ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике
2.4. Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования
Вопросы и задания для самопроверки
Глава 3. Целеполагание в педагогике
3.2. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе
3.3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования
Гражданско-патриотическое воспитание школьников
Художественно-эстетическое воспитание
Физическое и экологическое воспитание школьников
Нравственное воспитание школьников
Вопросы и задания для самопроверки
Глава 4. Общие закономерности развития личности.
4.1. Закон развития высших психических функций человека по л.С.Выготскому.
Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)
Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет) ведущая деятельность – учеба:
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)
Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)
Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)
4.3. Деятельность как фактор развития.
4.4. Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 5. Современное состояние образования
5.1. Анализ состояния современной системы образования
Негативные тенденции в развитии образования
5.2. Основные положения новой образовательной парадигмы.
Действующая структура образования в Республике Беларусь
Перспективная структура образования Республики Беларусь
5.4. Система общего среднего образования. Учебные заведения нового типа.
Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная:
формирование самосознания (представление о себе самом, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
соотношение себя с идеалом, развитие способностей к самовоспитанию, самообразованию;
возрастание волевой саморегуляции;
усиление концентрации внимания, увеличение объема памяти, логизация учебного материала, сформированность абстрактно-логического мышления;
развитие умений самостоятельно разбираться в сложных вопросах, принимать решения;
формирование собственного мировоззрения как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
пренебрежение к опыту и советам старших; критиканство, проявление недоверия;
проявление рационализма, практицизма;
готовность к самоуправлению, новому осмыслению всего окружающего, жизненному определению человека; приобретение определенной степени психологической зрелости;
стремление к получению профессии – основной мотив познавательной деятельности;
отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
завершение полового созревания, формирование отношений к зарождающимся сексуальным желаниям;
появление первого чувства любви, дружбы;
существенная перестройка эмоциональной сферы;
недостаточное осознание последствий своих поступков.
Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)
зрелость в умственном, нравственном отношении;
убежденность, сложившееся мировоззрение;
чувство нового – смелость, решительность;
самостоятельность, прямолинейность;
критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;
сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших;
скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
принятие ответственных решений (выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни);
выбор спутника жизни, готовность к созданию своей семьи, активность в сексуальной сфере.
4.3. Деятельность как фактор развития.
1. Многообразные концепции развития личности можно отнести к двум основным, противоположным по своей сути теориям:
становление и развитие личности – это самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние силы, действующие независимо от воспитания и обучения. При этом развитие личности происходит спонтанно, личность как бы самостоятельно вызревает, а специально организованные на научной основе процессы воспитания и обучения играют пассивную роль в личностном формировании;
личность формируется в деятельности, участие растущей личности в деятельности обеспечивает формирование запроектированного образа личности, что предполагает разработку форм и содержания этой деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, ее интересов и потребностей.
2.Основными видами деятельности для растущей личности являются игра, учение, труд.
Педагогические требования к организации и осуществлению деятельности как фактору развития личности:
формы и содержание деятельности должны соответствовать интересам личности, при этом сама деятельность выступает источником открытий, вдохновения, радости;
по мере участия ребенка в деятельности расширяется его самостоятельность, ответственность за полученные результаты;
деятельность должна иметь творческий характер;
необходимо включение ребенка не только в индивидуальную самостоятельную деятельность, но и в коллективную, направленную на сотрудничество, партнерство, демократический стиль общения;
деятельность должна быть четко спланированной, а ее цели и результаты конкретно определены и приняты учащимися;
в ходе участия ребенка в деятельности необходимо создать для него ситуацию успеха (деятельность обязательно должна быть успешной!!!).
Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, в процессе которой проявляются другие виды деятельности (например, в игре – элементы учебной); возникают частые психические процессы (в игровой – активное воображение, фантазия); усваиваются ценности, нравственно-правовые нормы поведения и общения. Изменение ведущего типа деятельности в соответствии с возрастными периодами ребенка выступает средством его эффективного развития (см. п.4.2., таблицу 14).
Таблица 14.
Периодизация психического развития личности и характеристика психических познавательных процессов
Возрастные периоды |
Ведущая деятельность |
Направленность личности |
Характеристика психических познавательных процессов |
Младший школьный возраст
Средний школьный возраст
Старший школьный возраст |
Учебная деятельность
Общественно-полезная деятельность
Учебно-профессиональная деятельность |
Осознание себя как социального существа. Развитие мотива долга, удовлетворения от своих достижений, рефлексии собственного поведения
Стремление утвердить «я» в системе общественных отношений. Появление друга – первое личное достижение подростка. К 10 –11 годам развивается способность к самоанализу, к 14 – 15 годам – саморегуляции. Формируются идеалы, профориентация.
Формирование творческой индивидуальности, стремление к самореализации. Определение гражданской позиции, осуществление выбора профессии. Развитие инициативы, самостоятельности, ответственности. |
Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Развитие абстрактно-понятийного мышления. Переход от непроизвольного запоминания к запоминанию словесных формулировок. Психические процессы неустойчивы, имеют яркую эмоциональную окраску.
Развитие способности к абстрактным и сложным дедуктивным рассуждениям. Овладение операциями абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации, постоянного оперирования понятиями. Развитие памяти от наглядно-образной к словесно-логической.
Активное развитие теоретического мышления. Овладение приемами опосредованного запоминания. Формируются внимательность и наблюдательность. Внимательность поддерживается даже в неблагоприятных условиях. |
Механизмом развития личности посредством деятельности выступает реализация условий, которые создает педагог в процессе деятельности и которые оказывают позитивное влияние на сознание, чувства, поведение школьников. Такими условиями являются:
внешние условия (создаваемые и реализуемые педагогом), способствующие формированию у обучающихся умений адаптироваться к нормам социального поведения и регулировать в соответствии с ними свои действия и общение;
внутренние условия (реализуемые самой личностью ученика), обеспечивающие процесс самовоспитания, при котором общечеловеческие ценности, нравственно-правовые нормы, действующие в социуме, переводятся (трансформируются) во внутренние установки, привычки, действия.
Таким образом, необходим механизм перевода целей воспитания и развития личности в целевые установки собственной деятельности личности. Этим механизмом выступает мотивация деятельности ученика.
Способы мотивации деятельности ученика:
четкая постановка целей деятельности ученика и принятие ее им;
представление об объеме, способах, времени выполняемой работы, что дает ученику возможность как бы «увидеть» весь процесс от начала и до конца и сформировать собственную установку на темп, ритм, опираясь на свои возможности;
помощь ученику в ходе деятельности, внимание к его работе, что подчеркивает значимость его деятельности, ее необходимость и полезность;
опора на положительное в ученике, что поддерживает его уверенность в достижении результата;
доверие, вера в успех ученика, опора на его самостоятельность; создание ситуации успеха, т.е. разработка такого задания и такой методики, при которой ученик обязательно справится с работой;
определение перспективы личностного роста, учет личного интереса ученика;
повышение социального статуса ученика в коллективе через освоение новых знаний, опыта, достижение повышенных результатов;
постоянная рефлексия – осознание учеником значимости деятельности для себя и социального окружения, сочетание оценки и самооценки;
создание обстановки, располагающей ученика к творческой деятельности, вызывающей положительные эмоции;
четкая организация труда; включение учеников в деятельность «без раскачки», «охлаждения», создание необходимых условий до начала работы;
включение всех учащихся в активную деятельность, сочетание индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь;
гуманная система взаимоотношений в системах учитель - ученик, ученик – ученик при сочетании требовательности и уважения к личности ученика.
Таким образом, соединение внешних педагогических условий с внутренней работой мысли и души ученика через мотивацию его деятельности становится фактором его социального развития.