ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
в) вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, те, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога; г) балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.
Задание 15.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СОХРАНЕНИЕ или ИЗМЕНЕНИЕ МЕСТА УДАРЕНИЯ в ЗАВИСИМОСТИ от ИЗМЕНЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОЙ СЛОВА.
1) Образуйте форму родительного падежа единственного следующих существительных. Поставьте ударение. Составьте с ними словосочетания.
Образец: массаж — массажа.
Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выбор, кольцо, порт. 2) Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставьте ударение. Составьте словосочетания.
Образец: верный — вернее.
Длинный, красивый, удобный, веселый, сладкий, твердый.
3) Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих прилагательных. Поставьте ударение.
Образец: весёлый — вёсел, весела, весело, веселы. Глухой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий. 4)Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих
страдательных причастий. Поставьте ударение.
Образец: взятый — взят, взята, взято, взяты. Начатый, приданный, проданный, прожитый, розданный, созданный.
5)Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе.
Образец: брать — брал, брала, брало, брали.
Баловать, взять, включить, гнать, жить, задать, звать, нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать.
6)Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте
ударение.
Образец: вертеть — верчу, вертишь, вертит. Влечь, дремать, звонить, изменить, катить, колебать, положить, баловаться.
Задание 16.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАВИСИМОСТЬ МЕСТА УДАРЕНИЯ QT ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.
Видение (способность видеть) — видение (мираж, призрак), хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) — характерный (типичный, особенный).
2. Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.
Атлас — атлас, броня — броня, запасник — запасник, кругом — кругом, подвижный — подвижной, занятый — занятой, безобразный— безобразный, кирка — кирка.
Задание 17.
ПРОЧТИТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ СОЧЕТАНИЯ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ОДНОСЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОГИ (ЧАЩЕ
ВСЕГО НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ) ПРИНИМАЮТ НА СЕБЯ УДАРЕНИЕ, И ТОГДА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗА НИМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ
БЕЗУДАРНЫМ.
На: на воду, на ногу, на гору, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, зуб на зуб, на два, на три, на шесть, на десять, на сто;
за: за воду, за ногу, за голову, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сто;
под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер; по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по Сто, по двое, по трое; из: из лесу, из дому, из носу, из виду; без: без вести, без толку, без году неделя; Ср. также: час от часу, год от роду, до ночи.
Задание 18.
ПРОЧТИТЕ СЛОВА. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА, ОБОЗНАЧЕННОГО БУКВОЙ «Г» (см. ключ):
а) гул, год, город, гусь, гость, нога, дуга, гасить, гудок, гром, град, гребу, глина, могла, согну, огня, горка, игра; б) ага, ого, эге, гоп; в) благодать, благо, господи;
г) снег, плуг, шаг, пирог, сапог, берег, слог, рог, друг, флаг, враг, овраг, рычаг, набег, шланг, фланг, биолог, порог, вокруг, вдруг;
д) прекрасного, темного, великого, громкого, зимнего, красивого, большого; е) легкий, мягкий, легчайший, мягчайший.
Ключ:
а) буква «г» обозначает звонкий взрывной заднеязычный звук [г]; б)и в) буква «г» обозначает фрикативный заднеязычный звук [у]; в) буква «г» обозначает глухой взрывной заднеязычный звук [k]; г) буква «г» обозначает звук [в]; д) сочетание букв «гк» и «гч» звучат [х'к'], [х'ч'].
Задание 19.
РАСПРЕДЕЛИТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ СЛОВА по ГРУППАМ в ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ «чн».
[шн] |
[чн] и [шн] |
вариантное |
[чн] |
|
произношение |
|
|
|
|
|
|
було[шн]ик |
копее[шн]ый |
— |
зада[чн]и |
|
копее[чн]ый |
|
к |
|
|
|
|
Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.
Задание 20.
ПРОЧТИТЕ СЛОВА. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОНЦЕ СЛОВ И ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (см. ключ).
Хлебороб, способ, замзав, дифирамб, ширпотреб, посев, рецидив, комдив, норматив, актив, коллектив, созыв, подвиг, бумеранг, митинг, демагог, доклад, обществовед, ретроград, агитпоезд, индивид, культпоход, мираж, хронометраж, арбитраж, монтаж, ажиотаж, инструктаж, репортаж, колледж, девиз, самоанализ, колхоз, союз, синтез.
