ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму НАИ № 631 от 13.06.2012 г.
5.06.2012 г. г. Москва
Заключительный документ Гражданского Конгресса
«За качественное, современное и свободное творческое образование в России»
Конгресс отмечает, что социально-культурная ситуация и в России, и в мире существенным образом осложнилась.
Углубление диспропорции между ростом достижений технократической цивилизации в области наращивания материальной технологической мощи и прогрессирующим кризисом духовности и культуры является одной из самых страшных угроз самому существованию человечества.
Конгресс выражает озабоченность тем, что официально провозглашенная государственная политика в области образования, основанная на принципах гуманистического характера образования и приоритета общечеловеческих ценностей, не получает должного развития из-за отсутствия научно-обоснованного согласованного представления о том, что такое общечеловеческие ценности и какие из них являются приоритетными с точки зрения современного мирового сообщества.
В этой связи особенно актуальным представляется утверждение, высказанное в Обращении к будущему Президенту России участников расширенного заседания Патриаршего совета по культуре 22 февраля 2012 года: «Кризис культуры — это один из самых опасных кризисов для любого общества: он размывает ценностный базис жизни нации, дезориентирует молодежь, лишает народ будущего. Нарастает социальная апатия, неверие в положительные перемены… Движение к лучшему будущему немыслимо без консенсуса вокруг базовых ценностей…».
Перед лицом самого грозного вызова цивилизации Конгресс считает долгом чести деятелей культуры выступить с инициативой организации процесса планомерного изучения и формирования общечеловеческой системы ценностей как необходимого условия гуманистического характера развития цивилизации.
Участники Конгресса убеждены в том, что если культура не станет приоритетной общечеловеческой ценностью, то у современного мирового сообщества не будет будущего
В настоящий момент продолжается размежевание массовой культуры и высокого искусства, нарастают противоречия между тенденциями культурной унификации и сохранения национальной идентичности, предельно усилилась роль средств массовой информации, прежде всего электронных, в формировании знаний и представлений по всем направлениям, в том числе – в культуре и искусстве, в обществе углубляется социально-культурная дифференциация. Развитие новых информационных технологий активно внедряется в жизнь и деятельность человека. Обновляются процессы познания и освоения человеком социокультурного пространства, механизмы социализации – изменяется сам человек. Компьютерная виртуальная реальность (КВР), в частности, способствует формированию нового образа жизни, расширению сферы профессиональной деятельности, изменению бытовых форм культуры, процесса личностного развития и типов межличностных коммуникаций. При этом КВР выступает в самых разных ипостасях, в т.ч. – и как художественно-эстетическое пространство, и как перспективная образовательная технология. Традиционный вербальный способ постижения мира вытесняется визуальным и аудиовизуальным познанием. Меняется не только тип внимания и характер восприятия, обусловленные спецификой подачи визуального материала, но и принципы мировосприятия и мышления. Возникает конфронтация между двумя типами коммуникационной культуры.
Между тем, в последние два десятка лет, благодаря мощным процессам обновления культуры и искусства, идет столь же бурный процесс образования новых специальностей, профессий и должностей в этих сферах. Однако подготовка этих новых специалистов в вузах культуры и искусств началась с громадным опозданием и буксует до сего дня.
Многие школы искусств, в качестве особых учреждений дополнительного образования детей, обладающих замечательным профессионально-творческим потенциалом и наиболее – изо всех прочих учреждений системы художественного образования - приближенных к интересам и отвечающих культурно-познавательным потребностям современных детей и молодежи, - первыми отважно приступили к освоению новых, самых современных профессиональных областей. Невзирая на колоссальные кадровые, правовые, методические, технико-технологические и финансовые трудности, вызванные отсутствием поддержки со стороны Министерства культуры (МК) РФ и неготовностью, в те времена, учреждений профессионального образования в сфере искусства и культуры к развитию только начинавшего формироваться художественно-технического комплекса, они уверенно прошли самые сложные этапы самостоятельного привлечения профессиональных специалистов, комплексного учебно-тематического планирования, программирования, учебно-методического и технического обеспечения. В настоящее время профессиональная самоорганизация обучения в этих областях достигла уровня, безусловно признаваемого и высоко оцениваемого как ведущими вузами страны, так и авторитетными независимыми экспертами российского и международного масштабов.
Наряду с этими процессами в те же годы активно развивались и педагогическая, и психологическая наука и практика. Опираясь на положения, ранее выработанные музыкантами и художниками Б.Яворским, В.Кандинским, Б.Асафьевым, А.Луначарским, Б.Неменским, А.Шнитке и др., с учетом достижений возрастной психологии и трудов Л.Выгодского, Д.Эльконина, В.Давыдова, И.Якиманской в области развивающего обучения, выросли арт-педагогика, арт-терапия, педагогическая антропология, завоевывают новые позиции интегрированное образование, личностно-ориентированные технологии и проектный метод обучения, теория и методика музыкального содержания и др. Все это постепенно стало приходить в школы искусств; все это творчески осваивается, перерабатывается и развивается множеством профессионально работающих творческих педагогов: педагогов-исследователей, педагогов-новаторов.
В ряде регионов, в условиях сначала небольших, а затем – и крупных городов, благодаря самоотверженной творческой работе педагогических коллективов и их инициативных руководителей, заметно расширился фактический социально-культурный статус детской школы искусств. Последняя приобретает и успешно совмещает многие функции учреждений культуры: филармонических и народных коллективов, видео-, теле-, звукозаписывающей студии, музея, агентства по организации и проведению фестивалей, конкурсов, концертов, спектаклей, праздничных мероприятий и т.д. Часто школа искусств становится местным – городским или районным - ресурсным центром духовной культуры и художественного образования. Таким образом, детские школы искусств России уже 20 лет целенаправленно работают в той самой замечательной системе приоритетов и ведущих тенденций развития художественной культуры и искусства, которая 19 мая 2011 г., была определена и четко сформулирована одобренной решением Совета глав Содружества Независимых Государств Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ.
Все это свидетельствует о том, что детская школа искусств, в условиях благожелательной поддержки, вполне способна выступить в роли ресурсного центра культуры, полихудожественного творчества и образования, питомника современного нового национального фольклора, инкубатора и творческой мастерской грядущей новой российской культуры и духовности.
Однако разработанные и опубликованные Министерством культуры РФ федеральные государственные требования к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам (далее – ФГТ), реализуемым детскими школами искусств (далее – ДШИ), не учитывают того важнейшего обстоятельства, что решение узковедомственной задачи подготовки будущих кадров для учреждений культуры, искусства и художественного образования не может подменить собой выполнения основной, государственной и народообразующей миссии ДШИ: фундаментального участия в воспитании творческой элиты нации.
В Министерстве культуры РФ нет понимания новой социально-культурной реальности. Показательно, что Минкультуры РФ до сего дня не представило ни концепции, ни программы модернизации ДШИ.
Форсирование тотального введения ФГТ со стороны Минкультуры РФ при наличии фактов непонимания главной миссии ДШИ, серьезных и многочисленных недоработок в самих ФГТ и практической неготовности к подобному образу введения ФГТ со стороны большинства, детских школ искусств, действующих на территории России, чревато профанацией заявленной федеральными чиновниками идеи повышения профессионального уровня деятельности ДШИ.
Озабоченный всеми этими обстоятельствами, Гражданский Конгресс «За качественное, современное и свободное творческое образование в России», обсудив первые шаги и перспективы политики Министерства культуры РФ в области нового реформирования отечественной системы художественного образования, излагает следующие позиции.
1. Гражданский Конгресс считает необходимым обратиться к мировому сообществу (как к каждому современнику в отдельности, так и к субъектам международного права на уровне глав государств, межгосударственных союзов и общественных организаций) с инициативой принять участие в организации процесса планомерного изучения и формирования общечеловеческой системы ценностей как необходимого условия гуманистического характера развития цивилизации.
2. Предложить мировому сообществу признать необходимость обеспечения приоритета культуры как высшей ценности для устойчивого развития цивилизации.
3. Поддержать Обращение Патриаршего Совета по культуре к будущему Президенту России от 22 февраля 2012 года, обратив особое внимание на необходимость четкого определения нравственных основ культурной деятельности при разработке проекта и принятии нового Закона РФ «О культуре», с соблюдением принципа достижения общественного согласия по данному вопросу.
4. Гражданский Конгресс считает полезным отображение в ФЗ РФ «Об образовании» ряда главных функций, выполняемых детскими школами искусств:
выявления одаренных детей в раннем детском возрасте,
создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания,
приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности
осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.
5. Гражданский Конгресс отмечает, что, к сожалению, подготовленные Министерством культуры Российской Федерации федеральные государственные требования к предпрофессиональным программам (далее – ФГТ) имеют ряд существенных недостатков (см. приложение 1).
6. В целях вывода системы предпрофессионального и профессионального образования в области искусства и культуры на новый уровень Гражданский Конгресс предлагает Министерству культуры РФ:
6.1 Включить в ФГТ основополагающее положение о том, что Школа искусств, вооруженная современными достижениями науки и инновационными технологиями, культивирует и обеспечивает эффективное воспитание духовно-нравственной, эмоционально-волевой сферы и системного художественно-творческого мышления детей и молодежи и, выполняя эту миссию, тем самым, закладывает прочный фундамент в дело формирования новой творческой элиты возрождающейся России.
В соответствии с Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ принятой Советом глав правительств Содружества Независимых Государств от 19.05.2011г. (далее – «Концепция» СНГ) данная миссия школы искусств представляет собой миссию общегосударственного значения и масштаба и великую национальную цель, несущую духовно-нравственное и культурно-цивилизационное преображение России.
6.2 На основе «Концепции» СНГ разработать российскую концепцию и программу гуманизации, модернизации и диверсификации предпрофессионального, профессионального и постпрофессионального творческого образования, опираясь на принцип, выработанный «Концепцией» СНГ: образование в сфере культуры и искусства рассматривается в качестве инструмента интеллектуального и творческого развития нации, повышающего её конкурентноспособность. Конгресс также рекомендует МК РФ взять на вооружение опыт ведущих ДШИ, работающих в инновационных направлениях.
6.3 Оставить в силе положение о том, что ДШИ реализуют дополнительные общеобразовательные программы двух уровней: предпрофессионального и общего художественного образования.
6.4 Не допускать перегибов со стороны региональных и муниципальных органов власти в виде установления для ДШИ жесткого процента профессионально-ориентированных детей в общем учебном контингенте.
6.5 Предусмотреть в ФГТ к предпрофессиональным программам интересы и права детей с ограниченными возможностями, и, в частности, обеспечить их право на обучение по индивидуальным программам.
6.6 Наполнить содержанием термин «предпрофессиональные программы в области искусства» и дать его подробное разъяснение.
6.7 Принять необходимые меры для обеспечения профессионального психологического сопровождения деятельности ДШИ в области реализации предпрофессиональных программ.
6.8 Предусмотреть в ФГТ специальные начальные ступени обучения, где происходит раннее художественно-эстетическое развитие, творческое самоопределение основной массы обучающихся детей младшего школьного возраста (6-10 лет). Такие ступени необходимы в качестве учебно-педагогической базы, способствующей выполнению задачи выявления наиболее одаренных детей для дальнейшего их обучения по предпрофессиональным программам.