Файл: ВВЕДЕНСКАЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

здание науки, выстроенное поколениями исследователей, глазами, еще не привыкшими к трафарету, и «его здоровый глаз, — как говорил Гете, — сразу может увидеть то, чего приглядевшийся не видит более»...

Без нового, свежего взгляда, без новаторства, а иногда и бунтарства, отрицания признанных авторитетов, нет настоящего ученого.

Немыслим молодой исследователь также и без другого неотъемлемого качества настоящего ученого — честности (академик И. И. Артоболевский).

Мне кажется, что нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспаханные пласты, нерешенные проблемы, они ждут любознательных, жаждущих нового. И живой, деятельный человек всегда найдет себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит лишь скуку. Трудолюбие — мать таланта, а значит, оно ведет к успеху и признанию (академик А. И. Берг).

Задание 128.

ОПРЕДЕЛИТЕ ХАРАКТЕР КАЖДОГО ВОПРОСА в ПРИВЕДЕННОМ НИЖЕ ФРАГМЕНТЕ НАЧАЛА ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «СТАН-

ЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ». КАКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЮТ эти ВОПРОСЫ?

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.

Задание 129.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРИМЕР НАЧАЛА ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕЧИ, ПРИВЕДЕННЫЙ В КНИГЕ П. СОПЕРА «ОСНОВЫ ИСКУССТВА

РЕЧИ». СКАЖИТЕ, КАКОЙ ПРИЕМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАН В НЕМ?

Что такое «политическая деятельность»? «Искусство управлять», — скажут одни. «Игра», — скажут другие. «Очковтирательство за общественный счет», — скажут третьи. На самом деле политическая деятельность — это общественная деятельность, обязывающая деятельность, имеющая, как и большинство видов карьеры, свои благородные стороны и свою изнанку.

Каковы шаги человека, избравшего политическую карьеру? Давайте проследим путь некоего воображаемого X, поставившего своей целью сделать политическую карьеру.

Задание 130.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПРИМЕРОМ НАЧАЛА УБЕЖДАЮЩЕЙ РЕЧИ. КАКИЕ ЦЕЛИ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ОРАТОР, ИСПОЛЬЗУЯ ПРИЕМ ПАРАДОКСАЛЬНОГО ЦИТИРОВАНИЯ? КАКИЕ ИДЕИ, НА ВАШ взгляд, БЫЛИ ВЫСКАЗАНЫ ОРАТОРОМ в ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕЧИ?

Дорогие друзья, коллеги! Тема нашей сегодняшней дискуссии: «Проблемы молодежи». Подытожив сказанное предыдущими ораторами, можно сделать вывод, что молодежь — это всегда проблемы. В связи с этим я прочитаю несколько цитат:

1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков.

2.Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет

всвои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3.Наш мир достиг критической стадии. Дети больше уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

4.Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

По вашим репликам и аплодисментам я вижу, что многие из вас разделяют высказанные в цитатах оценки современной •молодежи. А теперь позвольте назвать авторов приведенных мною высказываний. Первая заимствована у Сократа (470— 399 гг. до н. э.), вторая — у Гесиода (720 г. до н.э.), третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э., четвертое обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона, возраст горшка — свыше 3000 лет.

Задание 131.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРИМЕРЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ РЕЧИАКИЕ ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНЫ в них? КАКИЕ

ЦЕЛИ (ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ) СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ ОРАТОРЫ?

Друзья мои, Я ИЗЛОЖИЛ вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех проблемам, пришел поучиться. Я слишком хорошо помню и разделяю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: «Старею, всегда учась!» Как это замечательно! Вот почему хочу почувствовать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить! (А. Ф. Лосев).

Мы представили краткий очерк событий новой истории до половины ХVII столетия. Мы видели, какие результаты имела 30-летняя война для Германии. Она выдвинула на театр истории государство, дотоле не имевшее влияния, — Швецию. Но положение, занятое ею, было искусственно, оно не было условлено природными средствами этого края. Швеция не к благу своему, а истощению стала так велика (Т. Н. Грановский).

Я думаю, милостивые государи, что, как бы общество ни относилось мягко к своим членам, оно должно помнить, что правосудие есть та же математика.

Ни один математик не скажет 3 X 3 = 9, но для моей подруги = 10: ему 3 x 3 = 9 для всех.

Также и факт преступного деяния остается преступным — все равно, сидят ли на скамье подсудимых люди, которых вы никогда не видели, или люди близкие, хотя бы даже братья, друзья.

Если вы пришли судить о факте, то вы его должны назвать белым, если он бел; если же факт не чист, то должны сказать, что он не чист, и пусть подсудимые знают, что им предстоит умываться и умываться...

Закончу я мою речь одним анекдотом из восточной жизни, — иногда не мешает оглянуться и на Восток, у которого есть прекрасные изречения и прекрасные анекдоты.


Один турецкий рассказчик говорит, что в Турции был судья, которому пришлось судить деяния своего отца; он присудил отца к 90 ударам палкою и, смешивая слезы с чернилами, подписал вердикт.

Во время исполнения приговора, когда отец претерпевал удары, сын стоял тут же и плакал, а когда удары были прекращены, он первым бросился обнимать и целовать отца.

Подражайте в хорошем Востоку: когда вы видите, что деяние преступно, скажите, что оно преступно, а затем, оставаясь людьми, сжимайте в своих объятиях людей, которые заслужили наказание по своей собственной вине... (Ф. Н. Плевако).

Задание 132.

СЧИТАЕТЕ ли вы УДАЧНЫМИ СЛЕДУЮЩИЕ СПОСОБЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ РЕЧИ? ОТВЕТ ОБОСНУЙТЕ.

1.«Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же...»; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь, я хотел бы еще добавить, что...».

2.«Жизнь прожить, не поле перейти»; «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»; «Любишь кататься, люби и саночки возить».

3.«Как вы видите, изменить (исправить) ничего нельзя...»; «Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение обстоятельств...».

4.«Это все»; «Я уже все сказал»; «Это конец моей речи».

Задание 133.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРИМЕРЫ СТУДЕНЧЕСКИХ РЕЧЕЙ НА ТЕМУ: «РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СПО-

СОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИДЕИ (МЫСЛИ), РАСКРЫВАЕМЫЕ АВТОРАМИ В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ. ДАЙТЕ

АРГУМЕНТИРОВАННУЮ ОЦЕНКУ КАЖДОЙ РЕЧИ.

Вариант 1.

Разве не ясно всякому здесь сидящему человеку, что говорить о себе —самое трудное и неблагодарное дело, хотя именно благодарности и похвалы ожидает каждый выступающий? Но почему трудное: потому что трудно самому о себе говорить хорошее, потому что нехорошо быть нескромным, и потому что нескромно выставлять свои заслуги, когда ты сам прекрасно сознаешь, что заслуг-то и достоинств у тебя пока очень немного.

А что если мне пойти по пути Станиславского, который советовал, играя доброго, искать, в чем он злой? Видно только это мне и остается.

Во-первых, я знаю, что я не смел. Может быть, именно поэтому я хочу заниматься ораторским искусством. Но, впрочем, смело могу сказать, что мне несимпатичны некоторые мои «смелые» и «дерзкие» до вульгарности друзья. Я предпочитаю иметь страх и постепенно его преодолевать — это лучше, чем глупо самовосхваляться.

Во-вторых, я, как видите, не блещу здоровьем. А, может быть, это и не так уж плохо? И лучше иметь среднее здоровье, т. е. и не слишком хорошее, и не слишком плохое, а, сознавая свои недостатки, стремиться их восполнить...? Замечали ли вы, что люди, богатые или здоровьем, или другим каким талантом, нередко слишком быстро и неразумно его растрачивают? «Средние» же люди развивают то, что Бог послал, и могут достичь многого — ну вот и я к тому стремлюсь.

Наконец, третье — и самое главное: вы, конечно, хотите спросить: «Как у тебя (у вас) с умственными дарованиями?» Отвечу честно: «Туговато. Трудновато. Сложновато». Но у кого легче — пусть бросит в меня камень. Если серьезно, мне кажется, мы должны иметь в этой жизни одну, но пламенную страсть: развивать наш ум, совершенствовать дарованную нам мудрость, восполнять недостатки нашего знания — тогда, может быть, будем счастливы.

Одним словом, я еще могу сказать много слов о своих недостатках. Но разве любовь, по Платону, как говорил мудрый Сократ, не есть стремление восполнить недостаток в мудрости, истине и красоте? Да здравствуют наши (мои и ваши) недостатки и стремления их восполнить! Ура!

Вариант 2.

Друзья!

Я не собираюсь, подобно предыдущему оратору, блистать ссылками на Сократа, рассуждениями о мудрости, витиеватым самоуничтожением и прочими ораторскими добродетелями.

Вы видите мой высокий рост и понимаете, что мне никуда не скрыться от ваших всевидящих очей — отовсюду я вам виден, я перед вами — как на ладони.

