ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
-
Функции и свойства внимания -10
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Специфика: 1. не является самостоятельным психическим процессом и особым свойством личности, т.к. оно не существует вне каких-либо психических процессов. 2. не имеет своего особого продукта. 3. сопровождает все психические процессы и является необходимым условием их эффективного протекания.
Функции внимания:
- обраужение сигнала.
- бдительность
- поиск
-активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
- Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
- Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности-определяет точность и детализацию восприятия,
-определяет Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.мыслительной деятельности.
-является своеобразным усилителем для перцептивных( в восприятии) процессов, позволяющим различать детали изображений.
-выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
-для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
-в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
-о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
-внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
- регуляция и контроль протекания деятельности.
Свойства.
• Концентрация – удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Это степень сосредоточения психики, сознания на объекте, деятельности. Концентрация зависит от: объёма и распределения внимания, содержания и степени трудности деятельности, обстановки, волевых качеств, свойств характера, темперамента (сангвиники, флегматики – высокая; холерики, меланхолики – низкая) Зависит от силы и уравновешенности НС.
• Объём – это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. правильно воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного восприятия. (7 +/- 2) – Согласно Корневой Л.В. объем внимания от 4 - 7 объектов.
• Распределение – проявляется в одновременном выполнении человеком 2-х или нескольких видов деятельности. Условия успешного распределения – автоматизация 1 из видов деятельности, содержание совмещаемых видов – легко совмещать умственную и физическую.
Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита в процессе практической деятельности, путем упражнений и накопления соответствующих навыков.
• Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или деятельности. Влияют те же факторы, что и на концентрацию. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания влияют факторы:
· увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения; активность личности; эмоциональное состояние человека. Под влиянием сильных раздражителей может возникнуть неустойчивость внимания, отношение к деятельности; темп деятельности.
• Переключаемость – произвольное переключение внимания с 1 объекта (деятельности) на другой. На переключ-ть влияют: содержание деятельности (легче переключается со скучной на интересную) и степень сложности. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.
Самые известные методики
Тест Торндайка Тест на избирательность внимания.
Корректурная проба (Тест Бурдона) концентрация внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания
Методика «Таблицы Шульте» устойчивость внимания
Методика Горбова «Красно-черная таблица» переключение внимания
Изучали П.Я. Гальперин, В. Вундта, Н.Ф. Добрынин, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского