ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике

2.3. Основные методологические подходы в педагогике Основными методологическими подходами в педагогике являются:

2.4. Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования

Вопросы и задания для самопроверки

Глава 3. Целеполагание в педагогике

3.1 Понятие цели воспитания

3.2. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе

3.3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования

Гражданско-патриотическое воспитание школьников

Художественно-эстетическое воспитание

Физическое и экологическое воспитание школьников

Трудовое воспитание

Нравственное воспитание школьников

Воспитание семьянина

Вопросы и задания для самопроверки

Задание 1

Глава 4. Общие закономерности развития личности.

4.1. Закон развития высших психических функций человека по л.С.Выготскому.

Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)

Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет) ведущая деятельность – учеба:

Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)

Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)

Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)

4.3. Деятельность как фактор развития.

4.4. Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 5. Современное состояние образования

5.1. Анализ состояния современной системы образования

Негативные тенденции в развитии образования

5.2. Основные положения новой образовательной парадигмы.

Действующая структура образования в Республике Беларусь

Перспективная структура образования Республики Беларусь

5.4. Система общего среднего образования. Учебные заведения нового типа.

Таким образом, в воспитательном процессе современной школы, педагогу необходимо одновременно обеспечить самореализацию, самоосуществление личности воспитанника и его социализацию, способствующих максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.

Важнейшими требованиями к воспитательной деятельности педагога выступают диагностика интересов и потребностей ученика, индивидуальных особенностей его развития и создание с учетом этого необходимых условий для их реализации в социуме. При этом реализуются следующие принципы воспитания:

  • принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

  • принцип культуросообразности воспитания;

  • принцип целесообразности и природосообразности;

  • принцип креативности, творческого начала в воспитании;

  • принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

  • принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов процесса воспитания;

  • принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.

В процессе индивидуально-личностного развития учащихся важным представляется не только количественное освоение ими моделей поведения и общения, а предоставление школьнику самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, город и т.д.). Педагог призван помочь ученику осуществить этот выбор.

В процессе социализации для каждого воспитанника складывается индивидуальная траектория освоения социальных сфер и ролей, потому следует ставить задачи не только формирования заданного перечня личностных качеств. В этой связи актуальной воспитательной задачей для педагога выступает – не «набрать сумму» перечисленных в программе личностных качеств, видов деятельности, направлений работы, а посредством включения школьников в различные виды социально-значимой деятельности обогатить их индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться ценные человеческие качества каждого воспитанника.

Значимыми в процессе воспитания могут быть следующие направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое, нравственное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое воспитание, воспитание семьянина.

Для примера и дальнейшего обсуждения приведем программу и перспективный план воспитательной работы, разработанные А. Верглинским, учителем школы № 1260 г. Москвы, победителем российского конкурса среди классных руководителей «Самый классный классный» в 2000 г.



Гражданско-патриотическое воспитание школьников

способствует их социализации, содействует формированию у них демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни.

Решаемые задачи:

  • воспитание любви к Родине, ее истории, культуре и традициям;

  • воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;

  • воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;

  • воспитание правовой культуры.

Направления воспитательной деятельности:

  • организация и проведение традиционных праздников на уровне класса, школы, города, государства;

  • организация и проведение тематических классных часов в форме бесед, дискуссий, диспутов;

  • проведение встреч с интересными людьми, участниками военных действий, награжденных государственными наградами за мужество и отвагу, известными спортсменами;

  • организация и проведение экскурсий и походов, посвященных изучению родного края, его истории и культуре;

  • проведение конкурсов творческих работ учащихся к праздничным датам;

  • оказание поддержки и шефской помощи ветеранам труда и войны, инвалидам, семьям погибших.

Художественно-эстетическое воспитание

способствует развитию у учащихся потребности в прекрасном, реализует их индивидуальные задатки и способности к художественно-творческим видам деятельности.

Решаемые задачи:

  • воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;

  • реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

Направления воспитательной деятельности:

  • организация и проведение тематических бесед и классных часов, семейных вечеров;

  • сбор материалов и выпуск классных альманахов и газет;

  • подготовка и съемки классных клипов, роликов и фильмов;

  • организация и проведение музыкальных и литературно-художественных фестивалей, праздников, конкурсов спектаклей;

  • организация и проведение встреч с известными людьми творческих профессий;

  • организация и проведение экскурсий, походов, поездок по историко-культурным центрам;

  • посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок.


Физическое и экологическое воспитание школьников

способствует здоровому образу жизни, формирует у них силу, выносливость, красоту человеческого тела, содействует развитию бережного отношения и ответственности за природу, окружающую среду.

Решаемые задачи:

  • создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья;

  • воспитание у школьников негативного отношения к вредным привычкам;

  • формирование у них здорового образа жизни;

  • развитие у учащихся охранно-созидательных отношений к природе, окружающей среде.

Направления воспитательной деятельности:

  • организация и проведение совместно с учащимися, педагогами, родителями спортивных соревнований, игр, дней здоровья;

  • организация и проведение тематических классных часов и бесед, родительских собраний, встреч со знаменитыми спортсменами, участниками общественных организаций и движений оздоровительного и экологического направлений;

  • организация и проведение трудовых десантов по уборке и озеленению территории;

  • участие в различных акциях регионального, федерального и международного уровней (День борьбы с курением, СПИД и др.).


Трудовое воспитание

способствует формированию у учащихся потребностей в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивает организаторские способности и деловые качества.

Решаемые задачи:

  • воспитание потребности трудиться, культуры труда;

  • воспитание самостоятельности в труде и ответственности за качественно выполненную работу.

Направления воспитательной деятельности:

  • организация и проведение трудовых мероприятий (субботников, трудовых десантов и рейдов и др.);

  • дежурства по классу, школе;

  • оказание поддержки и шефской помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, детям сиротам;

  • организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки и т.п.;

  • организация трудовой практики учащихся.

Нравственное воспитание школьников

способствует осмыслению и пониманию ими общечеловеческих ценностей и нравственных норм, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.

Решаемые задачи:

  • формировать у учащихся уважение к общепринятым ценностям, нормам, законам;

  • формировать у учащихся правильную нравственную позицию, правовую культуру;

  • развивать у них ответственность за свои поступки;

  • формировать коммуникативные умения, умения сотрудничать.

Направления воспитательной деятельности:

  • формирование и развитие классных, общешкольных традиций;

  • организация и проведение тематических бесед, дискуссий, диспутов на нравственные и этические темы;

  • посещение концертов, театров, кинотеатров с последующим обсуждением увиденного.

Воспитание семьянина

способствует социализации учащихся, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.

Решаемые задачи:

  • воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.

Направления воспитательной деятельности: