Файл: otechestvennaya_istoria_chast1_allagulov.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОТЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Часть I

АЛЛАГУЛОВ

МИНЕХАТ ТИМЕРХАНОВИЧ

Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

(IX-XIII ВВ.)

Происхождение и расселение восточных славян

Славяне принадлежат к индоевропейской языковой группе, в составе которой переселились в Центральную и Восточную Европу (между Дунаем, Одером и Днепром).

Там в процессе перехода к земледелию из индоевропейской языковой группы выделилась праславянская общность.

• Впервые упоминаются под именем венедов (Плиний Старший, Тацит, Птолемей Клавдий - I—II вв. н. э.). В V- VII вв. наступает конец праславянского единства - расходятся в западном, юго-западном и восточном направлениях (Прокопий Кесарийский, Иордан)

-три ветви славян: западные, южные и восточные (анты).

• В "Повести временных лет" (ПВЛ) описывается расселение восточнославянских племен.

Возникновение государственности у восточных славян

В VI-VII вв. у славян происходит разложение общинно-родового строя, управление осуществляется на принципах военной демократии (народным собранием).

Основные занятия восточных славян:

земледелие (подсечно-огневая система в лесах и залежная в степях);

скотоводство;

рыболовство;

охота;

бортничество (сбор меда диких пчел).

• Происходит общественное разделение труда, ремесло отделяется от земледелия. Несмотря на натуральное хозяйство,развивается торговля (особенно внешняя - путь "из варяг в греки").

В ПВЛ две легенды о возникновении государственности:

• в Киеве (Кий, Щек, Хорив и Лыбедь);

в Новгороде (Рюрик, Трувор и Синеус - призвание варягов в 862 г.).

Норманнская теория - возникновение древнерусского государства в результате призвания варягов, вмешательства извне.

В противовес возникла Антинорманнская теория - отрицание самого факта призвания, достоверности легенды; возникновение государственности до прихода варягов.

В настоящее время историки полагают, что, хотя Рюрик (в отличие от легендарных братьев) был призван на Русь, процесс возникновения государства - естественный процесс, начавшийся ранее.


Киевская Русь при первых князьях

• Преемник Рюрика Олег (вероятно, родственник Рюрика):

в 882 г. поход из Новгорода на юг, на Киев, убийство Аскольда и Дира и вокняжение в Киеве - возникает единое Древнерусское государство;

• подчинение окрестных племен (древляне, северяне, радимичи), сбор с них дани (полюдья);

• укрепление границы с кочевниками;

в 907 г. поход Олега с дружиной во главе восточнославянских племен на Царьград (Константинополь) - успех: выгодный договор с Византией (большая дань и право беспошлинной торговли);

в 911 г. первый письменный договор Киевской Руси с Византией (расширил предыдущий).

• Сын Рюрика Игорь (преемник Олега):

• подчинил племена уличей и тиверцев;

поход 941 г. на Византию - провал;

поход 944 г. - греки откупились, новый договор с Византией (менее выгодный, чем договор 911 г.);

в 945 г. убит при попытке повторно

собрать дань с древлян ("Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его").

Жена Игоря Ольга:

• отомстила древлянам за убийство мужа, но регламентировала сбор

дани - установила погосты (места и округа сбора дани), ввела повоз вместо полюдья;

• предприняла визит в Константинополь: крестилась для

улучшения отношений с Византией;

Сын Игоря и Ольги Святослав:

• воевал во главе мобильной дружины;

• подчинил вятичей;

поход на хазар, разгром Хазарского каганата;

в 967 г. поход в Болгарию (по просьбе Византии), разбил болгар, но вынужден был вернуться из-за нападения печенегов на Киев;

• в 970-971 гг. война в союзе с венграми и болгарами против Византии, на обратном пути (по заключении мира с Византией) убит печенегами (972 г.), позарившимися на богатую добычу.


