Файл: ВВЕДЕНСКАЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

апрель — месяц весны и ожидания — принес осознание необходимости действия, то сейчас настала пора осмысления каждым исторической логики непреложных законов развития (Ю. Бондарев).

4.Если мы не потеряем волю, если мы не потеряем доверия народа, мы одолеем. В Австралии, когда задают тест будущему кандидату в пилоты, есть такой вопрос: вы летите в двухместном самолете. Представьте, что со второго сидения выпала английская королева. Ваши действия. Некоторые говорят — застрелиться. Кинуться за ней и поймать в воздухе. Правильным считается ответ — выровнять самолет после потери лишнего груза и продолжать полет. Так вот, в ходе перестройки нам не раз еще придется выравнивать самолет после потери лишнего груза и продолжать полет (Г. Бакланов).

5.Сегодня — рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет (М. Ульянов).

Задание 102.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ с ОТРЫВКАМИ из ВЫСТУПЛЕНИЙ КРУПНОГО РУССКОГО МЫСЛИТЕЛЯ И. А. ИЛЬИНА. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ

язык и СТИЛЬ ДАННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. УКАЖИТЕ, КАКИЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ОРАТОРОМ. В ЧЕМ, НА ВАШ взгляд, состоит ПАФОС этих РЕЧЕЙ? ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ к ИДЕЯМ, ВЫСКАЗАННЫМ АВТОРОМ.

ОРоссии

Иеще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она — наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и неясность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать. <...>

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык...

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно раститьего — в его звучании, в его закономерной свободе,

вего ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его — значит не любить и не блюсти нашу Родину.

А что есть человек без Родины?

Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?

Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.

Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее.

Опутях России

Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш крест. Не из одних ли страданий соткалась ткань нашей истории? И, если мы, подчас изнемогая, падаем под бременем нашего креста, то роптать ли нам и хулить ли себя в час упадка или молиться, крепиться и собирать новые силы?..

Первое наше бремя есть бремя земли — необъятного, непокорного, разбегающегося пространства, шестая часть суши, в едином великом куске, три с половиною Китая; сорок четыре германских империи. Не мы «взяли» это пространство: равнинное, открытое, беззащитное — оно само навязалось нам, оно заставило нас овладеть им, из века в век насылая на нас вторгающиеся отовсюду орды кочевников и армии оседлых соседей. Россия имела только два пути: или стереться и не быть* или замирить свои необозримые окраины оружием и государственной властью... Россия подняла это бремя и понесла его; и осуществила единственное в мире явление.

Второе наше бремя есть бремя природы. Этот океан суши, оторванный от вольного моря, которое зовет и манит (вспомним былину о Садко), но само не дается и нам ничего не дарит... Эта гладь повсюдная, безгорная; и лишь на краю света маячат Карпаты и Кавказ, Урал и Саяны, не ограждая нас ни от бури, ни от врага... Эта почва, — скудная там, где леса дают оборону, и благодатная там, где голая степь открыта для набега... Эти богатства, сокрытые в глубине и не дающиеся человеку до тех пор, пока он не создаст замирение и безопасность... Эти губительные засухи, эти ранние заморозки, эти бесконечные болота на севере, эти безлесные степи и сыпучие пески на юге: царство ледяного ветра и палящего зноя... Но Россия не имела выбора: славянские племена пришли, говорят, позднее других через ворота Азии и должны вернуться с Карпатских гор на Русскую равнину. И это бремя было принято нами, и суровая природа стала нашей судьбою, единственною и неповторимою в истории.

И третье наше бремя есть бремя народности. Сто семьдесят миллионов людей, то сосредоточенных, то рассеянных в степях, то затерянных в лесах и болотах; до ста восьмидесяти различных племен и наречий; и до самого двадцатого века — целая треть не славян и около одной шестой нехристианских исповеданий. Мы должны были принять и это бремя: не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить иноплеменную и инославную жизнь; а дать всем жизнь, дыхание и великую родину. Найти ту духовную глубину, и ширину, и гибкость творческого акта, в лоне которых каждое исключаемое племя нашло бы себе место и свободу посильно цвести, — одни доцветая, другие расцветая. Надо было создать духовную, культурную и правовую родину для всего этого разноголосого человеческого моря, всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство. Но для этого мы должны были — прежде всего — сами расти, молиться, творить и петь. И вот Россия подъяла и бремя своих народностей, подъяла и понесла его: единственное в мире явление...

Нам дано было огромное обилие пространств и племен, несвязанных, несопринадлежащих, тянущих врозь, посягающих и распадающихся; и трудные, суровые условия жизни и борьбы. Мы должны были создать в этих условиях, из этого обилия, в три-четыре века единое великое государство и единую великую духовную культуру. Наш путь


— вел из непрестанной нужды, через непрерывные, великие опасности, к духовному и государственному величию; и не было отсрочек; и не могло быть ни отпуска, ни отдыха. Вспомним: Соловьев насчитывает с 1240 г. по 1462 г. (за 222 года) — двести войн и нашествий. С четырнадцатого века по двадцатый (за 525 лет) Сухотин насчитывает 329 лет войны. Россия провоевала две трети своей жизни. Одно татарское иго длилось 250 лет; а в последний раз Москва была обложена татарами в самом конце шестнадцатого столетия.

Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность; не как справедливость и счастье добыть, а как врага или несчастье избыть; и еще: как бы в погоне за «облегчением» и «счастьем» не развязать всеобщую губительную смуту...

Народы не выбирают себе своих жребиев; каждый приемлет свое бремя и свое задание свыше. Так получили и мы, русские, наше бремя и наше задание. И это бремя превратило всю нашу историю в живую трагедию жертвы, и вся жизнь нашего народа стала самоотверженным служением, непрерывным и часто непосильным... И как часто другие народы спасались нашими жертвами, и безмолвно, и безвозвратно принимали наше великое служение... с тем, чтобы потом горделиво говорить о нас, как о «некультурном народе» или «низшей расе»...

(цит. по: И.А. Ильин. О России. М., 1991. С. 10— 11, 12-14).

Задание 103.

ОБЪЯСНИТЕ, в КАКОЙ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ УМЕСТЕНВЫБОР той или иной ФОРМЫ ПРИВЕТСТВИЯ/ПРОЩАНИЯ. КАКИЕ ИЗ

ПРИ-ВЕТСТВИЙ/ПРОЩАНИЙ ПЕРЕДАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ? УКАЖИТЕ, КАКУЮ.

1. Здравствуй! Здравствуйте! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так вам рад! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здорово, браток! Привет! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение. Салют! Позвольте приветствовать вас! Наше вам! Как оно? Доброго здоровьица! Здравия желаю! Наше вам с кисточкой! Хелло! Сколько лет, сколько зим! Ба, какие люди! Как дела?

2. В добрый час! Желаю удачи! Позвольте попрощаться! Счастливого пути! Ну, бывай! Счастливо оставаться! До скорого свидания! До скорого...! Имею честь откланяться. Разрешите откланяться. Жму вашу руку. Чао! Пока! Звоните! Гуд бай! Не забывайте! Спокойной ночи! Честь имею! Доброй ночи! Прощайте! Всего доброго! Не поминайте лихом! Будьте здоровы! Салют' Всего! До завтра! Ни пуха, ни пера! Адью!

Задание 104.

ЗАПОЛНИТЕ ПУСТЫЕ ГРАФЫ ТАБЛИЦЫ синонимичными ВЫРАЖЕНИЯМИ. ОПИШИТЕ РЕЧЕВУЮ СИТУАЦИЮ, в

КОТОРОЙ УМЕСТНО УПОТРЕБЛЕНИЕ КАЖДОЙ ФРАЗЫ.

Нейтральное

 

Официальное

Разговорное, с

 

 

 

 

оттенком

 

 

 

 

фамильярности

Можно к вам?

 

Разрешите?

Не помешаю?

 

 

 

 

 

 

 

Что скажешь? (выяснение

 

 

 

 

мнения собеседника)

 

 

 

 

 

Нельзя

ли

мне

позвонить?

 

 

 

 

 

 

Просьба соблюдать регламент

 

 

 

 

 

 

 

Разрешите обратиться к вам с

 

 

 

просьбой

 

 

 

 

Рад был помочь (ответ на

выражениеблагодарности)

 

 

 

 

 

 

 

Задание 105.

УМЕСТНО ЛИ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЭТИКЕТНЫХ ФОРМУЛ В ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ПРИМЕРАХ? КАКОЙ ЭФФЕКТ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА*, А) ЕСЛИ ОНО СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕМОТИВИРОВАННО; Б) ЕСЛИ ОНО ОБУСЛОВЛЕНО ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ?

Позвольте от вас звякнуть? Разрешите с вами покалякать? Был весьма рад с вами поболтать. Премного благодарен вам, дети. Привет, уважаемый Анатолий Петрович! По какому поводу плачешь, девочка? Какими судьбами, многоуважаемая Людмила Васильевна! Наше вам с кисточкой, господин директор!

Задание 106.

ПРОИГРАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ РОЛЕВЫЕ СИТУАЦИИ. ПРИ ОБСУЖДЕНИИ И РАЗБОРЕ ВЫПОЛНЕННОГО ЗАДАНИЯ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЕГО УЧАСТНИКОВ, ИХ МИМИКУ, ЖЕСТЫ, ИНТОНАЦИЮ, СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИКЕТНО- РЕЧЕВЫХ ПРАВИЛ.

а) Вы — студент 1 курса. Вам необходимо обратиться с просьбой: к ректору, декану, заведующему кафедрой, преподавателю, товарищу.

б) Вы — председатель профсоюзного комитета организации. К вам пришел: ваш старый друг (подруга), старый знакомый ваших родителей, незнакомый мужчина (женщина), незнакомый молодой человек (девушка), руководитель организации, технический работник. Примите их.

в) Вы — работник администрации. Вам необходимо потелефону попросить:

ветерана Великой Отечественной войны принять участиев празднике;

ученого из университета выступить на научно-практической конференции;

преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;

руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.

г) Вы -— руководитель коммерческой структуры. У вас в фирме есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать с 3—4 претендентами на это место. Они пришли по объявлению.

Задание 107.

КАКИЕ ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ,ЕСЛИ ВАМ ПРИДЕТСЯ ОБРАТИТЬСЯ:

1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; 2) к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку; 3) к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника; 4) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению; 5) к приятелю, чтобы попросить у него учебник; 6) к преподавателю, чтобы попросить егопринять у вас досрочно экзамен.

Задание 108.

КАКИЕ эмоции ПЕРЕДАЮТ ЖЕСТЫ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ? ЗАКОНЧИТЕ ИХ, ДАЙТЕ НЕСКОЛЬКО ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ.

Маша схватилась за голову и закричала... Николай хлопнул себя по лбу и воскликнул... Старик замахал руками, повторяя... Парень сказал, почесав в затылке...

Задание 109.

ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ И КАКИМИ СЛОВАМИ, ВОСКЛИЦАНИЯМИ, ВОЗГЛАСАМИ ОНИ ОБЫЧНО

СОПРОВОЖДАЮТСЯ :

себе за правое плечо большим пальцем правой руки;

себе под ноги;

поднятым большим пальцем правой руки вверх;

себе в середину груди пальцами правой руки с одновременным кивком головой.

Задание 110.

ПРОВЕРЬТЕ НА своих ЗНАКОМЫХ, УГАДАЮТ ли они, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ В ВИДУ, ЕСЛИ ЖЕСТОМ ИЗОБРАЗИТЕ ПРЕДМЕТЫ, УКАЗАН-

НЫЕ В СПИСКЕ.

Например: «У меня кончилась...» (изображается как чистят зубы). Ответ — зубная паста.


Штопор, петля, молоток, веник, пила, зубило, пишущая машинка, ножницы, подушка, телефон, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, мыло, стакан, скрипка, дирижер, фортепьяно, вентилятор.

Задание 111.

ПРОИЗВЕДИТЕ ЖЕСТ, КОТОРЫЙ БЫ СООТВЕТСТВОВАЛ СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, И НАЙДИТЕ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКУ В СПИС-

КЕ ОПИСАНИЙ ЖЕСТОВ:

Вареники лепят вот так.

Ну, это что-то такое огромное, необъятное. Замкнутый круг какой-то.

Машинка шьет зигзагом. Есть у вас дырокол?

Его надо держать крепко, а то разболтается. Полюбуйтесь-ка на него, Описание жеста: жест вытянутой ладони; указательным пальцем правой руки описывается круг;

разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; жест в воздухе указательным пальцем налево-

направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.

Задание 112.

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ЖЕСТЫ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ФРАЗ:

Все это не для меня. Стучат, стучат и вверху и внизу. Пришли и те и другие. Пусть это останется между нами. Мы-то с тобой поймем друг друга. Пускай, пускай, оставь его. Да что там, ну пусть. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. Нет-нет, ни за что. Так все напутано, такая неразбериха. Никто ничего не поймет, полная сумятица. Все это не совсем так. Тут как-то все, знаете, эдак.

Задание 113.

ОПРЕДЕЛИТЕ, к КАКОМУ ВИДУ ЖЕСТОВ (РИТМИЧЕСКИЙ, УКАЗАТЕЛЬНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, СИМВОЛИ- ЧЕСКИЙ) относится КАЖДЫЙ из ОПИСАННЫХ И. С. ТУРГЕНЕВЫМ В РОМАНЕ «Новь»:

«— И откуда взялся, черномазый, паскудный, усы как у таракана... — Тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы».

«Соломин повел сперва одним плечом — потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.

—Без сомнения, — промолвил он наконец, — вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину Голушкину почему же вам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.

Паклин погрозил ему пальцем.

—О! да и вы, я вижу, злой!» «За наше... наше предприятие!» — воскликнул Голушкин, мигая при этом глазом и указывая головою на слугу,

как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!»

«— Я вот к нему. — Он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди».

«— Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком

вгрудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись простить меня! Нежданов протянул ему руку — нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не

вскрикнул».

«Ведь если взвешивать наперед все последствия, — наверное, между нами будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) — целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавкой! т. е. высасывают последнюю кровь из мужика!»

«— Да, я решился! — повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, — я ведь упрямый... Я недаром наполовину малоросс».

«— Ну, так чем же вы решили?

Нежданов пожал плечами.

Да я тебе сказал уже, что пока — ничем, надо будет еще подождать». « — Гм! — произнес Сипягин. — Это ты про студентика?

Про господина студента.

Гм! разве у него тут (он повертел рукою около лба) ... что-нибудь завелось? А?»

Задание 114.

СКАЖИТЕ, О КАКИХ ЖЕСТАХ ПИШЕТ В «КРАТКОМ РУКОВОДСТВЕ К РИТОРИКЕ» М. В. Ломоносов, КОГДА они ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

И ЧТО ОЗНАЧАЮТ?

Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежнымифигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеми руками или одною приносят к богу молитву или клянутся и присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают, вгрудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание изображают.


Часть 2. Основы ораторского искусства

Задание 115.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ТОЛКОВАНИЕМ СЛОВА РИТОРИКА в РАЗЛИЧНЫХ СЛОВАРЯХ. КАКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТ СЛОВАРИ У СЛО-

ВА РИТОРИКА!КАКИЕ ОТТЕНКИ ИМЕЕТ ПЕРВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И КАК ОНИ СВЯЗАНЫ с ОСНОВНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ТОЛКОВАНИЕ ПЕРЕНОСНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ТОМ И ДРУГОМ СЛОВАРЕ? ПРИДУМАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ВСЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

РИТОРИКА.

Риторика — 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, излагающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину — название младшего класса духовной семинарии (Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. Т. 12. М.— Л., 1961).

Риторика [гр. rhetorike] — 1. В античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия. 2. Перен. Напыщенная, красивая, но малосодержательная речь (Современный словарь иностранных слов. М., 1999).

Задание 116.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ТОЛКОВАНИЕМ СЛОВА КРАСНОРЕЧИЕ.Можно ЛИ СЧИТАТЬ СЛОВА РИТОРИКА и КРАСНОРЕЧИЕ СИНОНИМАМИ? ЕСЛИ НЕТ, то ПОЧЕМУ? ЕСЛИ ДА, то во ВСЕХ ЛИ ЗНАЧЕНИЯХ или только в НЕКОТОРЫХ, В КАКИХ? КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЛОВА КРАСНОРЕЧИЕ?МОЖНО ЛИ ЭТО СЛОВО УПОТРЕБИТЬ С ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКОЙ?

Красноречие — 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика (Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. Т. 5. М.— Л., 1956).

Задание 117.

ОПРЕДЕЛИТЕ, С ЧЕМ СРАВНИВАЮТ АВТОРЫ книг по РИТОРИКЕ КРАСНОРЕЧИЕ, ОРАТОРСТВО? С КАКИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ

(ЖИВОПИСЬ, ХОРЕОГРАФИЯ, ПОЭЗИЯ, ДРАМАТУРГИЯ, СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, МУЗЫКА И ДР.) МОЖНО СООТНЕСТИ КРАСНОРЕЧИЕ?

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЭТА СВЯЗЬ?

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (М. В. Ломоносов).

Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других (М. М. Сперанский).

Красноречие — это и литературное творчество, но в устной форме. Оратор так же, как и поэт, обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они к одной и той же действительности подходят с разных точек зрения (А. Ф. Кони).

Задание 118.

ПОЛЬЗУЯСЬ ДАННЫМИ толкового СЛОВАРЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ из ПРИВЕДЕННЫХ СЛОВ СИНОНИМИЧНЫ. АРГУМЕНТИРУЙТЕ

свою ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.

Оратор — 1. Лицо, профессионально занимающийся искусством красноречия (у античных народов).

2.Лицо, произносящее речь; лицо, выступающее, говорящее в собрании.

3.Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи. Лектор — лицо, читающее лекции перед аудиторией.

Трибун — 1. Название различных государственных и общественных должностных лиц в Древнем Риме.

2.Общественный деятель, выдающийся оратор и публицист // Разг. Ирон. О любителе говорить,

ораторствовать.

Вития — Устар. и в поэтической речи. Оратор, мастер слова, человек, искусный в красноречии.

Задание 119.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ с письмом к сынуФ. ЧЕСТЕРФИЛДА, ИЗВЕСТНОГО АНГЛИЙСКОГО ПИСАТЕЛЯ, ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕ-

ЯТЕЛЯ иДИПЛОМАТА. КОГО АВТОР НАЗЫВАЕТ ОРАТОРОМ? ЧТО, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ В ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ?

ЧЕМУ ОН ОТДАЕТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ФОРМЕ ИЛИ СОДЕРЖАНИЮ? КАКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ДАЕТ ПИСАТЕЛЬ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЕГО ПОНИМАНИЕМ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА? ЕСЛИ НЕТ, ОБОСНУЙТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ.

Лондон, 9 декабря 1749 г

Милый мальчик!

В течение последних сорока лет я, должно быть, не сказал и не написал ни одного слова, не подумав сначала, хорошо оно или плохо и нельзя ли заменить его более удачным. Неблагозвучная или шероховатая фраза режет мне ухо, и я, как и все люди на свете, охотно бы поступился известной долей смысла ради того, чтобы слова мои лучше звучали. Должен прямо и откровенно признаться тебе без всякого тщеславия и ложной скромности, что если я и приобрел какоето имя, как оратор, то я в большей степени обязан этим вниманию, которое я уделяю своему стилю, нежели самому содержанию моих речей, которое в силу обстоятельств ничем не отличается от того, что говорят другие. Когда ты будешь выступать в парламенте, репутация твоя как оратора будет гораздо больше зависеть от твоих слов и периодов, нежели от того, о чем ты говоришь. По одному и тому же вопросу каждому здравомыслящему человеку приходят в голову примерно одни и те же соображения, и лишь та форма, в которую они облечены, вызывает внимание и восхищение слушателей.

Я всеми силами стремлюсь, чтобы именно в парламенте ты сделался заметной фигурой; я хочу, чтобы ты мог собою гордиться и дал мне основание гордиться тобою. Иными словами, ты должен сделаться там хорошим оратором. Я говорю «должен», потому что знаю, что ты сможешь, если только захочешь. Толпа, которой свойственно ошибаться,


смотрит на оратора и на комету с одинаковым изумлением и восхищением, считая и то, и другое явлениями сверхъестественными. Эта ошибка часто отбивает у молодых людей охоту испытать свои силы на этом поприще; хорошие же ораторы нисколько не возражают, если талант их почитают чем-то из ряда вон выходящим и чуть ли не дарованным им господом богом. Но давайте вместе подумаем, что же такое на самом деле хороший оратор, давайте сдерем с него эту наносную мишуру, которой его покрыло собственное тщеславие и невежество окружающих, и мы увидим, что проще всего определить его можно именно так: разумный здравомыслящий человек, умеющий правильно рассуждать и изящно выразить собственные мысли по поводу того, о чем идет речь. Разумеется, здесь нет никакого волшебства. Умный человек, даже если у него нет поразительных, из ряда вон выходящих дарований, о чем бы он ни говорил, не станет говорить бессмыслицы; если же у него есть хоть малейшая доля вкуса и он способен сделать над собой усилие, не станет и говорить неизящно. К чему же в итоге сводится все это могучее и окутанное покровом тайны искусство говорить в парламенте? К тому, что человек, выступающий в палате общин, говорит в стенах парламента, перед четырьмястами людей, высказывая свое мнение по данному предмету, то самое, которое он без особого труда высказывал бы перед четырнадцатью гостями любого английского дома, сидя у камина или же за столом: и эти-то четырнадцать человек могут оказаться лучшими судьями и более строгими критиками того, что он говорит, нежели любые четырнадцать депутатов палаты общин.

Мне часто случалось говорить в парламенте, причем иногда, когда я кончал речь, раздавались рукоплескания; потому я на основании собственного опыта могу тебя уверить, что это не бог весть что. Больше всего впечатления на слушателей производят изящество стиля и построение периода. Дай им услышать в твоей речи хотя бы один-два стройных и округленных периода, которые они могли запомнить и повторить, — и они возвратятся домой довольные, так как люди возвращаются из оперы, напевая дорогой какой-нибудь особенно поразивший их и легко запомнившийся мотив. Большинство людей обладает слухом, но лишь очень немногие способны рассуждать; сумей пленить их слух — и ты уловишь в свои сети их разум, какой бы он у них ни был.

Цицерон, понимавший, что достиг высшей ступени в своей профессии (а в его времена красноречие было профессией), для того чтобы выделить себя из всех, в своем трактате «De oratore* утверждает, что оратор — это человек, какого в действительности никогда не было и не будет. Отправляясь от этого ложного положения, он заявляет, что оратор непременно должен знать все искусства и все науки — иначе как же он сможет о них говорить. Но при всем моем уважении к столь большому авторитету, должен, однако, сказать, что в моем представлении оратор — это нечто совершенно иное, и я уверен, что в этом смысле я ближе к истине, чем он. Оратором я называю человека, который умеет здраво рассуждать и изящно выразить мысль, о каком бы предмете он ни говорил. Насколько я знаю, ни геометрические задачи, ни алгебраические уравнения, ни химические процессы, ни анатомические опыты никогда не были предметами красноречия, поэтому я со всем смирением утверждаю, что человек может быть очень хорошим оратором, не имея ни малейшего представления о геометрии, алгебре, химии или анатомии. Предметом же парламентских прений являются исключительно вопросы общего характера.

Я пишу здесь все, что приходит в голову и что, мне кажется, может способствовать формированию твоих взглядов или просто оказаться для тебя интересным. Хорошо, если бы мои труды не пропали даром! А они не пропадут, если ты станешь уделять себе хотя бы половину того внимания, которое тебе уделяю я. Прощай.

Задание 120.

Познакомьтесь с характеристиками индивидуальных речевых типов, предложенными С. Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи» (М., 1978). К какому типу вы относитесь? Определите, что вам необходимо для совершенствования речевых способностей.

Рационально-логический тип. К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствия эмоциональности. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и, как правило, ораторы такого типа во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как бы свою речь сделать более яркой, эмоциональной и какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, чтобы заинтересовать аудиторию. Наблюдения показывают, что чаще всего «логиками» бывают люди сангвинического темперамента (сангвиник — человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями).

Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». Ораторы этого типа, если не запасутся строгим планом, учитывающим жесткие временные рамки, могут «занестись», потерять мысль и в результате свести на нет эффект своей блистательной речи — остается впечатление эмоциональной болтовни. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального типа оратора с холерическим темпераментом (холерик — человек, очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и норовистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями).

Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу; иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Всех их объединяет, несмотря на частные индивидуальные различия, одна общая черта — стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. И все же следует подчеркнуть, что в речи индивидуальность «философов» наименее резко выражена, так как в людях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и способность к анализу, и внутренняя эмоциональность, и даже лиризм. Чаще всего эту группу составляют люди флегматического темперамента (флегматик — человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний).