ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
1.4. Система материально-технического обеспечения автомобильного транспорта
В России (СССР) до 1991 года функционировала централизованная система материально-технического обеспечения (МТО), которая через сеть государственных складов обеспечивала распределение всех материально-технических ресурсов. В настоящее время произошло трансформирование этой системы в рыночную со значительным использованием зарубежного опыта. Рассмотрение систем МТО начнем с зарубежной схемы, так как именно к этому виду должна будет прийти отечественная.
1.4.1. Зарубежная система МТО. Основой зарубежной системы является товаропроизводящая сеть заводов-изготовителей автомобилей (рис. 1.2). Обычно она состоит из складовизготовителей автомобилей. Обычно она состоит из складов трех уровней: центрального склада запасных частей, регионального склада и склада дилера. Иногда еще бывают зональные склады.
Центральный склад - основное звено системы. На нем хранят 80 % номенклатуры запасных частей, необходимых для удовлетворения спроса парка автомобилей данной фирмы
эксплуатируемых в |
стране и за |
рубежом. |
Детали поступают или |
|||||
с |
завода |
изготовителя (или |
ремонтных |
заводов) |
или от |
|||
субпоставщиков в соответствии |
с |
изменением |
парка автомобилей, |
|||||
спроса на |
запчасти. |
Обычно |
хранится |
четырехмесячный |
запас |
запасных частей (20000... 40000 наименований). Центральный склад, как правило, оснащен вычислительным центром, собирающим и учитывающим информацию о спросе на запасные части в регионах для прогноза объемов выпуска на перспективу.
Региональные склады - отделятся центрального склада. Располагается в районах сосредоточения парка автомобилей (например «Renault» во Франции имеет 14 складов, «Fiat» в Италии - 43 склада). Размеры склада определяются потребностью в запасных частях, обычно это 60 % номенклатуры, примерно 1000015000 наименований. Запас запасных частей, как правило, на 2...3 месяца. Одной из задач регионального склада является ежедневная отправка данных на центральный склад о движении запасных частей.
Склад крупного дилера (или центра ТО) - обеспечивает собственные потребности в запасных частях, а также потребности мелких дилеров и станций технического обслуживания автомобилей в районе своего расположения. На складе обычно хранится около 20 % общей номенклатуры (детали высокого спроса) в 5...7 тыс. наименований, запас, как правило, на 1,5 месяца.
Дилеры покупают детали на складах крупных дилеров и продают владельцам машин, как правило, вместе с установкой во время ремонта. На складе дилера хранится обычно 400... 1000 наименований, причем если детали нет на складе, то ее доставляют со склада высшего уровня за 1 ...2 дня, а иногда и быстрее.
Параллельно с дилерской сетью функционирует значительное количество независимых предприятий автосервиса. Как правило, частные СТО-мастерские выполняют разнообразный ремонт. Их услугами пользуется 40 % владельцев машин, особенно когда закончился гарантийный срок. Обеспечиваются запасными частями от дилеров или независимых магазинов.
Независимым источником запасных частей являются субпоставщики (рис. 1.2). К ним можно отнести крупные компании и предприятия, не входящие в товаропроизводящую сеть заводовизготовителей автомобилей, специализирующиеся на каком либо виде продукции. Обычно эти предприятия специализируются на производстве шин, дисков, элементов системы управления двигателя и электрооборудования, приборов системы питания, подшипников и элементов ходовой части, рулевых механизмов и т.п. Субпоставщики поставляют детали, как на завод-изготовитель, так и дилерским и независимым сервисным предприятиям.
В настоящее время широко практикуется выпуск запасных частей так называемыми имитаторами. Их клиентура исключительно независимые СТОА или лица, занимающиеся самостоятельным ремонтом. Детали, реализуемые имитаторами зачастую значительно дешевле оригинальных, но необязательно хорошего качества.
Источником запасных частей особенно для автомобилей, снятых с производства, для которых стоимость оригинальной запчасти может быть выше стоимости самого автомобиля, являются предприятия, занимающиеся разборка списанных или не
I |
2 |
подлежащих восстановлению после аварий автомобилей. Они
занимаются |
продажей бывших в употреблении агрегатов, узлов и |
деталей |
на Ремонтные заводы или даже чаще напрямую |
владельцам |
автомобилей. |
1.4.2. Система МТО в России. Все отечественные заводыизготовители за исключением ВАЗ, Hyundai, Ford, КамАЗ еще не создали собственную современную сбытовую инфраструктуру,
включающую центральный и |
региональный |
склады |
запасных |
частей и предприятия дилеров |
(рис. 1.3). |
В то |
же время |
иностранные компании, активно наращивающие объемы продаж автомобилей в России, параллельно развивают сбытовую инфраструктуру, которая на настоящем этапе по уровню развития пока соответствует темпам реализации автомобилей. Многие современные дилеры начинали работу как дилеры без обязательств, они осуществляли продажу автомобилей и запасных частей к ним, а также в небольших объемах осуществляли ремонт, постепенно
приобретая черты |
полноправных дилеров. |
|
||
Продажей |
запчастей |
к |
отечественным |
автомобилям |
занимается множество мелких, средних и больших предприятий (оптовики, магазины, рынки), которые получают детали, как с заводов-изготовителей автомобильных запасных частей, так и у имитаторов.
На рынке работает достаточно большое количество различных агентских фирм, которые торгуют оптом и в розницу запасными частями и изделиями, используемыми производителями автомобилей в качестве комплектующих (например, элементы топливной аппаратуры дизельных двигателей). Поскольку производители автомобилей запчасти к этим узлам не поставляют, то спрос удовлетворяет агентские фирмы. До настоящего времени не изжита национальная особенность - слишком большое количество посредников на пути продукции от производителя к потребителю, которые не утруждают себя какими-либо обязательствами и гарантиями. Устранить этот пережиток начала 90-х годов прошлого века можно только созданием современной сети снабжения запасными частями, оказанием услуг потребителям, в том числе и со стороны заводов-изготовителей.
з