Владимир Святославович (980-1015) и принятие христианства на Руси

• попытка реформировать язычество - пантеон наиболее почитаемых у различных славянских

племен богов:

Перун - бог грома и молнии, войны, покровитель дружины;

Сварог — бог неба, покровитель ремесленников;

Род и роженицы — божества плодородия;

Велес — бог скота, покровитель скотоводов;

Мокошь — богиня женского рукоделия;

Дажъбог - бог Солнца;

Стрибог — бог ветра;

Ярило и Купала - боги весны и лета;

• -попытка унифицировать языческий культ не была воспринята населением.


Причины принятия христианства:

• языческая Русь оказывалась в изоляции от принимающих христианство соседей

(Польша, Венгрия) и христианской Европы;

• монотеизм (единобожие) соответствует сущности нового единого государства, монархической власти;

• расслоение общества требовало новой

идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир - калька земного);

• новая, более гуманная мораль.

Значение принятия христианства:

• расцвет материальной культуры благодаря усилению контактов

с Византией (архитектура, иконопись, фреска, мозаичное дело);

• распространение письменности, церковные рукописные книги, школы при монастырях;

влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания;

• укрепление княжеской власти;

сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность;

усиление контактов с Европой, укрепление

международного положения Руси.

Княжение Ярослава Мудрого

• борьба за "киевский княжеский стол" с братом Святополком, опора на новгородцев и

варягов (1015-1019 гг.);

окончательная победа над печенегами (1036 г.), на месте победы заложен Софийский собор в Киеве;

походы на север: основание Юрьева (в Прибалтике) и Ярославля;

покровительство просвещению и книгопечатанию;

начало создания первого древнерусского свода законов - "Русской правды";

установил "очередной порядок" престолонаследия (от брата к брату и далее - к старшему племяннику).

"Русская Правда": старейший древнерусский свод законов,

создавался на протяжении XI-XII вв. Начало ему положил Ярослав Мудрый в 1016 г. "Русская Правда" делится на "Краткую Правду", составленную в XI в., и

"Пространную Правду", составленную в XII в.


• При сыновьях и внуках Ярослава Мудрого Киевское государство

постепенно утрачивает свое единство,

съезд князей в Любече (1097 г.)

утвердил принцип "каждый держит отчину свою", т. е. закрепил отказ от "очередного порядка" наследования и переход к раздробленности. Последние попытки восстановить единство Киевской Руси предприняли Владимир Всеволодович Мономах (внук Ярослава Мудрого) (княжил в Киеве с

1113 по 1125 гг.) и его сын Мстислав Великий (1125-1132 гг.). Но с 1132 г.

распри начались уже среди потомков Мономаха.

Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная

(XII-XIII вв.)

Причины раздробленности:

• стало формироваться княжеское, а затем боярское землевладение, дружина "осела на землю",- князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей;

укрепление власти крупных феодалов (князей) на местах, их независимость от Киева;

значительный рост производительных сил страны, способность отдельных княжеств и городов обеспечить себя всем необходимым;

ослабление внешней угрозы;

господство натурального хозяйства, упадок пути "из варяг в греки";

неудобство и сложность "очередного порядка престолонаследия", установленного Ярославом Мудрым.

Владимиро-Суздальское княжество (Залесский край), до середины XII в. — Ростово-Суздальское княжество.

От Владимира Мономаха Суздальская земля досталась его сыну Юрию Долгорукому

(княжение 1125-1157 гг.), который в 1155

г. стал киевским князем. Легенда об основании Москвы (1147 г.) - Юрий велел "соделати мал деревян град" и прозвал его Москвой.

Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) (сын Юрия Долгорукого) перенес столицу из вечевого Суздаля в "молодой" Владимир - опора на дружину и новые социальные слои. Захватил и разорил Киев (1169 г.), но остался жить во Владимире. Убит своей челядью в резиденции Боголюбово (под Владимиром), что свидетельствует об усилении борьбы между князем и боярами.