ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
БИЛЕТ № 22. СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА
Консонанты (или согласные). Ориентир – письмо.
Всего согласных фонем 37:
/ п п’; б б’; м м’; в в’; ф ф’/
/с с’; з з’; л л’; н н’; д д’; т т’/
/ц; ж ш щ ж; р р’; ч’, й/
/к к’; г г’; х х’/
БИЛЕТ № 23. СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ
Система – связь между фонемами (как они связаны между собой)
Есть периферийные фонемы, есть, которые составляют ядро. Некоторые фонемы образуют четверку, таких четвёрок пять и они образуют ядро. (по тв/мягк, сонорные, по глух/звонк) А три одиночные фонемы (ц, ч, j) – периферия.
В четвёрках может происходить нейтрализация фонем (неразличение фонем в слабых позициях) Н-р: Д может потерять звонкость перед глухим и на конце слова.
БИЛЕТ № 24. СИСТЕМА ГЛАСНЫХ ФОНЕМ
Как они связаны между собой.
5 гласных фонем по Московской школе.
Эти фонемы совпадая, нейтрализуются.
Н-р: странА – стрАны, молокО – молОчный
БИЛЕТ № 25. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ФОНЕМЫ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫЕ ПО ПРИЗНАКУ ТВЕРДОСТИ/МЯГКОСТИ. НЕПАРНЫЕ ФОНЕМЫ
В самом ядре главную роль играет твердость/мягкость:
-
с синхронической точки зрения в это противопоставление втянуто наибольшее количество фонем: пар по твердости/мягкости – 15 + л л’, р р’, м м’, н н’, х х’. По глухости/звонкости лишь 24 фонемы.
-
с диахронической точки зрения оппозиции по твердости/мягкости усиливаются, увеличиваются, а пары по глухости/звонкости – разрушаются. В XVIII в. существовала пара х гамма.
-
твердость/мягкость согласных оказывает более сильное влияние на соседние гласные.
БИЛЕТ № 26. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ФОНЕМЫ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫЕ ПО ПРИЗНАКУ ГЛУХОСТИ/ЗВОНКОСТИ. НЕПАРНЫЕ ФОНЕМЫ
Специфическими для русского языка являются глухость/звонкость, твердость/мягкость. Многие фонемы имеют по ним пары, образуя четверки фонем:
-
губная четверка – п п’ б б’
-
губно-зубная четверка – в в’ ф ф’
-
переднеязычная-зубная четверка (щелевые) – с с’ з з’
-
переднеязычная/зубная четверка (смычные) – т т’ д д’
-
заднеязычная четверка – к к’ г г’
Таким образом, глухость/звонкость и твердость/мягкость образуют ядро фонологической системы русского языка и определяют все ее особенности.
БИЛЕТ № 27. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ
Дифференциальный признак – признак, обладающий фонологическим статусом, может быть единственным различителем фонемы.
Фонетически гласные звуки характеризуются 3 признаками:
-
ряд
-
подъем
-
огубленность
Фонологически дифференциальными являются лишь 2 из них:
-
подъем
-
огубленность.
Ряд – интегральный признак (тут/тюль)
Фонема /а/ обладает одним дифференциальным признаком – подъемом.
У фонемы /о/ их два – средний подъем и огубленность ( /э/ – такие же).
Фонема /у/ – верхний подъем, огубленность.
Фонема /и/ – верхний подъем, неогубленность.
БИЛЕТ № 28. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ
Фонетически согласные звуки характеризуются 5 признаками:
место образования, способ образования, сонорность/шумность, глухость/звонкость, твердость/мягкость
Из них фонологически значимы лишь 4:
-
твердость/мягкость (угол – уголь)
-
глухость/звонкость (дом – том)
-
место образования (пень – тень, сок – шок, с/х, с/ф)
-
способ образования (день – лень)
Сонорность/шумность – интегральный признак.
Противопоставление по месту и способу – универсально для всех языков.
БИЛЕТ № 29. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
· Ударные:
· неприкрытый — [о]сень
· после твердого — д[о]м
· после мягкого — м[Ὀ]д
· Безударные:
· неприкрытый — [aə]сенний
· 1 ПС — д[aə]ма
· все остальные — д[ə]мовой
· после мягкого — м[иə]довый
БИЛЕТ № 30. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПО ДОЛГОТЕ/КРАТКОСТИ И С НУЛЕМ ЗВУКА
Есть в словах с удвоенным согласным в корне (иностранных).