Да, я не скрываю: я — баскетболист. Вот мои ладони: правой со штрафного — 9 из 10, левой — 7 из 10. Играю на тренировках по 3 часа, почти до одурения. Некоторым моим родственникам, однокурсникам мое увлечение представляется «блажью». Им кажется, что спорт — это только мышцы качать, бегать от щита к щиту с ватагой дюжих молодцев за одним мячом. Но ведь издавна, от античных мудрецов, к нам идет мысль: «в здоровом теле — здоровый дух», и тренировка тела — это тренировка воли, выносливости, воспитание духа и многих душевных качеств.

Куда же я прихожу после баскетбола? — вы хотите спросить. Ответ, может быть, будет неожиданным для вас: от спортивного движения я прихожу к статике, может быть, самого удивительного и философического искусства — к фотографии Это — моя вторая страсть: я люблю видеть, как в тишине и темноте лаборатории вдруг ярким пятном на белом листе бумаги проявляется прошедшее мгновение. И это мгновение бывает таким прекрасным, и оно фиксирует то, что было, что ушло, что никогда не повторится — и все-таки повторяется каждый раз в нашей памяти перед нашим удивленным взором. И поэтому я назвал фотографию философией: это действительно самая реальная, жизненная, «историческая»философия.

И все-таки ни одно из этих увлечений я не собираюсь сделать моей профессией. А что же тогда?.. Можете представить, что у меня пока нет ответа на этот вопрос?.. Знаю только: «ищите и обрящете», «тлцыте — и отверзется вам». Но что обретется и что «откроется» — неизвестно. Может, этим и жизнь интересна? (В. И. Аннушкин. Риторика).

Задание 134.

ПОДГОТОВЬТЕ ИНФОРМАЦИОННУЮ РЕЧЬ (5 мин) ОБОСНУЙТЕ АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВО ВСТУП-

ЛЕНИИ ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ. ПРОДУМАЙТЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ФРАЗЫ РЕЧИ. СОСТАВЬТЕ И СООБЩИТЕ

АУДИТОРИИ ПЛАН РЕЧИ. УЧТИТЕ, ЧТО ВАША АУДИТОРИЯ СЛУШАТЕЛИ ГРУППЫ.


Материалы к заданию

I. Примерные темы для информационной речи

События в нашей стране

События за рубежом

Новости культурной жизни города

Спортивные новости

Новинки литературы

Системы ЭВМ

Как стать интересным собеседником

Зачем нужно изучать риторику

Как бороться с плохим настроением

Как я отделался от дурной привычки

Что делает нас привлекательными

Как ладить с родителями

Удивительный характер

Человек, который меня поразил (изменил мою жизнь)

Самые трудные (счастливые) минуты в моей жизни

Случай, который помог мне узнать себя (своего друга)

Как я утратил иллюзии

Новые достижения науки (медицины, техники ...)

Что дает реклама потребителю, и насколько она должна быть честной

Быть руководителем — это значит...

Деньги в нашей жизни

А счастье, что оно...?

Хочу ли я стать политиком?

Что значит для меня свобода?

Семья или карьера?

Моя совесть и я

II. Схема оценки информационной речи

1. Тема и цель Интересны? Уместны? Актуальны?

2.Вступление Интересно ли?

Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?

3.Главная часть

Продуман ли план?

Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?

4. Заключение Ясно? Есть ли обобщение сказанного? 5. Произношение

Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты? Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему

III. Памятка

Информационная речь с первого до последнего слова — продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.

Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.

В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение (П. Сопер).

Задание 135.

ПОДГОТОВЬТЕ АГИТАЦИОННУЮ РЕЧЬ (УБЕЖДАЮЩУЮ или ПРИЗЫВАЮЩУЮ к ДЕЙСТВИЮ) НА 5 МИНУТ. ВЫБЕРИТЕ ТЕМУ РЕЧИТОЧНИТЕ ЕЕ

ФОРМУЛИРОВКУ. ОПРЕДЕЛИТЕ АУДИТОРИЮ, для КОТОРОЙ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ВАША РЕЧЬ. ПРОДУМАЙТЕ СИСТЕМУ ЛОГИЧЕСКИХ И

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДОВОДОВ.

Материалы к заданию

I. План агитационной речи


1.Привлечь внимание, вызвать интерес.

2.Охарактеризовать предмет речи, изложить основной тезис.

3.Привести аргументы для доказательства тезиса.

4.Сделать вывод. Сформулировать призыв.

II. Примерные темы для агитационной речи

Можно научиться быть счастливым

Я люблю «русское кино»

«Вредные» фильмы

Жизнь — любовь

Не в деньгах счастье

Книга, которую каждый должен прочитать

Позвоните (напишите) родителям

Не будьте равнодушными (о понятии «чужое горе»)

Берегите здоровье

Занимайтесь спортом

Научитесь зарабатывать деньги

III.Схема оценки агитационной речи

1. Тема и цель Подходят ли они аудитории?

2.Введение Интересно?

Вызывает ли желательную реакцию?

3.Главная часть

Интересен ли материал? Правильны ли доводы? Достаточны ли аргументы? Целесообразны ли примеры?

4.Заключение

Ясно?

Убедителен ли призыв к действию?

5.Произношение

Произнесена ли речь с убеждением? Правильна ли поза? Уместны ли жесты? Удачен ли темп речи? Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему

IV. Памятка

Агитационная речь требует от слушателей большего, чем другие виды речи. Если она не приводит к цели — это самая горькая из всех неудач оратора. Слушатели должны отозваться на призыв тут же, на месте, и от всей души. Их нужно заставить проникнуться доверием к вам и к тому, что вы говорите, доверием безусловным и идущим от доброй воли. Слушатели должны понять вас и преисполниться нетерпением сделать все, что вы от них хотите.

Что бы ни было избрано вами во вступительной части речи, к каким бы убедительным планам и методам вы ни прибегали, каковы бы ни были ваши завершающие призывы, — все следует развивать в соответствии с той определенной реакцией аудитории, к которой вы стремитесь (П. Сопер).

Задание 136.

ПОДБЕРИТЕ доводы для ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТЕЗИСА:«КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ О СОБСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ» И ЗАПИШИТЕ их. РАСПОЛОЖИТЕ

НАЙДЕННЫЕ ВАМИ ДОВОДЫ по ГРУППАМ, ОБЪЕДИНЕННЫМ ОБЩЕЙ ТЕМОЙ, НАПРИМЕР; «ДЕНЬГИ», «ДОЛГ». СРАВНИТЕ ПОЛУЧЕННУЮ

ВАМИ СИСТЕМУ доводов с ПРИВЕДЕННОЙ НИЖЕ. ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ ДОВОДОВ, ИХ КОЛИЧЕСТВО?

ДОЛГ: 1. Человек получает здоровье от Бога (если хотите, от природы). Его долг — не портить то, что он получил, а пытаться это сохранить как дар, как богатство.

2.Здоровый может помогать своим близким, больной сам нуждается в помощи, истощая силы окружающих.

3.Здоровье нужно не только самому человеку, но и его родителям, его детям.

Труд: 1. Зачем Бог (природа) дает человеку здоровье? Чтобы он мог выполнить свое назначение в мире — трудиться на благо других и продолжать род человеческий.

2. Духовные усилия и труд не менее «требовательны» к здоровью человека, чем труд физический.

Материальные вопросы:

1.Быть здоровым выгодно. Болезнь ведет к большим денежным потерям.

2.Затраты на здоровый образ жизни меньше по сравнению с нездоровым (расходы на табак, алкоголь, на лечение и

пр.).

Радости жизни: Человек, погубивший свое здоровье, не может испытывать всю полноту возможного счастья (А. К. Михальская. Основы риторики).

Задание 137.


ПРОДУМАЙТЕ И ЗАПИШИТЕ СИСТЕМУ доводов для ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТЕЗИСА: «ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК».

Задание 138.

ПРОВЕДИТЕ РОЛЕВУЮ ИГРУ «НОЧНОЕ ДЕЖУРСТВО».ПОДГОТОВЬТЕ УБЕЖДАЮЩУЮ РЕЧЬ ПО ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИТУАЦИИ.

В офисе фирмы «С» вышла из строя сигнализация. В помещении офиса находится большое количество материальных ценностей (оргтехника, выставочные экземпляры товара и т. д.). На ремонт сигнализации потребуется неделя. Свободных средств для того, чтобы нанять вооруженную охрану, на счету фирмы нет. Нужно организовать ночное дежурство силами работников фирмы.

Директор фирмы (один из студентов группы) проводит собрание трудового коллектива (остальные студенты), информирует сотрудников о создавшейся ситуации и предлагает свой вариант выхода из нее. Цель директора — убедить сотрудников в необходимости организовать ночное дежурство, провести это дежурство по предлагаемой им схеме. Сотрудники выступают на собрании, соглашаясь/не соглашаясь с предлагаемым директором вариантом выхода из создавшейся ситуации в соответствии с предварительно выбранной позицией речевого поведения (конструктивная, соглашательская, демагогическая).

Собрание заканчивается голосованием, в ходе которого выясняется, удалось ли директору убедить сотрудников в правильности предлагаемого им варианта решения проблемы.

Задание 139.

ПРОВЕДИТЕ РОЛЕВУЮ ИГРУ «ФИНАНСИРОВАНИЕ ИДЕЙ». ПОДГОТОВЬТЕ УБЕЖДАЮЩУЮ РЕЧЬ ПО ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИТУАЦИИ.

Вы, директор недавно образованной фирмы, хотите взять беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кредит, вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив директора банка (преподавателя), что именно ваша фирма достойна кредитования. В речь необходимо включить следующее: название фирмы, вид деятельности, имидж; состояние дел на сегодняшний момент, достижения, планы, перспективы; источники финансирования.

Коммерческий проект, набравший максимальное количество баллов (из 10 возможных), получает кредит

Задание 140.

ПРОВЕДИТЕ РОЛЕВУЮ ИГРУ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ». ПОДГОТОВЬТЕ УБЕЖДАЮЩУЮ РЕЧЬ ПО ПРЕДЛАГАЕМОЙ НИЖЕ СИТУАЦИИ.

Ораторы — представители благотворительных организаций — выступают перед аудиторией (бизнесмены, студенты, госслужащие — по выбору выступающего), убеждая пожертвовать деньги на какой-либо проект — частная школа, коммерческий банк, рок-концерт и др. После выступления каждого оратора слушатели жертвуют определенную сумму денег — 10,30 или 60 рублей (сумма записывается на листке бумаги). Можно жертвоватьтолько эти суммы.

Побеждает набравший больше пожертвований.

Задание 141.

ПОДГОТОВЬТЕ НЕБОЛЬШОЕ (2—3 мин) ВЫСТУПЛЕНИЕ по одной из ПРИВЕДЕННЫХ СИТУАЦИЙ. ВАША ЦЕЛЬ ВООДУШЕВИТЬ

СЛУШАТЕЛЕЙ.

Ситуация 1. Вам необходимо произнести речь на торжественном собрании по случаю вручения дипломов. Оценивая значение студенческих лет в вашей жизни, выражая благодарность всем преподавателям и сотрудникам вуза, вы хотите создать у слушателей настроение радостного оживления, вызвать чувство гордости за результаты общего труда, вдохновить идеей духовного и экономического возрождения России.

Ситуация 2. Вы намерены сказать речь на презентации филиала фирмы. Оценив экономический рост фирмы, достижения трудового коллектива, вы желаете создать у слушателей ощущение уверенности в завтрашнем дне, вдохновить их перспективами развития фирмы, сплотить идеей общего дела и вызвать трудовой энтузиазм.

Задание 142.

ПОДГОТОВЬТЕ ВООДУШЕВЛЯЮЩУЮ РЕЧЬ НА ОДНУ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ТЕМ:

Все еще только начинается...! (Речь по случаю окончания школы, института).

Две судьбы — одно счастье (Речь по случаю годовщины свадьбы).

Мир вашему дому! (Речь по случаю бракосочетания).

Я верю в будущее России (Предвыборная речь кандидата в депутаты).

Задание 143.

ПОДГОТОВЬТЕ ПРИВЕТСТВЕННУЮ (ВООДУШЕВЛЯЮЩУЮ) РЕЧЬ (3—4 мин.). ВЫБЕРИТЕ СОБЫТИЕ, КОТОРОМУ БУДЕТ ПОСВЯЩЕНА ВАША РЕЧЬ (ЮБИЛЕЙ ЛИЦА, ОРГАНИЗАЦИИ; ВСТРЕЧА ДЕЛЕГАЦИИ;ВРУЧЕНИЕ НАГРАДЫ; ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА, МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ;НАЧАЛО РАБОТЫ СЪЕЗДА, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМА; ПАМЯТНАЯ ДАТА и т. п.).

ОПРЕДЕЛИТЕ АУДИТОРИЮ, ДЛЯ КОТОРОЙ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ВАША РЕЧЬ. ТАК КАК ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПРИВЕТСТВЕННОЙ РЕЧИ СОЗДАТЬ ПРИПОДНЯТОЕ, ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ, вдохновить, ВООДУШЕВИТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ВАШЕЙ РЕЧИ,ИСПОЛЬЗУЙТЕ В НЕЙ СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Материалы к заданию

I. Структура приветственной речи

1.Обращение. Слова приветствия.

2.Краткая характеристика события.

3.Успехи и достижения, перспективы.

4.Пожелания.

II. Схема оценки приветственной речи