ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-измерительного прибора (приборов); -метода измерения; -наблюдателя (исследователя).

Эксперимент — исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов — наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, "синтетичности", а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора в соответствии с его целями в течение естественных процессов.

Вопрос 16

Типология экспериментов и их структура.

Эксперимент - это система приемов и методов изучения явлений посредством изменения условий их протекания. Эксперимент всегда связан с практической деятельностью, он имеет внедренческий характер и представляет собой комплекс методов и средств изучения явлений.

Типология:

1.Естественный эксперимент. Это значит проводимый в естественных, реально ложившихся условиях.

2.Констатирующий. Предполагает изучение состояния объекта и предмета познания без его преобразования.

3.Формирующий. Предполагает открытое влияние на сознание, чувства и поведение человека в виде измененных условий жизнедеятельности.

4.Мерительный. Эксперимент с наличием критериальных показателей выявляемых свойств, позволяющих определять уровень их развития.

5.Квазиэксперимент. Проводится при отсутствии строгих параметров качества. Это

неконтролируемый эксперимент.

6.Панельный. Широкий, с охватом большого количества эксперимен тируемых, например нескольких групп, классов, школ. Как правило, он проводится непродолжительное время.

7.Лонгитюдный. очень глубокий эксперимент на небольшой группе людей и даже одном человеке, но в течение продолжительного времени.

Этапы организации эксперимента :

1)функциональный анализ деятельности исследуемого;

2)фиксация ряда наблюдений за этой деятельностью;

3)анализ результатов;

4)характеристика исследуемого

Вопрос 17

Изучение и обобщение передового педагогического опыта (ППО)

Успешное решение сложных задач качественного профессионального образования во многом зависит не только от уровня организации учебно-воспитательного процесса в учреждении профобразования, но и от того, как в практику работы внедряются педагогические инновации.

Обобщение опыта – многообразный и всесторонний процесс, систематическая и планомерная работа, в которой в той или иной мере принимает участие каждый работник системы профобразования.

Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта невозможно без тщательно продуманной и научно обоснованной программы, а также без организации этой работы в каждом звене системы профобразования.

Сущность передового (результативного) опыта

В словаре педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Педагогический опыт подразделяется на:

1.исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования),

2.массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей),

3.передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического

процесса),

4.новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

Воснове передового опыта лежит стремление педагогов создать индивидуальную систему профессионального мастерства, избежать шаблонные подходы, стереотипные действия.

«Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников учреждения образования».

Передовой педагогический опыт – это результат большого напряженного, а главное, творческого труда.


Критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта.

Первым важным признаком или критерием ППО является актуальность, т.е. его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий показатель ППО – рациональность, т.е. оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Пятый показатель ППО - Новизна - Отсутствие аналогов в практике педагогической работы.

Шестой показатель ППО - Значимость . Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов.

Седьмой показатель ППО – Эффективность. Позитивные качественные результаты использования в практике (по данным мониторинга).

Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Девятый – Воспроизводимость. Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической работы.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.

Выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для распространения и заимствования другими педагогами.


Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).

Итак, после выявления опыта начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен.

Изучение передового педагогического опыта

1.Изучению и обобщению может подлежать:

-целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

-система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);

-использование одного эффективного приёма (время изучения определит сам педагог);

-опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод);

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определённой системе: метод, технология, отдельный приём, способ, средство и т.п.

2.Основанием для внесения в план изучения и обобщения того или иного объекта является востребованность педагогического опыта.

Изучение опыта – процесс глубокого ознакомления с ним: сбор фактического материала о педагогическом процессе, его результатах. Очень важно установить, чем же изучаемый опыт отличается от существующего массового, выявить в нём общее, особенное, специфичное. В процессе работы изучается суть опыта, его проявления, задачи, содержание, технологии, формы, методы, приёмы, средства, конкретные условия его возникновения и развития, особенности личностных качеств педагога, продолжительность времени становления опыта, результат.

Планирование работы по изучению и обобщению передового опыта строится по формуле:

Цель (для чего?) – содержание (что?) – методы, средства (как?) – результат (какой?).

Планировать такую работу не просто – её нельзя выразить в количественных показателях. Длительность изучения и обобщения педагогического опыта находится в прямой зависимости от объёма изучаемого объекта. Работа может быть завершена

описанием в течение одного учебного полугодия, а может планироваться на год и более.

Методы изучения педагогического опыта

Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы:

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе образовательного мониторинга учащихся; сравнение документов автора



педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности;

2.Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта.

3.Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации образовательно-воспитательных процессов и явлений. Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.

4.Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов.

5.Метод самооценки: метод, оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

6.Беседа: ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

7.Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов.

8.Изучение продуктов деятельности: изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности.

9.Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим): Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта.

10. Обработка фактического материала осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а затем обобщения, установления определенных закономерностей.

Используя перечисленные методы обработки фактического материала, педагогический опыт может быть обобщен в следующих формах:

доклад, статья, отчет;

буклет, плакат, листовка;

кинофильмы, компьютерные презентации, видеоролики;

видеозапись, магнитофонная запись;

методические разработки и др.).

Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и, при необходимости, добрать его, провести практическую проверку полученных результатов.

Обобщение педагогического опыта Обобщение опыта предполагает: выделение главных идей опыта, оценку его по выше

названным критериям, его характеристику в категориях педагогики (цель, содержание,