ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль УМК(учебно методического комплекса) в создании работ УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических

знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п.

Структура УМК:

Существует две точки зрения на структуру УМК:

а) основу комплекса составляет учебник с дополняющими его пособиями;

б) комплекс состоит из равноправных компонентов, которые лишь в сумме равны учебнику. Вопрос о составе УМК остается до конца не решенным. Его обязательными компонентами при этом считают учебник, методические пособия для преподавателя и студента, аудиовизуальное приложение.

Вучебно-методическом комплексе (УМК) все должно быть небольшим по объему, кратким, лаконичным. В кратком учебнике студенты ценят конструктивное изложение главного, возможность, как и в словаре, быстро находить нужное. Такими же краткими станут и лекции профессора. В Болонской системе на них отводится 2025% учебного времени, все оставшееся самостоятельная работа студента (включая лекции, тьюторские занятия, практикумы, контрольные и т. п.). Самостоятельная работа ориентирована, прежде всего, на подготовку различных письменных работ, развивающих мышление, логику, аналитические способности.

ВУМК могут входить не только традиционные (учебник, хрестоматия, сборник ситуаций), но и новые книжные жанры (учебникхрестоматия, учебниксловарь, рабочая тетрадь), а также такие, как электронный учебник, базы данных, электронные гипертексты, дистанционные учебники и пособия.

Как правило, состав учебно-методического комплекса включает:

Учебник или учебное пособие по данному курсу.

Учебную программу курса.

Перечень базовой и рекомендованной литературы.

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины (раздела, темы).

Методические рекомендации (указания) по выполнению практических заданий, упражнений, занятий.

Методическиематериалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.

Рекомендации (указания) по выполнению курсовых, дипломных работ.

Программа (курсового) итогового экзамена по дисциплине в виде перечня вопросов или батареи тестов.

Раздаточный материал и наглядные пособия, которые включают рабочие тетради, справочные и хрестоматийные издания, компьютерные учебники, аудио и видеоматериалы.


Принимаются две формы реализации УМК бумажная и электронная (обязательное условие)

Вопрос 22

Рекомендации по организации и самоорганизации самостоятельной учебноисследовательской работы студентов (УИРС)

В педагогической литературе встречаются различные подходы определения понятия «самостоятельная работа», обобщая которые мы дадим следующее определение: «Самостоятельная работа - это планируемый процесс выполнения студентами заданий, различного уровня сложности, как при методической поддержке преподавателя, так и без его непосредственного участия».

Самостоятельная работа в вузе многофункциональна. Работая самостоятельно, студенты прочно и глубоко усваивают предметный учебный материал, развивают навыки исследовательской и профессиональной деятельности, умения работы с учебной и научной литературой, способность принимать ответственные и конструктивные решения в различных кризисных ситуациях.

Организация самостоятельной работы студентов осуществляется с учетом дидактических принципов, отражающих специфику данного направления педагогической деятельности в вузе. Рассматривая принцип, как руководящую идею, рекомендации, направляющие деятельность преподавателя и студента на достижение поставленных целей, мы предлагаем следующую систему принципов, которые способствуют формированию у студентов умений и навыков самостоятельной работы:

Принцип единства учебной (аудиторной) самостоятельной (внеаудиторной) деятельности студентов. Аудиторные занятия должны обеспечивать выполнение обязательного минимума самостоятельной работы всеми студентами и проводиться под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить своевременную консультацию. Для успешности ее выполнения преподавателем разрабатываются методические рекомендации и указания, алгоритмы, обеспечивающие успешное выполнение заданий и направленные на развитие самостоятельности студентов.

2. Принцип индивидуализации и дифференциации, позволяющий максимально учитывать познавательные возможности, способности и интересы студентов. Реализация данного принципа предполагает разработку разноуровневых заданий, необходимость использования которых объясняется тем, что студенты имеют различные интеллектуальные способности. Разноуровневые задания должны включать как обязательную часть, отражающую требования стандарта высшего профессионального образования. Студентам успешно успевающим по предмету, быстро справляющихся с заданиями, следует предлагать индивидуальные задания повышенной сложности, предложить им участие в научно-исследовательской деятельности, в работе над проектами, консультирование более слабых студентов.


3. Принцип профессиональной направленности, способствующий переводу учебнопознавательной деятельности студентов в профессионально-педагогическую. Профессионально-педагогическая направленность характеризуется личностными качествами учителя, формируется и развивается на основе интереса к педагогической деятельности, теоретических знаний, подкрепляется собственным педагогическим опытом, приобретаемым будущими учителями в процессе педагогической практики в школе.

Одним из путей и средств повышения профессионального интереса студентов является решение педагогических задач на высоком уровне мастерства, выполнение учебно-творческих заданий, подготовка докладов, написание эссе; постановка и решение проблемных и ситуативных заданий; работа студентов над социально-педагогическими проектами практической направленности.

4.Принцип сознательности и творческой активности студентов. Реализация этого принципа в организации самостоятельной работы студентов требует от студента осознаваемого усвоения знаний, а также приемов мыслительной деятельности, способов самостоятельной работы в процессе активной познавательной деятельности.

5.Принцип посильной трудности заданий для самостоятельной работы, учета времени на их выполнение. Данный принцип требует соответствия степени трудности задач, заданий, содержания и объема самостоятельно изучаемого материала уровню интеллектуального развития студентов, результатам их предварительной подготовки.

Следует отметить, что для эффективного выполнения студентами самостоятельных работ необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей вуза, планирование объема самостоятельной работы в учебных планах, разработки учебнометодических пособий, направленных на ее организацию и помощь студенту. Для того чтобы самостоятельная работа студентов была эффективной необходимо выполнение следующих дидактических условий: 1) оптимальное сочетание аудиторной и самостоятельной работ, методика ее организации; 2) создание учебно-методического обеспечения самостоятельной работы, включающего разработку учебно-методических материалов, ориентирующих студентов в требованиях, объеме, времени выполнения заданий; учебных пособий; конспектов лекций, дидактического раздаточного материала к практическим и лабораторным занятиям; диагностических, тренировочных и контрольных заданий, а также использование Internet-ресурсов, внедрение системы дистанционного обучения; 3) осуществление систематического контроля результатов самостоятельной работы студентов.

В зависимости от места, времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя, а также способа контроля результатов следует выделять следующие виды самостоятельной работы студентов: самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ); систематическое чтение и конспектирование литературы; написание рефератов, курсовой работы; обработка и анализ экспериментальных данных, полученных во время экспериментов и наблюдений для научно-исследовательских работ в рамках студенческого научного кружка; выполнение студентом домашних заданий учебного и творческого характера и др.


Вопрос 23

Формы организации самостоятельной исследовательской работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа студентов (далее СИРС) – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Технология организации СИРС должна быть поэтапной и обоснованной. Для эффективного осуществления этого вида деятельности необходимы готовность профессорско-преподавательского состава, качественная учебно-методическая и соответствующая нормативно-правовая база.

Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Таким образом, речь идет о подготовке специалистов завтрашнего дня, конкурентоспособных в мировом масштабе, умеющих творчески, оперативно решать нестандартные производственные, научные, учебные задачи с максимально значимым эффектом, как для себя, так и в целом для общества.

Входе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

углублять и расширять их профессиональные знания;

формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;

научить студентов овладевать приемами процесса познания;

развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;

развивать познавательные способности будущих специалистов.

Входе постановки целей и задач необходимо учитывать, что их выполнение направлено не только на формирование общеучебных умений и навыков, но и определяется рамками данной предметной области.

Всовременной литературе выделяют два уровня самостоятельной работы: управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов и собственно самостоятельная работа.

Именно первый уровень наиболее значим, т.к. он предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, следуя которым студент приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности.

Основная задача организации СИРС заключается в создании психологодидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СИРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального пассивного выполнения определенных заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Таким образом, в результате самостоятельной работы студент должен научиться осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией,