ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике

2.3. Основные методологические подходы в педагогике Основными методологическими подходами в педагогике являются:

2.4. Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования

Вопросы и задания для самопроверки

Глава 3. Целеполагание в педагогике

3.1 Понятие цели воспитания

3.2. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе

3.3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования

Гражданско-патриотическое воспитание школьников

Художественно-эстетическое воспитание

Физическое и экологическое воспитание школьников

Трудовое воспитание

Нравственное воспитание школьников

Воспитание семьянина

Вопросы и задания для самопроверки

Задание 1

Глава 4. Общие закономерности развития личности.

4.1. Закон развития высших психических функций человека по л.С.Выготскому.

Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)

Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет) ведущая деятельность – учеба:

Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)

Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)

Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)

4.3. Деятельность как фактор развития.

4.4. Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 5. Современное состояние образования

5.1. Анализ состояния современной системы образования

Негативные тенденции в развитии образования

5.2. Основные положения новой образовательной парадигмы.

Действующая структура образования в Республике Беларусь

Перспективная структура образования Республики Беларусь

5.4. Система общего среднего образования. Учебные заведения нового типа.

Основные интегративные качества

Ведущие качества личности, выступающие как задачи целостного формирования личности

Качества формирующиеся на основе интегративных

Младшие школьники

Подростки

Старшеклассники

I.Нравственные качества

КОЛЛЕКТИВИЗМ

ГУМАННОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

ЧЕСТНОСТЬ

II. Интеллектуальные качества

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ

ЭРУДИРОВАННОСТЬ

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

III. Эмоционально-волевые качества

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ

ОПТИМИСТИЧНОСТЬ

СОВЕСТЛИВОСТЬ

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

умение согласовывать личное и общественное

Заботливость

Аккуратность, старательность, бережливость и щедрость

Искренность, правдивость

Устойчивый интерес к учению

Наблюдательность

Осведомленность

Применение знаний на практике

Добросовестность

Исполнительность, инициативность

Самоуважение

Чувствительность

Бодрость, мажорность

Стыдливость

Навыки гигиены, привычка к режиму

Ответственность за себя перед коллективом

Вежливость, тактичность, отзывчивость, чуткость

Потребность выполнять работу качественно

Порядочность

Умение учиться,

культура умственного труда

      1. Реалистичность ума

Критическое отношение к информации, самоконтроль, самооценка знаний, умений и навыков

Логическое мышление, задумчивость

Объективная самооценка (самопознание, самоанализ, самокритичность)

Самообладание, самодисциплина

Умение подчиняться и руководить, уверенность в себе

Увлеченность, способность видеть и понимать гармонию и красоту

Жизнерадостность, романтичность

Невосприимчивость к плохому, борьба со злом

Физическая развитость, выносливость

Общественная активность

Благородство

Любовь к избранному труду и профессии

Верность своим убеждениям и долгу

Потребность в самообразовании

Объективность и глубина ума

Свободомыслие

Творческий склад ума

Умение работать над собой, потребность в самовоспитании

Целеустремленность

Смелость, мужество, стойкость

Потребность в прекрасном

Устремленность в будущее

Порядочность, благородство

Опытность

Показатели социальной зрелости

Гражданственность,

патриотизм,

интернационализм

Человеколюбие, миролюбие, миротворчество

Творческое отношение к труду

Принципиальность

Пытливость

      1. Прогностичность

Плюрализм

Демократичность

Интеллигентность

Потребность в профессиональном самосовершенствовании

Свободолюбие, нетерпимость к деспотизму и угнетению

Гражданское мужество

Борьба с аморальностью, духовным уродством

Вера в торжество правого дела

Нетерпимое отношение к идеологии и морали мещанства

Профессиональное мастерство


Таблицы 11,12 разработаны А.И. Кочетовым


3.3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования

В ХIХ веке приоритетами в формировании образовательных целей выступали(по Г. Спенсеру): сохранение здоровья и утверждение здорового образа жизни, получение работы и обеспечение хорошего заработка, благополучие семейного положения, участие в общественной жизни, организация разумного досуга, принятие нравственных решений. Анализ вышеприведенных целей позволяет заметить, что они могли легко реализоваться на узкой образовательной базе через формированиеобыденного сознания личности в отрыве от глобального мышления, научного мировоззрения, общей культуры.В этих целях содержится ценностно-личностный компонент(жизнь, благополучие, здоровье),но, тем не менее, цели были обращены на индивида - функционера для выполнения узкой профессиональной и социальной роли.

Цели и задачи образования школьников в конце ХХ в. изменяются.

Из анализа современных целей общеобразовательных школ разных стран (из доклада ЮНЕСКО, 1995 г.):

1) В настоящее время целями образования в школах США выступают: развитие «Я»-личности, понимание подростком себя, своих возможностей адаптироваться к изменениям в жизни; вооружение базовыми знаниями, языковыми и вычислительными навыками; развитие интереса к непрерывному образованию и умения приобретать знания самостоятельно; экологическое образование и воспитание; развитие мышления и способности принимать самостоятельные решения; подготовка к будущей профессиональной деятельности, карьере и семейной жизни; эстетическое и нравственное воспитание; развитие умений разумно организовывать досуг; развитие гражданской ответственности, уважения к закону и власти, понимания социально-экономической и политической системы государства; овладение коммуникативными навыками, развитие духа сплоченности и кооперации.

2) Цели школы Германии:подготовить учащихся к широкому разнообразию выбора в жизни и к требованиям мира труда с его задачами и тенденциями; воспитать молодежь нравственно, интеллектуально, физически в соответствии с экономической и социальной ситуацией вокруг нее; обеспечить учащихся знаниями и навыками, которые им нужны в социальной и трудовой жизни; обеспечить умениями и навыками, необходимыми для свободного развития личности, для успеха в трудовой деятельности и для оценки сложных взаимозависимых социальных факторов; сформировать способность мыслить независимо и действовать на свою собственную ответственность; воспитать в духе ответственного использования свободы, быть терпимыми, любящими мир, уважать других людей, развивать желание и способность учиться и работать самостоятельно, индивидуально и в группах, быть независимыми и научиться развивать эти способности после окончания школы.


3) Цели японской средней школы:обеспечить учащихся общим средним образованием в соответствии с уровнем их умственного и физического развития; развить качества, необходимые им как членам государства и общества; представить базовые знания о профессиях, сформировать необходимые навыки, воспитать положительное отношение к труду, сформировать способность выбора будущей профессии; развивать у учащихся широкое и глубокое понимание общества, способность делать разумные и критические суждения об обществе; создавать условия для полного развития личности учащегося, его неповторимой индивидуальности; подготовить молодежь к изменениям в обществе и непрерывному образованию и самосовершенствованию.

1. Таким образом, анализируя содержание современных образовательных целей и задач США, Германии и Японии, отметим, что их определение продиктовано техническим развитием общества, требующим от личности знаний, гибкости мысли, творческих способностей, определенных личностных качеств, которые в первой половине ХХ в. выделялись ограничено, а именно: способность к адаптации, мобильность, динамизм, нравственность, ответственность, понимание общественных явлений, критическое мышление, способность к самореализации, самосовершенствованию. Сопоставляя образовательные цели, сформулированные в ХIХ в. (по Г. Спенсеру), с современными целями и задачами образования в США, Германии, Японии подчеркнем, что в структурировании последних доминируетличностный фактор, связанныйс развитием человека. Воспитание личноститворческой, инициативной, активнойвыступает одной из главных задач современного образования.

2. В настоящее время все европейские страны переживают процесс обновления или адаптации своих систем образования к новым социальным и культурным особенностям и потребностям ХХI в.эпохи глобальной истории. Проблемы совершенствования систем образования, профессиональной подготовки, построения оптимальной модели общеобразовательной школы, разработки новых технологий образования уже невозможно разрешить в узких национальных рамках и требуются интенсивное международное сотрудничество и координация. Результаты такого сотрудничества подтверждают, что в проблеме разработки содержания образования наряду с традиционными компонентами содержания (информационными; чему учить?) особое внимание в учебных программах и планах уделяется аспекту общечеловеческих ценностей (как и на основе чего учить?). Цель школьного образования определяется как содействие в достижении всеобщего благополучия молодежи. При этом благополучие людей определяется исходя из таких основополагающих ценностей каквыживание, здоровье, счастье, дружба, способность понять других, осознанность жизни, самовоплощение, свобода, чувство справедливости в жизни.Можно констатировать, что в международном сотрудничестве в области образования становятся главными следующие направления:признание многими странами гуманистического, культурного и международного аспекта образования; усиление ценностно-личностного фактора в структурировании целей и содержания образования; включение общечеловеческих ценностей в учебные планы программы; выдвижение образовательной задачи в качестве формирования глобального мышления и соответствующих ему форм поведения личности для её адаптации к современному обществу, становящемуся все более изменяющимся, многообразным и глобальным.


3.4. Основные направления воспитательной деятельности в современной школе

Формирование у учащихся интегративных личностных качеств в учебно-воспитательном процессе школы требует постановки конкретных воспитательных целей и задач, определения направлений и форм воспитательной работы, разработки и реализации личностно-ориентированных технологий воспитания.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности в образовательном учреждении, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызвать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Воспитание в школе – это взаимодействие и сотрудничество педагогов и школьников в сфере их совместного бытия; это – деятельность, органично включенная в целостную среду проживания детьми и подростками своей индивидуальной жизни среди других людей в определенном временном пространстве. Цель воспитания при этом ориентирована на развитие у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизнедеятельности, окружающему социуму, природе, культуре. При этом важной воспитательной задачей становится формирование у учащихся ощущения времени, способов взаимодействия с прошлым и настоящим, прогнозирования будущего, что предполагает:

  • связь воспитанников с прошлым, наличие у них культурной, исторической памяти;

  • развитие у них устремленности в будущее, системного видения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества и пути их разрешения;

  • обеспечение полноценной жизнедеятельности в настоящем с учетом интересов индивидуальных особенностей, развитие способности адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя индивидуальных формах.