ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 1051
Скачиваний: 0
полагали ядерным оружием. Кашмирский вопрос рассматривался Индией как двусторонний, в то время как Пакистан проявлял готовность принять посредничество третьих стран. Решение этой тупиковой проблемы, видимо, могло быть найдено на пути признания статус-кво, то есть превращения линии фактического контроля в международную границу. Однако это вряд ли возможно в обозримом будущем.
Индия проявляла большую заинтересованность в развитии отношений с государствами Центральной Азии и Казахстаном. Для нее было небезразлично, как развивались эти соседние государства и, особенно, какой могла быть в них роль ислама. Это напрямую связано с тем, что индийское государство особенно внимательно относилось к настроениям своих 150 млн. мусульман. Возможное укрепление позиции исламистов в Центральной Азии могло бы оказать влияние на мусульман Индии, в том числе на усиление среди них фундаменталистских настроений.
Позиция Индии в отношении Афганистана во многом определялась тем, что она исторически рассматривала его как сферу своих жизненных интересов. Индия вырабатывала афганскую политику в значительной степени в контексте ее отношений с Пакистаном и его политики в Афганистане, с учетом кашмирской проблемы, а также исламского фактора. Индия была заинтересована в стабильном Афганистане, в сохранении его территориальной целостности, в блокировании наркотрафика из Афганистана через Пакистан в Индию.
Индия вела активный диалог с Европейским Союзом и отдельными странами Европы, в том числе с Францией, Германией, Великобританией. Индийцы считали, что Европейский Союз превращается в один из мировых центров силы, но этому препятствовали существенные расхождения между странами ЕС по ряду крупных вопросов, касавшихся суверенитета этих стран. В целом сотрудничество Индии с Европой имеет хорошие перспективы. Индия стремилась взаимодействовать с другими странами в решении таких вопросов, как международный терроризм, глобальный экономический кризис, изменение климата и реформа международных институтов.
Заметное место в индийской внешней политике занимали отношения с Россией, хотя, по мнению индийских политиков и экспертов, она существенно ослабла после распада СССР и сталкивалась с серьезными социально-экономическими проблемами. Вместе с тем Россия располагает большим экономическим потенциалом, который может позволить ей возродиться в качестве мощного государства. Глубокий интерес Индии к России определялся и тем, что никогда за все долгие годы отношений между нашими
768
странами не были отягощены какими-либо конфликтами или неразрешимыми противоречиями.
Позиции Индии и России совпадали по таким принципиальным вопросам, как установление демократического мирового порядка, основанного на многополярном мире. Обе страны придавали большое значение сохранению системы ООН как центра многосторонней политики. Для Индии важна поддержка России по вопросу о ее постоянном членстве в будущем реформированном и расширенном Совете Безопасности ООН. Обе страны считали, что безопасность и стабильность в Центральной Азии отвечали их приоритетным интересам. Индия и Россия заявляли, что глобальный терроризм во всех его формах и проявлениях является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности.
Несмотря на довольно ограниченный объем индийско-рос- сийского торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, в обеих странах есть возможности для его расширения, в том числе в области энергетики, инфраструктуры, высоких технологий. Важной частью российско-индийских отношений остается военно-техническое сотрудничество. Вместе с тем во всех этих сферах Россия сталкивается с растущей конкуренцией со стороны других держав.
Индийский опыт представляет интерес для многих стран. Он свидетельствует о том, что политическая демократия может и должна сочетаться с демократией социальной и экономической. Без этого невозможно ликвидировать огромный разрыв между богатством и бедностью, избавиться от опасности социальных кризисов и взрывов, которые могут расколоть общество. Опыт Индии также говорит о том, что демократия не может рассматриваться в качестве раз и навсегда данной реальности. Она может крепнуть и развиваться только в таких условиях, когда решаются жизненно важные задачи общества, растет благосостояние людей. Именно это обеспечивает стабильность и согласие в обществе и является предпосылкой успешного продвижения вперед.
С ростом экономики Индии ее руководство в своих стратегических установках все больше выходило за рамки региона Южной Азии, глобализируя свое политическое мышление и реальную политику по мере накопления сил (экономических, информационных, военных и т.п.). Большое значение придавалось людским ресурсам – индийцы считали, что держава с населением более миллиарда человек должна действовать адекватно, то есть крупномасштабно. То, что раньше считалось бременем, а именно – огромный рост населения, может стать геополитическим преимуществом.
769
Примечания
1Для ознакомления с работами указанных и других авторов см.: Библиография Индии. Дореволюционная и советская литература на русском языке и языках народов СССР, оргинальная и переводная. Составители: Г.Г. Котовский, Д.А. Бир-
ман, Н.И. Сосина. М.: Наука, 1976 (1982).
2Quit India Resolution. August 7–8, 1942. Bombay.
3См.: Winston Churchill. India, speeches and an introduction. London: T. Butterworth, ltd., 1931.
4Сдасюк Г.В. Индия. География хозяйства. М.: Мысль, 1975, с. 18–20, 32.
5Растянников В.Г., Дерюгина И.В. Модели сельскохозяйственного роста в ХХ веке. Индия, Япония, США, Россия, Узбекистан, Казахстан. М.: ИВ РАН, 2004, с. 78.
