Файл: Автоматизация управленческого и оперативного учета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автоматизация управленческого и оперативного учета

Постановка и автоматизация управленческого учета - это непростая задача. При выборе ПО необходимо помнить, что бизнес постоянно растет и развивается, и требования к учету тоже будут постоянно расти.

Если пила предназначена для того, чтобы распиливать дерево, то ее очень тяжело использовать для того, чтобы еще и забивать в дерево гвозди. У каждого инструмента свое предназначение. В данной статье предлагается дать ответы на вопросы, что такое управленческий и оперативный учет, в чем заключается разница между ними.

Что такое учет вообще? Обратимся к экономическому словарю: учет - установление наличия чего-нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. Почему возникло так много определений видов учета: первичный, бухгалтерский, оперативный, финансовый, налоговый, управленческий?... Ведь, так или иначе, все это сбор и фиксирование информации.

Вид учета зависит от того, какая информация собирается и, что еще важнее, для чего она собирается. Именно цель сбора, измерения и регистрации информации и определяет вид учета. Из этой посылки можно также сделать вывод, что учет вторичен - первична цель учета. Целью учета является обеспечение информацией конкретных «потребителей». А теперь, учитывая сказанное ранее, давайте дадим определение оперативному и управленческому учету.

Оперативный учет - учет, предназначенный для предоставления информации с целью ведения текущей деятельности компании исполнительными службами.

Управленческий учет - учет, предназначенный для обеспечения менеджеров управленческой информацией, с целью полноценного, основанного на достоверной информации управления компанией.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА

Оперативный учет является продолжением эволюции бухгалтерского учета в компании. Когда бухгалтерский учет перестал удовлетворять потребности исполнительных служб в актуальной и достоверной информации, возникла необходимость ведения другого учета.

Именно удовлетворение потребности исполнительных служб стало целью оперативного учета. Первоначально оперативный учет удовлетворял потребности производственных служб, и являлся синонимом понятия «производственный учет». Далее специфические запросы к учетным системам стали выдвигать и другие службы: отделы снабжения, отделы продаж, отдел логистики... Например, отделу продаж необходимо видеть ежедневные отчеты по отгрузкам, изменению дебиторской задолженности. При этом порой недостаточно видеть только покупателя и сумму отгруженной продукции - появляется желание видеть, какая именно продукция продается, к какой категории, и к какому брэнду она относится, в каком регионе находится покупатель, к какой категории покупателей он относится и т. д. Все эти задачи выполняются оперативным учетом.


Так, например, в одной из компаний отдел программистов занимается тем, что создает и совершенствует программы для всех служб компании. Менеджеры отдела продаж пожелали видеть отчеты, отображающие задолженность покупателей в разрезе видов покупателей (коммерческие и государственные). Программисты создали возможность для получения такой отчетности.

Менеджеры по продажам некоторое время поработали с таким отчетом и проследили закономерность неравномерного погашения дебиторской задолженности коммерческих фирм. В отдел программистов поступила следующая заявка: отображать задолженность коммерческих предприятий в разрезе сроков (задолженность до 10 дней, от 10 до 30 дней, и свыше 30 дней). Отчеты в таком разрезе позволили менеджерам найти ключи к более гибкому управлению задолженностью. Как следствие, задолженность стала погашаться более равномерно, график поступления денежных средств существенно выровнялся.

Видно, как решались конкретные задачи текущей деятельности конкретного подразделения. Но эти вопросы абсолютно не интересовали отдел закупок и производственные службы. У них, в свою очередь, возникали аналогичные вопросы, которые также решались системой оперативного учета.

Со временем оперативный учет развился до полноценного, по сути первичного учета, полностью заменяющий первоначальную цель учета бухгалтерского. Последний превратился в учет, предназначенный для фискальных органов (налоговый). Для других целей его просто перестали использовать.

Ключевыми критериями оперативного учета стали оперативность и детализация информации для уровня исполнительных служб.

Еще одним важным отличием оперативного учета является его фокусировка на настоящее. Ключевая цель - дать информацию о текущей ситуации в компании.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

У топ-менеджеров существует потребность в информации другого уровня.

Во-первых, управленец не изучает информацию во всей ее детализации. Как правило, менеджеру высшего звена достаточно видеть агрегированную информацию, сведенную в специфические отчеты по определенным критериям и стандартам. Во-вторых, у управленцев для принятия эффективных решений возникает потребность в информации другого рода - о будущем состоянии компании, фокус которой по сути своей направлен в будущее.

У каждого топ-менеджера, так или иначе, есть свое видение будущего компании. И совершенно не очевидно, что видение собственника и каждого из топ-менеджеров даже на краткосрочный период совпадает. А если оно разное, то развитие организации можно сравнить с движением телеги из известной басни «Лебедь, рак и щука». Выработать долгосрочное единое видение будущего у ключевых менеджеров помогают разработка стратегии и долгосрочных целей компании. Выработать краткосрочное единое видение, выраженное в цифрах, помогают механизмы оперативного управления компанией (например, бюджетирование).


Таким образом, одной из отличительных характеристик управленческого учета является предоставление информации о будущем компании.

Ключевой целью управленческого учета является: предоставление информации управляющему звену предприятия для принятия взвешенных управленческих решений, принимая, таким образом, активное участие в процессе управления.

Что обуславливает потребность руководства в получении адекватной, аккуратной и своевременной управленческой информации? Для принятия каких решений данная управленческая информация используется в большей степени:

решений стратегического характера (инвестиции, новые направления бизнеса);

маркетинговых решений (новые продукты, ценообразование);

оптимизационных решений (аутсорсинг, политика закупок, управление прибыльностью продуктов/подразделений);

управления рисками;

организационных решений (вознаграждение сотрудников, руководителей)?

Это неполный список задач, стоящих перед управленческим звеном современных предприятий, в решении которых призван помочь управленческий учет.

Например, в одной из отечественных компаний финансового директора абсолютно не устраивал денежный поток от покупателей. Он был очень неравномерный, тяжело прогнозируем и, как следствие, в компании время от времени возникали проблемы с платежеспособностью. Обращения к менеджерам по продажам с просьбой как-то упорядочить поступление денег от покупателей оставались неуслышанными. Тогда на уровне руководства компании было принято решение о дополнительной мотивации менеджеров на график поступления денег.

Был разработан показатель, измеряющий степень достижения цели: соответствие фактического графика поступления денег плановому с понедельной периодичностью. Эта цель была поставлена перед отделом продаж, а уже менеджеры решали, как им наиболее эффективно решать данную задачу (отсюда и вытекали запросы в отдел разработки программ на специфические отчеты).

Из этого примера видно, как на уровне управления компанией ставятся цели (получить прогнозируемый график платежей), принимаются управленческие решения (мотивировать менеджеров отдела продаж), а уже на уровне текущей деятельности решаются конкретные задачи.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Грань между оперативным и управленческим учетом... Наверное, в каждой компании она своя. И зависит она от многих факторов: от масштабов самой компании, от уровня автоматизации оперативного учета, от культуры управления в компании в целом и от многих других факторов. Далее рассмотрим подробнее ключевые факторы.


Масштабы компании. Чем крупнее фирма, тем больше в ней управленцев, соответственно тем большие требования выдвигаются к системе управленческого учета. С другой стороны, в крупных холдингах на уровне топ-менеджмента для принятия решений необходима более агрегированная информация, нежели топ-менеджерам средних компаний.

Например, если заказчиком управленческого учета в холдинге выступает управляющая компания холдинга, то на ее уровне достаточно видеть, в каком виде бизнеса, какие объемы продаж осуществляются по факту и планируются в будущем, а также какова рентабельность вложенных в этот бизнес активов (фактическая и плановая). Ведь фактически руководствуясь этими данными, управляющая компания принимает решения о дополнительных инвестициях в бизнес или же его сворачивании, о диверсификации своего инвестиционного портфеля или же наоборот. Более детальная информация - продаваемые брэнды, степень диверсификации продаж по регионам в каждом виде бизнеса - на этом уровне принятия решений уже не столь необходима.

Рассмотрим этот пример дальше. В холдинг входит бизнес по продаже косметики на территории Украины. Заказчиками и потребителями системы управленческого учета является топ-менеджемент этого бизнеса. В этом случае информация о продажах в разрезе брэндов, регионов, менеджеров, номенклатурных групп, структура затрат компании является просто жизненно необходимой. Ведь руководство компании принимает решение именно на основании этих данных: в каком регионе необходимо активизировать продажи, каких менеджеров премировать и за что, а каких, возможно, менять. Система управленческого учета будет удовлетворять пользователей только в случае предоставления именно такой информации.

На практике так и получилось - при постановке системы бюджетного управления и автоматизации управленческого учета требования к системе выдвигали как топ-менеджеры управляющей компании, так и руководители бизнеса (в т. ч. и по продаже косметики). Получилось, что на уровне бизнеса система управленческого учета предоставляла более детальную информацию, отображая особенности конкретного бизнеса. А уже на уровне холдинга вся информация стекалась в агрегированную и универсальную форму. Универсальность проявлялась в том, что для отображения специфических для каждого бизнеса данных были выработаны единые правила трактовки цифр.

Таким образом, задачи управленческого учета определяются заказчиком исходя из целей и объектов управления.


Культура управления в компании. Уровень менеджмента в украинских компаниях растет достаточно динамично, особенно в высокорентабельных отраслях, где значительные суммы вкладываются в развитие (обучение) менеджеров, где есть возможность на ключевые должности найти и перекупить высокопрофессиональных руководителей. Но, тем не менее, во многих отраслях на сегодняшний день качество управления недотягивает до мирового уровня, а конкурировать приходится с мировыми компаниями-лидерами!

В Украине часто встречаются компании, в которых управленцы занимаются не управлением, а решением задач текущей деятельности. Такова сегодня реальная ситуация, и революционным путем это не решить.

Как следствие требования у таких руководителей к системе управленческого учета, по сути, превращаются в требования к информации не для управления, а для ведения текущей деятельности. И, таким образом, может произойти трансформация самого понятия «управленческий учет». Если это учет для управленцев - то в сегодняшних реалиях украинской менеджмент-культуры задачи управленческого учета немного расширяются по сравнению с западными аналогами. Если же управленческий учет - это учет для управленцев в целях управления - тогда мы его должны понимать так же, как и западные специалисты.

Уровень автоматизации оперативного учета. В Украине, к сожалению, еще далеко не во всех даже крупных холдингах все подразделения владеют полноценной информационной системой оперативного учета. Как следствие, исполнительные службы не снабжены оперативной и достоверной информацией, что существенно снижает их эффективность.

Для того чтобы сегодня эффективно работала вся компания, информацией должны быть снабжены не только руководители (управленческий учет), но и исполнительные службы (оперативный учет). Ведь как бы не старались руководители производственной компании, если система оперативного учета не может представить, например, себестоимость производимой продукции или остатки продукции на складе, то такое управление не будет эффективным. Как бы не старался руководитель компании по оказанию услуг, если неизвестны достоверные объемы продаж по компании, то что-то запланировать и потом это проконтролировать он не сможет, следовательно эффективно управлять не получится.

На практике часто встречаются ситуации, когда топ-менеджмент компании, испытывая недостаток в управленческом учете, заказывает систему управленческого учета. При этом такая задача считается более приоритетной, чем задача настройки оперативного учета.