ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 1049
Скачиваний: 0
33Khan Syed Ahmed. The Present State of Indian Politics, 1888, p. 7–21 // Ghose Sankar. The Renaissance to Militant Nationalism in India, 1969, p. 299.
34Белокреницкий В.Я. Москаленко В.Н. Истоки мусульманского сепаратизма // История Пакистана: XX век, с. 28–49; Новая история Индии, с. 456; Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX–XX вв.. М.: «Наука», 1982, с. 130–132; см. Юревич Л.И. Саид Ахмад-хан и зарождение мусульманского общинного движения в Индии // Ученые записки Тихоокеанского института АН
СССР, т. ll, М.–Л., 1948; Ghose Sankar. The Renaissance, p. 86–94; Ashraf K.M. An Overview of Indian Muslim Politics. New Delhi: Manak Publication, 2001.
35Iqbal Muhammad. Six Lectures on the Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore: Kapur Art Printing Works, 1930, p. 216, 232; см. Икбал Мухаммад.
Реконструкция религиозной мысли в исламе. М.: «Восточная литература» РАН, 2002 (Перевод с англ., предисловие, комментарий и глоссарий М.Т. Степанянц).
36См.: Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии; Куценков А.А. Эволюция индийской касты; Юрлова Е.С. Индия: От неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии и политики. М.: ИВ РАН, 2003.
37Арии – самоназвание племен, говоривших на языках индоевропейской группы и мигрировавших в Индию примерно в середине II тысячелетия до н.э.
38O’Hanlon R. Caste, Conflict, and Ideology: Mahatma Jotirao Phule and Low Caste Protest in Nineteenth-century Western India. Cambridge: Cambridge University Press, 1985, p. 193–205.
39Keer Dhananjay. Mahatma Jotirao Phooley, Father of the Indian Social Revolution. Bombay, 1974, p. 214–224; см. Omvedt Gail. Cultural Revolt in a Colonial Society: The Non-Brahman Movement in Western India, 1873 to 1930. Bombay: Scientific Socialist Education Trust, 1976.
40Gupta S.K. The Scheduled Castes in Modern Indian Politics: Their Emergence as a Political Power. Delhi, 1985, p. 167, 189.
41Cурендранатх Банерджи (1848–1925) Один из старейших умеренных политических деятелей Индии, президент Конгресса в 1895 и 1902 гг., активный участник движения свадеши, критиковал Ганди за его несотрудничество с властями.
42Sitaramayya Pattabhi.The History of the Indian National Congress 1885–1935. Bombay: The Working Committee of the Indian National Congress, 1935, p. 98.
43Singh Iqbal. The Indian National Congress: A Reconstruction. Vol. One: 1885–1918. New Delhi: Manmohar, 1987, p. 13–15.
44Congress Varnika. Centenary commemorative volume. Official Journal of the AICC(I). Vol. 2, № 12, December 1985. New Delhi, p. 40 (далее – Varnika).
45Pande B.N., gen. ed. A Centenary of the Indian National Congress. Volume 1: 1885–1919. New Delhi: All India Congress Committee (I) / Vikas Publishing House, 1985, p. 103 (далее – A Centenary History).
46Majumdar R.C. History of the Freedom Movement in India. Vol. I. Calcutta: Firma K.L. Mukhopadhyay, 1962, p. 392.
47Chandra B., A.Tripathi and B.De. Freedom Struggle. New Delhi, 1983, p. 57.
48Singh Iqbal. The Indian National Congress Vol. One, p. 19.
49Цит. по: Singh Iqbal. Indian National Congress. Vol. II: 1919–1923. New Delhi: Manohar, 1988, p. 22.
772
50Ray N.R. Introduction // A Centenary History, p. 22, 23.
51Ghose Sankar. The Renaissance, p. 83.
52Цит. по: Ibid. p. 174, 175.
53Ibid., p. 199.
54Цит. по: Mason Philip, ed. India and Ceylon. Unity and Diversity. Bombay, 1967, p. 166.
55Цит. по: Ghose Sankar. The Renaissance, p. 229, 230.
56Tahmankar Dattatraya Vishwanath. Lokmanya Tilak: father of Indian unrest and maker of modern India. London : John Murray, 1956, p. 107.
57Развивая дальше свои идеи, Тилак в публичном выступлении в Калькутте в 1907 г. говорил: «Если вы хотите быть свободными, вы можете быть свободными. Если вы не хотите быть свободными, то будете раздавлены и вечно будете такими. Если у вас нет силы для активного сопротивления, то найдется ли у вас сила для самопожертвования, чтобы не помогать иностранному правительству править вами? Это и есть бойкот, который мы считаем политическим оружием. Мы не будем помогать правительству собирать налоги и поддерживать мир. Мы не будем помогать им нашей кровью и деньгами воевать в Индии и за ее пределами. Мы не будем помогать им осуществлять их правосудие. Мы создадим наши собственные суды. И когда придет время, мы не будем платить налогов. Сможете ли вы сделать это общими усилиями? Если сможете сегодня, то будете свободны завтра… В таком направлении вы должны думать и действовать и готовить себя к этому. Это и есть путь, по которому нация продвигается вперед. Это и есть способ воспитания национальных чувств. Этот урок следует выучить в той борьбе, которая идет сегодня» [Tilak B.G. His Writings and Speeches (with an appreciation by Aurobindo Ghose). Madras: Ganesh, 1919].
58Lele J. Caste, Class and Dominance: Political Mobilization in Maharashtra // Dominance and State Power in Modern India. Vol. ll. Delhi: Oxford University Press, 1990, р.142]
59Ghose Sankar. The Renaissance, 1969, p. 79.
60Неру Дж. Открытие Индии. М.: ИЛ, 1955, с. 460.
61Ghose Sankar. The Renaissance, 1969, p. 76.
62Цит. по: A Centenary History, Vol. One, p. 24–25.
63Ibid., p. 25.
64Датт Пальм. с. 21, 128.
65Varnika, p. 40, 41.
66Ibid.
67См.: Зубкова (Бычихина) Л.В. Теософское общество и «национальное пробуждение» в Южной Индии (конец ХIХ – начало ХХ в.) // Alaica. М.: «Восточная литература», 2004, с. 248–268; Егорова М.Н. О Сокровенных Истинах Учения Жизни. М.: Пролог, 2007, с. 174–179.
68Ghose Sankar, The Renainssance, p. 46.
69Ramaswami Aiyar C.P. Annie Besant. New Delhi: Publications Division. Ministry of Information and Broadcasting. Government of India, 1977, p. 99.
70Левковский А.И. Начало массового общеиндийского национальноосвободительного движения (движения Свадеши) // Рейснер И.М. и Н.М. Гольдберг (ред.).
773
Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б.Г. Тилака.
М.: Изд. АН СССР, 1958, с. 322–325.
71Sarkar Sumit. The Swadeshi Movement in Bengal 1903–1908. New Delhi: People’s Publishing House, 1973, p. 17–20.
72О становлении индийского капитализма в конце ХIХ – в начале ХХ вв., в том числе и во время движения свадеши, см.: Левковский А.И. Особенности разви-
тия капитализма в Индии, с. 67–84; Wolpert Stanley. A New History of India. New York, Oxford et al., 2000, p. 276.
73Цит. по: Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. М.: «Наука», 1969, с. 27.
74Bhattacharya Sabyasachi. Vande Mataram: In rewind mode // Frontline. Nov. 21– Dec. 04, 2009.
75Цит. по: Э.Н. Комаров, А.Д. Литман. Указ. соч., с. 29.
76Swami Vivekananda. The Complete Works of Swami Vivekananda. Calcutta: Advaita Ashrama, Vol. III, 1960, p. 300–301.
77Мантра – молитвенная формула или заклинание, обладающее божественной или магической силой.
7827 декабря 1911 г. на сессии Конгресса в Калькутте Тагор исполнил сочиненную им песню «Джана-гана-мана» (Душа народа) на бенгали. 24 января 1950 г. Учредительное собрание приняло резолюцию, в соответствии с которой песня «Джана-гана-мана», переведенная на хинди, стала государственным гимном Индии. Песня Тагора «Амар шонар Бангла» («Моя золотая Бенгалия») в 1971 г. стала гимном нового государства Бангладеш.