6Левковский А.И. Особенности развития капитализма в Индии. М.: Восточная литература, 1963, с. 17–19; Алаев Л.Б. Индия: Национально-освободительное движение и обострение конфессиональных разногласий // История Востока. Т. 5. Восток в новейшее время: 1914–1945 гг. Р.Г. Ланда (отв. ред). М.: Вост. лит., 2006, с. 307–311; Thorner Daniel. Land and Labour in India. New Delhi: Asia Publishing House, 1974, p. 109.
7Павлов В.И. Формирование индийской буржуазии. М.: Изд. восточной литера-
туры, 1958, с. 175, 278, 279.
8Гордон Л.А. Из истории рабочего класса Индии. М., 1961, с. 127–148; Комаров Э.Н. Материальное положение промышленного пролетариата Бенгалии и некоторые вопросы его формирования // Ученые записки Института востоковедения АН СССР. Т. 5. М., 1953.
9Keith A.B., ed. Speeches and Documents on Indian Policy 1750–1921. Vol. 1, Oxford, 1922, p. 383; Metcalf T.R. The Aftermath of Revolt. India 1857–70. Princeton (New Jersey), 1964, p. 129, 133; Юрлова Т.Ф. Народное восстание 1857–1859 гг.
в Индии и английское общество. М.: «Наука», 1991, с. 121, 124; Комаров Э.Н. Политическое развитие независимой Индии. Основные формы, этапы и закономерности // Индия в глобальной политике. Отв. ред. Ф.Н. Юрлов. М.: ИВ РАН, 2003, с. 186–226.
10Алаев Л.Б. История Востока. Т. 5: Восток в новейшее время: 1914–1945 гг., с. 307–311; Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана. XX век.
М: ИВ РАН, Крафт+, 2008, с. 27.
11Левковский А.И. Особенности развития капитализма в Индии, с. 67.
12Durant Will. The Case for India. Simon and Schuster. New York, 1930, p. 55.
13Вопросам религиозного реформаторства в Индии уделяли большое внимание в своих исследованиях российские историки и философы. Среди них: Л.Б. Алаев, Н.П. Аникеев, Э.Н. Комаров, Б.И. Клюев, В.С. Костюченко, А.Д. Литман, О.В. Мезенцева, Л.Р. Полонская, Р.Б. Рыбаков, И.П. Челышева, и др.
770
14При написании индийских имен авторы придерживались следующих правил. Если фамилия не склоняется, то склоняли только имя. Например: с Дайянандой Сарасвати, с Махатмой Ганди, с Джавахарлалом Неру. В остальных случаях склоняли только фамилию. Например: с Сайид Ахмад Ханом, с Лала Ладжпат Раем, с Ауробиндо Гхошем. Исключение: с Рабиндранатом Тагором.
15См. Дебендранатх Тагор. Автобиография. Перевод с англ., вступительная статья Т.Г. Скороходовой. М., 2007; Скороходова Т.Г. Эпоха бенгальского воз-
рождения: история социокультурного синтеза // Индийские исследования в странах СНГ. Материалы научной конференции. М.: ИВ РАН, 2007, с. 174–190.
16НоваяисторияИндии. Издательствовосточнойлитературы, М., 1961, с. 447, 449.
17Веды – священные книги древних индийцев: «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа».
18Чатурварнья – иерархическая структура индусского общества из четырех варн (сословий) – брахманов-жрецов, кшатриев-воинов, вайшьев – земледельцев и торговцев, шудр – неимущих и неполноправных. За пределами чатурварньи находились неприкасаемые и племена.
19Подробно см.: Мезенцева О.В. Мир ведийских истин. Жизнь и учение Свами Дайянанды. М.: ИФ РАН, 1994.
20Там же, с. 170.
21Ghose Sankar. The Renaissance to Militant Nationalism in India. Calcutta et al.: Allied Publishers, 1969, p. 39, 40.
22Упанишады – «сокровенные наставления», завершающие ведийский священный канон, датируются приблизительно Vlll–Vl вв. до н.э. Изложенные в них учения получили наименование «веданта» (букв. «конец вед»).
23Thus Spake Vivekananda. Shri Ramakrishna Math. Madras–4: Mylapore, 1963, p. 88–91.
24«Ману-смрити» – брахманский сборник поучений и предписаний для членов различных социальных групп, в котором содержатся и правовые нормы (в том числе в области уголовного и гражданского права). Он относится к священному преданию – смрити. Одни исследователи полагают, что этот сборник составлен в промежутке между II в. до н.э. и II в. н.э.; другие датируют его приблизительно первой половиной I тысячелетия н.э., третьи – начиная с I в. до н.э.
25Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981, с. 93.
26Swami Vivekananda. The Complete Works of Swami Vivekananda. Calcutta: Advaita Ashrama, Vol. III, 1960,, Vol.III, p. 205; Провозвестие Вивекананды. М.: ИВ РАН, 1993, с. 60–61.
27Новая история Индии, с. 450.
28Nizami K.A., ed. Sir Syed Speaks to You. Aligarh: Aligarh Muslim University, 1968, p. 25, 27, 29.
29Hamid Abdul. Muslim Separatism in India. A Brief Survey 1858–1947. Lahore, Karachi, Dacca, 1971, p. 33.
30Mukherjee Hiren. India Struggles for Freedom. Calcutta, 1948, p. 82.
31ГанковскийЮ.В., Гордон-ПолонскаяЛ.Р. ИсторияПакистана. М., 1961, с. 15–18.
32Pirzada S. Sh., ed. Foundations of Pakistan. All India Muslim League Documents: 1906–1947. Vol. I, 1906–1924. Karachi: 1969–1970, p. XVII–XVIII.
771