ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

8.1 Граничные стрелки

На обычной (неконтекстной) диаграмме граничные стрелки представляют входы, управления выходы или механизмы родительского блока диаграммы. Источник или потребитель граничных стрелок можно обнаружить, только изучая родительскую диаграмму. Все граничные стрелки на дочерней диаграмме (за исключением стрелок, помещенных в туннель, см. 2.36) должны соответствовать стрелкам родительского блока, как показано на рисунке 20.

Рисунок 20

8.2 ICOM-кодирование граничных стрелок

ICOM-коды связывают граничные стрелки на дочерней диаграмме со стрелками родительского блока. Нотация, названная ICOM-кодом, определяет значения соединений. Буквы I, С, О или М, приведенные около несвязанного конца граничной стрелки на

33

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

дочерней диаграмме, идентифицируют стрелку как Вход (Input), Управление (Control), Выход (Output) или Механизм (Mechanism) в родительском блоке. Буква следует за числом, определяющим относительное положение точки подключения стрелки к родительскому блоку; это положение определяется слева направо или сверху вниз. Например, код «ЗС» возле граничной стрелки на дочерней диаграмме указывает, что эта стрелка соответствует третьей (считая слева) управляющей стрелке родительского блока.

Это кодирование связывает каждую дочернюю диаграмму со своим родительским блоком. Если блоки на дочерней диаграмме подвергаются дальнейшей декомпозиции и подробно описываются на дочерних диаграммах следующего уровня, то на каждую новую диаграмму назначаются новые ICOM-коды, связывающие граничные стрелки этих диаграмм со стрелками их родительских блоков.

Иногда буквенные ICOM-коды, определяющие роли граничных стрелок (вход, управление, механизм), могут меняться при переходе от родительского блока к дочерней диаграмме. Например управляющая стрелка в родительском блоке может быть входом на дочерней диаграмме. Аналогично, вход родительского блока может быть управлением для одного или нескольких дочерних блоков. Примеры изменения ролей стрелок можно видеть на рисунке 21.

34


База нормативной документации: www.complexdoc.ru

П р и м е ч а н и е - Штриховые линии показывают отношения между граничными стрелками и стрелками родительского блока.

Рисунок 21

8.3 Стрелки, помещенные в «туннель»

Туннель - круглые скобки в начале и/или в конце стрелки. Туннельные стрелки означают, что данные, выраженные этими стрелками, не рассматриваются на родительской диаграмме и/или на дочерней диаграмме.

Стрелка, помещенная в туннель там, где она присоединяется к блоку (рисунок 22), означает, что данные, выраженные этой стрелкой, не обязательны на следующем уровне декомпозиции.

Рисунок 22

Стрелка, помещаемая в туннель на свободном конце (рисунок 23), означает, что представляемые ею данные отсутствуют на родительской диаграмме.

Рисунок 23

35


База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Более детально эта ситуация поясняется на рисунке 24.

Рисунок 24

9 Правила построения диаграмм

При построении диаграмм необходимо выполнять следующие правила.

1 В составе модели должна присутствовать контекстная диаграмма А-0, которая содержит только один блок. Номер единственного блока на контекстной диаграмме А-0 должен быть

0.

2 Блоки на диаграмме должны располагаться по диагонали - от левого верхнего до правого нижнего угла диаграммы в порядке присвоенных номеров. Блоки на диаграмме, расположенные вверху слева, «доминируют» над блоками, расположенными

36

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

внизу справа. «Доминирование» понимается как влияние, которое блок оказывает на другие блоки диаграммы. Расположение блоков на листе диаграммы отражает авторское понимание доминирования. Таким образом, топология диаграммы показывает, какие функции оказывают большее влияние на остальные. При параллельном функционировании блоков отношение доминирования часто носит формальный характер, и диагональное расположение блоков лишь способствует читаемости диаграммы.

