Файл: 15.Классификация видов мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15. Классификация видов мышления

А. Типологические классификации мышления

1. по содержанию используемых средств: наглядное и вербальное (оперирующее знаковыми структурами);

2. по степени соответствия реальности: реалистическое(правильно отраж. Действит-ть) и аутистическое(впервые открыл Блейлер, встречается у шизофреников-М подчин. Не лигике/разума а эмоциям и потребностям); Иногда исп. термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

3. по характеру протекания: интуитивное без этапов малоосознанное, оно проявляется как результат размышления и накопления опыта.и аналитическое(дикурсивное) поэтапное осознанное мышлен;

4. Б.М.Теплов по характеру задач; практическое(подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.) и теоретическое(это познание законов, правил.);

5. по степени новизны продукта мышления: продуктивное(созд. Новое, на основе творческого воображения.) и репродуктивное()исп старое.;

6. по степени сознательного контроля и управления: произвольное и непроизвольное.

Б. Функциональные классификации мышления:

а) творческое (связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей.)- критическое (связано с построением логических умозаключений и принятием обоснованных решений.),

Осборн – автор «мозгового штурма» - выделил творческое и критическое м. Задача мозгового штурма - получить нестандартное, возможно, уникальное решение проблемной ситуации. Крит-а в конце этап критики - верификации идей и оценки их применимости. (т.е. функционально другая установка - отбор идей и их оценка).

б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн).

В. Генетические классификации мышления.

Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:

1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом),

2) наглядно-образный (с помощью образных представлений),

3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)