Трубка, голубка, робкий, ловкий, зубчатый, обсудить, редкий, подписать, подшить, надпись, книжка, бумажка, низкий, погрузка, узкий, скользкий, вписать, вчера, второй, футбол, отбежать, сгорел, просьба, молотьба, отгадать, отрезать, вразброд, вполглаза.
Ключ: хлеборо[п], спосо[п], замза[ф], дифирам[б], ширпотреб[п], посе[ф], рециди[ф], комди[ф], нормати[ф], акти[ф], коллекти[ф], созы[ф], подви[к], бумеран[г], митин[г], демаго[к], докла[т], обществове[т], ретрогра[т], агитпое[ст], индиви[т], культпохо[т], мира[ш], хронометра[ш], арбитра[ш], монта[ш], ажиота[ш], инструкта[ш], репорта[ш], колле[тш], деви[с], самоанали[с], колхо[с], сою[с], синте[с].
Тру[п]ка, голу[п]ка, ро[п]кий, ло[ф]кий, зу[п]чатый о[п]судить, ре[т]кий, по[т]писать, по[т]шить, на[т]пись, кни[ш]ка, бума[ш]ка, ни[с]кий, погру[с]ка, у[с]кий, сколь[с]кий, [ф]писать, [ф]чера, [ф]торой, фу[д]бол, о[д]бежать, [з]горел, про[з']ба, моло[д']ба, о[д]гадать, о[т]резать, вразбро[т], [ф]полглаза.
Заданне 21.
ПРОЧТИТЕ СЛОВА. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (СМ. ключ),
Угасший, замерзший, расшитый, произнесший, происшедший, расширять, восшествие, безжалостный, сжатый, безжизненный, с жадностью, с шумом, разжать, наезжать, брызжет, прожженный, дребезжать, уезжать, просчитаться, подписчик, заказчик, резчик, перебежчик, счет, отчасти, отчаянный, подчеркнул, подчистить, отчуждение, отчитать, тридцать, отца, молодца, страстный, корыстный, участливый, участник, известняк, безучастный, грустный, праздник, известный, завистливый.
Ключ: уга[ш]ий, замер[ш]ий, ра[ш]итый, произне[ш]ий, ш]едший, ра[ш]ирять, во[ш]ествие, бе[ж]алостный, [ж]атый, бе[ж]изненный, [ж]адностью, [ш]умом, ра[ж]ать, нае[ж'], доп. нае[ж]ать, бры[ж']ет, доп. бры[ж]ет, про[ж']енный, тро[ж]енный, дребе[ж']ать, доп. дребе[ж]ать, уе[ж']ать, уе[ж]ать, про[ш']итаться, подпи[ш']ик, расска[ш']ик, ре[ш']ик, перебе[ш']ик, [ш']ет, о[ч']асти, о[ч] аянный, по[ч']еркнул, по[ч']истить, о[ч']уждение, о[ч']итать, три[ц]ать, о[ц]а, моло[ц]а, стра[сн]ый, коры[сн]ый, уча[сл']ивый, уча[сн']ик, изве[cн']як, безуча[сн]ый, гру[сн]ый, пра[зн]ик, изве[сн]ый, зави[c]ливый.
Задание 22.
ПРОЧТИТЕ СЛОВА. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (СМ. ключ),
Братский, детский, солдатский, флотский, заводской, слободской, людской, господский; браться, собираться, бороться, видеться, биться, боится, верится, мечтается, несется, просятся, учатся, решаются, смеются, смотрится, держится, говорится, сторонится, добивает-
Ключ: бра[ц]кий, де[ц]кий, солда[ц]кий фло[ц]кий, заво[ц]кой, слобо[ц]кой, лю[ц]кой, госпо[ц]кий; бра[цъ], собира[цъ], боро[цъ], виде[цъ], би[цъ], бои[цъ], вери[цъ], мечтае[цъ], несе[цъ], прося[цъ], уча[цъ], решаю[цъ], смею[цъ], смотри[цъ], держи[цъ], говори[цъ], сторони[цъ], добивае[цъ].
Задание 23.
ПРОЧТИТЕ СЛОВА, ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ НА ПРОИЗНОШЕНИЕ БУКВЫ Е ПОД УДАРЕНИЕМ. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНО-
(см. ключ).
Афера, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дареный, двоеженство, ерничать, желоб, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный, обыденщина, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, планер, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный, свекла, убеленный, филер, филистер.
