ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проанализируйте подходы различных авторов к определению понятия «педагогика». Выработайте собственное определение этого понятия.

2. Что является объектом педагогики? Аргументируйте свое мнение.

3. Как вы считаете, что является предметом педагогики? Докажите свой взгляд на это понятие педагогики.

4. Перечислите функции педагогики, выделенные в.А. Сластениным. Вы разделяете его точку зрения? Если да, докажите. Если нет, дополните существующие или предложите собственные функции педагогики.

6. В чем проявляется взаимосвязь педагогики с другими науками? Проанализируйте все возможные, на ваш взгляд, варианты такой взаимосвязи.

7. Дайте определение понятиям «обучение», «самообучение». Назовите и дайте краткую характеристику разным видам обучения.

8. Проанализируйте основные положения современной дидактической концепции.

9. Дайте определение понятиям «воспитание», «самовоспитание». Назовите виды воспитания. Перечислите требования общества к воспитанному гражданину.

10. В чем суть системного подхода к реализации педагогической деятельности? Дайте определение понятию «педагогическая система».

11. Назовите структурные и функциональные компоненты педагогической системы. Дайте им краткую характеристику.

23. Аш Монтессори

24. Аш Вальфадорская.

25. Аш я.Корчка

26.Аш а.С. Макаренко

27. Аш л.Н. Толстого

28.Аш Песталоции.

29.Аш Эльконина-Давыдова.

30. Аш декроли

31.Аш Штацкого.

32.Аш Щетинина.

28.Аш Песталоции.

С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишенных возможности полноценного обучения. Общение со свободолюбивой молодежью, лекции прогрессивных профессоров, внушавших слушателям патриотические идеи и развивавших мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества, труды французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, — таковы истоки формирования мировоззрения Песталоцци.

Избавление от социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавит их от нужды.

Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Основой физического воспитания является стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться и семье с раннего возраста, когда мать учит ребенка делать первые шаги; упражнения суставов положены в основу создания «естественной домашней гимнастики». По мысли Песталоцци, система физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения.

Большое место в физическом воспитании отводилось играм, военным упражнениям. В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным воспитанием.

Включая простую каждодневную жизнь маленьких тружеников в логику, в мышление этих детей, Песталоцци добивался адекватного отражения в индивидуальном сознании объективного мира, а также проверки трудом степени достоверности этого отражения. Песталоцци учил думать и делать, а не только делать; делать и думать, а не только думать. Без этого невозможно целостное и системное, неуклонное обогащение сознания воспитуемых. Он доказал необходимость единства внимания, обобщения, анализа и синтеза, игры и труда, исследований и самопроверки.

Песталоцци мыслил и действовал диалектически, когда рассуждал не по схеме «или – или», а по схеме «и – и». Не умение делать или знать причины и способы действия, а и то и другое. Познание сущности, устройства, причин и связей вещей обеспечивается у него, в частности, и умением их изготовить. Понимание выступает в единстве с запоминанием. Твердое, прочное, ясное знание – результат единства представления, понятия и слова. Ум понимается как единство знаний о вещах со знанием, о способах действий, в частности познавательных.


Одновременно рождаются, согласно Песталоцци, самосознание и убеждения – в ходе действования, усвоения «элементов» и рефлексии. Все душевные способности должны быть уравновешены. Эта целостность обеспечивается всей системой развивающего обучения при некоторых педагогических условиях организации и осуществления воспитания. Сначала совместно с воспитателем, затем все более самостоятельно учащиеся достигают главной цели развивающего обучения: развития своих способностей, сил, становления целостной личности. Воспитание поэтому мыслится только как взаимодействие с воспитанниками, а не воздействие на них.


29.Аш Эльконина-Давыдова.

Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.


Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.


30. Аш декроли

В 1901 Д. открыл около Брюсселя Интт для дефективных детей, в к-ром на основе большой исследовательской работы начал применять новые методы обучения и воспитания. Результатом этих исследований явился и ряд печатных работ, посвящённых методам изучения и классификации аномальных детей, а также методам их воспитания и обучения. В 1907 он создал школу для нормальных детей. Обучение в этой школе строилось на основе принципа "свободы ребёнка". Цели воспитания Д. выразил в краткой формуле, положенной в основу названия школы,- "Школа для жизни, через жизнь". Он считал, что школа лишь тогда будет отвечать своим целям общего воспитания, когда она будет готовить ребёнка к подлинной социальной жизни. Наилучшим условием для такой подготовки является практич. введение детей в жизнь. Д. вводит принцип концентрации школьной программы вокруг т. п. центров интересов. Все темы уч. программы должны быть сконцентрированы вокруг ребёнка: "Ребёнок и его организм", "Ребёнок и животные", "Ребёнок и материалы", "Ребёнок и растения", "Ребёнок и общество", "Ребёнок и вселенная". "Ребёнку,- говорил Д., - важнее всего знать самого себя: какое у него строение, как работают его органы, каково их назначение, как он ест, дышит, работает, играет; почему он чувствует голод, жажду, холод, сонливость; почему он боится или сердится; какие у него недостатки и качества и т. д." (цит. по кн.: Поляк Г., Новая школа на Западе, М., 1928, с. 11). Д. считает также необходимым изучение среды, в к-рой живёт ребёнок, но только в тех пределах, к-рые могут быть им восприняты.

Интерес к занятиям Д. считает рычагом активности детей. Виды детской активности он делит на 3 группы: наблюдение, ассоциация и выражение. Дети наблюдают, читают, рисуют, пишут, вычисляют и измеряют, слушают рассказы учителей и своих товарищей, сами рассказывают и т. д. Особое значение Д: придаёт наблюдениям. Он создаёт детям такие условия, при к-рых они наблюдают предметы и явления природы, занимаясь различной деятельностью: садоводством, уходом за животными, сбором коллекций, путешествиями. Посещая заводы и строительные площадки, дети расширяют круг своих представлений и понятий о человеческом труде. Однако программа школы, рекомендуемая Д., не обеспечивает развития у детей действительно широкого кругозора и усвоения систематизированных знаний. В особенности обеднённым и упрощённым является содержание знаний по гуманитарным наукам. Приспособляя школу к потребностям и интересам ребёнка, Д. суживает понятие жизни; он отвлекает уч-ся от познания подлинной жизни. Следование принципу свободы ребёнка приводит к воспитанию в духе индивидуализма. Д. не проявлял никакого внимания к общественно-трудовой подготовке детей.