Благоприятны для долготы следующие позиции:
· после ударного гласного (программа, ванна, тонна)
· в начале слова (ссора, ввод)
Краткие произносятся в следующих позициях:
· перед следующим согласным (программка, группка)
· на конце слова (программ, групп)
Чередования с нулем звука:
· Т чередуется с Ø в позициях:
· между С и Н (честно)
· между С и Ц (истца)
· Д чередуется с Ø в позициях:
· между З и Н (уездный)
· между Р и Ц (сердце)
· Л чередуется с Ø в позиции перед НЦ (солнце)
БИЛЕТ № 31. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПО ГЛУХОСТИ/ЗВОНКОСТИ И ПО ТВЕРДОСТИ/МЯГКОСТИ
Факторы, влияющие на появление в одном месте одной морфемы то глухого, то звонкого:
1) качество следующего звука (комбинаторные):
1) перед паузой (#)
2) перед гласным
3) перед сонорным
4) перед звонким шумным (кроме в в')
5) перед глухим шумным
6) перед в+гласный
7) перед в+сонорный
8) перед в+звонкий шумный
9) перед в+глухой шумный
2) позиция в слове (конститутивные):
1) на конце слова
2) в середине слова на месте глухой фонемы
3) в середине слова на месте звонкой фонемы
По твердости/мягкости:
Когда твердый согласный попадает в позицию перед мягким согласным, он испытывает его влияние. На письме такая мягкость не обозначена.
Смена твердого согласного на мягкий в одном и том же месте одной и той же морфемы происходит под влиянием следующего мягкого согласного (буто[н] — буто[н'ч']ик). Такая приобретенная мягкость звука называется ассимилятивной.
Смягчаются: с з т д н перед следующими мягкими зубными и передненебными с' з' т' д' н' ч' ш' (ба[н]т — ба[н'т']ик). Есть исключения — чередования разрушаются на межморфемном стыке (приставка+корень) и в начале слова.
БИЛЕТ № 32. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ПО МЕСТУ И СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Чередование согласных по месту образования.
Зубные [с] [з] перед передненебными-Ш,Ж,Ч,Щ чередуются или меняются с передненебными.
Сыграть-сшить(ш),висеть-повисший(ш), час-ча(ЖЖ)изни,
Зубная аффриката Ц в позиции перед небным Ш-чередуется со звуком Ч
Ницше=ничше
2. Чередование по способу образования
Смычные взрывные согласные (Т и Д) чередуются с аффрикатами в позиции перед С.
оТыскать-оЦсадить/ оТоли-оЦсаши / детский-деЦкий
Смычные взрывные чередуются с имплозивными перед такими же согласными по способу образования - оТколоть-оТТоргать.
БИЛЕТ №33. ПОНЯТИЕ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ФОНЕМ. АРХИФОНЕМА, ГИПЕРФОНЕМА
Фонемы - те звуки языка, которые хорошо осознаются носителями языка т.к. они встречаются в сильных позициях, используются для различения слов(смысловых, значащих единиц)
-звук-различитель
Наряду с сильной позицией выделяют слабую– это позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой дифференцирующих функций: для гласной – это безударная (для большинства языков), а для согласных в основном – в конце слова, а также перед глухими и звонкими согласными. В этих позициях происходит снятие различий между фонемами, что называется нейтрализацией фонем, например: Сама купила сома.
Гиперфонема –это единица фонологии, встречающаяся только в слабой позиции и неприводимой к сильной.
Архифонема - это совокупность общих признаков нейтрализующихся фонем.
Например, архифонема /к/г/ объединяет в себе общие признаки нейтрализующихся фонем /к/ и /г/ без разделяющей их звонкости.
Если архифонема - это единица с неполным комплектом признаков, то гиперфонсма - это двойной или даже тройной набор признаков. В своей классической работе «Основы фонологии» Н.С.Трубецкой также дал классификацию фонологических оппозиций, т.е. противопоставлений фонем с целью выявления сходств и различий.
БИЛЕТ № 34. ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДУЭН-ДЕ-КУРТЕНЭ, ОСНОВАТЕЛЬ ФОНОЛОГИИ. ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Основоположник фонологии является Иван Александрович Бодуэн-де-Куртенэ (1845-1929)
Он ввел понятие фонемы,противопоставив ее со звуком.
Два взгляда на фонему:
1.Фонема- подвижный элемент морфемы.Если звук чисто физическое явление, то фонема- языковая.
Звуки становятся языковыми ценностями и могут рассматриваться лингвистически только тогда, когда входят в состав морфемы.
2.Отход от морфемного критерия-переход на психологический уровень.Это устойчивое представление о звуке без связи с морфемой.
Фонема- постоянно- существующее в нашем сознании(мозгу) представление о звуке, сложившаяся из различных видоизменений одного и того же звука.
Фонема- психологический эквивалент звука.
На основе его идее возникло несколько фонологических школ.
Морфемный критерий стала развивать Московская фонологическая школа(МФШ)
Психологическое направление стала развивать Ленинградская школа во главе с Львом Владимировичем Щербой.