ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
1. Тяговый расчет трактора
В тяговом расчете определим основные параметры трактора, характеризующие его технико-экономические эксплуатационные качества: тягово-скоростные и мощностные показатели, топливную экономичность. Для расчета используем индивидуальные исходные параметры трактора:
-
класс тяги = 0,6;
-
коэффициент перегрузки по тяге χn = 1,15;
-
диапазон тяги δт = 1,65;
-
число основных передач т = 5;
-
колесная формула 4К4;
Исходя из этих данных за трактор-прототип возьмем Т-30 А.
Недостающие для расчета данные возьмем в справочных пособиях исходя из технической характеристики принятого трактора-прототипа.
1.1 Определение тягового усилия на первой основной рабочей передаче
Увеличение тягового усилия на первой основной передаче учитывают введением коэффициента перегрузки по тяге χn (приведен в задании).
Тяговое усилие на первой основной рабочей передаче определяют по формуле:
Ркр max = Ркр н * χn 1.1
Ркр max = 6000 * 1,15 = 6900Н = 6,9кН
где Ркр н — номинальное тяговое усилие (приведено в задании).
1.2 Минимальное тяговое усилие
Диапазон тяговых усилий на основных рабочих передачах охватывает всю сумму нагрузок на крюке в соответствии с агротехническими требованиями, предъявляемыми к базовому трактору данного тягового класса. Для характеристики диапазона тяговых усилий на основных рабочих передачах введен коэффициент δт значение которого для большинства сельскохозяйственных тракторов находится в пределах δт = 1,7...1,8
В соответствии с этим, тяговое усилие (минимальное), развиваемое трактором на высшей основной рабочей передаче, определяют по формуле:
1.2
1.3 Скорость движения на первой основной передаче
Действительную скорость движения трактора на первой основной передаче – V1, назначают в соответствии с агротехническими требованиями в, зависимости от тина трактора, его движителя и с учетом тенденций развития конструкций тракторов и сельскохозяйственных машин. Эта скорость может быть рекомендована для тракторов:
Колесные:
с ходовой системой 4К2 2,2 – 2,4 м/с, с ходовой системой 4К4а 2,0 – 2,2 м/с, с ходовой системой 4К46 2,2—2,4 м/с;
Гусеничные 1,4—1,7 м/с.
Трактор – прототип имеет ходовую систему 4К4а => рекомендованная скорость в данной работе = 2,1м/с
1.4 Эксплуатационный вес трактора
Эксплуатационный вес трактора определяют из соображений реализации номинального тягового усилия при допустимом буксовании на стерне нормальной влажности. В зависимости от типа движителя и колесной формулы эксплуатационный вес подсчитывают по одному из выражений. Для гусеничных и колесных тракторов 4К4а, 4К4б
1.3
где к — коэффициент использования сцепного веса.
для колесных тракторов 4К4а к = 0,45—0,50;
Чем больше коэффициент перегрузки по тяге χn, тем больше значение к выбирают. Для нашего трактора-прототипа будем использовать
к = 0,48
ƒ — коэффициент сопротивления качению принимают для стерни в соответствии с типом движителя, в нашем случае ƒ = 0,17;
1.5 Номинальная мощность двигателя
Номинальную мощность двигателя рассчитывают из необходимости обеспечения заданных тягово-скоростных показателей трактора с учетом запаса мощности по формуле
1.4
где Рк max — максимальная касательная сила тяги на первой передаче, кН;
VТ1 — теоретическая скорость трактора на первой передаче, м/с;
тр — механический КПД трансмиссии трактора на первой передаче;
χэ — коэффициент эксплуатационной нагрузки тракторного двигателя, находится в пределах 0,85—0,90. Для гусеничных и колесных тракторов 4К4 несколько выше, чем для колесных 4К2. Для нашего трактора-прототипа принимаем χэ = 0,9
Максимальную касательную силу тяги определим по формуле
Рк max = Рк max + Рƒ 1.5
Рк max = 6900 + 3087 = 9987Н = 9,98кН
где Рƒ — сила сопротивления качению (кН), определим по выражению
Рƒ = ƒ * Gтр 1.6
Рƒ = 0,17 * 18158 = 3087 Н = 3,09кН
Теоретическую скорость на первой передаче определим по формуле:
1.7
2.8м/с
где V1 — действительная скорость трактора на первой передаче, м/с;
δдоп — допустимый коэффициент буксования.
Буксование определяют по потере скорости, вызванной смещением несущего основания (почвы) или контактной части колеса (гусеницы) под действием крутящего момента на ведущих колесах в сторону противоположную движению трактора. Коэффициент буксования:
1.8
Буксование, неизбежное для трактора, в значительной степени влияет на его тягово-экономические показатели. Буксование зависит от многих факторов, в частности от типа и состояния почвы. Для нашего случая δдоп = 0,25
Механический коэффициент полезного действия оценивает потери энергии в трансмиссии трактора. Они возникают вследствие трения в зацеплении шестерен, подшипниках, сальниках, перебалтывания масла, а также учитывают затраты энергии на привод масляных насосов рулевого управления и переключения режимов в коробках с переключением режимов в коробках с переключением без разрыва потока энергии на привод насоса гидронаве,сной системы, компрессора тормозной системы.
Механический КПД определяют по формуле
1.9
тр = 0,971*0,98*(1–0,05)*0,95 = 0,872
где ц, кон — соответственно КПД цилиндрической (0,985—0,99) и конической (0,975—0,98) пар шестерен. Принимаем для нашего расчета: ц = 0,99, кон = 0,98;
nц, nкон — соответственно число пар цилиндрических и конических шестерен, находящихся в зацеплении при включенной первой основной рабочей, из кинематической схемы трактора-прототипа nц = 4, nкон = 1;
ξ — коэффициент, учитывающий потери от вращения валов и шестерен. Для прогретой трансмиссии и при действии крутящего момента, близкого к номинальному, он равен 0,03—0,05, будем считать ξ = 0,04
гс — КПД, учитывающий затраты энергии на привод насосов гидронавесной системы управления и привод компрессора, гс = 0,93—0,95, в нашем подсчете будем считать гс = 0,94
Механический КПД гусеничного трактора дополнительно учитывает потери энергии на трение в ведущем участке гусеничной цепи г = 0,97—0,98. Меньшее значение имеют тракторы с эластичной подвеской. В нашем подсчете его учитывать не надо.
Подставляя все значения в формулу 1.4, получаем:
1.6 Определение крутящего момента двигателя
Крутящий момент, развиваемый двигателем на номинальном режиме, определяют по формуле
1.10
где н — номинальная угловая скорость вала двигателя, ее подсчитывают по формуле:
где nн — номинальная частота вращения вала двигателя, мин-1 (для нашего трактора прототипа nн = 2000об/мин).
Следовательно:
1.7 Определение часового расхода топлива двигателем
Часовой расход топлива двигателем на номинальном режиме эксплуатационной мощности подсчитывают то формуле
1.11
Где gен — удельный эффективный расход топлива на номинальном режиме мощности двигателя, г/кВтч. Значение gен для современных тракторных дизелей с неразделенными камерами сгорания находится в пределах 235—250 г/кВт-ч. Для нашего расчета примем gен = 240 г/кВтч
1.8 Определение передаточных чисел в трансмиссии трактора
В данном тяговом расчете передаточные числа трансмиссии трактора определяют из условия, что они составляют ряд геометрической прогрессии, знаменатель которой определяют по выражению
1.12
где m — число основных рабочих передач;
Pк min – касательная сила тяги на высшей основной рабочей передаче при номинальном моменте двигателя, которую определяют по формуле:
Pк min = Pк min + P ƒ 1.13
Pк min = 4182 + 3087 = 7269Н =7,27кН
1.9 Передаточное число трансмиссии на первой основной рабочей передаче
Передаточное число трансмиссии на первой передаче определяют из условия реализации номинальной касательной силы тяги
1.14
где rк — динамический радиус ведущих колес (звездочки), м.
1.10 Размеры ведущих колес
Динамический радиус колес выбранных шин определяют по формуле
rк = 0.025 * (0.5*d + (0.85 – 0.90) * B) 1.15
где d, В — соответственно диаметр посадочного обода и ширина профиля шины в дюймах, или
rк = 10-3 * (0.5*d + λт*B) 1.16
если d и В даны в миллиметрах,
λт — коэффициент деформации шин под действием вертикальной и тангенциальной нагрузок, λт = 0,85—0,88.
Для нашего расчета будем использовать формулу 1.15
rк = (0,5*813 + 0,86*240)/1000 = 0,613м
подставляя значение rк в формулу 1.14 получаем:
1.11 Передаточные числа трансмиссии и скорости движения
трактора на основных рабочих передачах Передаточные числа на основных рабочих передачах, находят так:
i1 = 41,23
i2 = 38,09
i3 = 35,18
i4 = 32,49
i5 = 30,01 скорости движения на передачах и т.д.
V1 = 2,1 м/с
V2 = 2,27 м/с
V3 = 2,46 м/с
V4 = 2,66 м/с
V5 = 2,88 м/с