79Tagore R. The Spiritual Japan // The Modern Review. June 1917, p. 612–616.
80Общество развития культуры и физической подготовки (Society for the Promotion of Culture and Training // Sedition Committee Report, 1918, p. 15).
81Цит. по: Ghose Sankar. The Renainssance, p. 224, 225.
82Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. М.: «Наука», 1981, с. 102–107.
83Ghose Aurobindo. The Doctrine of Passive Resistance. Calcutta: Arya Publishing House, 1948, p. 28–31, 81–83.
84Singh Karan. Prophet of Indian Nationalism. A Study of the Political Thought of Sri Aurobindo (1893–1910). Bombay: Bharatiya Vidya Bhavan, 1967, p. 112.
85О философских взглядах Ауробиндо Гхоша см.: Костюченко В.С. Интегральная веданта. М.: «Наука», 1970.
86Smith James Dunlop, Martin Gilbert. Servant of India. London: Longmans, 1966, p. 147–148.
87Sarkar Sumit. The Swadeshi Movement, p. 113, 114.
88Ibid., р. 115, 125.
89До 1902 г. эти провинции были известны как Северо-Западные провинции, а в 1937 г. их переименовали в Соединенные провинции.
90Sarkar Sumit. The Swadeshi Movement, p. 129–131.
91Sen S.K. Worker, Peasant and Tribal Movements (1885–1919) // A Centenary, Vol. I, p. 408–409; Гордон Л.А. Экономическое положение рабочего класса Бомбея накануне забастовки 1908 г.; Чичеров А.И. Процесс Б.Г. Тилака в июле 1908 года и бомбейская забастовка // Рейснер И.М. и Н.М. Гольдберг, ред. Национально-
774
освободительное движение в Индии и деятельность Б.Г. Тилака, с. 431–495, 496– 561.
92Pandey B.N., ed. The Indian Nationalist Movement 1885–1947. Select Documents. Delhi: The Macmillan Company of India Ltd., 1979, р.23, 24 (далее – Pandey B.N. Select Documents).
93Phatak N. R., Bha Ga Kunte. Source material for a history of the freedom movement in India. Vol. 2. Bombay: Govt. Central Press, 1957, р. 395–396.
94Basu Sankari Prasad. The Swadeshi Upsurge // A Centenary History. Vol. One, p. 237–238.
95A Centenary History. Vol. One, p. 235.
96Ibid., p. 198, 244–245.
97Дхоти – мужская одежда, которую носят на бедрах, свободный ее конец пропускается между ног, закрепляется на талии и может достигать щиколоток.
98Basu Sankari Prasad. The Swadeshi Upsurge // A Centenary History. Vol. One, p. 243.
99Varnika, p. 43.
100Ibid.
101Ibid.
102Singh Iqbal. The Indian National Congress. Vol. 1, p. 129–139, 141,146.
103Dodwell H.H., ed. The Cambridge Shorter History of India. New Delhi et al.: S. Chand and Co., 1969, p. 883 (далее – The Cambridge Shorter History of India).
104Ibid., p. 884.
105Ibid., p. 884, 885; см. также Новая история Индии. М., 1961, с. 633, 634.
106Pandey B. N., ed. Select Documents, p. 32, 33.
107Basu Sankari Prasad. The Swadeshi Upsurge // A Centenary History. Vol. One, p. 242.
108Varnika, р. 208.
109Тедж Бахадур Сапру (1875–1949), выходец из семьи кашмирских брахманов – известный юрист, судья Высокого суда в Аллахабаде, политический и общественный деятель, один из основателей Индийской либеральной партии (1910). Позже он часто выступал посредником в переговорах между Конгрессом и британским правительством, критиковал кампании несотрудничества и «соляной поход» Ганди, был активным сторонником самоуправления и конституционных реформ, но не требования независимости Индии, принимал активное участие во всех трех конференциях круглого стола в Лондоне (1931–1933 гг.), способствовал достижению соглашения между Ганди, Амбедкаром и британским правительством, выразившемся в подписании Пунского пакта [Bose Sunil Kumar. Tej Bahadur Sapru. New Delhi: Publications Division, Ministry of Information and Broadcasting, Govt. of India, 1978].
110Varnika, р. 44.
111Basu S.P. The Swadeshi Upsurge // A Centenary History. Vol. One, p. 254.
112Неру Джавахарлал. Автобиография. М.: Изд. ИЛ, 1955, с. 37.
113Gokhale G.K. to Bhupendranath Basu on the re-entry of the extremists into Congress. 25 December, 1914. Gokhale Papers, File № 119, Part III. National Archives of India (NAI). New Delhi // Pandey B.N., ed. Select Documents, p. 13.
114Rajput A.B. Muslim League. Yesterday and Today. Lahore: Muhammad Ashraf, 1948, p. 14.
775
115Тагоръ Рабиндранатъ. Национализмъ. Берлин: Изд-во С. Ефронъ (без даты),
с. 105.
116О создании и деятельности мусульманских организаций в это время см.: Пономарев Ю.А. История Мусульманской лиги. М.: «Наука», 1982, с. 22–29.
117Мухаммед Али Джинна (1876–1948) начал свою деятельность в качестве одного из лидеров Конгресса, был личным секретарем Дадабхаи Наороджи, придерживался умеренных взглядов, выступал за конституционные методы борьбы. В 1920 г. после начала движения несотрудничества вышел из Конгресса. О его жизни и деятельности см. Стенли Уолперт «Джинна – творец Пакиста-
на». М.: 1997.
118Tyabji B. Hussain. Badruddin Tyabji. A Biography. Bombay, 1952, p. 167.
119Ghosh P.C. The Development of the Indian National Congress 1892–1909. Calcutta, 1960, p. 23.
120Азад Абул Калам. Индия добивается свободы. М.: Изд. ИЛ, 1961, с. 37.
121Rajput A.B. Muslim League Yesterday and Today, 1948, p. 19–20.
122Пономарев Ю.А. История Мусульманской лиги Пакистана. М.: «Наука», 1982,
с. 34–38.
123Varnika, р. 210, 211.
124Prakash Indra. A Review of the History and Work of the Hindu Mahasabha and the Hindu Sanghatan Movement. Delhi: Akhil Bharat Hindu Mahasabha, 1952, p. 13.
125Singh Sant Nihal. The Elevation of Depressed Classes // Indian Review, September, 1910; Gupta S.K. Op. cit., p. 169; Gopal Ram. Indian Muslims. A Political History (1858–1947). Bombay, etc.: Asia Publishing House, 1959, p. 111.
126История Индии, 1973, с. 363.
127Ambedkar Dr. Babasaheb. Writings and Speeches in 17 volumes. Compiled by Vasant Moon. Mumbai: Government of Maharashtra. Education Department. 1979– 2001. Vol. I. p. 262–263.
128Gupta S.K. Op. cit., p. 191.
129Sarkar Sumit. Modern India 1885–1947. Delhi: Macmillan India Ltd., 1984, p. 57.
130Keer Dhananjay. Dr. Ambedkar, p. 33.
131Ambedkar Dr. Babasaheb. Op. cit. Vol. 1, p. 267.
132Panandiker V.A.Pai, ed. The Politics of Backwardness: Reservation Policy in India. New Delhi. 1997, p. 97–98.
133A Centenary History. Vol. l, p. 453, 454.
134Vijayalakshmi S. Healing the Bridge and the Home Rule // A Centenary History, Vol. l, p. 453–455.
135Балабушевич В.В. и Дьяков А.М., отв. ред. Новейшая история Индии. М.: Издательство восточной литературы, 1959, с. 28–29 (далее – Новейшая история Индии).
136Statistical Abstract… from 1914–15 to 1923–24, p. 648 // Новейшая история Индии, с. 37.
137Kumar Ravinder. Essays in Social History of Modern India. Calcutta: OUP, 1983, p. 222, 223 (далее – Essays).
138Цит. по: Ibid., p. 224.
139Rai Lajpat. Unhappy India. Delhi: Anmol Publications. (1928) 1985, p. 288, 353, 481.
776