3 Диаграммы (кроме диаграммы А-0) должны содержать не менее трех и не более шести блоков. Эти ограничения поддерживают сложность диаграмм на уровне, доступном для чтения, понимания и использования.

Диаграммы с количеством блоков менее трех вызывают серьезные сомнения в необходимости декомпозиции родительской функции. Диаграммы с количеством блоков более шести сложны для восприятия читателями и вызывают у автора трудности при внесении в нее всех необходимых графических объектов и меток.

4 Каждый блок неконтекстной диаграммы получает номер, помещаемый в правом нижнем углу; порядок нумерации - от верхнего левого к нижнему правому блоку (от 1 до 6).

5 Каждый блок, подвергнутый декомпозиции, должен иметь ссылку на дочернюю диаграмму; ссылка (например узловой номер, С-номер или номер страницы) помещается под правым нижним углом блока.

6 Имена блоков (выполняемых функций) и метки стрелок должны быть уникальными. Если метки стрелок совпадают, это значит, что стрелки отображают тождественные данные.

7 При наличии стрелок со сложной топологией целесообразно повторить метку для удобства ее идентификации.

8 Следует обеспечить максимальное расстояние между блоками и поворотами стрелок, а также между блоками и пересечениями стрелок для облегчения чтения диаграммы. Одновременно уменьшается вероятность того, что две разные стрелки будут перепутаны.

9 Блоки всегда должны иметь хотя бы одну управляющую и одну входную стрелку, но могут не иметь выходных стрелок.

37


База нормативной документации: www.complexdoc.ru

10 Если одни и те же данные служат и для управления, и для входа, вычерчивается только стрелка управления. Этим подчеркивается управляющий характер данных и уменьшается сложность диаграммы.

11 Максимально увеличенное расстояние между параллельными стрелками облегчает размещения меток, их чтение и позволяет проследить пути стрелок (рисунок 25).

Рисунок 25

12 Стрелки связываются (сливаются), если они представляют сходные данные и их источник не указан на диаграмме (рисунок

26).

Рисунок 26

13 Обратные связи по управлению должны быть показаны как «вверх и над» (рисунок 27а).

38

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Рисунок 27

Обратные связи по входу должны быть показаны как «вниз и под» (рисунок 27б). Так же показываются обратные связи посредством механизма (рисунок 27в). Таким образом обеспечивается показ обратной связи при минимальном числе линий и пересечений.

14 Циклические обратные связи для одного и того же блока изображаются только для того, чтобы их выделить. Обычно обратную связь изображают на диаграмме, декомпозирующей блок. Однако иногда требуется выделить повторно используемые объекты (рисунок 28).

Рисунок 28

15 Стрелки объединяются, если они имеют общий источник или приемник, или они представляют связанные данные. Общее название лучше описывает суть данных. Следует минимизировать число стрелок, касающихся каждой стороны блока, если, конечно, природа данных не слишком разнородна (рисунок 29).

Рисунок 29

16 Если возможно, стрелки присоединяются к блокам в одной и той же позиции. Тогда соединение стрелок конкретного типа с блоками будет согласованным и чтение диаграммы упростится (рисунок 30).

39

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Рисунок 30

17 При соединении большого числа блоков необходимо избегать необязательных пересечений стрелок (рисунок 31). Следует минимизировать число петель и поворотов каждой стрелки (рисунок 32).

Рисунок 31

Рисунок 32

40

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

18 Блоки (функции) дочерней диаграммы являются сопряженными через среду (диаграмму или родительский блок), если они имеют связи с источником, генерирующим данные, без конкретного определения того, как отдельные части данных относятся к какому-либо блоку (рисунок 33).

Рисунок 33

19 Тип интерфейса, показанный на рисунке 34, предпочтителен, поскольку в этом случае определяются конкретные данные, относящиеся к каждому блоку.

Рисунок 34

20 Необходимо использовать (там, где это целесообразно) выразительные возможности ветвящихся стрелок (рисунок 35).

41