ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
технологии, формы, методы, приёмы, средства, условия, результаты), описание с обозначением составных элементов опыта и раскрытие связей между ними.
Обобщить опыт – значит описать его в виде целостной структуры. Понять, почувствовать, увидеть структуру опыта – важная задача педагога, обобщающего свой или чужой опыт.
Собранные факты и материалы необходимо систематизировать по отдельным вопросам, которые исследовались в работе педагога. Затем выделить типичное, характерное, отбросив второстепенное, несущественное, сделать обоснованные выводы. Провести педагогический анализ отобранных и систематизированных материалов. Собрав достаточный материал, проанализировав и обобщив его, педагог описывает опыт, прилагает к нему необходимый материал (перечень его зависит от сути изучаемого опыта).
Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.
Вопрос 18
Этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта.
Педагогический опыт — совокупность знаний, умений и навыков, полученных учителем в процессе учебно-воспитательной работе.
На основе педагогического опыта формируется педагогическое мастерство учителя. Одновременно он является источником развития педагогической науки. Полученные во время обучения в высших педагогических учебных знания только в школьной практике становятся гибкими и глубокими, оптимизируют педагогические действия учителя. В процессе педагогической деятельности опыт осмысливается, обновляется, опираясь на психолого-педагогическую науку. Активизирует развитие педагогического мастерства и изучения чужого опыта, сравнение его с собственным.
Характерной особенностью передового педагогического опыта является его направленность на решение актуальных проблем учебно-воспитательного процесса школы.
Важным его показателем является стабильность. Это означает, что результативность обучения и воспитания должна быть проверена временем. Перспективность передового педагогического опыта предполагает, что он «работает» и в практической деятельности других педагогов, его можно распространять, воплощать в жизнь.
Учитывая особенности деятельности педагога, передовой опыт может быть новаторским или образцовым. Новаторски педагогическому опыту присущи оригинальность, новизна. Опыт педагога-новатора, носит экспериментальный характер, называют исследовательским. Если речь идет о совершенствовании форм, методов, средств обучения и воспитания на основе творческого их использования, то такой опыт есть рационализаторство. Примерный педагогический опыт — это добросовестная деятельность учителя, который умело использует достижения педагогической науки,
методические рекомендации ученых, методистов, опыт других педагогов, и на этой основе его учебно-воспитательная работа является образцом для других.
Школа должна стимулировать поиск учителей, работающих творчески.
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт фиксируют в процессе внутришкольного контроля на педагогических чтениях, конференциях и т.д.
Чтобы он стал достоянием массовой практики, его нужно изучать и обобщать, предусматривающий следующие этапы работы:
а) определение педагогической проблемы и объекта изучения. На этом этапе формулируют тему опыта, обосновывающие его актуальность, формируют группу для его изучения,
б) предварительное изучение опыта. Этот этап предполагает предварительное ознакомление с объектом опыта через посещение учебных занятий, беседы с педагогами, изучение школьной документации. На этой основе определяют идеи передового опыта, уточняют методы его изучения,
в) теоретическая подготовка. Лица, которые изучают передовой опыт, должны знать существующие теоретические и методические положения по этой проблеме, что позволит определить степень новизны опыта, выяснить педагогические условия, обеспечивающие его результативность
г) основное изучения опыта. На этом этапе собирают эмпирический материал, изучают отдельные звенья учебно-воспитательного процесса, организуют контрольные экспертизы (срезы). Собранный материал классифицируют на типичный и случаен, потому его систематизируют и обобщают. Эта работа заключается в аргументации и подкреплении эмпирическим материалом сформулированных на этапе теоретической подготовки исходных теоретических положений. В процессе систематизации и обобщения опыта именно эти положения являются основой определения его основных идей, выработка методических рекомендаций по решению исследуемой проблемы, оценка перспективности опыта.
Формами и методами воплощения передового опыта являются: открытые уроки и другие занятия; устные сообщения результатов изученного, обобщение передового педагогического опыта в выступлениях педагогов в школе, на совещаниях, курсах, семинарах представителей народного образования; письменные сообщения результатов изученного, обобщение передового педагогического опыта в форме методических писем, методических разработок, статей в газетах и журналах, издание брошюр, монографий, сборников материалов конференций и семинаров;наглядно-демонстрационное популяризация передового педагогического опыта — организация выставок, специальные стенды при методкабинета и др.
Действенность передового педагогического опыта обеспечивает органичное взаимодействие педагогической науки и школьной практики, предостерегает учителей от случайностей и ошибок в поисках новых методов обучения и воспитания.
В опыте педагогов-новаторов четко прослеживаются индивидуальные признаки, которые отличают их педагогическую деятельность, раскрывают индивидуальность. Немало в их работе и общих признаков. В своей основе они имеют такие идеи педагогики сотрудничества: использование разнообразных отношений в коллективе с воспитательной целью; обдумывания форм и методов работы с таким расчетом, чтобы дети взаемовиховувалися; привития учащимся умение анализировать свою деятельность и отношения; единство педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе , обучение без принуждения; оптимистический взгляд на ученика, его возможности формирование у учащегося объективной самооценки и восприятие окружающей действительности
Вопрос 19
Методы диагностики и анализа педагогической деятельности
Прежде всего нужно провести знакомство с результатами педагогической деятельности. Такое знакомство может проходить в различной форме – анализ деятельности учеников, посещение уроков, беседы с учащимися, родителями и педагогами. Целью такой работы является выявление результатов, более лучших и значительных, по сравнению с другими.
Плюс к этому посещение учительских конференций, симпозиумов и семинаров. Обычно на таких собраниях учителя делятся своими достижениями, рассказывают об успехах в учебной и воспитательной работе. Во время таких конференций проходит, конечно, и знакомство с результатами педагогической деятельности, однако более глубоко изучение происходит в формах непосредственного участия.
Методы анализа и диагностики
Первостепенное значение в процессе изучения имеют эмпирические методы – наблюдение, беседа, изучение научных педагогических трудов и т.д.
Наблюдение
Наблюдение является одним из самых распространённых методов изучения различных вещей. В процессе наблюдения есть возможность непосредственного знакомства с деятельностью учителя. В связи с этим, учителя часто проводят открытые занятия по своей исследовательской проблематике, приглашают коллег и учёных для знакомства и анализа своей педагогической деятельности. Перед наблюдением необходимо составить программу наблюдения, т.е. определить те моменты, на которые необходимо будет обратить своё внимание. После наблюдения необходимо обязательно сделать выводы.
Беседа
Во время беседы есть возможность узнать более подробно и в непринуждённой обстановке о деятельности педагога. К беседе также необходимо заранее готовиться,
необходимо, по возможности, составить план беседы, акцентировать своё внимание на интересующих проблемах и постараться в процессе беседы их обсудить.
Интервьюирование
К этой форме работы необходимо тщательно готовиться. До начала интервьюирования необходимо изучить работу педагога, проанализировать её с точки зрения современной теории и практики образования, составить план интервью. Только при соблюдении указанных требований интервью может дать соответствующие результаты.
Вопрос 20
Опыт организации научных исследований студентов на основе учебного курса по разным направлениям (экология, культура, ИЗО, иностранный язык, математика, русский язык, начальное и дошкольное обучение и т.д.).
Например рассматриваем такую науку как экология.
Экология-наука об окружающей среде, имеющая огромное значение в формировании ЗОЖ у детей.
Рассматривает такие вопросы:
1)Какое значение имеет окружающая среда для обучения детей
2)Экология самой школы
Или взять например искусство.
Искусство-важнейшая функция, влияющая и привносящая свой вклад в обучение ребенка. Связь искусства с жизнью, виды искусства.
Выбрать вопрос (науку) и рассказать на этом примере о ней.
немного о вкладе этой выбранной науки в обучение ребенка и все
Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе, к своему здоровью актуальна и современна. Мы учим детей с самого раннего возраста бережно относиться к природе, любить свою Родину. И если мы своим личным примером будем демонстрировать правильное поведение и отношение к природе, то будем надеяться, что дети будут экологически грамотными.
Разработаны конспекты занятий, беседы, выступления на родительских собраниях, подвижные и дидактические игры экологического характера.
Большое внимание уделяется проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учим уважительному отношению к окружающему миру.
Влияние природы на детей огромно, а впечатления детские остаются на всю жизнь, поэтому на прогулке обращается их внимание на красоту окружающей среды.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа
– неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение крастением и животным. Ввести ребенка в мир
природы, сформировать реалистические представления – знание о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи детского сада.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др; это наносит вред не только природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их
.Исправить имеющиеся неправильное представление значительно труднее, чем образовать новые, правильные.
Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движений, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность.
Очень важно, чтобы дети еще в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. И поэтому во всех образовательных программах большое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников.
Вопрос 21
Методическое обеспечение выполнения курсовых и дипломных работ по дисциплинам
Начиная с 1970х гг. в нашей стране стали создаваться учебно-методические комплексы открытые системы учебных пособий, обеспечивающих комплексный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебников, задачников, книг для чтения, хрестоматий, рабочих тетрадей, методических пособий для учителя, видеокассет, CDRom и т.п.
В наше время уже невозможно представить себе учебный комплекс без сопровождающих его интерактивных средств общения, где у авторов учебников появляется возможность вступать в диалог со студентом, индивидуально или группой. В европейском образовательном пространстве общение профессора со студентами по электронной почте, будь то обсуждение выполненной письменной работы или вопросы и ответы, считается неотъемлемым элементом обучения. Каждому преподавателю, претендующему на собственный курс, необходимо продумать стратегию и тактику такого общения, заранее быть готовым к нему, а также вынести часть материалов из учебника в онлайновое пространство. Онлайновая коммуникация – это тоже часть учебнометодического комплекса.
Состав и содержание учебно-методического комплекса дисциплины рассматривали в своих работах Попырина Е. А, Селевко Г.К, Макаров А.В, Демкин В. П. и многие другие.