ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 988
Скачиваний: 0
религиям стали уступать место религиозно-общинному подходу, чреватому конфликтами на этой почве.
Индия не имеет официальной религии. Все граждане, в соответствии с конституцией, имеют равное право на свободу совести и право свободно исповедовать религию, отправлять религиозные обряды
ивести пропаганду любой религии по их выбору. Конституция также обеспечивает свободу тем, кто не исповедует какой-либо религии, она не допускает дискриминации со стороны государства по религиозным мотивам. Секуляризм в Индии не предполагал отделения религии от государства или от политики. Заложенная в этом противоречивость не могла не сказываться на состоянии общества. Но опыт развития независимой Индии свидетельствовал о том, что идея единства в многообразии не потеряла своей жизненности и привлекательности. В этом заключена внутренняя сила такого сложного
имногогранного организма, как индийское общество.
Достижения Индии, в том числе в экономике и, особенно, в высоких технологиях, позволили ей стать в один ряд с ведущими мировыми державами, превратиться в важный геополитический фактор мирового устройства.
После окончания холодной войны Индия заявила о своей приверженности целям установления демократичного мирового порядка, основанного на многополярном мире. Активизировалось участие Индии в международных организациях и группировках, что можно было рассматривать в качестве своеобразной «заявки» на статус великой державы. Индия расширила сотрудничество со многими крупными государствами, включая США, Китай, Японию, Францию, Германию, Великобританию. Она подтвердила свою заинтересованность в развитии стратегического партнерства с Россией.
Новая глобальная роль Индии начала вписываться в сложную конфигурацию отношений между крупными и малыми странами в мире. Индия еще искала свое достойное место в меняющейся международной обстановке, но уже вполне определенно заявляла о своих не только региональных, но и глобальных амбициях. Она использовала для этого свой растущий экономический и политический вес, отношения с другими крупными странами, а также накопленный опыт и умение поддерживать связи с разными центрами силы.
* * *
Предлагаемая читателю работа посвящена политической истории Индии в ХХ – начале XXI вв. В известной мере она является продолжением трудов отечественных востоковедов предшествовавшего поколения. Среди них особое место занимает «Новейшая исто-
10
рия Индии» под редакцией известных индологов В.В. Балабушевича и А.М. Дьякова, опубликованная в 1959 г. Она была первым опытом написания истории Индии новейшего времени в Советском Союзе. Основные разделы этой коллективной монографии были подготовлены В.В. Балабушевичем, Л.Р. Гордон-Полонской, Т.Ф. Девяткиной, А.М. Дьяковым, А.И. Левковским, А.М. Мельниковым, С.М. Мельман, Ю.П. Насенко.
В 1961 г. была издана Новая история Индии (ответственные редакторы К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов), в которой исследовался процесс развития этой страны с середины XVII в. до Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 г. Одним из инициаторов этого труда был И.М. Рейснер. Над различными главами и разделами книги работали: Л.Б. Алаев, К.А. Антонова, К.З. Ашрафян, Н.М. Гольдберг, Л.Ф. Гордон-Полонская, Э.Н. Комаров, Г.Г. Котовский, А.И. Левковский, А.М. Осипов, В.И. Павлов, Н.И. Семенова, А.И. Чичеров.
В последующие годы в монографиях и многочисленных статьях отечественных авторов исследовались главные институты политического и государственного устройства Индии и процессы ее политического развития.
Проблемам эволюции партийно-политической структуры, динамике выборов в масштабах страны и штатах, программным установкам политических партий, коалиционной политике и другим аспектам политической деятельности в Индии посвящены исследования Э.Н. Комарова, А.И. Чичерова и других авторов. Деятельности основных политических партий, в первую очередь Индийского национального конгресса и его лидеров были посвящены работы Э.Н. Комарова, А.И. Чичерова, Т.Ф. Девяткиной. Консервативные и религиознообщинные партии и организации исследовались А.Г. Бельским, А.Г. Володиным, М.Х. Тарховой; левые партии – Т.Ф. Девяткиной, М.Н. Егоровой, П.В. Куцобиным, А.М. Мельниковым, С.В. Величкиным и другими авторами; штаты и региональные партии – Ю.Е. Бирюковым, М.А. Плешовой, Н.И. Семеновой и другими; рабочее движение и профсоюзы – Л.А. Гордоном, М.Н. Егоровой; крестьянское движение – Г.Г. Котовским, А.М. Мельниковым, Н.И. Семеновой. Роль религии и касты в политике изучались Б.И. Клюевым, О.В. Мезенцевой, А.А. Куценковым, Р.Б. Рыбаковым и другими авторами. Вопросы формирования гражданского общества и политической культуры исследовал А.А. Куценков. Этнополитические процессы и проблемы федеративного государственного устройства рассматривались в работах В.И. Казакова, А.А. Мишина, М.А. Плешовой, А.А. Празаускаса, Б.П. Супруновича, Л.П. Ульяновой. В.Н. Егоров исследовал
11
государственно-административный аппарат. Проблемы внешней политики Индии изучали С.И. Лунев, Ю.П. Носенко, Г.И. Чуфрин, Т.Л. Шаумян и другие авторы.
Этот список авторов и их работ дает лишь самое общее представление о весьма широком охвате политических процессов в Индии, но не является исчерпывающим1.
В 1973 г. был опубликован однотомник по истории Индии: Индия в древности (автор Г.М. Бонгард-Левин), Индия в средние века (К.А. Антонова), Индия в новейшее время (Г.Г. Котовский). В 1979 г. вышло второе издание этой книги.
Помимо указанных работ отечественными востоковедами был издан ряд научных трудов по историческим, социально-экономиче- ским, политическим и другим актуальным проблемам современной Индии. Среди них работы Л.Б. Алаева, А.М. Горячевой, А.Е. Грановского, И.И. Егорова, В.П. Кашина, А.П. Колонтаева, М.К. Кудрявцева, А.Д. Литмана, С.И. Лунева, О.В. Малярова, О.В. Мартышина, А.В. Райкова, В.Г. Растянникова, Л.И. Рейснера, Р.А. Ульяновского, Г.К. Широкова. Изучение проблем современной Индии проводилось не только в научных центрах Москвы, но и в других научных и высших учебных заведениях России.
За последние десятилетия было издано огромное количество работ американских, английских, голландских, индийских, канадских, немецких и других зарубежных авторов по проблемам современной Индии (см. Библиографию). Авторы обращались ко многим из них при написании этой монографии. В эти же годы в США, Великобритании и других странах были рассекречены некоторые архивы, которые помогли в воссоздании реальной картины ряда важных событий
вотношениях между Индией и другими странами. Большое значение для обсуждения узловых проблем политической и социальной жизни Индии имело участие авторов в международных семинарах и конференциях. Они также имели счастливую возможность встречаться со многими индийскими учеными и политиками во время их десятилетней командировки в Индию.
Из последних работ, опубликованных Центром индийских исследований ИВ РАН, хотелось бы отметить справочно-аналитическое издание «Индия сегодня» (руководитель авторского коллектива Т.Л. Шаумян, 2005 г.), посвященное в основном проблемам социально-эконо- мического, политического и духовного развития современной Индии. В 2006 г. Институтом востоковедения РАН был издан V том Истории Востока (в шести томах) «Восток в новейшее время (1914–1945 гг.)»,
вкотором помещена глава «Индия: национально-освободительное движение и обострение конфессиональных разногласий» (автор
12
Л.Б. Алаев). В 2008 г. был опубликован Vl том Истории Востока «Восток в новейший период (1945–2000 гг.)» с отдельной главой об Индии (Ф.Н. Юрлов).
Индологические исследования нельзя отделить от отечественного пакистановедения. Творческое содружество индологов и пакистанистов, которые, по существу, трудятся на одном и том же поприще, стало хорошей традицией. В этой связи следует особо отметить монографию В.Я. Белокреницкого и В.Н. Москаленко «История Пакистана. ХХ век» (2008 г.), а также работы Ю.В. Ганковского, Л.Р. ГордонПолонской, С.Н. Каменева, Р.М. Мукимджановой, О.В. Плешова, Ю.А. Пономарева, М.Т. Степанянц и многих других.
Авторы выражают глубокую признательность рецензентам этой монографии за их ценные замечания и предложения – Л.Б. Алаеву, В.Я. Белокреницкому, А.М. Горячевой, Э.Н. Комарову, А.А. Куценкову, С.И. Луневу, О.В. Малярову, А.Л. Сафроновой, Р.Б. Рыбакову, Г.И. Чуфрину, Т.Л. Шаумян.
Особая благодарность нашей дочери Татьяне Юрловой за ее многостороннюю неоценимую помощь в работе над рукописью этой монографии.
13
Первая часть
БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
«Я хочу, чтобы мы получили свободу немедленно… Я говорю: ничего другого, кроме свободы». «…Мы либо освободим Индию или умрем в попытке сделать это. Мы больше не будем жить в рабстве» [требование Ганди к британским властям в августе 1942 г.]2
«Английский народ отнюдь не намерен отказываться от контроля над жизнью и прогрессом Индии… Мы не намерены отказываться от этой самой блестящей и драгоценной жемчужины королевской короны, которая в большей мере, чем все прочие наши доминионы и владения, составляет силу и славу Британской империи… Англия, потеряв Индию в качестве своей империи, навсегда перестанет существовать как великая держава» (из заявлений Уинстона Черчилля в 1930 г. и 1931 г.)3.
Глава 1
ИНДИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ в.
Социально–политическая ситуация
На рубеже XIX и ХХ вв. Британская колониальная империя в Индии (юридически – Индийская империя), включавшая нынешние Республику Индия, Исламскую Республику Пакистан и Народную Республику Бангладеш, располагалась на территории более 4,2 млн. кв. км с населением 283 млн. человек (для сравнения: площадь Великобритании составляла 240 тыс. кв. км, население – 38 млн. человек).
Вначале ХХ в. Индия была отсталой страной. Она подошла
кэтому времени с тяжким грузом огромных социально-экономиче- ских проблем: нищетой огромной части ее населения, продолжительными периодами голода и массовых эпидемий и даже абсолют-
14