Ключ: а[ф'е]ра, б[л'о]клый — б[л'е]клый, бытиЦе] — бытиЦо], б[л'о]стка, вме[н'о]нный, вы[ч'е]рпывать, вышеприве[д'о]нный, внаЦо]м, грена[д'е]р, грубо[шо]рстный, двое[жэ]нец, де[б'е]лый, да[р'о]ный, двое[жо]нство, [je]рничать, [жо]лоб, запе[чо]нный, забе[л'о]нный, заворо[жо]нный, [з'е]в, за[jo]м, инопле[м'е нный] , из[д'о]вка,
изве[д'о]нный, однов[р'е менный] , одновре[м'е нный] , новорож[д' о ]нный, киос[к'о]р, ник[чо мный] , обы[д'о ]нщина,
остри[jо], отсе[чо]нный — отсеченный, отклю[чо нный] , осведом [л'о ]нный — осведомленный, пре[jе мник] , пла[н'о]р
— планер, поба[с'о ]нка, пои [м'о ]-нный, приглу[шо нный] , приру[чо нный] , с[в'о ]кла, убе [л'о]нный,
фи[л'р ]р, филистер.
Задание 24.
РАСПРЕДЕЛИТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ СЛОВА по ГРУППАМ В ЗАВИСИМОСТИ от ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНОГО ЗВУКА
ПЕРЕД Е. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПО СЛОВАРЮ.
мягкое |
вариантное |
твердое |
произношение |
произношение |
произношение |
|
|
|
[д'е]магог |
[д'е]по— |
[дэ]нди |
|
[дэ]по |
|
Адекватный, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, современный, соплеменник, текст, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, шатен, форель, юмореска, экспресс, энергия.
Задание 25.
РАСПОЛОЖИТЕ синонимы в ПОРЯДКЕ УСИЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ПРИЗНАКА И ДЕЙСТВИЯ.
1. Неприятный; отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.
2. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.
3.Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.
4.Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть, замереть.
5.Хохотать, фыркать, хихикать, прыскать, гоготать.
Задание 26.
ЗАМЕНИТЕ ВЫДЕЛЕННЫЕ КУРСИВОМ СЛОВА БЛИЗКИМИ ПО СМЫСЛУ.
Главная задача, видный деятель, огромные успехи.
Слова: важный, большой, первоочередной, первостепенный, известный, колоссальный, выдающийся, громадный, актуальный, основной, насущный, значительный, замечательный.
Задание 27.
СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛЕДУЮЩИМИ синонимы.
1)Показать, описать, изображать, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать, создать образ.
2)Критиковать, осуждать, порицать, обличать, бичевать, клеймить, пригвождать к позорному столбу.
Задание 28.
Из слов, ЗАКЛЮЧЕННЫХ В СКОБКАХ, ВЫБЕРИТЕ НУЖНОЕ.
1)Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.
2)Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.
3)Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трудностей, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).
Задание 29.
СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, СОЕДИНИВ ДАННЫЕ СИНОНИМЫ со СЛОВАМИ, стоящими В СКОБКАХ.
1)Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из дому, с телефонного узла, из лицея).
2)Безмятежный, спокойный, мирный, смирный(сон, труд, характер, человек).
3)Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).
Задание 30.
ПОДБЕРИТЕ РУССКИЕ синонимы (СЛОВА или СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) к СЛОВАМ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ:
а) респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр; б) мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный; в) амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары,
пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.
Задание 31.
ИСПОЛЬЗУЯ ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ, ОПРЕДЕЛИТЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ слов, их СМЫСЛОВЫЕ и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕН-
НОСТИ. СОСТАВЬТЕ С ними ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.
Задание 32.
СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ со СЛОВАМИ РЫНОК, БАЗАР; ГОДИЧНЫЙ, ГОДОВОЙ, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ДЛЯ СПРАВКИ. ЧЕМ
ОБУСЛОВЛЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ/НЕВОЗМОЖНОСТЬ СОЧЕТАНИЯ ЭТИХ СЛОВ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ?
Слова для справки: городской, центральный, крытый, елочный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.
Задание 33.
К КАЖДОМУ СЛОВУ ПЕРВОЙ ГРУППЫ ПОДБЕРИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОДНО или НЕСКОЛЬКО СЛОВ из ВТОРОЙ ГРУППЫ и ЗА-
ПИШИТЕ ОБРАЗОВАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
3.Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище,
мириады.
4.Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.
Задание 34.
КАК вы СЧИТАЕТЕ, МОЖЕТ ли ВЫБОР СЛОВА влиять НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОБЪЕКТА РЕЧИ? ОПИШИТЕ,
КАКИМ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СУБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ (ВОЗРАСТ, ФИЗИЧЕСКОЕ и ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ) В СЛЕДУЮЩИХ ПРИМЕРАХ:
а) человек соскочил с коня, человек спрыгнул с коня, человек слез с коня, человек шлепнулся с коня, человек свалился с коня, человек сполз с коня;
б) человек идет по улице, человек бредет по улице, человек мчится по улице, человек шагает по улице, человек вышагивает по улице, человек мчится по улице, человек летит по улице
Задание 35.
КАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ГОВОРЯЩЕГО от СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ? КАКУЮ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ ГУТ
ВЫЗВАТЬ У АДРЕСАТА? ОПИШИТЕ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ ОНИ УМЕСТНЫ.
1)Чем ты занимаешься? Что ты делаешь? Что ты надето ты натворил?
2)Где ты был? Где ты пропадал? Где ты бродишь? Где ты я? Где вы бываете?
3)Что случилось? Что произошло? Что стряслось?
Задание 36.
ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ и АНТОНИМЫ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ ОБЫЧНЫЙ,ИНТЕРЕСНЫЙ,СВЕЖИЙ В СЛЕДУЮЩИХ
СЛОВОСОЧЕТАНИИ
а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность; б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка;
свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.
Задание 37.
СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ со СЛЕДУЮЩИМИ ПАРОНИМАМИ.
Столб — столп, удачный — удачливый, понятный — понятливый, соседский — соседний, хозяйский — хозяйственный, обидный — обидчивый, тяготится — тяготеет, бережный — бережливый.
Задание 38.
ОПРЕДЕЛИТЕ,КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ слов МОГУТ ОБРАЗОВАТЬ ПАРОНИМИЧЕСКИЕ ПАРЫ.
Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.
Задание 39.
РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ СЛОВА НА ГРУППЫ С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
ОКРАСКОЙ.
Похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.
Задание 40.
СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛЕДУЮЩИМИ ОМОНИМАМИ.
Среда1 (день недели) и среда2 (окружающая обстановка, общество); повод1 (предлог, причина) и повод2 (ремень); свет1 (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) и свет2 (земной шар, Земля со всем существующим на ней).
Задание 41.
ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ПАРОНИМОВ.СОСТАВЬТЕ С ними ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Абонемент — абонент; адресат — адресант; бережно — бережливо; статут — статус; экономный — экономичный.
Задание 42.
Из слов, ЗАКЛЮЧЕННЫХ В СКОБКАХ, ВЫБЕРИТЕ НУЖНОЕ.
1.Никогда не забудет наш народ (геройские — героические) дни Ленинградской блокады.
2.Сюжетом повести стала (драматичная — драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя.
3.Регистрация (командированных— командировочных) производится в вестибюле.
4.В кузове грузовика могут (поместиться — разместиться) четыре «Москвича».
5.Чтобы добиться успеха, надо (принять — предпринять) (эффективные — эффектные) меры.
Задание 43.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И СКАЖИТЕ, кто из ГОВОРЯЩИХ ДОПУСТИЛ ОШИБКУ? КАК НАДО ПРАВИЛЬНО СКАЗАТЬ?
Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», — предложил другой.
Задание 44.
НАПИШИТЕ, КАКОЕ ИЗ СЛОВ (ТУРИСТСКИЙ — ТУРИСТИЧЕСКИЙ) СОЧЕТАЕТСЯ СО СЛОВАМИ: УЖИН, ПРОСПЕКТ, ПУТЕВКА, КО- СТЮМ, поход, СНАРЯЖЕНИЕ, СПРАВОЧНИК, БЮРО ОБЕД, СЕЗОН, ПОЕЗД,БАЗА, РЮКЗАК.
ДЛЯ справки: туристский — прилагательное к слову турист, а туристический — прилагательное к слову туризм.
Задание 45.
ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ТЕКСТ.
1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику.
5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л. Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, небыл больным.
Задание 46.
СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛЕДУЮЩИМИ ОМОНИМАМИ.
Акция1 (ценная бумага) и акция2 (действие, направленное на достижение какой-либо цели); боны1 (кредитные документы) и боны2 (плавучие ограждения); бумагодержатель1 (владелец ценных бумаг) и бумагодержатель2 (приспособление для бумаги); гриф1 (птица), гриф2 (длинная пластинки из дерева у струнных инструментов) и гриф3 (клеймо, штемпель); некогда1 (нет времени) и некогда2 (когда-то); несколько1 (некоторое количество) и несколько2 (немного, в некоторой степени).
Задание 47.
РАСКРОЙТЕ СКОБКИ, ВЫБИРАЯ ПОДХОДЯЩЕЕ слово. ОБОСНУЙТЕ свой ВЫБОР. ЗА СПРАВКАМИ ОБРАЩАЙТЕСЬ К СЛОВАРЯМ.
1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.
Задание 48.
Из ПОСТАВЛЕННЫХ в сковки слов ВЫБЕРИТЕ НУЖНЫЙ ВАРИАНТ/С помощью толкового СЛОВАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И «СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ» УСТАНОВИТЕ СМЫСЛОВОЕ И СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ЭТИМИ СЛОВАМИ.
1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств. 2. Отмеченные признаки (разнородны, гетерогенны). 3. (Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно. 4. Сорта новых культур более (константны, устойчивы), т. е. они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества. 5. В изображении характера должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (гипостазировать, сделать самодовлеющей) (писатель, автор), исходя из своей собственной (концепции, представления) о (персонажах, героях, образах).
Задание 49.
ВЫБЕРИТЕ СИНОНИМИЧЕСКИЕ ПАРЫ иноязычного и РУССКОГО СЛОВА. УСТАНОВИТЕ сходство и РАЗЛИЧИЕ В
ЗНАЧЕНИИ, ГРАНИЦАХ СОЧЕТАЕМОСТИ, СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ОКРАСКЕ И СФЕРЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭТИХ СЛОВ.
4.На тех участках фронта, откуда ушли уже многие части, саперы станут имитировать оживление. — Подражать крикам животных, этому сложному и тонкому искусству, Ваня обучился у деда.
5.Широкий показ продукции нашей промышленности и сельского хозяйства — такова основная задача выставки. — Лекции по истории русского и западного искусства всегда сопровождаются демонстрацией диапозитивов.
6.Различия внутри стиля художественного повествования определяются жанровыми особенностями литературы, — Наличие специальных химических терминов в труде по химии детерминируется тем, что каждая наука оперирует специфическими понятиями.
Задание 50.
СОСТАВЬТЕ КОНТЕКСТЫ к КАЖДОМУ из ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ слов.
1. Индустрия — промышленность. 2. Ситуация — обстановка. 3. Локальный — местный. 4. Фауна — животный мир. 5. Флора — растительность. 6. Вояж — поездка. 7. Директива— указание. 8. Литера — буква. 9. Симптом — признак. 10. Увертюра — вступление.
Задание 51.
ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК,ЧТОБЫ КАЖДОЕ слово БЫЛО понятным.
1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики— дефицит товаров и услуг. 5. Задача правительства— сдержать, обуздать инфляцию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо придать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл). 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.
Задание 52. ОПРЕДЕЛИТЕ,КАКИЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ СЛОВ СООТВЕТСТВУЮТ НОРМЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕЧИ,А КАКИЕ
— ПРОСТОРЕЧИЮ.
Лягу — ляжу, кладу — ложу, лихоражу — лихорадю, награжу — наградю, наплещу —наплескаю, налягу
— наляжу; ляг — ляж, положи — поклади, мурлычь — мурлыкай, напои—напой; мозоль —мозоля, дуршлаг — друшлаг, противень — протвень, оладья — оладий; туфля — туфель, задолжность — задолженность, междугородный — междугородний, мягонький— мяконький, мурлычущий— мурлыкающий.
Задание 53.
НАЙДИТЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ СЛОВ БЕЗ УЧЕТА ИХ СЕМАНТИКИ. СДЕЛАЙТЕ
СТИЛИСТИЧЕСКУЮ ПРАВКУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
1. Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т. д. происходит бесплатно. 2. В деле повышения производства мы используем новые альтернативы. 3. Это слишком трудно и многолико отвечать за всю безопасность. 4. Коллектив учителей разрабатывает учебный материал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходящий материал. 5. Имидж — это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его действий, б. Партнер — это соучастник какого-либо действия, события, игры. 7. Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала. 8. Учитель изобразил на доске план выполнения работы. 9. Можно было привести ряд чисел, касающихся всех сторон жизни этой республики. 10. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких и других заболеваний. 11. Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной и спорной технологической и биологической информации. 12. Известно, что
Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалованным ребенком. 13. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков. 14. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 15. Пейзаж города