ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
1. Тяговый расчет трактора
В тяговом расчете определим основные параметры трактора, характеризующие его технико-экономические эксплуатационные качества: тягово-скоростные и мощностные показатели, топливную экономичность. Данными параметрами являются: эксплуатационный вес Gтр (эксплуатационная масса), эксплуатационная мощность двигателя Мен, передаточные числа трансмиссии iтр; скорость движения на первой основной передаче V1; показатели топливной экономичности Gт, gкр.
Для расчета используем индивидуальные исходные параметры трактора:
-
класс тяги = 0,9;
-
коэффициент перегрузки по тяге χn = 1,02;
-
диапазон тяги δт = 1,5;
-
число основных передач т = 5;
-
колесная формула 4Х2;
Исходя из этих данных за трактор-прототип возьмем ЛТЗ-55.
Недостающие для расчета данные определяем самостоятельно или возьмем в справочных пособиях исходя из технической характеристики принятого трактора-прототипа.
1.1 Определение тягового усилия на первой основной рабочей передаче
В основу построения типажа тракторов положен принцип тяговых классов. Каждому из тяговых классов соответствует номинальное тяговое усилие Ркр н в кН, которое должен развивать трактор на невзлущенной стерне нормальной влажности и средней твердости (на черноземе или суглинке), в диапазоне от максимального значения тягового КПД до значения буксования, не превышающего допустимые пределы.
Увеличение тягового усилия на первой основной передаче учитывают введением коэффициента перегрузки по тяге χn (приведен в задании).
Исходя из вышеизложенного, тяговое усилие на первой основной рабочей передаче определяют по формуле:
Ркр max = Ркр н * χn 1.1
Ркр max = 9000 * 1,02 = 9180Н = 9,18кН
где Ркр н — номинальное тяговое усилие (приведено в задании).
1.2 Минимальное тяговое усилие
Диапазон тяговых усилий на основных рабочих передачах охватывает всю сумму нагрузок на крюке в соответствии с агротехническими требованиями, предъявляемыми к базовому трактору данного тягового класса. Для характеристики диапазона тяговых усилий на основных рабочих передачах введен коэффициент δт значение которого для большинства сельскохозяйственных тракторов находится в пределах δт = 1,7...1,8
В соответствии с этим, тяговое усилие (минимальное), развиваемое трактором на высшей основной рабочей передаче, определяют по формуле:
1.2
1.3 Скорость движения на первой основной передаче
Действительную скорость движения трактора на первой основной передаче – V1, назначают в соответствии с агротехническими требованиями в, зависимости от тина трактора, его движителя и с учетом тенденций развития конструкций тракторов и сельскохозяйственных машин. Эта скорость может быть рекомендована для тракторов:
Колесные:
с ходовой системой 4Х2 2,2 – 2,4 м/с, с ходовой системой 4Х4а 2,0 – 2,2 м/с, с ходовой системой 4Х46 2,2—2,4 м/с;
Гусеничные 1,4—1,7 м/с.
Трактор – прототип имеет ходовую систему 4Х2 => рекомендованная скорость в данной работе = 2,2м/с.
1.4 Эксплуатационный вес трактора
Эксплуатационный вес трактора определяют из соображений реализации номинального тягового усилия при допустимом буксовании на стерне нормальной влажности. В зависимости от типа движителя и колесной формулы эксплуатационный вес подсчитывают по одному из выражений. Колесная формула 4Х2 соответствует колесному трактору с задним ведущим мостом, с управляемыми передними колесами меньшего размера.
Для колесных тракторов 4Х2:
1.3
где к — коэффициент использования сцепного веса.
Для колесных тракторов 4Х2 к = 0,75—0,80;
Чем больше коэффициент перегрузки по тяге χn, тем больше значение к выбирают. Для нашего трактора-прототипа будем использовать
к = 0,76
ƒ — коэффициент сопротивления качению принимают для стерни в соответствии с типом движителя, в нашем случае ƒ = 0,09;
λк — коэффициент нагрузки задних ведущих колес (равен 0,65—0,70). Для нашего случая принимаем λк = 0,68 .
1.5 Номинальная мощность двигателя
Номинальную мощность двигателя рассчитывают из необходимости обеспечения заданных тягово-скоростных показателей трактора с учетом запаса мощности по формуле
1.4
где Рк max — максимальная касательная сила тяги на первой передаче, кН;
VТ1 — теоретическая скорость трактора на первой передаче, м/с;
тр — механический КПД трансмиссии трактора на первой передаче;
χэ — коэффициент эксплуатационной нагрузки тракторного двигателя, находится в пределах 0,85—0,90. Для нашего трактора-прототипа принимаем χэ = 0,85
Максимальную касательную силу тяги определим по формуле
Рк max = Ркр max + Рƒ 1.5
Рк max = 9180 + 2174 = 11354Н = 11,35кН
где Рƒ — сила сопротивления качению (кН), определим по выражению
Рƒ = ƒ * Gтр 1.6
Рƒ = 0,09 * 24158 = 2174Н = 2,17кН
Теоретическую скорость на первой передаче определим по формуле:
1.7
где V1 — действительная скорость трактора на первой передаче, м/с;
δдоп — допустимый коэффициент буксования.
