Файл: Примерная программа по музыке для начальной школы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1-4 классы

Пояснительная записка

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

# формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

# воспитание эмоционально_ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

# развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности,образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно_творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

# освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

# овладение практическими умениями и навыками в учебно_творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре наэлементарных музыкальных инструментах, музыкально_пласти

ческом движении и импровизации.

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного,коммуникативного и социального развития.

Слушание музыки. Опыт эмоционально_образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально_слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально_хоровых умений и навыков для передачи музыкально_исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музы_

кальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально#пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально_личностное выражение образного содержания музыкичерез пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально_пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально_творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры_драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.


Содержание курса

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распреде ление учебного материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного времени — 15 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв дает возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению.

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.Обобщенное представление об основных образно_эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры_драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно_образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.Интонация — источник элементов музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи.Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Современное нотное письмо, нотный стан. Запись нот — знаков для обозначения музыкальных звуков.


Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки — движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно_образного содержания произведений. Формы одночастные, двух_ и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио_ и телепередачи,

видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;

сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально_поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.