. Этос представляет собой систему идеалов и ценностей, доминирующих в культуре, и стремящуюся контролировать поведение ее носителей.


ю

ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА - библиотека универсального профиля, организующая библиотечное обслуживание населения в возрасте от 14 до 20 лет, а также читателей, занимающихся проблемами молодежи.

Я

ЯРМАРКА - (от нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок), регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов. Я. возникли в Европе в раннее средневековье в условиях господства натурального хозяйства и экономической разобщённости, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер и обслуживала преимущественно состоятельные слои общества, снабжая их главным образом редкими и дорогостоящими привозными товарами. Узость рынка и небезопасность торговых путей побуждали купцов объединяться в караваны для совместной торговли, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), где собирались значительные массы людей: на пересечении торговых путей и в местах, где проходили народные собрания, большие церковные праздники и другие публичные события. В раннее средневековье, особенно там, где ещё не сложились города как центры ремесла и торговли, Я. играли существенную роль как единственные крупные пункты сосредоточения обмена. Значение Я. возросло в 10-11 вв. с возникновением и развитием городов, ростом городского ремесленного производства, зарождением внутреннего рынка и усилением международных торговых связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения. Наряду с крупными Я. - центрами оптовой торговли, где всё большее место занимали т. н. тяжёлые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукно), существовали областные (региональные) и мелкие местные Я., где сбывалась сезонная продукция (в некоторых случаях эти формы совмещались).

ЯДРО КУЛЬТУРЫ - основа, сердцевина культурной системы, проявляющаяся в единстве доминирующих черт составляющих ее элементов. Ядро культуры представляет собой неантагонистическую, стабильную целостность ведущих ценностных ориентации, от иерархии которых зависит его специфика. Ядро культуры выражается в феноменах культуры (науке, искусстве, религии, морали, праве, философии, экономике, политике и др.), в организациях (политической и социальной), в образе жизни и менталитете носителей культуры. Ядро культуры обеспечивает устойчивость и стабильность конкретных типов культуры.


ЯЗЫК - система знаков, посредством которых в рамках культур кодируется, сохраняется и передается информация. Язык служит средством человеческого общения, мышления, развития культуры; он способен выразить всю совокупность знаний, верований и представлений человека о мире и о себе самом.

ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ - формы, знаки, символы, тексты, которыепозволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве и времени культуры. Языки культуры представляют собой пласт коммуникативной области культуры, формирование которого происходит в процессе взаимодействия совместно проживающих людей, когда общие для них представления обретают общепринятое выражение и статус разделяемых знаковых единиц, использование которых подчиняется определенным, установленным, обязательным правилам. Языки культуры не являются природным, априори данным человеку средством получения, хранения и передачи информации. Человечество в процессе развития создает различные (вербальные, графические, пластические и т.п.) языки культуры, которые предназначены для того, чтобы не только выделять в жизненном потоке устойчивые единицы и представления, но и объединять их.

ЯЗЫЧЕСТВО - наиболее древние формы религии, основанные на многобожии.

ЯППИ - (от англ. young urban professionals, YUPpies) - молодые городские профессионалы. Изначально так в США называлась лишь техническая элита, которая действовала со знанием дела, в результате чего зарабатывала очень приличные деньги. В 80-х гг. — амбициозные члены молодежного движения; «антихиппи». Их отличает деловитость, стремление к материальному vcnexv. карьеризм, в том числе и политический.