Буксование определяют по потере скорости, вызванной смещением несущего основания (почвы) или контактной части колеса (гусеницы) под действием крутящего момента на ведущих колесах в сторону противоположную движению трактора. Коэффициент буксования:
1.8
Буксование, неизбежное для трактора, в значительной степени влияет на его тягово-экономические показатели. Буксование зависит от многих факторов, в частности от типа и состояния почвы (почвенного фона), ее твердости, плотности, влажности, значения касательной силы тяги, вертикальной нагрузки (сцепного веса) на ведущие колеса или гусеницы, типа движителя, числа ведущих колес, типа и состояния протектора, давления воздуха в шинах и др. Работа тракторов с буксованием выше допустимого значения δдоп не является рациональной и не рекомендуется в эксплуатации. Для нашего случая δдоп = 0,18
Механический коэффициент полезного действия оценивает потери энергии в трансмиссии трактора. Они возникают вследствие трения в зацеплении шестерен, подшипниках, сальниках, перебалтывания масла, а также учитывают затраты энергии на привод масляных насосов рулевого управления и переключения режимов в коробках с переключением режимов в коробках с переключением без разрыва потока энергии на привод насоса гидронавесной системы, компрессора тормозной системы.
Механический КПД определяют по формуле
1.9
тр = 0,97 * 0,98 (1-0,05)0,95 = 0,858
где ц, кон — соответственно КПД цилиндрической (0,985—0,99) и конической (0,975—0,98) пар шестерен. Принимаем для нашего расчета: ц = 0,99, кон = 0,98;
nц, nкон — соответственно число пар цилиндрических и конических шестерен, находящихся в зацеплении при включенной первой основной рабочей передаче (определяют по кинематической схеме трактора-прототипа) nц = 1, nкон = 1.
ξ — коэффициент, учитывающий потери от вращения валов и шестерен. Для прогретой трансмиссии и при действии крутящего момента, близкого к номинальному, он равен 0,03—0,05, будем считать ξ = 0,04
гс — КПД, учитывающий затраты энергии на привод насосов гидронавесной системы управления и привод компрессора, гс = 0,93—0,95, в нашем подсчете будем считать гс = 0,94
Механический КПД гусеничного трактора дополнительно учитывает потери энергии на трение в ведущем участке гусеничной цепи г = 0,97—0,98. Меньшее значение имеют тракторы с эластичной подвеской. В нашем подсчете его учитывать не надо.
Подставляя все значения в формулу 1.4, получаем:
1.6 Определение крутящего момента двигателя
Крутящий момент, развиваемый двигателем на номинальном режиме, определяют по формуле
1.10
где н — номинальная угловая скорость вала двигателя, ее подсчитывают по формуле:
где nн — номинальная частота вращения вала двигателя, мин-1 (для нашего трактора прототипа nн = 1800об/мин).
Следовательно:
1.7 Определение часового расхода топлива двигателем
Часовой расход топлива двигателем на номинальном режиме эксплуатационной мощности подсчитывают то формуле
1.11
Где gен — удельный эффективный расход топлива на номинальном режиме мощности двигателя, г/кВтч. Значение gен для современных тракторных дизелей с неразделенными камерами сгорания находится в пределах 235—250 г/кВт-ч. Для нашего расчета примем gен = 240 г/кВтч
1.8 Определение передаточных чисел в трансмиссии трактора
В данном тяговом расчете передаточные числа трансмиссии трактора определяют из условия, что они составляют ряд геометрической прогрессии, знаменатель которой определяют по выражению
1.12
где m — число основных рабочих передач;
Pк min – касательная сила тяги на высшей основной рабочей передаче при номинальном моменте двигателя, которую определяют по формуле:
Pк min = Pк min + P ƒ 1.13
Pк min = 6120 + 2174 = 8294Н = 8,3кН
1.9 Передаточное число трансмиссии на первой основной рабочей передаче
Передаточное число трансмиссии на первой передаче определяют из условия реализации номинальной касательной силы тяги
1.14
где rк — динамический радиус ведущих колес (звездочки), м.
1.10 Размеры ведущих колес
Динамический радиус колес выбранных шин определяют по формуле
rк = 0.025 * (0.5*d + (0.85 – 0.90) * B) 1.15
где d, В — соответственно диаметр посадочного обода и ширина профиля шины в дюймах, или
rк = 10-3 * (0.5*d + λт*B) 1.16
если d и В даны в миллиметрах,
λт — коэффициент деформации шин под действием вертикальной и тангенциальной нагрузок, λт = 0,85—0,88.
Для нашего расчета будем использовать формулу 1.15
rк = (0,5*965 + 0,86*330)/1000 = 0,766
подставляя значение rк в формулу 1.14 получаем:
1.11 Передаточные числа трансмиссии и скорости движения
трактора на основных рабочих передачах Передаточные числа на основных рабочих передачах, находят так: