ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Федеральное агентство по образованию

Глава 1. Особенности электронных учебных пособий и основные принципы их создания

1.1 Специфика электронного учебника

1.2 Принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника по офисному программированию

1.3 Структура электронного учебника

1.4 Достоинства и недостатки электронных учебников

1.5 Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания

Глава 2. Разработка электронного учебного пособия по офисному программированию

2.1 Сбор и подготовка исходного материала для электронного учебного пособия по офисному программированию

2.2 Разработка структуры учебника

2.3 Выбор программ для разработки электронного учебного пособия

2.4 Разработка интерфейса электронного пособия

2.5 Руководство пользователя

Глава 3. Краткое содержание электронного учебного пособия «Офисное программирование»

3.1 Типы данных, условные операторы и массивы vba

3.2 Объект UserForm. Создание vba-программ

3.3 Особенности использования vba в Word

3.4 Особенности использования vba в Excel

3.5 Построение диаграмм средствами vba

3.6 Глоссарий

3.7 Тест

Вопрос №3

Заключение

Список используемой литературы

Приложение Приложение 1

2.4 Разработка интерфейса электронного пособия

Дизайн учебного издания - важный фактор повышения качества усвоения материала студентом. Чтобы работа с компьютером была удобной, пользователь при взаимодействии с ней должен ощущать комфорт. Поэтому в процессе создания электронного пособия были учтены рекомендации специалистов по компьютерным технологиям:

1) яркость объекта должна лежать в определенных пределах;

2) контрастность изображения относительно фона должна выбираться с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть его контрастность;

3) следует учитывать, что наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую - к фиолетовому и красному;

4) размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; нужно также учитывать, что он влияет на скорость и правильность восприятия информации;

5) все поле зрения, охватываемое глазом, можно разбить на три зоны: центрального зрения, где наиболее четко различаются детали; ясного видения, где можно опознать объект без мелких деталей; периферического зрения, где предметы обнаруживаются, но не распознаются;

6) зрительное ощущение нарастает и спадает постепенно, в сумме это время составляет 0,5 секунды.

Нужно соблюдать правила, регулирующие плотность расположения текста на экране:

- оставлять пустым приблизительно половину экрана;

- оставлять пустую строку после каждой пятой строки таблицы;

- оставлять 4 или 5 пять пробелов между столбцами таблицы. Фрагменты текста должны располагаться на экране так, чтобы взгляд пользователя перемещался по экрану в привычном направлении.

Содержимое полей в таблице должно не «прижиматься» к краю экрана, а располагаться около горизонтальных или вертикальных осей.

Меню, содержащее относительно небольшой объем информации, должно быть смещено в левую верхнюю часть экрана.

Один и тот же тип информации должен появляться всегда в одном и том же месте экрана.

Верхние две или три строки экрана обычно резервируются для вывода заголовка и состояния системы. Заголовок показывает, в каком месте системы находится пользователь; область состояния показывает пункты меню верхнего уровня и служит для вывода подтверждений о том, что система работоспособна.


Из-за низкого разрешения экрана ПК ухудшается различимость шрифтовых знаков. Поэтому экранный шрифт должен быть крупнее, чем при печати на бумаге, а именно - соответствовать как минимум типографскому кеглю цицеро, равному 12 пунктам.

Как показывает практика экранной типографики, в основном пользователи используют стандартные гарнитуры Times, Courier, Arial, Sans Serif, изначально имеющиеся в памяти любого ПК. Существует мнение, что благодаря их повсеместному применению, в том числе и в печатных изданиях, они порождают эффект шрифтовой обезлички информации, создавая эмоциональный барьер между сообщением и зрителем-читателем.

Выделяется гигиеническими и художественными достоинствами шрифт Verdana. Он рассчитан на воспроизведение с низким разрешением, прост по рисунку; удобны и красивы его пропорции. Шрифт выглядит легким, открытым и без труда воспринимается с дисплея.

Междустрочный интервал целесообразно делать в 2-2,5 раза большим, чем в печатных изданиях. На экране плохо выглядят и курсив, и разрядка, поэтому для текстовых выделений лучше использовать либо цвет, либо полужирное начертание.

Для учебного пособия черный текст на белом фоне - это стандартный, но не самый лучший вариант, поскольку сильный контраст цветов влечет дополнительную утомляемость обучаемого. Избежать этого можно простым подбором цветовой пары текст - фон.

Для цвета основного текста лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно-коричневый, темно-синий и т. д.). Для фона следует использовать мягкие пастельные тона, причем лучший визуальный эффект дает не сплошная заливка фона выбранным цветом, а мягкий расфокусированный текстурный фон.

В пределах одного тематического раздела цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц. [7]

Исходя из выше перечисленного для электронного учебного пособия по визуальному программированию, мною были выбраны:

  • цвет фона – серый с мягко расфокусированной текстурой;

  • шрифт – Verdana;

  • размер шрифта – 14 пт;

  • цвет шрифта – темно-синий;

  • интервал – полуторный;

  • выравнивание – по ширине.

В электронном учебном пособии «Офисное программирование» используются гиперссылки и фреймовая структура, что позволяет, не листая страниц (в отличие от печатного издания), быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.


Программно разбиение окна браузера на фреймы реализуется так:

1. Создается html-файл (обычно это первая страничка сервера по имени index.html) в котором задаются размеры и количество фреймов, а также имена файлов соответствующих фреймам и некоторые атрибуты для каждого фрейма.

2. Создаются отдельные html-страницы для каждого фрейма.

Главный файл index.html выглядит так:

<head>

<title>Учебник</title>

</head>

frameset rows="101,*">

<frame name="banner" scrolling="no" noresize target="contents" src="top.htm">

<frameset cols="459,*">

<frame name="contents" target="main" src="oglav.htm">

<frame name="main" src="tekst.htm" scrolling="auto">

</frameset>

<noframes>

<body>

<p>Эта страница использует рамки, однако ваш обозреватель их не

поддерживает.</p>

</body>

</noframes>

</frameset>

Во фрейме banner содержится логотип электронного учебника (top.htm), во фрейме contents – содержание учебника в виде гиперссылок (oglav.htm), во фрейме main осуществляется вывод материала (tekst.htm).

Удобство изучения материала состоит в применении гиперссылок при структурировании оглавления.

Как выглядит файл oglav.htm можно посмотреть в приложении 1.


2.5 Руководство пользователя

Электронное учебное пособие предназначено как для изучения в специально оборудованных аудиториях высших учебных заведений, так и для самостоятельного изучения в домашних условиях.

Минимальные системные требования для работы с пособием:

  • браузер Internet Explorer 3.3;

  • операционная система Microsoft Windows 95;

  • процессор с тактовой частотой 100 МГц;

  • размер ОЗУ 8 Мб;

  • около 6 Мб свободного дискового пространства.

Файлы электронного учебного пособия скомпилированы с помощью программы htm2chm, поэтому для начала работы нужно открыть файл ЭУП_Офисное программирование. chm. После загрузки на экране появится главная страница пособия.

Общение электронного учебного пособия с пользователем осуществляется при помощи системы гиперссылок. В левой части экрана после запуска появится список глав и тем, содержащихся в пособии. При нажатии на заголовок выбранной темы ее материал появится в правой части экрана. Для просмотра всех глав и тем подряд пользователю необходимо воспользоваться скроллингом мыши или полосой прокрутки. Для перехода к очередной главе или теме повторить манипуляцию, также можно воспользоваться кнопками «Вперед» / «Назад», которые помещены в конце каждой страницы (рис. 1).

Рис. 1 Глава 1.3. Изменение порядка выполнения операторов.. Применение кнопок «Вперед»/»Назад»

Основная, решаемая в ходе разработки электронного пособия, проблема - это обучение студентов. Для наиболее эффективной работы с пособием все приведенные в нем примеры рекомендуется проделать в среде разработки VBA. По окончании изучения каждой темы пособия для контроля знаний по предмету рекомендуется решить задачи.

Страница «Глоссарий» содержит основные понятия и определения к ним.

Для проверки усвоенных знаний в конце учебника приведен итогой тест «Офисное программирование». Тест разработан таким образом, что студент может выбрать вариант ответа на каждый вопрос с помощью щелчка мыши, а затем быстро подсчитать баллы (рис. 2).

Рис. 2. Тест


После щелчка левой кнопки мыши по ссылке «Ключ к тесту», которая находится в конце страницы, открывается окно с правильными ответами и подробными к ним комментариями.

При желании студент может ознакомиться с использованной литературой, которая указана на отдельной странице.

Для окончания работы с пособием закрыть приложение нажатием крестика в правом верхнем углу окна.

Глава 3. Краткое содержание электронного учебного пособия «Офисное программирование»

3.1 Типы данных, условные операторы и массивы vba

VBA представляет собой набор средств программирования для создания собственных программ и подгонки имеющихся приложений под запросы пользователя.

С помощью VBA можно изменять внешний вид или способ применения имеющихся средств приложения, а также добавлять свои, совершенно новые возможности.

В настоящее время VBA движется по направлению к тому, чтобы стать стандартом в индустрии создания программ. После освоения VBA вы сможете использовать этот язык в любом из приложений, поддерживающих VBA. Причем, зная VBA, вы автоматически изучаете язык Visual Basic.

Microsoft создала VBA и обеспечила поддержку VBA во всех главных приложениях Office: Word, Excel, Access и PowerPoint.

Объектно-ориентированное программирование.

Понимание объектов лежит в основе программирования в VBA, особенно когда дело касается создания пользовательских диалоговых окон и использования возможностей ведущего VBA-приложения.

Язык VBA является объектно-ориентированным. Это значит, что многие его команды имеют особенный формат. Типичная команда VBA имеет вид: <Объект>.<Объект, входящий в первый объект>.<…>.<Тот объект, с которым нужно произвести действие>.<собственно действие>

Иными словами, каждая команда пишется как бы с «конца»: вначале определяется то, над чем надо произвести действие, – объект, а затем само действие – метод. Разделителями компонентов команды служат знаки «точка».

Пример: Application.activDocument.PageSetup.Orientation=wdOrientLandscape - Эта команда устанавливает альбомную ориентацию листа в документе.

Типы данных.

Тип данных – это термин, относящийся к определенным видам данных, которые VBA сохраняет и которыми может манипулировать.

Любое определение типа задает:

• область возможных значений типа;

• структуру организации данных;