ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 382

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обучить будущего адвоката, было уменье вызвать у судей сострадание к своему подзащитному. О сострадании рассуждали уже со времен Аристотеля («Риторика», VI. 1449 b 28; 1450 a 12), ср. Циц., «Об ораторе», II. 188–196. Бл. Августина интересовала самая сущность сострадания.

111)Дан.3:52.

112)Театр в Карфагене в IV по Р.Х. процветал. Из слов бл. Августина можно заключить, что в театральный репертуар входили преимущественно произведения авторов «новой комедии» (Плавт, Теренций), где действие чаще всего вращается вокруг бедствий влюбленной пары, завершающихся, обычно, счастливым концом.

113)2Кор.2:16.

114)Бл. Августин вспомнил Вергилия: «Буколики», 3, 3.

115)Характеристика, которую дает себе бл. Августин, не подтверждается свидетельством Винцентия, одного из его противников-донатистов, епископа в Картене, знавшего бл. Августина в его студенческие годы («Письма», 93, 51). «Обманчивое угождение» – circum ventoria obsequia; circum – ventoria впервые это слово встречается здесь. Прил. на -orius от nomina agentia на -or чрезвычайно часты

впоздней латыни.

116)Ср. «Исповедь», II, 6, 14.

117)Буквально: «опрокидыватели» – eversores – люди, которые «опрокидывали» установленные нравственные понятия.

118)«Что может быть отвратительнее, что больше собирает на человеке гнев в день гнева и праведного суда Божия, как не радость чужой беде, когда человек уподобляется дьяволу?» («Об обучении оглашенных», 11). Падшим ангелам «уподобляются люди, которые радуются чужим несчастиям, смеются и потешаются над ними и желают придать себе цену с помощью «опрокидываний» и чужих ошибок» («Об истинной религии», 40).

119)Бл. Августин с трудами Цицерона был хорошо знаком. В труде «Против академиков», I, 3, 7 он называет его «наш Цицерон». Вряд ли нашелся бы хоть один человек из современников бл. Августина, прошедших школу, которым имя Цицерона было неизвестно. «Какого-то Цицерона» объясняли по-разному: 1) бл. Августин подчеркивал свое презрение к языческой культуре, ставшее обычаем у христианских писателей первых веков христианства; 2) желая отметить вмешательство Провидения, бл. Августин нарочито умаляет значение человека.

120)«Гортензий» был написан весной 45 г. до Р.Х.; Цицерон в философии искал утешения после смерти любимой дочери своей, Туллии. От этой книги дошли до нас только отрывки разной величины; Цицерон взял себе за образец «Protrepticus»

Аристотеля (H. Diels. Arch. fur Geshichte d. Philosophie, 1888, 5. 477–497), от которого тоже дошли одни отрывки. Так же, как и Аристотель, Цицерон утверждал, что мудрость выше богатства, наслаждения, вообще всех временных благ; единственная достойная человека жизнь – это жизнь духа. В «Гортензии» дана была и краткая история философии; имена философов и суть их доктрин (Фалес, Сократ, Демокрит, Аристотель, Феофраст, Посидоний и др.).

121)Из притчи о блудном сыне: «Встану, пойду к отцу моему...» (Лк.15:18). «Бессмертная мудрость»: бл. Августин приводит место из «Гортензия» («О Троице», 14, 19, 26), где Цицерон говорит о бессмертии: «Если, как думали самые знаменитые из древних философов, души наши вечны и божественны, то следует полагать, что если эти люди утвердились в своем пути, т. е. в размышлении и страсти к исследованию, то чем меньше соприкасались они с человеческими пороками и заблуждениями, тем легче им было подняться к небу и вернуться туда».

122)Иов.12:13.

123)Т. е. Цицерону.


124)Кол.2:8–9.

125)Т. е. «Гортензием».

126)То же испытал блаженный Иероним. После чтения классиков стиль пророков показался ему грубым и противным («Письма», 22, 30).

127)«Сети дьявольские» (1Тим.3:7; 2Тим.2:26). Бл. Августин говорит о манихеях. Обозначение всякого соблазна «птичьим клеем» – метафора весьма обычная у христианских писателей. Августин часто ею пользуется и в «Исповеди» и в других сочинениях (P. Courcelle. La colle et le clou de l'âme. Revue Belge de Philologie et d'histoire, 1958, № 1, р.72–95). Августин так объяснял причину своего присоединения

кманихеям: «Ты знаешь, Гонарат, что я попал к этим людям, потому что они обещали всякого, кто пожелает их слушать, привести к Богу и освободить от всех заблуждений, ибо они руководствуются простым, чистым разумом, отказавшись от грозного авторитета (Церкви). Что иное заставляло меня, презрев религию, внушенную мне с детства родителями, почти девять лет идти за этими людьми и внимательно их слушать, как не их утверждения: мы (т. е. христиане) запуганы суевериями, нам приказывают верить, а не рассуждать, они же никого не принуждают к вере, не объяснив предварительно истины. Кого не соблазнили бы подобные обещания? а тем более юношу, жаждавшего истины, болтливого гордеца, каким я тогда был». – «О пользе веры», 1, 2; «Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает». – «О блаженной жизни», 1, 4.

128)Лица манихейской троицы не равны между собой. Вот как характеризует ее один из манихейских главарей: «Отец обитает в первозданной высшей обители света, который Павел иначе называет «неприступным»; Сын – во второй, зримой нами; природа его двойная, и это знал апостол, который называет Христа силой Божией и премудростью Божией (1Кор.1:24); мы верим, что сила его пребывает на солнце, а премудрость на луне; мы говорим, что Дух Святой, третий по своему достоинству, имеет пребывание свое повсюду в воздухе; от его силы и духовного излияния земля зачала и родила Христа страждущего (patibilem lesum): он есть жизнь и спасение людей и висит он на каждом дереве» («Против Фавста», 20, 1 – 2).

129)«Все прекрасное ниже Его, но от Него, как дневной свет от солнца» (Плотин.

Эннеады, 6, 9, 4).

130)Солнце и луна играли важную роль в учении манихеев. Это были небесные корабли, доставлявшие в царство света божественные частицы, освободившиеся из плена материи. И сами эти светила считались божественными. «Они говорят, что эти корабли сделаны из чистой божественной субстанции» («О ереси», 46). «Я натолкнулся на людей, которые этот свет, зримый нашими глазами, причисляют к высшим божествам» («О блаженной жизни», 4).

131)Иак.1:17.

132)Phantasma: бл. Августин объясняет это слово как зрительный образ, произвольно созданный; он противоположен реальному образу, который хранит память: phantasia. Образ отца был для Августина phantasia, а образ деда, которого он никогда не видел, phantasma («О музыке», 6, 11, 32). Августин был первым латинским писателем, употребившим это слово в его философском значении.

133)По памяти, по воспоминанию о том, что мы действительно видели.

134)Реальны предметы, которые мы видим; меньше реальности в наших представлениях об этих предметах, и совершенно нереальны предположения, построенные на основании этих представлений.

135)Высшими созданиями являются создания духовные – ангелы. Conditionibus: бл. Августин употребляет это слово в библейском и церковном смысле: «создания» в значении абстрактном (акт говорения) и конкретном («это создание»).

136)Притча о блудном сыне (Лк.15:16). Бл. Августин, может быть, намекает на


утрату интереса к литературе, которую он сравнивает со стручками. Ср. Иероним. «Письмо к Дамазу о блудном сыне»: «Можно истолковать «стручки» иначе: пищей демонам служат стихи поэтов, мирская мудрость, пышные речи риторов».

137)Медея после убийства детей улетела на колеснице, запряженной крылатыми драконами, из Коринфа в Афины.

138)Манихеи делили царство мрака на пять областей или пещер: была пещера Мрака, Дыма, Бурного Ветра, Разрушительного Огня, Вредной Воды.

139)Бога надо искать, утверждает бл. Августин, в самой глубине своего сердца: Бог выше самого высокого в человеке, но Он присутствует даже в сердце грешника.

140)Притч.9:13–17. «Загадка» – ænigma; «загадкой, говоря кратко, называется «темная Аллегория» («О Троице», 15, 9, 15). Ср. Квинт. 8, 6, 52: «Аллегория более темная называется загадкой». Августин толковал это место соломоновой притчи символически: «безрассудная женщина» представляет собой человека, живущего во внешнем и материальном.

141)«Ты поднимаешь вопрос, который замучил меня в юности, и, усталого, толкнул к еретикам. Я был так расстроен, меня придавила такая груда пустых басен, что если бы за свою любовь к исканию истины, не получил я Божественной помощи, мне бы не выбраться» («О свободной воле», 1, 2, 4).

142)Манихеи отвергали Ветхий Завет за антропоморфизм в представлении о Боге; осуждали кровавые жертвоприношения, принятые в еврейском богослужении, и поведение патриархов: Авраам, не возражая, позволил изгнать свою наложницу Агарь и солгал, выдав свою жену за сестру; Иакова они звали «мужем четырех жен»; кроме двух законных жен, Лии и Рахили, у него были еще две рабыни-наложницы. Манихеи были сильны в критике ветхозаветной морали. Возражать им можно было только исходя из принципа исторического развития всякой нравственности и догмы, но такая точка зрения обычно недоступна ни правоверным, ни еретикам. У бл. Августина было это историческое чутье. Дальнейшее рассуждение замечательно по широте взгляда и проницательности.

