ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БИЛЕТ № 22. СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Консонанты (или согласные). Ориентир – письмо.

Всего согласных фонем 37:

/ п п’; б б’; м м’; в в’; ф ф’/

/с с’; з з’; л л’; н н’; д д’; т т’/

/ц; ж ш щ ж; р р’; ч’, й/

/к к; г г; х х/

БИЛЕТ № 23. СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ

Система – связь между фонемами (как они связаны между собой)

Есть периферийные фонемы, есть, которые составляют ядро. Некоторые фонемы образуют четверку, таких четвёрок пять и они образуют ядро. (по тв/мягк, сонорные, по глух/звонк) А три одиночные фонемы (ц, ч, j) – периферия.

В четвёрках может происходить нейтрализация фонем (неразличение фонем в слабых позициях) Н-р: Д может потерять звонкость перед глухим и на конце слова.

БИЛЕТ № 24. СИСТЕМА ГЛАСНЫХ ФОНЕМ

Как они связаны между собой.

5 гласных фонем по Московской школе.

Эти фонемы совпадая, нейтрализуются.

Н-р: странА – стрАны, молокО – молОчный

БИЛЕТ № 25. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ФОНЕМЫ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫЕ ПО ПРИЗНАКУ ТВЕРДОСТИ/МЯГКОСТИ. НЕПАРНЫЕ ФОНЕМЫ

В самом ядре главную роль играет твердость/мягкость:

  1. с синхронической точки зрения в это противопоставление втянуто наибольшее количество фонем: пар по твердости/мягкости – 15 + л л’, р р’, м м’, н н’, х х’. По глухости/звонкости лишь 24 фонемы.

  2. с диахронической точки зрения оппозиции по твердости/мягкости усиливаются, увеличиваются, а пары по глухости/звонкости – разрушаются. В XVIII в. существовала пара х гамма.

  3. твердость/мягкость согласных оказывает более сильное влияние на соседние гласные.

БИЛЕТ № 26. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ФОНЕМЫ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫЕ ПО ПРИЗНАКУ ГЛУХОСТИ/ЗВОНКОСТИ. НЕПАРНЫЕ ФОНЕМЫ

Специфическими для русского языка являются глухость/звонкость, твердость/мягкость. Многие фонемы имеют по ним пары, образуя четверки фонем:

  • губная четверка – п п’ б б’

  • губно-зубная четверка – в в’ ф ф’

  • переднеязычная-зубная четверка (щелевые) – с с’ з з’

  • переднеязычная/зубная четверка (смычные) – т т’ д д’

  • заднеязычная четверка – к к’ г г’


Таким образом, глухость/звонкость и твердость/мягкость образуют ядро фонологической системы русского языка и определяют все ее особенности.

БИЛЕТ № 27. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ

Дифференциальный признак – признак, обладающий фонологическим статусом, может быть единственным различителем фонемы.

Фонетически гласные звуки характеризуются 3 признаками:

  • ряд

  • подъем

  • огубленность

Фонологически дифференциальными являются лишь 2 из них:

  • подъем

  • огубленность.

Ряд – интегральный признак (тут/тюль)

Фонема /а/ обладает одним дифференциальным признаком – подъемом.

У фонемы / их два – средний подъем и огубленность ( /э/ – такие же).

Фонема /у/ – верхний подъем, огубленность.

Фонема /и/ – верхний подъем, неогубленность.

БИЛЕТ № 28. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ

Фонетически согласные звуки характеризуются 5 признаками:

место образования, способ образования, сонорность/шумность, глухость/звонкость, твердость/мягкость

Из них фонологически значимы лишь 4:

  1. твердость/мягкость (угол – уголь)

  2. глухость/звонкость (дом – том)

  3. место образования (пень – тень, сок – шок, с/х, с/ф)

  4. способ образования (день – лень)

Сонорность/шумность – интегральный признак.

Противопоставление по месту и способу – универсально для всех языков.

БИЛЕТ № 29. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

· Ударные:

· неприкрытый — [о]сень

· после твердого — д[о]м

· после мягкого — м[Ὀ]д

· Безударные:

· неприкрытый — [aə]сенний

· 1 ПС — д[aə]ма

· все остальные — д[ə]мовой

· после мягкого — м[иə]довый

БИЛЕТ № 30. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПО ДОЛГОТЕ/КРАТКОСТИ И С НУЛЕМ ЗВУКА

Есть в словах с удвоенным согласным в корне (иностранных).

Благоприятны для долготы следующие позиции:

· после ударного гласного (программа, ванна, тонна)

· в начале слова (ссора, ввод)

Краткие произносятся в следующих позициях:


· перед следующим согласным (программка, группка)

· на конце слова (программ, групп)

Чередования с нулем звука:

· Т чередуется с Ø в позициях:

· между С и Н (честно)

· между С и Ц (истца)

· Д чередуется с Ø в позициях:

· между З и Н (уездный)

· между Р и Ц (сердце)

· Л чередуется с Ø в позиции перед НЦ (солнце)

БИЛЕТ № 31. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПО ГЛУХОСТИ/ЗВОНКОСТИ И ПО ТВЕРДОСТИ/МЯГКОСТИ

Факторы, влияющие на появление в одном месте одной морфемы то глухого, то звонкого:

1) качество следующего звука (комбинаторные):

1) перед паузой (#)

2) перед гласным

3) перед сонорным

4) перед звонким шумным (кроме в в')

5) перед глухим шумным

6) перед в+гласный

7) перед в+сонорный

8) перед в+звонкий шумный

9) перед в+глухой шумный

2) позиция в слове (конститутивные):

1) на конце слова

2) в середине слова на месте глухой фонемы

3) в середине слова на месте звонкой фонемы

По твердости/мягкости:

Когда твердый согласный попадает в позицию перед мягким согласным, он испытывает его влияние. На письме такая мягкость не обозначена.

Смена твердого согласного на мягкий в одном и том же месте одной и той же морфемы происходит под влиянием следующего мягкого согласного (буто[н] — буто[н'ч']ик). Такая приобретенная мягкость звука называется ассимилятивной.

Смягчаются: с з т д н перед следующими мягкими зубными и передненебными с' з' т' д' н' ч' ш' (ба[н]т — ба[н'т']ик). Есть исключения — чередования разрушаются на межморфемном стыке (приставка+корень) и в начале слова.

БИЛЕТ № 32. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ПО МЕСТУ И СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Чередование согласных по месту образования.

Зубные [с] [з] перед передненебными-Ш,Ж,Ч,Щ чередуются или меняются с передненебными.

Сыграть-сшить(ш),висеть-повисший(ш), час-ча(ЖЖ)изни,

Зубная аффриката Ц в позиции перед небным Ш-чередуется со звуком Ч

Ницше=ничше

2. Чередование по способу образования

Смычные взрывные согласные (Т и Д) чередуются с аффрикатами в позиции перед С.

оТыскать-оЦсадить/ оТоли-оЦсаши / детский-деЦкий

Смычные взрывные чередуются с имплозивными перед такими же согласными по способу образования - оТколоть-оТТоргать.


БИЛЕТ №33. ПОНЯТИЕ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ФОНЕМ. АРХИФОНЕМА, ГИПЕРФОНЕМА

Фонемы - те звуки языка, которые хорошо осознаются носителями языка т.к. они встречаются в сильных позициях, используются для различения слов(смысловых, значащих единиц)

-звук-различитель

Наряду с сильной позицией выделяют слабую– это позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой дифференцирующих функций: для гласной – это безударная (для большинства языков), а для согласных в основном – в конце слова, а также перед глухими и звонкими согласными. В этих позициях происходит снятие различий между фонемами, что называется нейтрализацией фонем, например: Сама купила сома.

Гиперфонема –это единица фонологии, встречающаяся только в слабой позиции и неприводимой к сильной.

Архифонема - это совокупность общих признаков нейтрализующихся фонем.

Например, архифонема /к/г/ объединяет в себе общие признаки нейтрализующихся фонем /к/ и /г/ без разделяющей их звонкости.

Если архифонема - это единица с неполным комплектом признаков, то гиперфонсма - это двойной или даже тройной набор признаков. В своей классической работе «Основы фонологии» Н.С.Трубецкой также дал классификацию фонологических оппозиций, т.е. противопоставлений фонем с целью выявления сходств и различий.

БИЛЕТ № 34. ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДУЭН-ДЕ-КУРТЕНЭ, ОСНОВАТЕЛЬ ФОНОЛОГИИ. ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Основоположник фонологии является Иван Александрович Бодуэн-де-Куртенэ (1845-1929)

Он ввел понятие фонемы,противопоставив ее со звуком.

Два взгляда на фонему:

1.Фонема- подвижный элемент морфемы.Если звук чисто физическое явление, то фонема- языковая.

Звуки становятся языковыми ценностями и могут рассматриваться лингвистически только тогда, когда входят в состав морфемы.

2.Отход от морфемного критерия-переход на психологический уровень.Это устойчивое представление о звуке без связи с морфемой.

Фонема- постоянно- существующее в нашем сознании(мозгу) представление о звуке, сложившаяся из различных видоизменений одного и того же звука.

Фонема- психологический эквивалент звука.

На основе его идее возникло несколько фонологических школ.

Морфемный критерий стала развивать Московская фонологическая школа(МФШ)

Психологическое направление стала развивать Ленинградская школа во главе с Львом Владимировичем Щербой.