ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике

2.3. Основные методологические подходы в педагогике Основными методологическими подходами в педагогике являются:

2.4. Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования

Вопросы и задания для самопроверки

Глава 3. Целеполагание в педагогике

3.1 Понятие цели воспитания

3.2. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе

3.3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования

Гражданско-патриотическое воспитание школьников

Художественно-эстетическое воспитание

Физическое и экологическое воспитание школьников

Трудовое воспитание

Нравственное воспитание школьников

Воспитание семьянина

Вопросы и задания для самопроверки

Задание 1

Глава 4. Общие закономерности развития личности.

4.1. Закон развития высших психических функций человека по л.С.Выготскому.

Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)

Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет) ведущая деятельность – учеба:

Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)

Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)

Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)

4.3. Деятельность как фактор развития.

4.4. Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 5. Современное состояние образования

5.1. Анализ состояния современной системы образования

Негативные тенденции в развитии образования

5.2. Основные положения новой образовательной парадигмы.

Действующая структура образования в Республике Беларусь

Перспективная структура образования Республики Беларусь

5.4. Система общего среднего образования. Учебные заведения нового типа.

  • усиления дифференциации содержания основного и дополнительного образования;

  • включения в содержание обучения новых дисциплин (экология, экономика, основы права и др.);

  • организация новых форм и технологий обучения и воспитания.

В вузах учет потребностей и интересов обучающихся обеспечивается внедрением многоступенчатой подготовки специалистов, вариативных и гибких учебных планов и программ, развивающих образовательных технологий, что представляет новые возможности для личности при выборе профессии, достижении более высокого уровня профессионального образования и адаптации к динамично меняющимся условиям.

Ситуация, сложившаяся в конце ХХ в.- нач. ХХIв. в системе образования Республики Беларусь, России, других стран СНГ, по-разному классифицируется аналитиками и исследователями. Некоторые из них оценивают состояние системы образования как достаточно стабильное и считают, что образовательного кризиса в стране не существует. В качестве аргументов ими приводятся следующие положения:

  • образование – одна из социальных областей, которая функционирует относительно стабильно в отличие от экономики, сельского хозяйства, промышленного производства;

  • результаты международных социологических опросов свидетельствуют, что республика имеет достаточно высокие показатели по уровню образованности населения среди развитых стран. Этот вывод подтверждают итоги участия белорусских школьников, студентов в предметных международных олимпиадах и турнирах.

Однако большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее десятилетие; некоторые из них называют современное состояние образования кризисным.

Позитивные тенденциив развитии образования:

  • гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса;

  • вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);

  • значительное обновление и разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

  • дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;

  • переход вузов на многоступенчатую подготовку специалистов – бакалавров и магистров;

  • разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

  • использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.



Негативные тенденции в развитии образования

  1. Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся.

Так, 80% учащихся -- гипертоники; 55% -- страдают нервными срывами из-за переутомления; 80% -- в условиях школы испытывают воздействие неоправданного стресса.

Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Исследователи выделяют следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических расстройств:

  • неспособность детей справиться с учебной программой;

  • усложненные и перегруженные учебники;

  • враждебное отношение учителей к школьникам;

  • чрезмерная умственная нагрузка учащихся (старшеклассники имеют в неделю более 42 рабочих часов, не считая домашних заданий; учебная нагрузка школьников за последние пятьдесят лет увеличилась почти вдвое).

Например, недавно Комитет по образованию Москвы, обеспокоенный состоянием здоровья старшеклассников, издал специальный приказ, звучащий вполне по-военному: "Об оперативных мерах по уменьшению нагрузки учащихся выпускных классов…". Директорам школ приказано, чтобы продолжительность учебной недели у одиннадцатиклассников не превышала 36 часов. Учителя должны вести в классных журналах учет времени, потраченного на выполнение домашних заданий, – оно не должно превышать половину времени аудиторной нагрузки. Запрещено задавать домашнее задание по всем предметам, кроме математики, физики, биологии, химии, истории, русского языка, литературы и иностранного языка. Также не разрешается проводить больше двух контрольных работ в неделю, а перемены не могут быть меньше 10 мин.

