ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
Спецификация проверочных материалов для рубежной диагностики знаний
по географии обучающихся 7-х классов
(февраль 2013 г.)
1.Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня
усвоения учащимися 7-х классов предметного содержания курса географии по программе основной школы, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, и диагностики сформированности общеучебных умений.
2.Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3.Структура диагностической работы
Каждый вариант диагностической работы состоит из 14 заданий: 10 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 4-х заданий с кратким ответом.
В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (до 30% заданий).
4. Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование
Учащиеся должны быть обеспечены географическими атласами для 7 класса (любого издательства).
6. Условия проведения диагностической работы
Строгое соблюдение инструкции по организации проведения независимой оценки знаний обучающихся. При выполнении диагностической работы обучающиеся записывают ответы в бланк тестирования.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 14 баллов. За выполнение проверочной работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале.
8. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям
Содержание проверочной работы охватывает учебный материал по географии, изученный в 6-7 классах (пройденный к моменту проведения тестирования в 7 классе). Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также – способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.
Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице:
№ |
Содержательные блоки (разделы) |
Число |
п/п |
|
заданий |
|
|
в варианте |
1 |
Источники географической информации |
2 |
2 |
Природа Земли и человек |
11 |
3 |
Материки, океаны, народы и страны |
1 |
|
Всего: |
14 |
Перечень проверяемых умений представлен в таблице:
№ |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
п/п |
|
1 |
Знать результаты выдающихся географических открытий и |
|
путешествий |
2 |
Понимать географические следствия движений Земли, географические |
|
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их |
|
изменение в результате деятельности человека |
3 |
Знать и понимать географическую зональность и поясность |
4 |
Знать географические особенности природы материков и океанов |
5 |
Уметь определять на карте расстояния, высоты точек; географические |
|
координаты и местоположение географических объектов |
6 |
Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических |
|
объектов и явлений |
7 |
Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных |
|
территорий Земли |
Перечень проверяемых элементов содержания представлен в таблице:
Код |
Проверяемые элементы содержания |
1.1 |
Географические модели: глобус, географическая карта, план |
|
местности, их основные параметры и элементы (масштаб, |
|
условные знаки, способы картографического изображения, |
|
градусная сеть) |
1.2 |
Выдающиеся географические исследования, открытия и |
|
путешествия |
2.1 |
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли |
2.2 |
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная |
|
поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана |
2.3 |
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, |
|
взаимодействие с атмосферой и сушей |
2.4 |
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла |
|
и влаги на Земле. Погода и климат |
2.5 |
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие |
|
растений и животных, особенности их распространения. |
|
Почвенный покров |
2.6 |
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и |
|
высотная поясность |
3.3 |
Материки и страны |
Указаны коды по кодификатору элементов содержания ФИПИ (сайт www.fipi.ru) для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов (в новой форме).
Примечание. В варианте диагностической работы, получаемом учащимся,
может проверяться только часть элементов содержания и умений,
перечисленных в вышеприведенных таблицах (перечисленные элементы содержания и умения охватываются комплектом вариантов на класс).
A1
A2
A3
Демонстрационный вариант диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся VII классов.
Февраль 2013 г.
При выполнении заданий А1-А10 обведите номер правильного ответа и перенесите его в бланк тестирования слева от номера задания.
Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте мира буквой В?
1)9° с.ш. 17° в.д.
2)9° с.ш. 25° в.д.
3)9° с.ш. 25° з.д.
4)14° с.ш. 25° в.д.
В середине XVII в. в Голландии была снаряжена экспедиция на поиски новых земель. Руководил экспедицией опытный мореплаватель Абель Тасман. В ходе экспедиции были открыты острова Новая Зеландия и исследовано побережье Австралии. Какой из перечисленных географических объектов назван в честь А.Тасмана?
1) вулкан |
2) водопад |
3) море |
4) хребет |
На какой из перечисленных параллелей 23 июня продолжительность светового дня больше продолжительности ночи?
1) 50º с.ш. |
2) 20º ю.ш. |
3) 0º ш. |
4) 50º ю.ш. |
© 2012 Московский центр качества образования Одобрено Ассоциацией учителей географии г. Москвы
A4 |
Какие утверждения о действии климатообразующих факторов верны? |
|||||
|
А. Холодные океанические течения препятствуют выпадению атмосферных |
|||||
|
|
осадков на окраинах материков. |
|
|
||
|
Б. Равнины позволяют континентальным или океаническим воздушным |
|||||
|
|
массам беспрепятственно проникать в соседние районы. |
|
|||
|
1) |
только А |
2) только Б |
3) и А, и Б |
4) |
ни А, ни Б |
A5 |
С помощью атласа определите, |
какой буквой на карте обозначен пункт, |
||||
|
климатограмма которого показана на рисунке. |
|
|
|||
|
|
t, |
ºC |
|
Осадки, мм |
|
|
|
30 |
|
|
|
150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
125 |
|
|
20 |
|
|
|
100 |
|
|
15 |
|
|
|
75 |
|
|
10 |
|
|
|
50 |
|
|
5 |
|
|
|
25 |
|
|
|
|
650 |
|
|
|
|
0 |
|
|
|
0 |
|
|
|
Я Ф М А М И И А С О Н Д |
|
||
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C |
|
|
|
D |
|
|
|
|
1) |
А |
2) В |
3) С |
4) |
D |
|
|
|
© 2012 Московский центр качества образования |
|
|
|
|
|
|
Одобрено Ассоциацией учителей географии г. Москвы |
|
A6 Какое из следующих утверждений об атмосфере является верным?
1)В верхних слоях атмосферы давление выше, чем в тропосфере.
2)В составе атмосферы кислорода больше, чем азота.
3)Ветер возникает из-за разницы атмосферного давления.
4)В экваториальных широтах преобладает повышенное атмосферное давление.
A7 Мощность земной коры наибольшая под
1)Балтийским морем
2)горами Кордильерами
3)Амазонской низменностью
4)Уральскими горами
A8 На территории какого из перечисленных полуостровов наиболее вероятны сильные землетрясения?
1)Скандинавский
2)Лабрадор
3)Апеннинский
4)Чукотский
A9 В каком из перечисленных морей солёность поверхностных вод наибольшая?
1)Балтийское
2)Берингово
3)Северное
4)Средиземное
A10 Зебра и жираф являются характерными представителями животного мира природной зоны
1)широколиственных лесов
2)саванн и редколесий
3)полупустынь и пустынь
4)влажных экваториальных лесов
© 2012 Московский центр качества образования Одобрено Ассоциацией учителей географии г. Москвы
Ответы на задания В1 – В4 запишите сначала в указанном месте в тесте, а затем в бланке тестирования справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с образцом.
B1 |
Как называется самая большая по площади территории пустыня мира? |
|
|
Ответ: ________________. |
|
|
||
|
Расположите горы, обозначенные буквами, в порядке увеличения их |
|
B2 |
||
|
абсолютных высот. |
|
|
||
|
А) |
Альпы |
|
Б) |
Атлас |
|
В) |
Кордильеры |
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. Ответ:
B3 Установите соответствие между климатическим поясом и природной зной, образующейся в её пределах: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную
цифрой. |
|
|
|
|
|
|
|
КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПОЯС |
ПРИРОДНАЯ ЗОНА |
||||
А) субэкваториальный Южного полушария 1) |
тундры и лесотундры |
|||||
Б) |
субарктический |
|
|
2) |
саванны и редколесья |
|
В) |
умеренный Северного полушария |
3) |
лесостепи и степи |
|||
|
|
|
|
|
4) |
арктические пустыни |
Запишите в таблицу выбранные цифры. |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
Б |
В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.
B4 Какой полуостров соответствует следующему описанию: «На территории полуострова находится крайняя южная точка той части света, в которой расположен этот полуостров. Омывается водами второго по величине океана. Береговая линия слабо изрезана. В рельефе преобладают плоскогорья и горы.
Полуостров расположен в субтропическом поясе.»?
Ответ: полуостров ____________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк тестирования!
© 2012 Московский центр качества образования Одобрено Ассоциацией учителей географии г. Москвы
Система оценивания диагностической работы по географии
Верное выполнение заданий А1– А10, В1– В4 оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
А1 |
2 |
А6 |
3 |
А2 |
3 |
А7 |
2 |
А3 |
1 |
А8 |
3 |
А4 |
3 |
А9 |
4 |
А5 |
2 |
А10 |
2 |
№ задания |
Ответ |
В1 |
Cахара |
В2 |
БАВ |
В3 |
213 |
B4 |
Пиренейский |
© 2012 Московский центр качества образования Одобрено Ассоциацией учителей географии г. Москвы