ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

128

показатели напрямую увязаны с экономикой издания, потому что любую полосу можно перевести в человеко-часы с соответствующей их оплатой, а любой материал – оценить по способности «продавать» издание и привлекать к себе внимание читателей в целом и отдельные целевые группы аудитории. Десять важнейших показателей эффективности работы журналиста будут рассмотрены ниже.

1.Скорость написания статей. Измерить можно время, затрачиваемое как на работу над статьей в целом, так и по отдельности на сбор информации и собственно написание текста. Чем опытнее журналист, тем меньше выполняет он лишних операций. При сборе информации он задает по возможности только те вопросы, ответы на которые пойдут в статью. Начинающие же, как правило, собирают огромное количество информации, из которой затем в статью может не пойти 90–95%. Иногда они по полчаса беседуют с ньюсмейкером, чтобы затем использовать из этого интервью две-три короткие цитаты. Это можно сравнить с плаванием, когда профессионал делает редкие отточенные движения и быстро движется по воде, а новичок барахтается, тратит много сил и производит много брызг вокруг себя, но плывет очень медленно.

Что касается написания текста, то высококвалифицированный журналист, опять же, изначально представляет себе, как статья будет выглядеть, и не тратит время на написание тех частей, которые явно не войдут в ее окончательный вариант. Новичок же может написать статью до конца, прежде чем обнаружит, что большая часть написанного ему не нужна. Экономия времени также достигается за счет работы без черновиков, когда журналист сразу же пишет статью в том или почти в том виде, в каком она будет опубликована. Хотя работа над разными материалами объективно требует различного количества времени, но, вычисляя его среднее значение за некоторый период, а также тренд, можно достаточно объективно оценить профессиональный уровень журналиста и динамику его профессионального роста.

2.Количество «провальных» материалов. Основной характеристикой профессионала в любой сфере деятельности является стабильность качества. Профессионал в любом случае выполнит работу с качеством не ниже определенного уровня, тогда как любитель может в одном случае сделать все на «отлично», а в другом – на «неудовлетворительно». Эта нижняя граница и является показателем профессионализма, когда оцениваются самые худшие материалы конкретного журналиста

ипо ним определяется надежность сотрудника, гарантия того, что он подготовит кондиционный текст при нехватке времени, по незнакомой теме и при плохом самочувствии и настроении. Как говорил один из чемпионов мира по профессиональному боксу, «настоящий бой начинается тогда, когда противники устали». Оценивая же худшие


129

материалы конкретного сотрудника за различные периоды времени, можно определить, в какой мере повышается его профессионализм.

3.Время, необходимое на редактирование текстов данного журналиста и количество вносимых исправлений. Этот показатель очень легко зафиксировать. Достаточно сравнить время, которое редактор тратит на правку материалов различных корреспондентов, чтобы понять, кто из них работает лучше, а кто – хуже. Тем более что в современных условиях этот учет можно вести автоматически через различные редакционно-издательские системы. Программа также зафиксирует количество вносимых исправлений и их долю в общем объеме текста.

Журналист может сам оценить свой профессиональный уровень, если сравнит сданный редактору текст с тем, который опубликован. Чем меньше у них отличий, тем выше профессионализм журналиста, его пригодность для работы именно в этом издании. Впрочем, иногда чрезмерное количество редакторской правки может свидетельствовать просто о несовместимости данного журналиста с данным редактором. Подобное особенно часто случается, когда они представляют разные школы журналистики и имеют совершенно различные представления о том, как нужно писать тексты. Например, журналист стремится высказать свое мнение, а редактор считает, что мнения журналиста

винформационной заметке быть не должно. Или журналист нацелен на сбор «серьезной» информации, а редактору требуются курьезные и забавные детали, и вся собранная журналистом фактура безжалостно вычеркивается. В таких случаях корреспонденту после серии конфликтов приходится искать себе другое место работы. И как не всем с первой попытки удается создать крепкую семью, так и журналисту зачастую приходится обойти несколько редакций, прежде чем он найдет «своего» редактора.

4.Срывы дедлайнов. Речь идет о количестве случаев, когда журналист не смог сдать текст к назначенному времени, которое еще называют дедлайном (от англ. deadline – предельный конечный срок). Чем выше уровень профессионализма, тем точнее журналист умеет рассчитывать время, необходимое для каждой операции при написании текста, и тем ниже вероятность того, что к назначенному времени текст не будет готов. Срыв дедлайна – один из самых серьезных проступков в журналистской работе. В некоторых редакциях за это наказывают штрафом, причем весьма внушительным, например доллар за минуту задержки. А если сотрудник систематически запаздывает со сдачей текста, есть смысл подумать о его замене.

5.Глубина предлагаемых тем. Профессионализм журналиста определяется количеством противоречий и конфликтов, которые он замечает в освещаемой сфере. Это сравнимо со взглядом на море, когда вначале человек видит только большие волны, а


130

спустя какое-то время становится способен различать даже едва заметную рябь. Вот эта рябь поможет более детально отобразить крупные волны, а в их отсутствие – сама стать источником тем для материалов. Поэтому нередко в одной и той же ситуации кто-то жалуется на отсутствие тем, а кто-то – на их избыток и невозможность осветить сразу все.

Этим же отличаются статьи дилетанта и профессионала. Первый замечает только основное событие, второй – нюансы и взаимосвязи, которые «обогащают» материал, придают ему «объемность». При достижении определенного уровня журналист переходит в эксперты по определенной тематике, которой он владеет, как никто другой. Если руководство издания упустит этот момент и не обозначит его соответствующим повышением зарплаты, то в очень скором времени этот человек будет получать свою заслуженную более высокую зарплату уже в другой редакции.

6.Широта контактов. По этому показателю оцениваются связи журналиста с источниками информации. Они выражаются как в личном знакомстве журналиста с ньюсмейкерами и возможности получить эксклюзивную, инсайдерскую информацию о деятельности определенного ведомства, так и в наличии «нужных» телефонов, что позволяет оперативно связаться с соответствующим ньюсмейкером и получить необходимый комментарий. При этом ценятся именно прямые контакты с ньюсмейкерами, минуя пресс-службу. Существует даже поговорка, что «капитализация журналиста определяется объемом его телефонной книжки».

Кроме того, должна поощряться активность журналиста – количество встреч, посещений мероприятий, звонков по телефону. Даже если они непосредственно в данный момент не превращаются в статьи, то могут послужить в будущем для выявления тем и улучшения качества текстов. Отсутствие же такого поощрения может привести к тому, что журналисты будут делать свою работу формально, собирая лишь тот минимум информации, который необходим для более или менее удовлетворительного написания конкретной статьи.

7.Количество «прососов». Так на журналистском сленге называют пропуск темы корреспондентом, ответственным за определенный участок работы, когда статья на данную тему выходит в конкурирующем издании. Этот показатель актуален для ежедневных газет. В некоторых редакциях за «прососы» штрафуют, то есть вычитают у журналиста определенную часть зарплаты или отменяют премию. Для предотвращения «прососов» существует процедура «контрольных звонков», когда журналист в обязательном порядке регулярно общается с определенным количеством ньюсмейкеров, узнавая, что у них нового. Также играет роль способность журналиста предугадывать



131

развитие событий в своей сфере ответственности, думать «на шаг вперед», что позволяет ему задавать правильные вопросы и получать нужную информацию.

8.Количество «ударных» материалов. Здесь учитываются выделяющиеся из общего ряда статьи. Это может быть как эксклюзивная информация (какая-то важная новость, о которой журналист узнал первым и написал раньше конкурентов), так и репортаж или аналитическая статья при условии, что они вскрывают ранее неизвестную сторону события и приводят к неожиданным выводам. И если начинающий журналист в основном занят написанием «рядовых» статей, которые формируют новостной поток, то с ростом квалификации журналист начинает давать все больше «ударных» текстов, на которые потом ссылаются другие СМИ и которые формируют имидж издания.

9.Отсутствие ошибок в статьях. Здесь имеется в виду как добросовестная проверка фактов, изложенных в статье, так и правильное написание имен, должностей, географических названий и т.д. Хотя ошибки в журналистской работе неизбежны из-за постоянной нехватки времени и часто физической невозможности проверить информацию, их минимизация свидетельствует об уровне профессионализма, когда журналист интуитивно чувствует, где может быть ошибка, и уделяет дополнительное внимание проверке именно этой информации.

10.Умение писать сложные тексты. Этот показатель характеризует умение журналиста работать в «сложных» жанрах, таких, как специальный репортаж, аналитическая статья, фиче. Если короткую или расширенную новость либо репортаж с мероприятия может написать после небольшой подготовки практически любой журналист, то многоаспектные статьи либо комментарии под силу далеко не каждому. Наличие таких материалов в портфолио журналиста показывает его профессиональный уровень, а положительная динамика их доли в общем количестве текстов, написанных данным автором, свидетельствует о его профессиональном росте.

Оценка по описанным выше показателям может проводиться как в оперативном режиме, когда, к примеру, в течение одной-двух недель фиксируются все действия сотрудника, а затем определяется его текущий профессиональный уровень, так и путем заполнения редактором отдела специальной анкеты по каждому из сотрудников, где указывается оценка в баллах по соответствующему пункту. Процедуру оценки рекомендуется повторять с периодичностью в 3–6 месяцев, так как именно такое количество времени необходимо для усвоения новых навыков и качественного скачка в работе. Регулярная оценка также будет дополнительным стимулом для повышения журналистами своего профессионального уровня и улучшения качества работы.