  1. Авторитарный стиль руководства учебным заведением и преподавания. Управление учебным заведением без учета мировых образовательных тенденций и передового международного опыта реформирования образования, национально-культурных особенностей и традиций; без опоры на органы школьного или вузовского самоуправления не может обеспечить качественных результатов обучения и воспитания молодежи. В современной социокультурной ситуации управление как системой образования в целом, так и конкретным учебным заведением должно носить аналитико-прогностический характер. При этом, например, важным показателем эффективного управления школой выступают демократический стиль педагогического общения, организация сотрудничества всех участников образовательного процесса. Результаты четырехлетних исследований Института возрастной физиологии Российской Академии образования (1999г.) показали, что до 60% обращений учителя на уроке носят императивный характер, 8 из 19 замечаний педагога имеют авторитарное содержание: «Что за ужасный почерк!», «Как ты посмел не выполнить домашнее задание?» и т.п. На первый взгляд, претензии учителя малозначительны, но от подобных замечаний у учащихся развиваются страх и напряжение; они живут и учатся с ощущением постоянного конфликта с педагогом. Неудивительно, что в классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше.

  2. Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на "среднего ученика" без должного учета интересов и способностей каждого школьника; преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися "готовых", "завершенных" знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий.

  3. Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме.


Дидактоцентризмопределяется как тенденция превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминание и воспроизведение формальных знаний, проверка, контроль, оценка. Такой урок с жесткой структурой, являющийся формой силового обучения и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности и поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника.

Предметоцентризмомобозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как "слепков" основ наук. Содержание учебных дисциплин носит, в основном, информативный характер и не отражает межпредметные связи; оно не достаточно служит целям самопознания личности и познания постоянно меняющегося окружающего мира; изучение этих предметов оторвано от нужд и потребностей развивающейся личности.

Дидактоцентризм и предметоцентризм в определенных выше смыслах приводят к "угасанию" личности ученика в традиционных формах обучения; росту отчуждения школьников от знаний, учения, школы; "разбуханию" учебных планов; отставанию школьных учебных дисциплин от достижений в соответствующих научных областях. Между тем еще в Древней Греции во времена Сократа, Платона, Аристотеля функционировали не просто школы с ритуальными уроками, а, так называемые, парк-школы Досуга с открытыми студиями. В таких школах ученики не закреплялись по фиксированным классам, курсам, педагогам и специальностям. Они постоянно совершали свой собственный и ответственный выбор предмета, студии, педагога, самой школы как способа организации личного творческого досуга. После завершения обучения в открытых студиях главным результатом было не получение стандартных аттестатов, а эффективное развитие личности, ее творческих способностей и готовность к постоянному самообразованию.

  1. Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы. Например, около 30% медалистов получают неудовлетворительные оценки на вступительных экзаменах в вузах республики. Падает доля выпускников средней школы, способных выдержать экзамены в вузы без дополнительной подготовки, что служит индикатором падения уровня качества школьного образования.

  2. Продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса. Из числа работающих учителей пенсионеры составляют более 7 %, в высшей школе средний возраст кандидата наук – 50 лет, доктора наук – 60 лет. Слабым является приток молодых педагогов из-за невысокой оплаты труда и низкого социального престижа педагогической профессии, из-за больших перегрузок и недостаточной социальной защищенности работников образования.

  3. Кризис воспитания, обострившийся политическими и социально-экономическими изменениями в стране; распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.


Наметился кризис дополнительного образования и системы организации досуга детей: сокращаются секции научно-технического творчества, туризма, спорта. Большинство учреждений дополнительного образования, за исключением учреждений Минобразования Республики Беларусь, практически полностью платные. Низкий уровень доходов большинства населения значительно снизил доступность этого вида образования. Увеличивается количество безнадзорных и беспризорных детей и подростков, что обуславливает рост преступности среди молодежи.

В условиях кризиса воспитания, формируются негативные черты растущей личности: социальная зависть; агрессивность; нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, позициям, другим культурам и религиям; низкий уровень эстетического восприятия действительности; склонность к самооправданию и перекладыванию вины на других; покорность перед "сильной рукой" и презрение к тем, кто "слабее" в социальном, психологическом или ином смысле; формализм и безответственность; принятие формальных, конъюнктурно детерминированных ценностей (слава, власть, богатство), низкий уровень культуры общения.

Приведенные характеристики состояния современной системы образования свидетельствуют о нарастающем противоречии между новыми социальными тенденциями в обществе и образовательной практикой. Этот вывод позволяет заключить, что в Республике Беларусь, как и в странах СНГ, во многих развитых странах мира, имеет место кризис образования, который носит системный характер.

Большинство аналитиков и исследователей отмечают, что выход из этого образовательного кризиса требует пересмотра теоретических, экономических, правовых оснований функционирования системы образования в обществе и разработки новой образовательной парадигмы1. Целевыми установками такой парадигмы должны выступать:

  • разработка и реализация деятельностного содержания обучения, способствующего не только усвоению школьниками или студентами готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; формированию у них способностей к работе и жизни в условиях быстро меняющегося окружения, готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию;

  • создание и внедрение развивающих технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской и общественно-созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятельности.