ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
1.Тема и цель. Соответствуют ли событию? Подходят ли аудитории?
2.Вступление. Оригинально?
Создает ли определенный эмоциональный настрой? 3. Главная часть.
Конкретно ли содержание? Яркие ли примеры?
Выразительны ли речевые средства? Достигнута ли цель?
4. Заключение.
Ярко?
Вдохновило ли слушателей?
5.Произнесение.
Произнесена ли речь с воодушевлением? Правильна ли поза?
Уместны ли жесты, мимика? Удачен ли темп речи? Есть ли речевые ошибки?
6.Советы выступающему.
III.Памятка
Не пытайтесь сесть и приготовить речь за тридцать минут
Нельзя испечь речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Выберите тему в начале недели, обдумайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время — когда вы принимаете ванну, едете в центр города, когда вы ждете, чтобы вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех (Д. Карнеги).
Задание 144.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ТЕКСТАМИ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПРОФЕССОРА Л. В. НА ЮБИЛЕЕ ИЗВЕСТНОГО ЛИНГВИСТА И ПЕРЕД СТУДЕНТАМИ. ОПРЕДЕЛИТЕ
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ПОЗДРАВЛЕНИЙ, ПЕРЕЧИСЛИТЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В НИХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕД-
СТВА.
1. В этот радостный для всех собравшихся день поздравляю Вас, Г. В., со славным юбилеем. Вы для нас образец и пример как ученый, педагог, человек. Знания, переданные Вами, послужили основой для научного роста многих преподавателей нашего города, Северного Кавказа, страны.
Многим обязана Вам лично и я. Вся моя трудовая деятельность, от студента до профессора, проходит на ваших глазах, под вашим руководством.
Еще во время Отечественной войны, будучи студенткой института, я слушала ваши лекции. В тяжелые, голодные, холодные годы лекции по русскому языку, которые так содержательно и вдохновенно читали Вы, пробуждали интерес к науке, знаниям, согревали нас.
Вся ваша жизнь ученого, преподавателя, руководителя доказывает правильность пословицы «Друг спорит, а недруг поддакивает». Вы никогда не поддакиваете. Вы спорите. И в споре бываете беспощадны. Относится ли это к обсуждению лекции или доклада, статьи или монографии. После вашей критики зачастую не сразу приходишь в себя. Но потом остается только чувство благодарности. Понимаешь, что Вы ко всему подходите с высшей меркой, меркой друга.
Я, как антонимист, скажу, что Вы, Г. В., «сплошной антоним».
О Вас справедливо говорят: «Это женщина с мужским характером». Вы умеете работать и не умеете отдыхать. Вы любите семью, дом, но Вас трудно застать дома. Вы всегда в пути, всегда на колесах. Так вы нужны людям.
Если нарисовать карту тех мест, где Вы читали лекции, выступали на конференциях, совещаниях, семинарах, инспектировали, проверяли, то это будет карта всей России.
И последний «антоним». Вы достигли «старшего» возраста, но и сегодня остаетесь молодой.
Желаем Вам неизменного здоровья и внутреннего удовлетворения от работы. Сохраняйте еще долгие годы творческий огонек, который горит в Вас.
2. Недавно я перечитала записные книжки Ю. Бондарева. В них меня привлекли такие строчки: «Я долго пытался найти слово, оно было связано с чем-то грустным, прощальным...
Неужели это слово — последний! Последний час? Последний вечер? Последний житель на земле? Последняя любовь? Последняя страница? ...
В этом слове — прощание, утрата надежды, обрыв следа в бездну неизвестного и такое безысходное одиночество человека, вдруг узнавшего последний срок, неизбежный день, такая открытая пустота наедине с самим собой, со своей судьбой.
Но вместе с тем «последнее» — это предел, за которым неизбежность неведомого нам начала — новой жизни, новой надежды, новой страницы».
Прочитала и подумала: это звучит и пессимистично и оптимистично, так как в жизни последнее всегда предполагает первое, как первое всегда кончается последним.
Недавно у вас был последний урок в школе, прозвучал последний звонок. Сегодня — первый звонок в вузе, первая лекция. Недавно выдавались дипломы студентам последнего курса, сдавшим последний экзамен. А сегодня вручаются студенческие билеты вам, первокурсникам, еще не сдавшим ипервого экзамена.
Пройдет время. Наступит и для вас последний день занятий в вузе, за которым придет первый день самостоятельной работы.
Я говорю это для того, чтобы вы умели ценить время, старались максимально использовать каждый день, каждый час; чтобы от первого до последнего дня пребывания в вузе вы получили как можно больше знаний. Успехов вам, дорогие друзья!
Задание 145.
НАПИШИТЕ ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ, включив в НЕГО дно ИЛИ НЕСКОЛЬКО ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ИЗРЕЧЕНИЙ:
1. Старая мудрость гласит: много говорить и много сказать — не одно и то же. 2. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.3. У мудрости есть граница, глупость же безгранична (Я. Райнис). 4. Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу (Гете). 5. Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали твоими недругами, а недруги стали друзьями (Пифагор). 6. Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с лица человека (Гюго). 7. Лень — это ржа ума и тела: ключ, которым часто пользуются, всегда блестит, как новый (Б. Франклин). 8. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека). 9. Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают (К. Чапек). 10. Что самое общее для всех? — Надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть (Фалес). 11. Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми после (М. Скюдери).
Задание 146.
ПОДГОТОВЬТЕ НЕБОЛЬШОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ (3—4 мин) НА ОДНУ из ТЕМ: «РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ», «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ
МЕНЯ ПОРАЗИЛ (ИЗМЕНИЛ МОЮ жизнь)», «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, У КОТОРОГО ХОЧЕТСЯ УЧИТЬСЯ».
Напишите заранее главную мысль вашего выступления. Произнесите речь. Попросите слушателей записать главную мысль вашей речи так, как они ее поняли. После окончания речи зачитайте свой вариант и сравните его с записями слушателей.
Задание 147.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ВОПРОСАМИ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. Они ПОСЛУЖАТ ВАМ ОРИЕНТИРОМ в ПРОЦЕССЕ подготовки РАЗ-
ЛИЧНЫХ видов ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ И ПОМОГУТ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ВЫСТУПЛЕНИЮ.
Задание 148.
ПРОСЛУШАЙТЕ ОРАТОРСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ в МАССОВОЙ АУДИТОРИИ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, УДАЛОСЬ ли ОРАТОРУ УСТАНОВИТЬ КОНТАКТ со СЛУШАТЕЛЯМИ. КАК ОНИ РЕАГИРОВАЛИ НА СЛОВА ОРАТОРА? РАССКАЖИТЕ, КАКИМИ ПРИЕМАМИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА ПОЛЬЗОВАЛСЯ ОРАТОР. ПРЕДСТАВЬТЕ ПИСЬМЕННЫЙ ОТЗЫВ ОБ ЭТОМ ВЫСТУПЛЕНИИ
Вопросыдлясамоконтроля
1.Отражает ли название темы речи ее содержание?
2.Действительно ли меня интересует тема выступления?
3.Достаточно ли я знаю по данной проблеме?
4.Убежден ли я в том, о чем буду говорить?
5.Соответствуют ли тема и цель моей речи уровню знаний, интересам и установкам слушателей ?
6.Могу ли я четко сформулировать главную идею своего выступления?
7.Легко ли воспринимаются фактический материал и статистические данные?
8.Каким методом изложен материал ?
9.Нет ли нарушений логической последовательности в изложении материала?
10.Готовит ли вступительная часть речи к восприятию основного материала?
11.Убедительно ли заключение? Есть ли обобщающие выводы ?
12.Правильно ли распределен материал повремени?
13.Какие вопросы могут возникнуть у слушателей?
14.Владею ли я материалом выступления?Проведены ли тренировки?
Часть 3. Официально-деловая письменная речь
Задание 149.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. ОТВЕТЬТЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС.
Подсчитано, что в нашей стране ежегодно готовится около четырех миллиардов различных документов. Есть, конечно, среди них лишние, ненужные, дублирующие друг друга, но основная масса необходима. Ведь каждая бумага
— носитель информации, нужной для того, чтобы регулировать взаимоотношения между организациями, планировать, управлять, отчитываться о работе ит. п.
Каким же должен быть сейчас деловой документ?
Задание 150.
ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА В. ШУКШИНА «ЧУДИК». ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ГЕРОЮ РАССКАЗА ПРИШЛОСЬ ПЕРЕПИ-
СЫВАТЬ ТЕКСТ ТЕЛЕГРАММЫ.
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на. грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: «Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде». — «Почему? — спросил Чудик. — Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!
... Вы, наверное, подумали...» — « В письмах можете писать что угодно, а телеграмма — это вид связи. Это открытый текст». Чудик переписал. «Приземлились. Все в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и « Васятка». Стало: «долетели», «Василий». — «Приземлились... Вы о, космонавт, что ли?» — «Ну ладно, — сказал Чудик. — Пусть так будет».
Задание 151.
Прочитайте данные слова и словосочетания. Укажите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.
Вознаградить за труды, нетрудоспособность, жилье, приводить к общему знаменателю, принять к исполнению, жилищный фонд, надлежащий, предписывать, чудесный случай, про-
водить исследование, ходатайствовать, привлечь к ответственности, поставить на вид, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, содействовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.
Задание 152,
ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБЪЯСНИТЕ, ЧЕМ МОТИВИРОВАНО УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО И СТРАДАТЕЛЬНОГО ЗА-
ЛОГОВ В ТЕКСТАХ ДОКУМЕНТОВ.
Оплата гарантируется. Извещение отправлено. Ваш факс получен. Сроки поставки оборудования срываются. Ваше предложение принято. Указанная документация будет отправлена в сроки, указанные договором. Завод не гарантирует качество изделий по истечении шести месяцев с момента отгрузки. Начальник отдела комплектации нарушает правила внутреннего распорядка. Главное управление не возражает, чтобы завод приступил к выпуску самосвалов с ноября 2003 года. Несмотря на неоднократные напоминания, комбинат задерживает отгрузку металлических профилей
Задание 153.
ОБРАЗУЙТЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С ДАННЫМИ НИЖЕ СЛОВАМИ. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Образец: акт — составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.
Претензия, благодарность, виза, выговор, договор, документ, заявка, иск, соглашение, приказ, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, предписание, предупреждение, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, рекомендация, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции.
Задание 154.
УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ВАРИАНТЫ СОЧЕТАЕМОСТИ ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. СОСТАВЬТЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Образец: разрешить спор. Экономические споры часто разрешаются в судебном порядке.
Внести, высказать, заслушать, затребовать, обеспечить, объявить, предоставить, принести, составить, продлить, откликнуться, произвести, принять, предпринять, представить, оказать, рассмотреть, удовлетворить.
Задание 155.
ОБРАЗУЙТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ОКРАСКУ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО стиля, ПОДОБРАВ к ПРИВЕДЕННЫМ НИЖЕ СУЩЕ-
СТВИТЕЛЬНЫМ СОГЛАСОВАННЫЕ И НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, порядок, полномочия, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, служивание, отношения.
Задание 156.
ЧЕМ ВЫЗВАНО НАРУШЕНИЕ смысловой точности ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ФРАГМЕНТАХ ДЕЛОВЫХ ПОСЛА-
НИЙ? ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 2. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 3. Необходимо еще раз обсчитать все данные. 4. Следует затвердить это на собрании. 5. Мне было отказано под благоприятным предлогом. 6. Был провозглашен приговор суда. 7. Это достигалось самыми неугодными средствами. 8. На заводе возникло нестерпимое положение.
Задание 157.
ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЗЯТЫЕ из ТЕКСТОВ ДОКУМЕНТОВ. НАЙДИТЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ЛЕКСИЧЕСКОЙ
СОЧЕТАЕМОСТИ, ИСПРАВЬТЕ ИХ.
1. Для проведения занятий по информатике временно привлекаются компьютерные классы кафедр. 2. Наши предприятия долгие годы состоят в добрых партнерских отношениях. 3. Полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм. 4. Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой
модели. 5. Прошу Вас сообщить стоимость 1 шт. кондиционера, необходимую для внедрения в калькуляцию заказчика. 6. Транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных.
Задание 158.
ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ, ВЫЗВАННЫЕ НЕПРАВИЛЬНЫМ СОКРАЩЕНИЕМ СЛОВ. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ПОДОБНОГО РОДА СОКРАЩЕНИЯ ПРИ-
ЧИНОЙ ДВУСМЫСЛЕННОГО ТОЛКОВАНИЯ ФРАЗЫ?
1.Ростовская об., гор. Батайск, Лесной пр., д. 7. Дорохову Н. Н.
2.Граж. Иванову оплатить ком-у в трехдневный срок.
3.Копия направляется г. бух. завода «Прометей».
4.Контроль за исполнением приказа возлагается на зам. дир-ра за-да «Красный Пр-й».
5.Гарант-ем возврат в месячный срок с момента доставки.
6.Обяз-ся уплатить также стоимость перевозки и страхования.
7.Председателем ком-и назначить проректора по уч-е Малышева П. И.
Задание 159.
СДЕЛАЙТЕ СОКРАЩЕННУЮ ЗАПИСЬ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.
1.Волгоградская область; почтовый ящик № 25; станция «Астапово»; отделение связи Кировского района; город Пермь; озеро Байкал.
2.Кандидат технических наук; заместитель декана; заведующий кафедрой; член-корреспондент Академии наук; исполняющий обязанности главного бухгалтера; генеральный директор; главный врач больницы.
3.Техническое задание; специальный заказ; государственный стандарт.
4.Смотри на странице 720; так далее; тому подобное; десять миллионов рублей; 1980—1990 годы.
5.Промышленный строительный банк; Научно-исследовательский институт; свободно конвертируемая валюта; налог на добавленную стоимость; расчетный счет.
Задание 160.
ПЕРЕПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАСКРЫВАЯ СКОБКИ.ОБЪЯСНИТЕ ПРАВИЛА ЗАПИСИ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
1. Плановых проверок должно быть не менее (2) в течение года. 2. Испытания должны продолжаться (3—5) дней. 3. Требуется (3 200) грузовиков грузоподъемностью (20) т. 4. (35) изделий не получили сертификат качества. 5. Было уничтожено (36) гектаров виноградников. 6. Шероховатость поверхности по (6) классу точности. 7. Изделия (1), (2), (3) сорта направлены на экспертизу. 8. Строительство дома завершено во (2) квартале. 9. Лыжники совершили (20 км) пробег.
Задание 161.
ОБЪЯСНИТЕ ХАРАКТЕР ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК в ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Прошу оплатить стоимость двух диодов (820 руб.) для их замены согласно счета. 2. Убедительно прошу Вас для сохранения достигнутого уровня обучения в техническом лицее выделить ему компьютерный класс. 3. Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены интересные результаты. 4. Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам. 5. В наше предприятие приглашены на работу молодые специалисты. 6. Согласно Вашей просьбы направляем Вам документы, необходимые для подписания договора. 7. Руководство производственной практики осуществляется ведущими специалистами предприятия. 8. Выступивший на собрании заместитель директора доцент Иванова объяснила суть дела. 9. Выводы комиссии обоснованные и справедливые. 10. В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы. 11. Гражданка Сидорова Н. Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 12. Пишите Ваши инициалы полностью.
Задание 162.
ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВКИ ИЗ ИНСТРУКЦИЙ и ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ. ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКОЙ ТИП КОНТЕКСТА (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ИЛИ
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ) ПРЕДСТАВЛЕН В НИХ. ВЫВОДЫ ОБОСНУЙТЕ.
1.Изделия, состоящие из нескольких деталей, изготавливают по сборочным чертежам. Чтобы собрать изделие по сборочному чертежу, необходимо предварительно изготовить отдельные детали. Для изготовления отдельных деталей надо обеспечить производство рабочими чертежами. Составление рабочих чертежей по сборочным чертежам — деталирование.
2.В настоящее время завод располагает возможностью для строительства двух крупнопанельных 12-этажных 72- квартир-ных домов-башен по типовым проектам. Дома-башни предполагается разместить на улице Лесная. Строительство домов-башен подтверждено Министерством и городскими организациями. На строительство домовбашен выделены необходимые фонды, намечены подрядные организации.
Задание 163.
ОПРЕДЕЛИТЕ, КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ связь МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР, МЕСТОИМЕННЫЙ ПОВТОР, СЕ-
МАНТИЧЕСКИЙ ПОВТОР, ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПОВТОР) В ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ КОНТЕКСТАХ.
1. Вуз убедительно просит рассмотреть вопрос о выделении квартир для сотрудников из фонда города. В настоящее время вуз жилищное строительство не ведет. 2. Согласно решению коллегии завод должен изготовить станки к началу 2003 года. Станки должны быть изготовлены в строгом соответствии с прилагаемой научно-технической документацией. 3. Просим выслать подробную информацию о выставке. Эта информация необходима для составления каталогов. 4. Если система охлаждения агрегата выйдет из строя, его эксплуатация должна быть немедленно