Файл: Роль информации и информационных технологий в современной экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 931 "О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям" признано необходимым обеспечить с 1 января 2008 года переход федеральных органов государственной власти на оказание государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ). Создание технических компонент ОГИЦ осуществляется Мининформсвязи России и Росинформтехнологии в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)".Основными целями создания ОГИЦ являются:

оптимизация взаимодействия органов государственной власти друг с другом, с населением и организациями на базе высокотехнологичных сервисов;

обеспечение регламентированного и свободного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и оказываемых ими услугах;

обеспечение дистанционного оказания государственных услуг на базе сведений, содержащихся в базах данных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов и органов местного самоуправления.

Функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области электронной цифровой подписи возложены на Федеральное агентство по информационным технологиям. Вся информация о государственных услугах на ОГИЦ разделена на три категории пользователей: население, организации, органы государственной власти.

ОГИЦ для населения и организаций:

предоставляет возможность поиска именно тех государственных услуг, которые оказываются в интересах населения и организаций;

обеспечивает предоставление государственных услуг в электронном виде;

информирует о законодательной базе формирования государственных услуг, о новостях и анонсах в сфере информационных технологий и государственных услуг.

ОГИЦ обеспечивает сервис оплаты государственных услуг с использованием системы мобильных платежей. В настоящее время ОГИЦ при дистанционном предоставлении государственных услуг, дает возможность населению и организациям заполнить формы необходимых заявлений при обращении в органы исполнительной власти для получения государственных услуг (стадия подготовки реализации услуг), а также дает возможность получить информацию о предоставлении определенных видов услуг.


Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за функционирование ОГИЦ: Минкомсвязь России, Росинформтехнологии, Минэкономразвития России.

Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним.19

Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид становится одной из наиболее прибыльных тем на рынке технических инноваций. Проект госпрограммы "Информационное общество" уже одобрен правительственной комиссией по внедрению информационных технологий. Объем ее финансирования составит около 10 млрд руб. в год. Консолидированный бюджет всех ведомств на информатизацию будет составлять около 70 млрд руб. Помимо этого расходы на информатизацию в рамках ведомственных целевых программ ориентировочно составят 120 млрд руб. ежегодно, расходы бюджетов субъектов РФ - 50 млрд руб. в год, а расходы из внебюджетных источников - не менее 200 млрд руб. в год.

Основные задачи программы: развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия граждан и государства, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид, повышение открытости деятельности органов гос. власти, создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, ЖКХ, образования и науки, культуры и спорта. Также программа должна решить задачи построения электронного правительства и повышения эффективности гос. управления, в том числе путем создания системы межведомственного электронного документооборота и межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в режиме реального времени.

Программа содержит ряд мер, направленных на развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, стимулирование отечественных разработок в этих сферах, подготовку кадров и развитие технопарков, развитие телерадиовещания и цифрового контента.

По результатам реализации программы доля населения, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, должна увеличиться с 30% в 2011 году до 99% в 2015-м. Доля семей, имеющих широкополосный доступ в Интернет - с 45% до 80% в 2020 г. Удельный вес сектора информационных технологий в ВВП России возрастет с 4,5% в 2011-м до 7,1% в 2020 году, а экспорт товаров, связанных с информационными технологиями - с $3,7 млрд до $8,1 млрд. Но главная цель программы в том, чтобы к 2014 году граждане могли получать все федеральные гос. услуги в электронном виде.20


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Барьеры, препятствующие развитию рынка ИТ, можно условно разделить на законодательные проблемы, общие для всей отрасли, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, факторы, ограничивающие рост экспорта, а также институциональные проблемы.

1. Неразвитость базового законодательства в сфере ИТ сдерживает развитие как спроса, так и предложения на рынке ИТ. Действующие федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и некоторые другие создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость согласования содержащихся в них правовых норм с положениями российского гражданского законодательства, с учетом возможностей новых информационных технологий, а также задач по борьбе с антиобщественными явлениями при их использовании.

2. Барьеры, сдерживающие развитие внутреннего рынка, обусловлены во многом низким спросом на ИТ со стороны основных групп потребителей: государства, населения, предприятий.

Спрос на ИТ со стороны государственных органов и бюджетных организаций ограничен из-за отсутствия необходимого объема финансирования масштабных государственных программ и проектов информатизации, нехватки квалифицированных и образованных пользователей, а также специалистов в сфере ИТ, недостаточной эффективности проведения конкурсов на выполнение государственных заказов. Высокие сроки и сложность ускоренной амортизации компьютерного оборудования для государственных органов и бюджетных учреждений является важным препятствием для модернизации существующей технической базы в сфере ИТ.

По данным 2010 года, в России на 100 человек приходится около тридцати компьютеров. Показатель довольно низкий, если учесть, что в Европе ПК обеспечены 70-80 человек из ста. Общее же количество постоянных интернет-пользователей составляет 50 млн человек, и Россия по этому показателю входит в первую десятку стран-лидеров. Однако качество связи и ее распространенность на всей территории страны, к сожалению, пока остаются не на самом высоком уровне.21

3. Проблемы, ограничивающие развитие экспорта в сфере ИТ. Для таможенного оформления экспорта продукции ИТ в соответствии с существующим законодательством предоставляется около двадцати документов, что приводит к задержкам в оформлении экспорта и росту административных расходов компаний, стимулируя увод экспортных операций в сфере ИТ за рубеж, например, через открытие офисов в другой стране. Развитию экспорта, кроме вышеназванных факторов, также мешает отсутствие информации у иностранных компаний об услугах, предоставляемых российскими предприятиями отрасли ИТ, и в большинстве случаев невозможность проведения ими оценки качества российских компаний в соответствии с международными системами сертификации.


4. К проблемам институционального характера относятся: низкий уровень развития механизмов привлечения финансирования, недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры, несоответствие системы подготовки профессиональных кадров в сфере ИТ мировым стандартам, а также отсутствие эффективных механизмов применения законодательства о защите интеллектуальной собственности.

Неразвитость венчурного финансирования сдерживает появление и развитие новых ИТ-компаний, внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов.

Недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры тормозит развитие малых и средних предприятий отрасли, препятствует их выходу на мировой рынок и развитию отношений с зарубежными партнерами.

Несоответствие системы профессиональной подготовки специалистов в сфере ИТ ведущим международным стандартам приводит к дефициту кадров необходимой квалификации, особенно специалистов среднего звена и руководителей проектов информатизации, невозможности эффективной конкуренции российских специалистов со специалистами других стран.

Отсутствие эффективных механизмов применения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности ведет к потере доходов российских производителей и является важным препятствием для создания в России крупными международными компаниями собственных центров исследований и разработки.

Предприятия отрасли ИТ не в состоянии самостоятельно решить перечисленные проблемы. В этих целях необходимо проведение скоординированной государственной политики, направленной на устранение названных барьеров и обеспечение государственной поддержки развития рынка ИТ в России.

Как показывает опыт ряда таких стран как Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия и Китай стимулирование развития отрасли ИТ предполагает приоритетное развитие направлений, имеющих высокий экспортный потенциал, а также привлечение ведущих мировых производителей в сфере ИТ для размещения на территории страны своих научно-исследовательских и производственных центров.

При этом необходимо также обеспечить государственную поддержку развития внутреннего рынка на основе стимулирования спроса со стороны государства, населения и предприятий всех отраслей экономики для обеспечения масштабного внедрения и использования ИТ в социально-экономической сфере и государственном управлении и решения задачи модернизации страны.


Обеспечение государственной поддержки данных направлений кроме специальных мер, предполагает также совершенствование базового законодательства в сфере ИТ и формирование институциональных основ развития отрасли.

Основные направления действий:

Реализация мероприятий государственной поддержки развития отрасли информационных технологий в России должна осуществляться по четырем основным направлениям:

- совершенствование законодательства;

- развитие внутреннего рынка;

- развитие экспорта;

- институциональное развитие.

- мероприятия по совершенствованию законодательства22.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСВА В СФЕРЕ ИТ

Учитывая современные условия, можно сделать вывод о том, что ориентировочные цели для участия России в международном сотрудничестве в сфере ИТ следующие:

– Демократизация доступа (то есть предоставление всем средства доступа к информации и ИКТ и их использованию, всеобщей прозрачности и эффективности);

– Улучшение инновационной среды и стимулирование рыночного спроса на инновации;

– Оказывать помощь государствам-партнерам в разработке национальной политики и региональных стратегий в целях оптимального использования информации и обеспечения доступа к ней с помощью современных технологий;· Содействие более слабым, вовлечение развивающихся стран в информационное общество и предотвращение новых форм отчуждения внутри стран из-за экономических или иных барьеров;· Укрепление международных связей и сотрудничества, и внесение вклада в развитие ИТ в глобальном масштабе;

– Создание и распространение методов обработки информации и обеспечения доступа к ней в сферах образования, науки, культуры и коммуникации;· Необходимость в создании норм, гарантирующих право на информацию;

– Рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов.

Среди важнейших событий по линии двустороннего сотрудничества можно отметить следующие:

– встреча сопредседателей Российско-Венгерской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству;

– проведение заседаний Российско-Китайской рабочей группы по сотрудничеству в области информационных технологий и Российско-Китайской рабочей группы по сотрудничеству в области связи. Приоритетными задачами в ближайшем будущем в рамках двустороннего сотрудничества будет развитие сотрудничества с зарубежными странами в наиболее перспективных областях ИТ, содействие установлению партнерских связей между российскими и зарубежными предприятиями и компаниями, продвижение отечественных компаний на зарубежные ИТ-рынки.23