ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ОТЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Часть I
АЛЛАГУЛОВ
МИНЕХАТ ТИМЕРХАНОВИЧ
Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
(IX-XIII ВВ.)
Происхождение и расселение восточных славян
• Славяне принадлежат к индоевропейской языковой группе, в составе которой переселились в Центральную и Восточную Европу (между Дунаем, Одером и Днепром).
Там в процессе перехода к земледелию из индоевропейской языковой группы выделилась праславянская общность.
• Впервые упоминаются под именем венедов (Плиний Старший, Тацит, Птолемей Клавдий - I—II вв. н. э.). В V- VII вв. наступает конец праславянского единства - расходятся в западном, юго-западном и восточном направлениях (Прокопий Кесарийский, Иордан)
• -три ветви славян: западные, южные и восточные (анты).
• В "Повести временных лет" (ПВЛ) описывается расселение восточнославянских племен.
Возникновение государственности у восточных славян
• В VI-VII вв. у славян происходит разложение общинно-родового строя, управление осуществляется на принципах военной демократии (народным собранием).
•Основные занятия восточных славян:
•земледелие (подсечно-огневая система в лесах и залежная в степях);
•скотоводство;
•рыболовство;
•охота;
•бортничество (сбор меда диких пчел).
• Происходит общественное разделение труда, ремесло отделяется от земледелия. Несмотря на натуральное хозяйство,развивается торговля (особенно внешняя - путь "из варяг в греки").
В ПВЛ две легенды о возникновении государственности:
• в Киеве (Кий, Щек, Хорив и Лыбедь);
•в Новгороде (Рюрик, Трувор и Синеус - призвание варягов в 862 г.).
•Норманнская теория - возникновение древнерусского государства в результате призвания варягов, вмешательства извне.
•В противовес возникла Антинорманнская теория - отрицание самого факта призвания, достоверности легенды; возникновение государственности до прихода варягов.
•В настоящее время историки полагают, что, хотя Рюрик (в отличие от легендарных братьев) был призван на Русь, процесс возникновения государства - естественный процесс, начавшийся ранее.
Киевская Русь при первых князьях
• Преемник Рюрика Олег (вероятно, родственник Рюрика):
• в 882 г. поход из Новгорода на юг, на Киев, убийство Аскольда и Дира и вокняжение в Киеве - возникает единое Древнерусское государство;
• подчинение окрестных племен (древляне, северяне, радимичи), сбор с них дани (полюдья);
• укрепление границы с кочевниками;
• в 907 г. поход Олега с дружиной во главе восточнославянских племен на Царьград (Константинополь) - успех: выгодный договор с Византией (большая дань и право беспошлинной торговли);
• в 911 г. первый письменный договор Киевской Руси с Византией (расширил предыдущий).
• Сын Рюрика Игорь (преемник Олега):
• подчинил племена уличей и тиверцев;
•поход 941 г. на Византию - провал;
•поход 944 г. - греки откупились, новый договор с Византией (менее выгодный, чем договор 911 г.);
•в 945 г. убит при попытке повторно
собрать дань с древлян ("Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его").
Жена Игоря Ольга:
• отомстила древлянам за убийство мужа, но регламентировала сбор
дани - установила погосты (места и округа сбора дани), ввела повоз вместо полюдья;
• предприняла визит в Константинополь: крестилась для
улучшения отношений с Византией;
Сын Игоря и Ольги Святослав:
• воевал во главе мобильной дружины;
• подчинил вятичей;
•поход на хазар, разгром Хазарского каганата;
•в 967 г. поход в Болгарию (по просьбе Византии), разбил болгар, но вынужден был вернуться из-за нападения печенегов на Киев;
• в 970-971 гг. война в союзе с венграми и болгарами против Византии, на обратном пути (по заключении мира с Византией) убит печенегами (972 г.), позарившимися на богатую добычу.
Владимир Святославович (980-1015) и принятие христианства на Руси
• попытка реформировать язычество - пантеон наиболее почитаемых у различных славянских
племен богов:
•Перун - бог грома и молнии, войны, покровитель дружины;
•Сварог — бог неба, покровитель ремесленников;
•Род и роженицы — божества плодородия;
•Велес — бог скота, покровитель скотоводов;
• Мокошь — богиня женского рукоделия;
• Дажъбог - бог Солнца;
• Стрибог — бог ветра;
• Ярило и Купала - боги весны и лета;
• -попытка унифицировать языческий культ не была воспринята населением.
Причины принятия христианства:
• языческая Русь оказывалась в изоляции от принимающих христианство соседей
(Польша, Венгрия) и христианской Европы;
• монотеизм (единобожие) соответствует сущности нового единого государства, монархической власти;
• расслоение общества требовало новой
идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир - калька земного);
• новая, более гуманная мораль.
Значение принятия христианства:
• расцвет материальной культуры благодаря усилению контактов
с Византией (архитектура, иконопись, фреска, мозаичное дело);
• распространение письменности, церковные рукописные книги, школы при монастырях;
•влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания;
• укрепление княжеской власти;
•сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность;
•усиление контактов с Европой, укрепление
международного положения Руси.
Княжение Ярослава Мудрого
• борьба за "киевский княжеский стол" с братом Святополком, опора на новгородцев и
варягов (1015-1019 гг.);
•окончательная победа над печенегами (1036 г.), на месте победы заложен Софийский собор в Киеве;
•походы на север: основание Юрьева (в Прибалтике) и Ярославля;
•покровительство просвещению и книгопечатанию;
•начало создания первого древнерусского свода законов - "Русской правды";
•установил "очередной порядок" престолонаследия (от брата к брату и далее - к старшему племяннику).
• "Русская Правда": старейший древнерусский свод законов,
создавался на протяжении XI-XII вв. Начало ему положил Ярослав Мудрый в 1016 г. "Русская Правда" делится на "Краткую Правду", составленную в XI в., и
"Пространную Правду", составленную в XII в.
• При сыновьях и внуках Ярослава Мудрого Киевское государство
постепенно утрачивает свое единство,
съезд князей в Любече (1097 г.)
утвердил принцип "каждый держит отчину свою", т. е. закрепил отказ от "очередного порядка" наследования и переход к раздробленности. Последние попытки восстановить единство Киевской Руси предприняли Владимир Всеволодович Мономах (внук Ярослава Мудрого) (княжил в Киеве с
1113 по 1125 гг.) и его сын Мстислав Великий (1125-1132 гг.). Но с 1132 г.
распри начались уже среди потомков Мономаха.
Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная
(XII-XIII вв.)
Причины раздробленности:
• стало формироваться княжеское, а затем боярское землевладение, дружина "осела на землю",- князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей;
•укрепление власти крупных феодалов (князей) на местах, их независимость от Киева;
•значительный рост производительных сил страны, способность отдельных княжеств и городов обеспечить себя всем необходимым;
•ослабление внешней угрозы;
•господство натурального хозяйства, упадок пути "из варяг в греки";
•неудобство и сложность "очередного порядка престолонаследия", установленного Ярославом Мудрым.
Владимиро-Суздальское княжество (Залесский край), до середины XII в. — Ростово-Суздальское княжество.
•От Владимира Мономаха Суздальская земля досталась его сыну Юрию Долгорукому
(княжение 1125-1157 гг.), который в 1155
г. стал киевским князем. Легенда об основании Москвы (1147 г.) - Юрий велел "соделати мал деревян град" и прозвал его Москвой.
•Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) (сын Юрия Долгорукого) перенес столицу из вечевого Суздаля в "молодой" Владимир - опора на дружину и новые социальные слои. Захватил и разорил Киев (1169 г.), но остался жить во Владимире. Убит своей челядью в резиденции Боголюбово (под Владимиром), что свидетельствует об усилении борьбы между князем и боярами.