143)Эту мысль бл. Августин заимствовал у неоплатоников. «Вообще же злом следует считать недостаток добра» (Плотин. Эннеады, 3,2,5).

144)Быт.1:27.

145)His serviunt: servire в смысле «соглашаться на что-либо» встречается у Цицерона («Об ораторе», 2, 40, 171). «Если мы пользуемся средствами казны для военного снаряжения и для благолепия мирной жизни, давайте соглашаться на налоги».

146)Свои мысли о морали патриархов бл. Августин подробно изложил в своих сочинениях против манихеев: «Против Фавста», 22, 30–38; «О благе брака», 24.

147)Мф.22:37–39; Мк.12:30–31.

148)Т. е. следует наказывать, как и те проступки, о которых речь была выше. Бл. Августин так различает между flagitia «проступками», facinora «преступлениями»: «Когда неукротимая страсть портит душу и тело – это проступок (flagitium); когда она действует во вред другому – это преступление (facinus) («О христианском учении», 3, 10, 16).

149)Из десяти Моисеевых заповедей три первые определяют отношение человека

кБогу, а семь остальных излагают, «как следует жить между собой людям. Присоединим их к первым трем, если желаем воспеть на десятиструнной псалтири песнь новую» («Проповеди», 9, 5, 6).

150)Деян.9:5.

151)С большой тонкостью бл. Августин пользуется здесь противопоставлением unus, /universitas и pars. Мысль его такова: Бог, Творец всего, наложил на мир печать единства, привел все к единому порядку; этот порядок и делает из мира «единое


целое» – universitas. Эту целостность человек «разрывает», предпочтя ей, из личной гордости и личных симпатий, «одну часть», «мнимое единство»: он таким образом ставит «часть» выше «целого»; достоинством, принадлежащим «целому» – universitati – он облекает «часть».

152)Пс.74:5–6.

153)Habendi amittendi «получить – упустить»: антитеза, подчеркнутая одинаковым окончанием. «Воля, отвратившаяся от неизменного и общего блага к своему собственному... грешит» («О свободной воле», 2, 19, 53).

154)Peccata proficientium – грехи человека эволюционизирующего; они и заслуживают осуждения и в то же время обещают что-то доброе; поступки, «не обижающие ни Бога, ни людей»; те, в которых, кроме побуждений вполне законных, звучат еще «обертоны» отнюдь не высокого морального качества.

155)Под эту категорию бл. Августин подводит самоубийство Самсона и повеление принести в жертву Исаака («О граде Божием», 1, 26).

156)«Вы (манихеи) говорите, что плод испытывает боль, когда его срывают с дерева, когда его режут, растирают, варят, едят» («Против Фавста», VI, 4). «Они говорят, что лучше человеку быть ростовщиком, чем земледельцем: тот, кто дает деньги в рост, не повреждает «крест света», земледелец же его очень повреждает. Ты спрашиваешь, какой «крест света» (crux luminis)? Это, говорят они, частицы бога, взятые в плен в том сражении и смешавшиеся со всем миром: они есть в деревьях, в травах, в плодах, в зернах. Частицы божества ранит тот, кто прорезает в земле борозду; частицы божества ранит тот, кто выдергивает из земли траву; частицы божества ранит тот, кто срывает плод с дерева» («На Псалмы», 140, 12). «Если плоды предлагаются в пищу «святым», то вследствие их чистоты, молитв и псалмов, эти частицы освобождаются и возвращаются в свое царство» («О нравах манихеев», 15, 36; «О ереси», 45). «Вы сложа руки ожидаете, чтобы кто-либо из ваших «слушателей» накормил вас («святых»): вооружившись ножом или серпиком, он выбегает в сад и, убийца тыкв, подносит вам их живые трупы» («Против Фавста», 6, 4 ). «Святые», «избранные» – манихейская элита, «посвященные», которым предписывалось строгое вегетарианство, отказ от брака и от всякой деятельности. «Слушатели» – это низшая ступень манихейства: им разрешалось действовать, и они служили «святым». Перевод dente et ventre «зубами и кишками» не передает звонкого ассонанса латыни, придающей острый презрительный звук фразе.

157)Подать хлеб неманихею означало, по манихейским воззрениям, погрузить «частицы света» еще глубже в темницу материи. Бл. Августин укорял манихеев за эту ограниченность милосердия («О нравах манихеев», 15, 36).

158)Пс.143:7.

159)Сны и видения особенно часто встречаются в рассказах из жизни африканских христиан. См. P. Courcelle. «Anteredents biographiques des Contessions». Revue de Philol., 1957, v. 31, р. 31.

160)Пс.87:3.

161)Цикл «свободных наук» включал для Августина грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, теорию музыки, астрономию.

162)Манихеев преследовали и Церковь, и государство. Суровые законы против них изданы были Валентинианом I в 372 г. Издавали их и его предшественники, начиная

сДиоклетиана. Осуществляли их, по-видимому, не очень строго.

163)Освобожденные «частицы света», возвращаясь в царство Света, увеличивают его силу и способствуют победе света над мраком. См. кн. III, прим. 49.

164)Пс.49:14.

165)Ин.6:27; Пс.8:3; 1Кор.3:1–2.

166)Время дано неопределенно. События, о которых бл. Августин рассказывает в


этой главе и следующей, произошли после того, о чем он рассказывает в гл. 4-й. Предположить, что события 2-й и 3-й глав произошли в Тагасте, невозможно: 1) секретарь и биограф Августина Поссидий определенно говорит, что Августин был сначала «грамматиком» в Тагасте и преподавать риторику стал уже потом, в Карфагене (Vita Aug., 1, 2; 2); в таком маленьком провинциальном городке, как Тагаста, риторская школа вряд ли могла быть. Бл. Августина, видимо, интересовал здесь подбор фактов, характеризующих его внутреннее состояние в бытность его манихеем.

167) Бл. Августин очень любил своего незаконного сына Адеодата. См. «Исповедь», IX, 14.

168) В Древнем Риме гаруспики – это жрецы, которые обязаны были истолковывать чудесные знамения, предвещавшие гнев богов. Они же должны были указать, как умилостивить разгневанное божество. В Африке во времена Августина гаруспиком зовут колдуна, чародея, прибегающего к помощи темных сил, чтобы помочь своему клиенту.

169)Убийство животных категорически запрещалось манихеями.

170)Пс.72:27 и Ос.12:1. «Питать ветры«- заниматься каким-либо бессмысленным

делом.

171)Имя «математика» утратило во времена бл. Августина свое высокое значение. ««Математиками» звали тогда не тех, кого зовут сейчас этим именем: то были люди, исследовавшие течение времени по движению неба и звезд; теперь называют «математиками» тех, кто желает подчинить наши действия небесным телам и предать нас звездам» (Div. quæst., 1., 83, 14, 1–2). Закон Валентиниана I грозил смертью астрологам и тем, кто с ними советовался (Кодекс Феодосия, 9, 16, 8), но на практике, видимо, не применялся. Ядовитое замечание Тацита: «Этот сорт людей будут у нас всегда гнать и всегда удерживать» (Ист., I, 22) сохранило свою силу и для IV в. по Р.Х. Августин вспоминает некоего Альбицерия, который был в Карфагене весьма уважаем за свои предсказания (Против академиков, I, 6, 17).

172)Пс.40:5.

173)Ин.5:14.

174)Мф.16:27; Рим.2:6; Пс.50:19.

175)Августин говорит о Виндициане, главном городском враче Карфагена, медицинской знаменитости того времени. Он состоял придворным врачом Валентиниана и, по обычаю того времени, был награжден проконсульством. От него осталось два сочинения: Gynæcia, где он следовал Сорану Эфесскому, и De expertis remediis. См. Schanz – Hosius – Kruger. Gesch. d. Romischen Literatur, B. IV, S. 849.

176)1Пет.5:5 и Иак.4:6.

177)Астрологов – genethliacorum, «подстерегающих рождение» (γενεθλυακος) – «имеющий дело с рождением». «Их называли genethliaci потому, что они следили за днями рождения; теперь их обычно называют «математиками»» («О христианском учении», 2, 21, 32). «Тех, кого по их происхождению следовало бы называть «халдеями», люди зовут «математиками»» (GM, NoAtt., 1, 96); «те, кто называет себя халдеями или genethliaci» (ibid., 14, 1, 1).

178)Эти мысли Виндициана позволяют думать, что он был неоплатоником: удачные предсказания объясняются, по его мнению, не одним случаем, но неким созвучием между вселенной и различными состояниями души. По Платону, вселенная есть «целое, симпатизирующее себе самому» (Энн. 4, 4, 32 и 35), «единое существо». Эта всеобщая симпатия сообщает действенность молитве (4, 4, 41) и магии (4, 4, 40) и объясняет влияние звезд на человека. Светила не причины явлений, но они сообщают о них, оказываются как бы их знаками.

179)Conflorentem flore любимая бл. Августином и частая у него figura etymologica


Смотрите также файлы